Индекс доверия
Головная организация Росатома по стандартизации оборудования и подсистем АСУ ТП АО «РАСУ» занялась формированием требований национальных и отраслевых стандартов. А также координирует деятельность отраслевых предприятий по сертификации продукции на соответствие требованиям международных стандартов в рамках вывода российского оборудования и систем АСУ ТП на международный рынок. О том, как международная сертификация влияет на будущее госкорпорации, «Вестнику Атомпрома» рассказал заместитель технического директора – директор департамента технических инспекций и оценки соответствия АО «РАСУ» Алексей Зятников.
Скажите, почему так важна сертификация оборудования АСУ ТП и что нужно учитывать при выходе на международный рынок?
На глобальном рынке российским поставщикам приходится жёстко конкурировать с крупными мировыми производителями АСУ ТП, уже занимающими эту нишу. Чтобы была возможность на равных условиях участвовать в зарубежных проектах, российские поставщики должны иметь сертификаты соответствия международного образца, выданные международными органами сертификации. Однако в каждой стране существуют свои дополнительные требования, подкреплённые локальными нормативными документами и законами. Например, если сертифицировать оборудование на соответствие требованиям Европейских стандартов в органах по сертификации Евросоюза, то сертификат будет действовать только на территории Евросоюза и в некоторых других странах. В США своя система аккредитации и сертификации и взаимного признания сертификатов нет. Но это дорога с двухсторонним движением. При выходе на российский рынок иностранные поставщики также обязаны подтверждать соответствие своей продукции национальным стандартам, действующим на территории РФ, и, как следствие, проводить лабораторные испытания в нашей стране. Причина этого – отсутствие единых гармонизированных стандартов и отсутствие взаимного признания результатов испытаний. Существующее разнообразие законов, правил, норм, международных стандартов, национальной нормативной базы страны сооружения АЭС способствует тому, что наш базовый проект станции подвергается многочисленным изменениям в каждой отдельной стране сооружения АЭС.
Проясните, в чём проявляется взаимосвязь между сертификацией и стандартизацией?
Стандартизация – это деятельность по разработке и применению стандартов, по установлению норм, правил и требований, которые предъявляются в том числе и к оборудованию, а сертификация — процесс подтверждения соответствия этим требованиям. То есть разработка требований – это стандартизация, а сертификация – получение подтверждения того, что эти требования выполнены. Наша стратегия сертификации платформ, систем и компонентов АСУ ТП отраслевых предприятий предусматривает несколько этапов. Первый этап – предварительный, когда оценивается текущее состояние готовности предприятия для выхода на международный рынок и принципов разработки его документации, а также устраняются обнаруженные несоответствия требованиям международных стандартов. Второй – сертификация процессов разработки и производства оборудования. Третий этап – подтверждение характеристик продукции с обязательными испытаниями в международных лабораториях. Также недавно добавились обязательные требования по проверке на информационную безопасность и отсутствие уязвимостей. Требования новые, и большинство поставщиков пока не имеют этих сертификатов, так как критерии оценки и само требование до конца ещё не сформированы. На сегодняшний день существует ряд общих подходов к проверке на кибербезопасность. Мы к этим нововведениям готовы и нашли даже соответствующую лабораторию для проведения испытаний, а также ведём переговоры о сотрудничестве с органами по сертификации.
Получается, что-то общее у международных стандартов всё же есть, и только страновая специфика вносит свои коррективы?
Есть якорные рекомендации МАГАТЭ, которые принимают все страны, а дальше идут надстройки на уровне национальных стандартов. Причём в разных странах отличаются не только требования, но и их трактовка. Из-за отсутствия у органов регулирования единого представления о том, как должна выглядеть стратегия сертификации платформ, систем или оборудования, мы лишены возможности применять только российские технологии АСУ ТП в зарубежных проектах. Все хотят, как у соседа, только по-своему. Вызывает сложность и такое понятие, как «индекс доверия», когда заказчик принимает результаты испытаний и сертификаты благонадёжных организаций, по его мнению, и сомневается в признании других.
А существуют компании, результаты сертификации которых признаются всеми?
В Европе существует топ-5 таких ведущих международных органов сертификации: французское Bureau Veritas, три немецких: TÜV NORD, TÜV Rheinland, TÜV SÜD и швейцарское SGS. Так как объёмы предстоящей работы по сертификации нашего оборудования и систем АСУ ТП велики, а сроки сжаты, то процесс сертификации было решено разбить на четыре части и вести эти процессы параллельно. Сейчас мы заключили два договора с TÜV Rheinland и TÜV SÜD на первый этап по сертификации АСУ ТП, который включает предварительный анализ имеющейся на отраслевых заводах-изготовителях документации, а также оценку принципов её разработки. На финальной стадии – заключение договора с TÜV NORD и Bureau Veritas. К концу августа органами по сертификации будут предоставлены отчёты по результатам этого анализа и оценки.
Какие особые требования предъявляют зарубежные заказчики?
Традиционно для объектов критической важной инфраструктуры, куда относится и атомная энергетика, предъявляются повышенные требования к безопасности, надёжности, работоспособности и долговечности. Поэтому при сертификации оборудования и систем для атомной отрасли должны быть учтены как общепромышленные требования, так и требования, предъявляемые в атомной промышленности. Как было уже сказано, в каждой стране их набор индивидуален. Одно из основных – это соответствие платформ, систем и компонентов АСУ ТП международным и национальным стандартам. Для этого орган по сертификации должен подтвердить соответствие поставляемого оборудования и технологий требованиям международных и национальных стандартов. Но сначала проводится проверка самого предприятия: оценивается система менеджмента качества, информационная безопасность, экологический менеджмент, безопасность труда и прочее. Эта проверка может называться по-разному, например, у финского заказчика это «получение одобрения», у венгерского – «ядерная квалификация». Обычно в составе аудиторов есть представитель национального регулирующего органа, который контролирует, как заказчик проводит проверку предприятия, в том числе и на соответствие национальному законодательству страны сооружения АЭС. И только на следующем этапе, после получения контракта на поставку под конкретную атомную станцию, проводятся дополнительные испытания по климатике, сейсмике, электромагнитной совместимости и другим параметрам.
А встречаются примеры гармонизированных стандартов?
Да, конечно. Например, в Ростехнадзоре сейчас идёт активная работа по гармонизации кодов продукции Американского общества инженеров-механиков (ASME) – международного стандарта производства, конструирования, изготовления и тестирования большого спектра оборудования.
Планируется ли в России открытие европейских аттестационных лабораторий, чтобы отпала необходимость возить оборудование на испытания?
Трудностей с открытием самих испытательных лабораторий нет ни у нас, ни за рубежом. Главная проблема – различия в организационно-правовых формах, структурах и участниках процедур аккредитации, которые определяются законодательством в локальных системах аккредитации. На мой взгляд, начинать нужно с гармонизации общих требований к аккредитации, тогда станет возможным и взаимное признание результатов испытаний и сертификатов.
Что даёт АО «РАСУ» наличие международных сертификатов?
Возможность участия в конкурсах на изготовление и поставку платформ, систем и компонентов АСУ ТП в рамках глобального рынка. Сегодня флагманским проектом Росатома является АЭС с ВВЭР-1200 поколения «3+», отвечающая всем самым строгим требованиям безопасности. Это референтный проект (ЛАЭС-2, НВАЭС-2), с которым госкорпорация активно выходит за рубеж. Но в некоторых случаях складывается ситуация, когда проверенные российские поставщики не могут участвовать в тендерах изза отсутствия у них международных сертификатов соответствия. Нам приходится использовать зарубежные аналоги и вносить изменения в проект, что приводит к сдвигу сроков и увеличению стоимости строительства объекта. Чтобы минимизировать риски по срыву взятых на себя обязательств, максимально удовлетворить потребностям заказчиков, гарантировать качество и безопасность наших объектов, мы и проводим планомерную работу по международной сертификации российского оборудования и систем АСУ ТП АЭС. То есть это наши инвестиции в будущие проекты.
Как влияет сертификация на стоимость оборудования?
Это довольно затратный процесс: на сертификацию необходимо закладывать от 7 до 10% стоимости оборудования. Но если мы ставим перед собой цель соответствовать самым строгим международным требованиям, это оправданно, хотя и требует, как материальных, так и временных затрат.
Для каких проектов сейчас ведётся сертификация?
На данный момент РАСУ проводит подготовительные мероприятия к сертификации платформ, систем и компонентов заводов – изготовителей АСУ ТП, входящих в контур Росатома. Мы ориентируем своих поставщиков в первую очередь на финский проект АЭС «Ханхикиви» и венгерский АЭС «Пакш-2» – в их проектной документации чётко прописано, что при выходе на конкурс необходимо иметь свидетельство соответствия международных органов по сертификации. В перспективе результаты проведённой сертификации могут быть использованы в Египте для АЭС «Эль-Дабаа» и турецкой АЭС «Аккую». Чтобы участвовать в турецких конкурсах, пока достаточно соответствия российским стандартам, но в контракте есть требование, чтобы на момент поставки оборудование имело маркировку СЕ, т. е. соответствовало уже европейским стандартам. Пока для АЭС «Куданкулам» (блоки 5–6) и АЭС «Руппур» достаточно наличия российских стандартов, но с каждым годом заказчик становится всё более требовательным. Есть все основания полагать, что в будущих проектах наличие международных сертификатов соответствия будет базовым условием для всех участников.
Что в вашей работе оказалось самым сложным?
Из-за большого количества поставщиков и разного уровня развития их систем менеджмента сложно было всех организовать. Для этого мы создали координационный совет по международной сертификации, в рамках которого осуществляется все взаимодействие. Разработали единые шаблоны, по которым предприятия формировали комплекты документов для первого этапа сертификации. Провели семинары, где рассказали о многочисленных нюансах проверок международных аудиторов. Пришлось даже разработать единый глоссарий, в соответствии с которым нужно было переводить документацию на английский язык. В коммуникации заключалась особая сложность. Довольно часто при работе с представителями сертифицирующих органов у нас возникали моменты тотального взаимного непонимания в части терминологии, предъявляемых требований и подходах к оценке. Под одними и теми же словами мы понимали разный набор действий, вкладывали разные смыслы. Пройдя через это, мы разработали для всех участников процесса единые рекомендации в части прохождения менеджмента качества и информационной безопасности. Кстати, подобного опыта у отраслевых предприятий нет, можно сказать, что мы – первопроходцы. Были сложности с мотивацией и вовлечённостью предприятий. Так как многие предпочитают работать под конкретный контракт, убедить в необходимости прохождения сертификации было сложно. На самом деле смысл этого процесса заключается в том, чтобы мобилизовать усилия на сертификацию и получить конкурентное преимущество для игры на международном рынке. Для этого на каждом из предприятий-участников бизнеса мы создали свою локальную рабочую группу, которая занимается сертификацией продукции своего предприятия, а мы координируем их работу.
Планируете как-то монетизировать приобретённый опыт по получению международных сертификатов?
Да, мы планируем открытие проектного офиса по сертификации для оказания консультационных услуг, касающихся квалификации и сертификации оборудования. Намерены развивать это направление и дальше, так как оно очень востребованно. Не стоит забывать, что сертификаты выдаются на определённый промежуток времени. В случае модернизации продукции, выпуска новой линейки оборудования или окончания срока сертификата процедуры получения сертификатов необходимо повторять. И здесь мы готовы оказывать помощь не только для предприятий нашей отрасли, но и любой организации, которая собирается поставлять своё оборудование для АЭС за рубежом.