Оцифровка реальности

Оцифровка реальности

IT-сектор надеется на бурный рост за счет внедрения цифровых решений в традиционных отраслях экономики

Сектор информационно-коммуникационных технологий становится все более важным сегментом экономики во многих странах, причем наиболее бурный рост дает цифровизация традиционных отраслей. Так, доля национальных ВВП, которая будет формироваться за счет компаний, прошедших через цифровую трансформацию, должна вырасти с 10 % в 2018 году до 50 % в 2023-м. Ключевые позиции в глобальном IT-секторе по-прежнему занимают развитые страны, Китай. Кроме того, некоторые государства, сделавшие ставку на экспорт информационных технологий, провели ряд реформ, упростивших регулирование сектора. В России доля IT в ВВП существенно ниже, чем в США или Индии, однако правительство уже объявило о новых мерах поддержки сегмента в рамках налогового маневра.

После многих лет роста в 2020 году глобальные расходы на информационно-коммуникационные технологии останутся почти неизменными из-за падения деловой активности на фоне пандемии коронавируса. При этом в последующие годы расходы на традиционные технологии цифрового сектора будут в среднем расти такими же темпами, как мировой ВВП, но в целом IT-индустрия вернется к темпам вдвое выше – такой рост будут обеспечивать новые технологии (искусственный интеллект, роботизация, виртуальная/дополненная реальность). International Data Corporation (IDC), ведущая аналитическая компания по IT‑сектору, прогнозирует, что на них будет приходиться все большая доля рынка.

Суммарный рынок информационно-коммуникационных технологий в мире оценивается почти в $5 трлн в год. В том числе на традиционные IT-решения в 2020 году, по оценке IDC, будет потрачено $4 трлн, на новые технологии сегмента – $892 млн. К 2023 году вырастет общий объем рынка, но также изменится и распределение спроса – $4,45 трлн пойдет на традиционные и $1,36 трлн на новые технологии.

При этом наблюдаются ярко выраженные отличия в объеме и структуре рынка в различных странах. По данным Statista, сейчас 34 % глобального IT-сектора приходится на Северную Америку, 32 % – на Азию, 23 % – на Европу. Доля Латинской Америки и стран Африки оценена в 6 % и 5 % соответственно. Размер крупнейшего странового рынка IT – США оценивается в $1,7 трлн (это 7,9 % от ВВП Штатов). Согласно отчету CompTIA, этот сектор по вкладу в ВВП опережает многие ключевые отрасли, такие как ретейл, строительство или транспорт. Данные IDC позволяют также увидеть, что в разных регионах превалируют различные сегменты: в США и Европе это сервисы, в Азии – производство техники, а в крупных развивающихся экономиках – телекоммуникационная отрасль. В целом по миру телеком также остается ведущим сегментом традиционного IT-рынка ($1,3 трлн).

Половина экономики будет цифровой

IT-сектор становится одной из ключевых отраслей не только вследствие органического роста, но и в результате того, что все большее число компаний нецифровых секторов экономики уходят от традиционных моделей ведения бизнеса и приступают к цифровизации. Это резко повышает спрос как на услуги, так и на хардверные решения, связанные с передачей, хранением, обработкой данных.

По данным IDC, к 2024 году более 50 % всех расходов на IT будут напрямую связаны с цифровой трансформацией и инновациями (тогда как в 2018-м эта доля составляла 31 %). Причем одним из основных направлений станет развитие облачных технологий, так как внедрение инноваций требует перехода на менее трудоемкие и менее капиталоемкие операционные модели. Резко возрастает роль искусственного интеллекта – через пять лет 50 % всех пользовательских интерфейсов будут содержать компоненты ИИ, компьютерного зрения, распознавания речи и виртуальной/дополненной реальности. Более того, уже в ближайшие годы мировая экономика достигнет цифрового превосходства – доля национального ВВП, который будет формироваться за счет компаний, прошедших цифровую трансформацию, вырастет с 10 % в 2018 году до 50 % в 2023-м. Поэтому перспективы развития IT-сектора в конкретной стране оказываются тесно связаны с процессами цифровизации частных компаний и госсектора.

Для оценки цифровой «продвинутости» той или иной страны применяются различные методики. Россия стабильно входит в топ-50 всех основных международных рейтингов цифрового развития, обычно получая более высокие позиции по качеству рабочей силы и более низкие – по качеству регулирования. Так, в Глобальном инновационном индексе, который с 2007 года составляют Корнелльский университет, бизнес-школа INSEAD и Всемирная организация интеллектуальной собственности, Россия занимает 47-е место.

В целом этот рейтинг составлен для 131 страны и рассчитывается на основе 80 показателей, которые объединены в семь групп. Итоговый показатель определяется как среднее двух субиндексов – ресурсов для инноваций (оцениваются институты, человеческий капитал и наука, инфраструктура, уровень развития рынка и бизнеса) и их результатов (развитие технологий и экономики знаний, результаты креативной деятельности). РФ традиционно занимает более высокое место по оценке ресурсов для инноваций, чем по субиндексу результатов. При этом если по доле расходов на образование в ВВП страна занимает лишь 82-е место (3,7 % от ВВП России), то по доле расходов на R&D – 37-е (1 % от ВВП).



В тройке лидеров год за годом остаются Швейцария, Швеция и США. Далее в рейтинге 2020 года расположились Великобритания, Нидерланды, Дания, Финляндия, Сингапур, Германия, Южная Корея. Китай является единственной крупной развивающейся страной, которая оказалась в топ-20 рейтинга (14-е место). По словам директора ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Леонида Гохберга, результативность инноваций в России ниже уровня, ожидаемого при текущих значениях показателей ВВП на душу населения и инвестиций в науку, технологии и инновации. «В 2013–2016 годах России удалось значительно улучшить свои позиции в рейтинге, переместившись с 62-го на 43-е место. Данный период фактически совпал со временем реализации активной государственной инновационной политики. В последние годы наблюдается тренд на стагнацию инновационной деятельности, что находит отражение в отсутствии сколь-либо значимых изменений показателей страны в рейтинге», – отметил эксперт.

Попытки оценить уровень цифровизации и готовность российской экономики к трансформации предпринимались и ранее. В частности, «Росатом» по заказу Минцифры в 2018 году подготовил «Национальный индекс развития цифровой экономики», поместив РФ на 23-ю строчку рейтинга среди 32 европейских стран. По совокупному значению показателей индекса РФ (0,46) разместилась рядом с Италией, Латвией и Турцией, не достигнув среднего значения по группе в 0,52. Соотношение показателей по предметным областям выявило преимущества РФ в области кибербезопасности, цифрового правительства и цифрового здравоохранения. При этом страна заняла низкие позиции по потенциалу и результативности научно-технологического комплекса (38-е место), качеству регулирования (36-е) и состоянию деловой среды (35-е).

Поддержка сверху

Ставку на развитие IT-сектора пытаются сделать многие страны, причем как развитые, так и развивающиеся, но удается, безусловно, не всем. Одним из наиболее успешных примеров является Индия – крупнейший рынок аутсорсинга IT-услуг. Ключевым преимуществом этой страны остается недорогая, но при этом квалифицированная рабочая сила. По данным IBEF, IT-сектор Индии достиг $177 млрд в 2019 году, показав прирост на 6,1 %, причем $147 млрд – это выручка от экспорта (в страновом экспорте услуг информационные технологии занимают 45 %). При сохранении таких высоких темпов роста эта отрасль в стране достигнет оборота в $350 млрд к 2025 году. Только в четверке крупнейших индийских IT-гигантов занято более 1 млн человек, а сам сектор обеспечивает 7,7 % ВВП страны (к 2025 году прогнозируется увеличение доли до 10%).

Поддержка отрасли началась еще в 1980-х годах, когда в Индии была принята новая государственная программа развития и экспорта программного обеспечения (Software Exports, Software Development and Training Policy), которая впервые рассматривала развитие данного сектора IT-индустрии в качестве ключевого направления развития национальной экономики. Ставка была сделана на оффшорное программирование, а меры поддержки сосредоточены в специальных технопарках (первым и крупнейшим стал Бангалор). В настоящее время более 90 % национального экспорта программного обеспечения и IT-услуг Индии приходится на компании, расположенные в технопарках. Но новым преимуществом страны становится и быстрорастущий рынок: в Индии насчитывается более 500 миллионов пользователей интернета (в этом она уступает только Китаю).

Относительно крупный IT-кластер удалось создать и Беларуси. Для страны Восточной Европы здесь крайне высокая концентрация известных IT-компаний, например EPAM, мессенджер Viber, приложение MSQRD, компания Wargaming с ее игрой World of Tanks. Учитывая маленький национальный рынок, большинство компаний рассчитывают на международную экспансию, а 90 % продаж осуществляются на зарубежных рынках. Показательно, что IT-сектор стал сейчас главным источником экономического роста Беларуси, а доля IT-услуг в общей структуре ВВП выросла в 2019 году до 6,1 % (для сравнения доля сельского хозяйства составила 7,2 %).

Ключевой мерой поддержки стал запуск в Беларуси в 2005 году Парка высоких технологий. Это не особая экономическая зона, а юрисдикция, которая функционирует по принципу экстерриториальности. Зарегистрированные в парке компании могут пользоваться особыми преференциями (в частности, освобождаются от уплаты налога на прибыль) независимо от места расположения белорусского офиса. Режим оказался крайне эффективным – с 2005 по 2020 годы экспорт компьютерных услуг из страны вырос с $22 млн до $2,2 млрд в год. 43,2 % производимого в парке программного обеспечения поставляется в США, 49,1 % – в страны Западной Европы, 5,3 % – в Россию и СНГ. В конце 2017 года в Беларуси был также принят декрет «О развитии цифровых технологий», узаконивший смарт-контракты (алгоритмы, передающие право собственности, на основе технологии блокчейн могут использоваться, например, при обороте криптовалют). Положения белорусского декрета также предусматривают облегчение валютных операций для резидентов парка и использование норм английского права, что позволяет заключать международные контракты на новых условиях.

В России, по данным Минэкономики, доля IT-отрасли в ВВП в 2019 году составила 1,8 %, в этом году ожидается снижение этого показателя до 1,6 %, но уже со следующего года министерство прогнозирует возобновление роста до 1,7 %, в 2022-м – до 1,8 %, а в 2023-м – до 1,9 %. Суммарный отечественный экспорт ПО и услуг по его разработке в 2019 году составил $6,9 млрд, но общий объем зарубежных продаж российских компаний с территории России и с позиции зарубежных офисов российских компаний в 2019 году составил около $11 млрд – такую оценку приводил президент «Руссофта» Валентин Макаров.

Пока российский IT-сектор значительно уступает другим ведущим отраслям по вкладу в ВВП, однако уже со следующего года компании сектора, работающие в России, смогут претендовать на получение льгот в рамках налогового маневра. Речь идет о бессрочном снижении налога на прибыль с 20 % до 3 %, страховых взносов с 14 % до 7,6 %, а также о сохранении возможности обнуления НДС для организаций, включенных в реестр отечественного программного обеспечения. Сейчас в реестре числится около 7 тыс. записей. Но госаккредитацию, которая также необходима для получения льгот в рамках налогового маневра, уже получило более 12 тыс. компаний.

Предполагается, что эта мера должна повысить привлекательность российской юрисдикции для IT-бизнеса. Пока разработчикам зачастую невыгодно вести свою деятельность в России. Как ранее пояснял премьер-министр РФ Михаил Мишустин, компании «очень быстро меняют дислокацию, перемещаясь в юрисдикции стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом». После же внедрения маневра, как заверял премьер, в стране «будут одни из самых низких ставок в мире – развивать проекты в России станет выгоднее, чем за рубежом».

Поддержать экспортный потенциал российских компаний должна и новая система грантов – заявки уже начали принимать Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ) и фонд «Сколково». Например, в конце сентября РФРИТ начал прием заявок на участие в конкурсе разработчиков ПО и предприятий, внедряющих отечественные IT-решения. Они могут получить грант в размере от 20 млн до 300 млн руб. Фонд «Сколково», в свою очередь, запустил конкурсный отбор получателей грантов (до 80 млн руб.) на реализацию пилотных проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения отечественных продуктов.

Ксения Ильина