Корпоративное обучение

Снова в школу

АО «ИТЦ «ДЖЭТ» готовится к запуску Школы моделирования

Атомная станция — это технически сложный объект. Чтобы сотрудники станции могли получить необходимый опыт без риска для оборудования, на АЭС устанавливают тренажеры, имитирующие рабочее место оператора. ИТЦ «ДЖЭТ» создает тренажеры для атомных станций уже более 30 лет, они поставляются на АЭС нашей страны и станции российского дизайна за рубежом. Тренажер должен работать корректно, поэтому разработчики создают математическую модель процессов, происходящих на АЭС. Для чего «ДЖЭТ» создает собственную Школу моделирования, «Вестнику атомпрома» рассказывает генеральный директор компании Александр Жукавин.

— Александр Петрович, расскажите, в чем суть проекта? Какие задачи он решает и почему это важно для компании в целом?

— Школа моделирования (ШМ) призвана готовить инженерных специалистов для работы с технологией тренажеростроения, используемой в АО «ИТЦ «ДЖЭТ». Эта технология развивалась на протяжении тридцати лет, и ее освоение связано со многими как теоретическими, так и практическими тонкостями.

Преимущества, которые сможет дать Школа моделирования:

  • Решение проблемы дефицита специалистов — программистов по математическому моделированию при целевых условиях расширения сферы деятельности АО «ИТЦ «ДЖЭТ» в других отраслях.
  • Сокращение времени адаптации молодого специалиста в производственной среде компании.
  • Сокращение времени освоения программного инструментария и как результат — более ранняя отдача от молодых специалистов.
  • Приток новых людей, а значит, и свежих идей для развития и совершенствования технологий «ДЖЭТ».

Подробности

В целом для «ДЖЭТ» существует критическая потребность в специалистах по ядерной физике, теплофизике, автоматике и электрике, потому что основные процессы, которые моделируются в полномасштабных и аналитических тренажерах АЭС и ТЭС, опираются именно на эти разделы науки и техники. Не многие вузы выпускают таких специалистов, поэтому оптимально начинать их подготовку в процессе обучения.

Есть и другая причина, по которой Школа моделирования представляет для нас особую ценность, — это отсутствие взаимозаменяемости участников на проектах, связанных с разработкой программного обеспечения для моделирования различных технологических систем. Широта и глубина знаний конкретного специалиста зависит от характера его работы: если специалист много лет подряд моделирует одни и те же системы с применением одного и того же инструмента, потребности в широте знаний не возникает. Иными словами, теплофизик, не развивающий знания в ядерной физике, не в состоянии разрабатывать и поддерживать нейтронно-физическую модель, в то время как физик без специальных знаний в области термодинамики не способен моделировать такого рода системы, хотя оба специалиста изучали соответствующие дисциплины в вузах. Узконаправленная специализация становится камнем преткновения на пути к компетентности и универсализму. Поэтому основная задача заключается в расширении кругозора и компетенций молодых сотрудников «ДЖЭТ» в целях более эффективной разработки новых проектов.

При этом надо понимать, что дефицит или избыток кадров определяется количеством проектов в портфеле заказов, а также политикой руководства компании в проведении научно-исследовательских работ для совершенствования технологии и перспективных разработок. На данный момент перед АО «ИТЦ «ДЖЭТ» поставлены амбициозные задачи по поставке на АЭС и ТЭС тренажеров нового поколения и тиражирования своей технологии в другие отрасли промышленности.

— Возможно ли обучать студентов основам моделирования в условиях рабочего процесса?

— Мы сами были студентами, одни совсем недавно, другие же — в отдаленном прошлом. Мы понимаем, что студенты бывают разные. Поэтому одной из целей ШМ является поиск и отбор студентов, имеющих склонность к аналитическому мышлению и в приоритетном порядке интересующихся физикой и моделированием. Работа Школы моделирования строится на самостоятельном изучении материала с глубокой обратной связью с опытными специалистами АО «ИТЦ «ДЖЭТ». Тематика ШМ является достаточно гибкой — некоторые темы преподносятся в двух форматах: в информационном для будущих непрофильных специалистов и в специальном — для будущих профильных специалистов. Отдельные темы имеют общий характер, так как будут использоваться всеми специалистами. Помимо теоретического изучения предполагается проведение практических занятий с использованием как инструментария разработки ПО, так и исследования процессов с помощью комплексной модели энергоблока.

«Школа моделирования — это инструмент, который позволит освоить профессию специалиста по математическому и цифровому моделированию в онлайн-формате. Накопление опыта по его использованию поможет в будущем распространить его и на другие задачи и процессы в других отраслях, где применяется математическое моделирование»

— Кто может пройти этот курс?

— Как уже говорилось, программа предназначена в основном для студентов старших курсов, а также для аспирантов, которые видят себя участниками интересных проектов, реализуемых АО «ИТЦ «ДЖЭТ». В процессе разработки курса дополнительно выявилось еще два необходимых и перспективных способа его применения.

Во-первых, он будет полезен молодым сотрудникам ИТЦ «ДЖЭТ» — ведь его тематика составлялась на основе опросов и пожеланий молодых специалистов компании. Дело в том, что проекты разработки полномасштабных тренажеров очень длительные (от двух до трех лет) и состоят из различных по сложности этапов. Для участия в этих проектах сотрудники должны обладать компетенциями и практическими знаниями средств разработки программного обеспечения (кодогенераторы) и специальной среды разработки программного обеспечения — САПФИР.

Поэтому, пока молодой специалист не прошел все этапы большого проекта, существует риск упустить важные компетенции. Прослушав лекции и изучив презентации ШМ, он получит четкое и ясное представление обо всех производственных процессах и его индивидуальной роли в этих процессах, что сделает его работу более осознанной и повысит его эффективность.

Полномасштабный тренажер, Кольская АЭС

Вторым аспектом является применение материалов ШМ в проектах взаимодействия АО «ИТЦ «ДЖЭТ» с ведущими вузами энергетического профиля — МИФИ, МЭИ и Ивановским государственным энергетическим университетом. Такое взаимодействие предполагает создание в этих вузах небольших групп, состоящих из преподавателей и аспирантов, которые вначале пройдут обучение в «ДЖЭТ», а затем уже будут сами обучать студентов. С этой целью «ДЖЭТ» устанавливает свое программное обеспечение на технические средства вузов и осуществляет техническую поддержку преподавателей, которые и будут готовить кадровый резерв. В данном случае «ДЖЭТ» сможет поручать таким трудовым коллективам — вузовским центрам математического моделирования — разработку отдельных небольших задач для текущих проектов. Такое сотрудничество представляется взаимовыгодным как для учебных партнеров, так и для ИТЦ «ДЖЭТ» как индустриального партнера. 

— Какие современные подходы вы используете для обучения специалистов?

— В настоящее время в мире все более широкое распространение получает комплексный метод обучения STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics — наука, технология, инжиниринг, математика). Фактически это синтез учебных дисциплин, применяемых одновременно. Традиционная форма обучения в наших вузах предполагает только две из этих составляющих — разделы науки (физика, химия и т. д.) и математика. Инжиниринг и технология осваиваются молодым специалистом уже непосредственно на рабочем месте, а длительность процесса этого освоения зависит от сложности фирменной технологии и разнообразия инжиниринговых задач. Такая практика получения на выходе из вуза ограниченного в компетенциях молодого специалиста не соответствует потребностям бизнеса и эффективного производства.

«Успешному результату работы ШМ должно способствовать применение в учебном процессе современных технологий обучения с использованием интерактивных презентаций, видеороликов, тестовых и практических задач на симуляторах»

Именно поэтому перед АО «ИТЦ «ДЖЭТ» стоит задача организовать превентивную подготовку в вузах своих перспективных инженерных кадров на ранних стадиях образовательного процесса. Для этого необходимо ознакомить своих будущих сотрудников с технологией разработки специфических программных продуктов и методами инжиниринга при производстве программно-технических комплексов. Такой подход можно рассматривать как новую образовательную систему на базе взаимодействия учебного (вузы) и индустриального («ДЖЭТ») партнеров.

Отдельные элементы создаваемой образовательной системы можно применить как в рамках внутренней Школы моделирования АО «ИТЦ «ДЖЭТ», так и Высшей инжиниринговой школы АСЭ в МИФИ.

— Каковы ваши дальнейшие планы? Как вы думаете, насколько данный проект может быть востребован в других компаниях и отраслях?

— Об этом пока несколько рано говорить, но такие планы имеются, тем более, что одна из целей госкорпорации «Росатом» — стать на долгосрочном горизонте мировым лидером по подготовке специалистов по математическому моделированию. Это, конечно, амбициозная задача, но все ресурсы для ее достижения у нас есть, в том числе главный ресурс — талантливые люди. Есть также более близкая и конкретная цель компании АО «Русатом Сервис» — импортозамещение и освоение рынка БРИКС, где Россия играет одну из ведущих ролей.

Но сегодня необходимо решить первую задачу — реализацию выбранной методики обучения и накопление опыта ее применения. А в перспективе мы, конечно же, видим растущий рынок образовательных услуг как в мире, так и в России, что обусловлено недостатком высококвалифицированных кадров. Поэтому мы ориентируемся как на корпоративное обучение для сотрудников профильных предприятий (повышение квалификации, переподготовка), так и на частных пользователей, желающих быстро освоить востребованную профессию в области цифрового моделирования.

Перспективность нашего подхода к обучению в следующем: уходим от «академичности» (практико-ориентированный подход: готовим не научных работников, а специалистов для компаний и предприятий), предполагаем разделение по отраслям (например, модули для авиационной, нефтегазовой и других отраслей) и возможность выбора отдельного модуля (например, изучение конкретных инструментов моделирования или специфики отрасли), а также сокращение времени адаптации молодых специалистов на производстве, то есть легкий переход от накопления теоретических знаний к практическому их использованию.