Инженерия как инструмент развития
Особое мнение

Инженерия как инструмент развития

Системный подход к решению технических и управленческих задач: теория и практика

Российские власти форсируют подготовку кадров. Для этого будут созданы 30 передовых инженерных школ на вузовских площадках в регионах, заявил на оперативном совещании с вице-премьерами 11 апреля глава правительства РФ Михаил Мишустин. Эксперты объясняют, что власти ускоряют подготовку молодых кадров, поскольку они должны помочь стране быстрее справиться с западными санкциями.

Задачи поставлены

Обеспечение экономики страны техническими специалистами по направлениям цифрового проектирования и моделирования — жизненно необходимая задача в условиях санкций, отмечает Мишустин. «России крайне важно в кратчайшие сроки достичь технологической независимости, которая базируется на крепкой и диверсифицированной промышленности», — сказал премьер-министр РФ.

Наращивать компетенции необходимо в сферах микроэлектроники, фармацевтики, генетики, агроинженерии и других критически важных направлениях, уточнил вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко. По его словам, работать передовые школы будут в партнерстве с высокотехнологичными компаниями. «Часть обучения будет проходить на производственных площадках лучших предприятий, которые находятся в непосредственной близости. Стержень обучения — это решение прорывных инженерных задач по заданию компаний», — сказал вице-премьер.

Проблемы и решения

Сама по себе идея развивать современную инженерную школу в стране совсем не нова. Этот запрос периодически возникал и возникает в российской экономике. Более того, подобные задачи рассматривались и в Советском Союзе. В основном это было связано, как и сейчас, с задачей проектирования, сооружения, управления сложными инженерными объектами, которых становилось все больше в разных сферах хозяйствования.

Методология системной инженерии

Более 40 лет тому назад Артур Холл в своей известной книге «Опыт методологии для системотехники» впервые описал методологию системной инженерии, определив ее как организованную творческую технологию и выделив в качестве основных следующие положения.

1. Системная инженерия многоаспектна, и этот факт должен быть обязательно отражен при определении ее предмета.

2. В основу деятельности системного инженера должно быть положено понимание, что целью всего процесса системной инженерии является оптимальное проведение функциональных границ между человеческими интересами, системой и ее окружением. В самом же окружении выделяются три главных составных части: физическое и техническое окружение, деловое и экономическое окружение, социальное окружение.

3. Системная инженерия уделяет первостепенное внимание исследованию потребностей, в основе которого должно лежать использование передовых экономических теорий, учет потребностей рынка и возможность изменения этих потребностей как сейчас, так и в будущем.

Подробности

Основной продукт инженерной деятельности — это системы. В современном мире они беспрецедентно усложнились. При этом, по мнению специалистов, в целом конкурентоспособность систем, создаваемых отечественными инженерами в последние годы, неуклонно снижается. Одна из коренных причин такого положения кроется в недооценке отечественными компаниями и высшей инженерной школой ключевой роли системной инженерии в обеспечении конкурентоспособности систем, создаваемых нашими инженерами. По мнению специалистов, именно системная инженерия и ее важнейшие разделы, такие как программная инженерия, инженерия требований, управление изменениями, проектирование архитектур и другие, являются фундаментом для построения устойчивой конструкции, в которой поддерживается ясная и стабильная связь между миссией, стратегическими целями, задачами и измеримыми результатами инженерной деятельности.

Методологическая основа

Системная инженерия как новая прикладная системная методология появилась в середине ХХ века в ответ, с одной стороны, на резкое усложнение научных, технических и управленческих проблем, возникающих при создании систем, а с другой — на рост ответственности за результаты этой деятельности. Сегодня мировое научное и мировое индустриальное сообщества признают системную инженерию методологической основой организации и осуществления деятельности по созданию систем любых классов и назначений. Это и управление деятельностью по созданию систем, и подготовка кадров, и стандартизация, развитие и обеспечение процессов системной инженерии, и ряд других. В научных и методических разработках зарубежных ученых системная инженерия сформировалась как междисциплинарный подход и методика, определяющие полный набор технических и управленческих усилий, необходимых для того, чтобы преобразовать совокупность потребностей заказчика и других заинтересованных сторон, имеющихся ожиданий и ограничений в эффективное системное решение и поддерживать данное решение в течение его жизни.

Опыт Минсредмаша

В Советском Союзе, кстати, возможностями системной инженерии не пренебрегали и внимательно изучали новые подходы, способные вывести инженерную науку на качественно новый уровень. Именно в Минсредмаше активно использовали системный подход и изучали как зарубежный, так и отечественный опыт. Так, в 1981 году российский методолог, основоположник отечественного системного подхода Георгий Петрович Щедровицкий читал в Министерстве энергетики СССР лекции, посвященные проблемам управления в области серийного сооружения АЭС. А основополагающий труд Артура Холла «Опыт методологии для системотехники», фактически положивший начало системной инженерии, был переведен на русский язык в 1975 году под редакцией Геллия Поварова. Геллий Николаевич Поваров был советским математиком, философом и историком науки. Он также был профессором кафедры кибернетики Московского инженерно-физического института — ныне опорного вуза Росатома.

«Мир человека стал гораздо сложнее и в то же время гораздо подвижнее и текучее, чем когда-либо раньше. Рост производства и народонаселения, увеличение мощностей и скоростей, развитие вооружений, напряжение хозяйственной и политической жизни — все это создает острые проблемы, требующие быстрых действий с громадными ресурсами. Ответом было появление больших технических систем, где сотни и тысячи разнообразных компонентов, часто разбросанных на обширной территории, объединяются в одно целое средствами автоматизированного управления, обеспечивающими необходимую быстроту и гибкость реагирования. Здесь системотехника смыкается с техникой «электронных мозгов» — универсальных вычислительных машин, являющихся также логическими машинами», — написал в 1975 году в предисловии к труду Артура Холла Геллий Поваров, и эти слова звучат более чем уместно сегодня, 47 лет спустя.

Большие системы и новые требования

Геллий Поваров считал, что большие системы представляют собой новую, более высокую степень развития производительных сил по сравнению с прежними, малыми системами — классическими тепловыми и электрическими машинами и аппаратами. Что они увеличивают могущество человека, позволяют делать больше за меньшее время, решать задачи, иначе не решаемые. Они же ставят перед ним новые требования. «В инженерном мышлении происходит ломка многих традиций. Разработка малых систем опиралась прежде всего на детальный анализ, на растущую специализацию задач и методов. Разработка больших систем, напротив, предполагает интеграцию, синтез, рассмотрение различных сторон явлений. Здесь нужна мудрая дальновидность, умение связать близкие цели и дальние, технические перспективы и социально-экономические. Это называют системным подходом к технике», — писал в своих работах Геллий Поваров.

Спустя десятилетия после того, как мы научились использовать энергию мирного атома, АЭС по-прежнему остается одним из самых сложных инженерных сооружений на планете. Умение применять системный подход к технике позволило российским атомщикам занять лидирующие позиции на рынке сооружения АЭС в мире. Этот опыт, несомненно, поможет в решении других задач, которые стоят перед нами.