Управлять знаниями

Система и механизмы управления знаниями и инновациями в отрасли

О стратегических направлениях научной работы, масштабе задач, поставленных Комплексной программой РТТН, цифровой платформе и корпоративной системе учета результатов интеллектуальной деятельности «Вестнику атомпрома» рассказала Наталья Ильина, директор по управлению научно-техническими программами и проектами — директор департамента научно-технических программ и проектов госкорпорации «Росатом».

Система управления знаниями в Росатоме — это большая и сложная управленческая машина. Новые знания активно производятся научными институтами госкорпорации, ведется работа в научных центрах дивизионов, многие исследования и разработки гражданского назначения выполняются предприятиями ядерного оружейного комплекса. Росатом пользуется и внешними разработками: более полувека длится сотрудничество с НИЦ «Курчатовский институт», исследования в интересах госкорпорации выполняют ИБРАЭ РАН, а также НИЯУ МИФИ и другие вузы, входящие в состав Консорциума опорных вузов Росатома. Управление таким объемом исследований, которые осуществляются не только за счет собственных средств госкорпорации и ее предприятий, но и за счет средств федерального бюджета, предполагает большое количество организационно-правовых механизмов. Эти механизмы и составляют систему управления знаниями и инновациями.

Комплексная программа РТТН

Большая часть НИОКР госкорпорации «Росатом», которые выполняются в рамках стратегического приоритета по развитию ядерных энергетических технологий нового поколения, неэнергетических приложений компетенций в области ядерной энергетики и научных заделов для новых энергетических технологий, сгруппированы в Комплексную программу «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации на период до 2024 года». Задачу разработки программы поставил президент РФ в указе № 270 от 16 апреля 2020 года. 6 июля 2020 года было подписано постановление правительства РФ № 989, которым программа была приравнена к уже действующим национальным проектам. В декабре 2020 года программа была утверждена.

В рамках Комплексной программы к 2024 году предусмотрено как получение важных результатов НИОКР, так и возведение объектов капитального строительства. Программа состоит из пяти федеральных проектов.

  • По федеральному проекту 1 «Разработка технологий двухкомпонентной атомной энергетики с замкнутым топливным циклом» выполняются мероприятия, связанные с проектом «Прорыв» и опытно-демонстрационным энергетическим комплексом с реактором на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем БРЕСТ-ОД-300 на площадке Сибирского химического комбината (г. Северск Томской обл.). В рамках федерального проекта предполагается ввод в эксплуатацию учебно-тренировочного и информационного центра ОДЭК, завершение мероприятий, необходимых для ввода в эксплуатацию объектов пристанционного ядерного топливного цикла, и выполнение НИОКР по разработке проектов установок БРЕСТ-ОД-300 и БН-1200М и ядерного топлива для них.
  • Федеральный проект 2 «Создание современной экспериментально-стендовой базы для разработки технологий двухкомпонентной атомной энергетики с замкнутым ядерным топливным циклом» сосредоточен вокруг площадки НИИ атомных реакторов (г. Димитровград Ульяновской обл.) и исследовательского реактора МБИР. В рамках этого проекта предполагается завершение мероприятий по строительству исследовательской установки МБИР, получение положительных заключений государственных экспертиз, завершение строительных работ главного здания исследовательской ядерной установки, монтаж реактора и тепловой защиты на штатные места, а также техническое перевооружение исследовательского реактора БОР-60 в целях продления его срока службы. В рамках проекта выполняются также и НИОКР, обеспечивающие указанные работы.
  • Федеральный проект 3 «Разработка технологий управляемого термоядерного синтеза и инновационных плазменных технологий» выполняется в тесной кооперации с НИЦ «Курчатовский институт» и организациями Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Он предполагает выполнение большого количество НИОКР и строительных работ. Часть из них относятся к фундаментальным исследованиям термоядерного синтеза и физики плазмы и созданию установок для них, например токамака Т-15МД и термоядерного комплекса ТСП. Также предполагаются работы по созданию гибридных реакторных установок, сочетающих элементы термоядерного и ядерного реактора. В рамках федерального проекта ведутся работы по созданию новых технологий на базе использования плазменных эффектов: это создание прототипов плазменных ракетных двигателей, создание технологий упрочнения поверхностей, а также разработка и испытания новых классов источников нейтронов, света и иных электромагнитных излучений.
  • Федеральный проект 4 «Разработка новых материалов и технологий для перспективных энергетических систем» сосредоточен исключительно на НИОКР и объединяет работы по разным тематикам. В его рамках предполагается разработка эскизного проекта реакторной установки с жидкосолевым ядерным реактором, который позволит «дожигать» долгоживущие минорные актиниды, захоронение которых (а они «живут» несколько сотен тысяч лет) представляет собой одну из сложнейших экологических проблем современной ядерной энергетики. Предполагается большой объем исследований свойств вещества при сверхвысоких давлениях (до 100МПа) и магнитных полях (до 100 МГс) и создание на базе результатов этих работ источника рентгеновского излучения мощностью до 1013 Вт, что выведет Россию в мировые лидеры по целому классу исследований взаимодействия излучения с веществом. Большой пласт работ предполагается провести и в части исследования свойств вещества при других экстремальных состояниях. Предполагается разработка и создание комплекса по получению сверхтяжелых ядерных элементов с наработкой исходного изотопа кюрий-248, на базе которых в дальнейшем (уже за пределами Комплексной программы) будут проведены эксперименты по получению 119-го и 120-го элементов таблицы Менделеева. Есть и прикладной раздел этого федерального проекта: предполагается разработка новых материалов, причем востребованных не только атомной промышленностью, но и необходимых многим другим отраслям, таких как новое углеволокно и постоянные магниты. Уделяется внимание и аддитивным технологиям: предполагается разработка трехосевого сканатора, а также технологий и оборудования для печати из металлических, композитных и керамических материалов.
  • В рамках федерального проекта 5 «Проектирование и строительство референтных энергоблоков атомных электростанций, в том числе атомных станций малой мощности» мы к концу 2024 года должны прийти к физическому пуску первого энергоблока Курской АЭС-2 и приступить к монтажу корпуса реактора второго энергоблока — головных энергоблоков с реактором ВВЭР-ТОИ — представителем нового поколения реактора ВВЭР, а также разработать проектную документацию атомной станции малой мощности на базе реакторной установки РИТМ-200Н.

Даже из перечисления проектов ясен масштаб стоящих перед нами задач, которые, безусловно, не ограничиваются 2024 годом. Мы предполагаем, что по разрабатываемым в программе проектам будут строиться энергетические и научные установки, а исследования будут продолжены. Поэтому сейчас наш департамент в тесном сотрудничестве с другими подразделениями госкорпорации и правительством Российской Федерации работает над расширением Комплексной программы. Прорабатывается вопрос получения дополнительного финансирования по КП РТТН, включая финансирование из средств Фонда национального благосостояния, а также продления КП РТТН до 2030 года.

Справка

Высокий уровень утверждения и контроля программы предполагает большое внимание со стороны как руководителей государства, так и контролирующих органов, а также высокую ответственность госкорпорации и ее конкретных руководителей за своевременность и качество ее выполнения.

Куратором КП РТТН назначен заместитель председателя правительства Российской Федерации Александр Новак.

Руководителем Комплексной программы является генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, а администратором статс-секретарь — заместитель генерального директора по обеспечению государственных полномочий и бюджетного процесса Сергей Новиков.

Руководителем федеральных проектов 1 и 5, больше связанных с текущими потребностями ядерной энергетики, является первый заместитель генерального директора по атомной энергетике Александр Локшин.

Федеральные проекты 2, 3, 4 находятся на более ранней стадии научных исследований, ими руководит заместитель генерального директора по науке и стратегии Юрий Оленин.

Администратором всех федеральных проектов является директор по управлению научно-исследовательскими программами и проектами — директор департамента научно-исследовательских программ и проектов Наталья Ильина.

 

Цифровизация

В целях мониторинга и контроля реализации Комплексной программы РТТН, а также создания единого хранилища и организации информационной поддержки участников реализации программы, департамент научно-технических программ инициировал создание информационной платформы ЕИП (Единое информационное пространство) РТТН.

В соответствии с приказом генерального директора госкорпорации «Росатом» от 24 мая 2021 года № 1-1/368-П в госкорпорации и ее организациях подготовка ежемесячных отчетных материалов по федеральным проектам КП РТТН должна осуществляться с помощью Единого информационного пространства Комплексной программы. Разработка ЕИП РТТН проводится совместно с департаментом информационных технологий госкорпорации «Росатом» (директор департамента — Евгений Абакумов) и при технической поддержке АО «Гринатом». В Управляющий совет проекта входят руководители отраслевых функций. К ЕИП подключены более 300 участников из 13 организаций. Доступ организован через КСПД Росатома (ИС УКСС).

Сегодня ЕИП РТТН включает в себя следующие функции:

  1. Единый электронный архив документов по федеральным проектам КП РТТН, в котором выкладываются открытые документы по федеральным проектам программы, актуальные локальные нормативные акты и информационные материалы. В зоне регулируемого доступа организовано размещение рабочих документов по федеральным проектам.
  2. Модуль исключения дублирования, который осуществляет проверку научно-технических материалов на дублирование и заимствование. Этот модуль проверяет подаваемые технические задания, отчеты и прочие материалы на предмет дублирования с материалами внешних библиотек (еLibrary, библиотеки патентов РФ), базой отчетных документов по госконтрактам на НИОКР и контрактам в рамках ЕОТП. В процессе работы над КП РТТН вновь поступающие материалы будут проверяться также на соответствие материалам пополняемого Единого электронного архива КП РТТН.
  3. Модуль агрегатной отчетности по федеральным проектам, представляющий собой удобную для руководителей визуализацию ключевых параметров реализации: исполнение финансирования, достижение контрольных точек, показатели и риски. Данные для этого модуля ежемесячно собираются от организаций-исполнителей и ключевых участников проектов и подтверждаются утвержденными документами.

Такая система позволяет нам отслеживать ситуацию с выполнением государственных контрактов в реальном времени, своевременно видеть риски и реагировать на угрозы невыполнения Комплексной программы.

Управление интеллектуальной собственностью

Для нас важно, чтобы новые знания, создаваемые организациями Росатома в рамках КП РТТН и вне ее, были защищены и находили применение в деятельности самой госкорпорации или использовались в других отраслях, принося прибыль предприятиям-разработчикам. Для этого мы активно работаем с выявлением результатов интеллектуальной деятельности и обеспечением их правовой охраны. Функционирует корпоративная система учета результатов интеллектуальной деятельности ИСУПРИД, отлажена система патентования в России и на международном уровне. Поскольку патентование предполагает раскрытие информации, мы тщательно следим за балансом между патентами и сохранением результатов деятельности в режиме ноу-хау, выявлением секретов производства и сохранением их в режиме коммерческой тайны. Решение о том, что делать с каждым из полученных РИД, принимается в госкорпорации исходя из сущности РИД и перспектив его использования. В целом можно говорить о том, что департаментом создана и успешно работает отраслевая система полного жизненного цикла управления РИД, от их планирования в составе ожидаемых результатов будущих НИОКР до отражения созданных РИД в качестве объектов нематериальных активов.

Мы заняты и структурированием создаваемых результатов. В 2020 году с помощью разработанной в госкорпорации уникальной методики впервые в отрасли начато формирование портфелей интеллектуальной собственности по продуктам. Параллельно с формированием портфелей на системной основе осуществляется прогнозирование и планирование портфелей ИС на период 2021–2027 годов. Дополнительно следует упомянуть масштабную работу госкорпорации по инвентаризации РИД, созданных в предшествующие периоды. В результате всех организационных мероприятий в 2019 и 2020 годах к бюджетному учету в Росатоме принято более 600 объектов нематериальных активов на сумму более 54 млрд руб., и компания не раз отмечалась руководством Роспатента как лидер в области управления интеллектуальной собственностью.

Помимо создания и постоянного совершенствования корпоративной методической и нормативной базы, специалисты департамента активно участвуют в совершенствовании государственной сферы интеллектуальной собственности, включая регуляторные изменения, механизмы налогового стимулирования и организационные решения. Ряд предлагаемых действий в 2020 году сформулирован в предложениях госкорпорации «Росатом» в ходе работы по механизму «регуляторной гильотины», в том числе при подготовке изменений в части II и IV Гражданского кодекса РФ и изменений в постановление правительства РФ №233 в рамках работы по плану мероприятий «Трансформация делового климата» — «Интеллектуальная собственность».