«”Русатом Карго” должна обеспечить евроазиатский товарообмен на регулярной основе»

«”Русатом Карго” должна обеспечить евроазиатский товарообмен на регулярной основе»

Директор по развитию бизнеса Росатома Екатерина Ляхова — о том, зачем госкорпорации транспортно-логистическая компания.

– Как появилась идея создания в периметре госкорпорации крупной транспортной компании? Все ли сразу поняли, что она необходима?

— Мысль о том, чтобы консолидировать логистическую составляющую в отдельное направление, обсуждалась в Росатоме давно, ведь объем внутренних перевозок для обеспечения российских и зарубежных поставок на строительные площадки АЭС с каждым годом увеличивается. Хотелось эту статью расходов сделать максимально прозрачной и эффективной. Но окончательно идея создания транспортной компании сформировалась после того, как госкорпорация «Росатом» стала инфраструктурным оператором Северного морского пути и появилась перспектива использовать СМП как коммерческий транзитный коридор для грузопотока Европа — Азия — Европа и для интеграции России в международную торговую систему.

Сомнений в актуальности и необходимости проекта быть не могло: кто, как не Росатом, владея ледокольным флотом и возможностью использования ядерных энергоустановок (это корневая компетенция госкорпорации) в качестве источника энергии для судовых двигателей будущего арктического флота, в состоянии реализовать столь масштабный и амбициозный проект?


«Русатом Карго» — предприятие госкорпорации «Росатом», созданное в июне 2019 года. Основные задачи: логистика перевозки грузов для АЭС, строящихся Росатомом за рубежом и организация контейнерного транзита по Северному морскому транзитному коридору (СМТК). В рамках создания инфраструктуры СМТК предполагается формирование двух ключевых транспортно-логистических узлов (Мурманск и Петропавловск-Камчатский) и строительство флота контейнеровозов ледового класса для проводки их по Северному морскому пути. Концепция СМТК должна быть завершена в 2020 году, подготовка инфраструктуры — в 2024 году.


– Можно ли утверждать, что «Русатом Карго» создается целенаправленно под загрузку СМП, или компания в перспективе может выйти и на другие маршруты?

— «Русатом Карго» — интегратор логистического бизнеса. В задачи компании входит не только развитие логистического сервиса по грузоперевозкам через СМП, но и организация, и координация логистического сервиса для строящихся АЭС, дальнейшее развитие бизнеса, в том числе путем неорганического роста. Яркий пример – состоявшаяся в конце 2019 года сделка по приобретению доли в группе компаний «Дело». Вся эта деятельность несомненно должна развиваться на удобной для интеграции других участников цифровой платформе. Она позволит скоординировать и максимально упростить логистический сервис.

— Как планы «Русатом Карго» синхронизируются с «арктическим дивизионом» госкорпорации?

— «Русатом Карго» постоянно взаимодействует с Дирекцией СМП, обеспечивающей развитие и устойчивое функционирование Севморпути, включая круглогодичное плавание судов в акватории СМП, ледокольную проводку. Образно говоря, Дирекция СМП строит безопасную и устойчивую в эксплуатации круглогодичную морскую дорогу, по которой «Русатом Карго» должна обеспечить евроазиатский товарообмен на регулярной основе.

– Какие грузы и в каком объеме планируется перевозить? На какие прогнозы по грузоперевозкам ориентируется компания?

— Если говорить о транзите грузов по СМП, то основные  грузы — контейнеризируемые. Они сегодня составляют более 70% объема евроазиатского товарооборота. Реализовывать наши планы будем в два этапа: пилотная эксплуатация (перевозка до 800 тыс. контейнеров в год), затем — полномасштабная эксплуатация с объемом более 4 млн контейнеров в год.
Как раз сейчас «Русатом Карго» проводит глубокое маркетинговое исследование для подтверждения целевого сегмента грузов и готовности грузовладельцев использовать СМП. И конечно, для реализации такого масштабного проекта мы активно обсуждаем варианты партнерства с крупными логистическими международными компаниями, проявляющими интерес к возможной альтернативе Суэцкого канала.

– Планируется ли создание собственного флота или фрахт судов (модель asset light)? Понятен ли объем инвестиций, которые потребуются для «Русатом Карго»? Будут ли вкладываться деньги в портовую инфраструктуру (терминалы)?

— Для того чтобы наша идея стала коммерчески реализуемой, мы должны обеспечить ритмичность и круглогодичную доступность логистического сервиса. Мы пришли к выводу: нам необходимы два транспортно-логистических узла (ТЛУ) на восточном и западном плечах маршрута; для каботажа между этими двумя ТЛУ нужны арктические контейнеровозы повышенной грузовместимости
Сегодня на рынке нет контейнеровозов необходимого ледового класса и экономически обоснованной грузовместимости; их необходимо построить. Фрахт судов более низкого ледового класса и меньшей грузовместимости возможен для нивелирования пиковых нагрузок в период осенне-летней навигации.
Таким образом, инвестиции потребуются в строительство как ТЛУ, так и соответствующего флота. Будут ли это инвестиции Росатома или мы войдем в партнерство с крупными игроками на транспортном рынке – станет понятно в течение года.

– Как строятся взаимоотношения с группой «Дело», акционером которой стала госкорпорация? Будет ли «Дело» участвовать в проектах «Русатом Карго» или эти бизнесы не пересекаются?

— Группа «Дело» — лидер логистического бизнеса России с более чем двадцатилетним опытом работы в стивидорном и транспортно-логистическом направлениях. Как вы знаете, в декабре 2019 года компания приобрела долю в «Трансконтейнере» — лидере рынка железнодорожных контейнерных перевозок в России и СНГ. Компетенция и экспертизы команды ГК «Дело» вносят очень серьезный вклад в наши планы развития международного оператора логистических услуг, их опыт в управлении портами и терминалами для нас уникален, взаимодействие происходит в ежедневном режиме. Представители «Русатом Карго» входят в органы корпоративного управления компаний группы, что позволяет постоянно обсуждать и синхронизировать направления развития совместного бизнеса.

– Повлияла ли пандемия COVID-19 на планы развития «Русатом Карго»?

— Повлияла, несомненно. Она укрепила нас в уверенности, что выбрано правильное направление для развития и двигаться нужно еще быстрее, так как объем грузоперевозок будет только расти. Поэтому создание собственной цифровой платформы для логистического сервиса становится еще более актуальным.