Штамп в паспорте 90
В конце августа на Северный полюс повезли детей. В акции, приуроченной к 60-летию Росатомфлота, участвовало семьдесят одарённых и активных ребят из 24 регионов России и гости из Армении, которые о таком походе раньше и мечтать не могли. Образовательную и досуговую программу для них совместно готовили Школа Росатома и сеть Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ).
Говорят, в «Одиссее» Гомера можно насчитать более 70 слов, обозначающих цвет моря: от бирюзового до иссиня-чёрного. И это объяснимо: для эллинов море – это не только транспортная инфраструктура или источник продовольствия, но нечто большее. Отсюда потребность в детальном описании и, как следствие, богатство языка. Поэтому нет сомнений: если бы древние греки побывали в Арктике, то их язык обогатился бы и пятьюдесятью оттенками серого. Впрочем, после книжного бестселлера Э.Л. Джеймс и одноимённого фильма у фразы «50 оттенков серого» появился совсем иной подтекст: тайные удовольствия, о которых не принято говорить вслух. В отношении Арктики и этот смысл верен. Все хорошо знают, что Север — это белые медведи и айсберги, по сути, уникальная природа. Но то, что поход на Северный полюс сулит и другие радости, знают не все. Попытаемся сформулировать неочевидные достоинства такого путешествия.
Connecting People
На берегу, пока поход только готовился, я и представить себе не мог, что команда судна и его капитан — Дмитрий Викторович Лобусов — могут быть частью программы. Ну, скажем, инструктаж проведут, ну, приветственные слова скажут, и всё, а дальше две параллельныереальности в одном замкнутом пространстве: у моряков своя работа, у ребят — летний лагерь на выезде. Но оказалось, что именно команда и капитан станут активными проводниками не посвящённых и в Арктику, и в мир кораблей. Например, Дмитрий Викторович не стал собирать всех участников рейса в одном зале, чтобы формально поставить галочку в графе «общение с гостями». Наоборот, он попросил разделить участников на 5 групп по 17–20 человек и принимал их у себя, в салоне капитана. И каждый, абсолютно каждый участник рейса (и дети, и педагоги, и почётные гости) сумел задать свой вопрос, сделать фото на память и уйти очарованным капитаном корабля. И уж точно нельзя было предположить, что в течение похода днём и ночью можно будет подниматься на мостик и смотреть на работу помощников капитана, штурмана и рулевого матроса. И не просто смотреть, но и задавать вопросы. Помню, уже в час ночи, после отбоя и завершения планёрки, поднялся спросить: на море просто волнение или уже шторм? Старпом ради меня достал справочник, нашёл разные классификации (по высоте волн и по силе ветра) и ещё долго успокаивал,что качка и даже настоящий шторм ледоколу не страшны. Такое внимание бесценно, как учит нас реклама. Кстати, вопросы задавали не только я, и не только капитану или старшим помощникам. Например, 17-летняя участница похода Дана Агамова из Пышмы, настоящая фанатка атомной отрасли, мечтающая работать на ПО «Маяк», почти каждый день перед завтраком, до начала образовательной программы, бегала на центральный пульт управления и успевала узнать всё, что теоретически может знать будущий инженер об устройстве атомного ледокола. А если к тому же учесть, что на борту находился заслуженный полярник и прекрасный рассказчик Виктор Боярский, а также представители заповедника «Русская Арктика», почётные гости (народная артистка России Елена Яковлева, певица и актриса Анастасия Макеева, телеведущий и документалист Валдис Пельш, победитель телевизионного проекта «Танцы на ТНТ» Ильшат Шабаев и победитель международного конкурса молодых музыкантов Eurovision Young Musicians 2018 Иван Бессонов, то поход, как вы понимаете, становился уже уникальным местом для общения.
Наедине с собой
Как складывается наш день? Телефонные звонки, сообщения в мессенджерах, электронная почта, интернетсёрфинг — все эти коммуникативные практики стали привычками, почти рефлексами, мы подстраиваемся под них, а точнее, становимся зависимыми от гаджетов. Это не новость, конечно. Но на судне, без физической возможности позвонить или полистать ленту в фейсбуке, понимаешь, что изменились границы приватности. Когда ты доступен 24 часа в сутки и работа порой требует отвечать на письма даже вне рабочего времени, появляется ощущение, что ты себе не принадлежишь и тебя всегда кто-то контролирует,например твой начальник или твоя семья. Одновременно с этим исчезает практика общения с самим собой. Учёные давно, кстати, бьют тревогу по этому поводу: человечество теряет навыки рефлексии, изучения окружающего мира и перестаёт задумываться о простом и вечном. Однако поход на ледоколе как будто вернул меня в 90-е, когда ещё не было мобильных и даже проводной телефон был далеко не в каждой квартире, когда не было тотального контроля, а было зато время и место спонтанности и особой свободе действий. Конечно, к рефлексивности располагали и пейзажи: бесконечная водная гладь или ледяная пустыня, не заходящее даже ночью солнце, казавшиеся безжизненными острова архипелага Земля Франца-Иосифа. Хотелось часами стоять на баке и смотреть вдаль. В общем, digital-детокс это интересный и весьма полезный опыт. После возвращения в Мурманск включать телефон не хотелось.
Истинная роскошь
Сегодня, когда самолёты уменьшили планету до суточного перелёта, а турфирмы готовы отправить клиентов в дикие джунгли Амазонии и безжизненные пустыни Австралии, на Эверест и микроскопические атоллы Тихого океана, трудно кого-то удивить путешествием. Всё упирается в размер кошелька и наличие свободного времени. Но Северный полюс всё же остаётся в списке мест, куда попасть не так просто. Более того, если спросить человека, куда бы он хотел поехать, про Северный полюс никто не вспомнит, мы просто не воспринимаем его как возможный туристический маршрут. Тем ценнее оказаться в точке N 90°00′00″. И такую возможность сегодня даёт только Росатомфлот с его атомными ледоколами. Это эксклюзив, luxury в прямом смысле слова. Вроде бы это очевидно, однако на борту казалось, что осознание уникальности похода пришло не ко всем. Один незначительный эпизод расставил всё по своим местам: Валдис Пельш попросил поставить в своём загранпаспорте отметку о посещении Северного полюса (Южный у него уже был). И вслед за ним с паспортами стали приходить и другие участники рейса. Это трудно объяснить словами, но именно этот штамп как символ принадлежности к клубу избранных помог понять, как же нам повезло.
Знакомство с будущим
Этот аргумент актуален не для всех рейсов, конечно. Ведь сейчас речь идёт именно о специальном детском рейсе. Детский рейс – это особый жанр, смесь экскурсии и летнего лагеря. В том смысле, что ребятами нужно заниматься 24 часа в сутки в течение всего похода, да ещё и дополнительные ограничения накладываются. Первое ограничение, оно же и самое очевидное, – это пространство. Это и физическое, и психологическое ограничение. Ледокол хоть и большой, но всё же за 10 дней для кого-то может стать клеткой. Во-вторых, нет связи с домом, и для многих детей экспедиция стала первым опытом «жизни без друзей и родителей». В третьих,вопросы безопасности. Не стоит забывать, что каждый выход на палубу мог закончиться ситуацией «Человек за бортом!», да и судно не простое, а атомное! В-четвёртых, важнейшая задача — не дать ребятам заскучать, иначе три первых ограничения станут роковыми. Поэтому за время подготовки похода, в процессе минимизации этих рисков, дети стали восприниматься как некие объекты, причём, чего уж тут скрывать, потенциально опасные. И на ледоколе, когда фамилии из списка материализовались, поначалу не воспринимаешь их как субъектов, просто думаешь: ну здорово, день прошёл без происшествий, мероприятия удались, идём дальше. Однако постепенно участники похода стали открываться как интересные, самодостаточные, нестандартно мыслящие личности. Взаимодействие с ними превратилось в аттракцион, когда к формальному статусу взрослого медленно наращивался настоящий авторитет. Каждый день был вызовом, зато отдача сумасшедшая. И мы, педагоги, увидели во всём этом по-настоящему хорошее будущее. И знаете что? Оно радует! Талантливые и умные, искренние и активные, ребята вдохновляли и многократно усиливали радость от похода. И какое удовольствие сейчас читать то, что они пишут в социальных сетях (хештеги #атомфлоту60 и #полярникиXXIвека). Например, 12-летний Слава Гирфанов из Мурманска написал замечательные стихи:
Величественная Арктика моя
Торжественно встречает ледоколы,
И чувствую песчинкой я себя
Наедине с бескрайнею природой.
Холодный океан кругом застыл,
И лёд живёт здесь по своим законам,
У Арктики – особая душа,
В ней просто сумасшедшая свобода!
Язык природы сразу не понять,
Мы можем лишь почувствовать, увидеть,
Суровость Севера как божий дар принять
И научиться сердцем понимать, лелеять.
А 15-летняя Ксения Мишкина из Десногорска в инстаграме написала: «Моя соседка по комнате сказала: «Нет ничего невозможного. Если человек об этом думает, значит — это реально!» Я уже 100 раз сказала про это, но да-да-да, это действительно так! Хватит сидеть на месте, изо дня в день листать ленту в Инстаграме, хватит гулять по одним и тем же улицам, потому что «ну надо же хоть как-то проводить время…» Мир огромный, вокруг столько всего неизведанного, так зачем тратить свою жизнь на пустое. Мне всего 15, а я уже побывала на Северном полюсе! И я не собираюсь останавливаться! Это только начало. Начало чего-то грандиозного!» Пожалуй, нагляднее всего это будущее проявилось в рамках видеомастерской «Ледокол пикчерз»: в течение трёх дней ребята командами снимали видеоролики. Тематику и стиль выбирали самостоятельно, в результате получилось 11 высказываний на тему экологии и зависимости от гаджетов,путешествия на Северный полюс и страхов. Сейчас все работы (кроме ролика-победителя «Штиль») доступны на youtube-канале ИЦАЭ (см. QR-код). А победившее видео будет показано на нескольких кинофестивалях, и уже известно, что «Штиль»попал в шорт-лист IV Московского международного кинофестиваля молодого кино«МакГаффин Film Fest».Наверное, даже спустя месяц после возвращения ощущаешь, что часть тебя осталась в Арктике, а Арктика – уже часть тебя. И что особенно приятно, так это то, что именно Россия — лидер в освоении этих просторов. Огромное спасибо Росатомфлоту и Росатому за этот рейс и за концентрацию удивительных людей. С днём рождения, атомный ледокольный флот!