Первый китайский быстрый
Реактор CEFR: история создания, особенности проекта, грани сотрудничества России и Китая
Как развивался проект CEFR
Вклад в проект основных российских участников
Поставки топлива и оборудования
Российскими предприятиями было поставлено топливо («ТВЭЛ», «Элемаш», ОКБМ) и более 100 единиц оборудования, включая поставки:
— компонентов для корпуса реактора и поворотных пробок (ОКБМ);
— I и II контуров (ОКБМ);
— исполнительных механизмов системы управления и защиты (ОКБМ);
— промежуточных теплообменников (ОКБМ);
— механизма перегрузки (ОКБМ);
— элеваторов загрузки/выгрузки топлива (ОКБМ);
— парогенераторов («ЗИО-МАР»);
— приборов («НИИТеплоприбор», ОКБМ);
— расходомера ТВС (ОКБМ);
— приборов системы аварийной защиты парогенератора (ФЭИ);
— уровнемеров (ОКБМ, «НИИТеплоприбор»);
— электромагнитных насосов (ОКБМ, НИИЭФА);
— подвесок ионизационных камер (ОКБМ, «Элегия»).
Разработка технических проектов:
— системы контроля и управления (Атомэнергопроект, ОКБМ, ФЭИ);
— спецустройства для демонтажа/монтажа оборудования (ОКБМ);
— спецустройства для газового разогрева (ОКБМ);
— ряд других проектов, на основании которых китайская сторона разработала и изготовила системы и оборудование CEFR.
Работа с персоналом
Начиная с 1999 года предприятия России приступили к изготовлению и испытаниям опытных образцов, поставке оборудования и приборов для реакторной установки, а также топлива. Одновременно было проведено обучение эксплуатационного персонала CEFR на стендах ОКБМ, ФЭИ, в Учебно-тренировочном центре НИИАР. Оказывались и продолжают оказываться консультационные услуги силами специалистов ОКБМ, ФЭИ и Атомэнергопроекта, прочитаны лекции по тематике реакторов типа БН, организованы стажировки специалистов CIAE на стендах ФЭИ (стенд БФС), ОКБМ, проведено обучение специалистов монтажной организации CNI-23 и технический инструктаж эксплуатационного ремонтного персонала в ОКБМ, обучение эксплуатационного персонала (операторов) CIAE в Учебно-тренировочном центре на БОР-60 (НИИАР).
Исследования на стендах
Заложенные в проект CEFR технические решения были исследованы на стендах предприятий в России. Для подтверждения работоспособности поставляемого в КНР оборудования и обоснования проектных решений в ОКБМ, ФЭИ, НИИАР были созданы стенды и проведены следующие исследования по основному оборудованию и системам (всего около 30 различных испытаний и исследований):
— исследования элементов активной зоны: гидравлические испытания, определение изгибной жесткости, вибростойкости, устойчивости на растяжение макетов сборок активной зоны, элементов активной зоны на стенде БФС, на реакторе БОР-60 (ОКБМ, ФЭИ, НИИАР);
— полномасштабные испытания главных циркуляционных насосов первого и второго контуров, включая испытания отдельных элементов главных циркуляционных насосов (ОКБМ);
— полномасштабные испытания оборудования тракта перегрузки (механизма перегрузки, элеваторов), включая испытания отдельных элементов перегрузочного оборудования (ОКБМ);
— полномасштабные испытания исполнительных механизмов СУЗ, включая сейсмоиспытания (ОКБМ);
— испытания средств измерения теплотехнических параметров реактора, в том числе датчиков давления, сигнализаторов наличия натрия, высокотемпературных подвесок, ионизационных камер, натриевых расходомеров (ОКБМ, «НИИТеплоприбор», «Элегия»).
В настоящее время ОКБМ совместно с CIAE проводит исследования для обоснования проведения испытаний режимов с естественной циркуляцией теплоносителя (с передачей отдельных расчетных кодов и обучением китайских специалистов). В последнее время, в связи с ситуацией с COVID-19, на постоянной основе организована ВКС между ОКБМ и CIAE по сопровождению эксплуатации CEFR.
Особенности проекта CEFR и вклад сторон
Схема CEFR — трехконтурная, в первом и втором контурах по две петли. В каждой петле первого контура один насос и два теплообменника. В каждой петле второго контура один насос, одна буферная емкость и по 16 модулей парогенератора. Используется одна турбоустановка. В качестве основы для проектирования использованы технические решения РУ БН-600. Реактор CEFR разработан исходя из работы на МОКС-топливе, однако на начальной стадии эксплуатации реактора в активной зоне используется обогащенное урановое топливо российского производства. Проектом предусмотрена возможность облучения в активной зоне различных экспериментальных каналов.
В соответствии с концепцией безопасности CEFR в проекте реактора заложены:
— три резервные системы останова реактора, включая гидравлически взвешенный стержень аварийного останова;
— разветвленная система аварийного отвода тепла, включая пассивную систему отвода тепла от первого контура (система аварийного расхолаживания);
— герметичный контейнмент;
— исключение возможности ввода большой реактивности;
— пассивная система защиты от превышения давления в первом контуре;
— пассивное устройство ограничения утечки из первого контура при разрыве внекорпусных трубопроводов;
— устройство для сбора расплавленного топлива (поддон);
— разрывные мембраны на втором контуре;
— система пожаротушения, в том числе при течи натрия;
— сейсмостойкость АЭС и оборудование при сейсмическом воздействии (МРЗ), измеряемом в баллах по шкале MSK-64.
Практически все вышеприведенные системы впервые применены на CEFR для реакторов типа БН.
Вклад в проект российской стороны:
— разработка технического проекта РУ и АЭС, послужившего основанием для разработки рабочих проектов оборудования РУ и АЭС;
— проведение экспериментального обоснования отдельных систем безопасности и основного оборудования РУ;
— поставка основного оборудования и приборов РУ;
— оказание технической помощи при монтаже и наладке оборудования, приборов и систем CEFR, при взаимодействии с надзорными органами КНР;
— обучение китайских специалистов на стендах монтажу и эксплуатации оборудования, включая активную зону и РУ;
— поставка ЗИП и дополнительного оборудования;
— участие в подготовке экспериментов на РУ CEFR.
Вклад в проект китайской стороны:
— разработка проекта АЭС;
— изготовление теплотехнического оборудования и систем АЭС;
— сооружение АЭС;
— монтаж и наладка оборудования и систем АЭС;
— эксплуатация АЭС;
— получение соответствующих разрешений, лицензий от надзорных органов и правительства КНР.
Как выстраивалось взаимодействие сторон при работе над проектом
Специалисты РФ и КНР при заключении контрактов проводили совместное обсуждение основных технических требований по проектам систем и оборудования.
По результатам проектирования проводились консультации и разъяснения по принятым в проектах решениям силами специалистов ОКБМ, Атомэнергопроекта, ФЭИ.
Защита технического проекта была проведена в CIAE делегацией специалистов РФ.
В период изготовления оборудования при ОКБМ было организовано постоянное представительство CIAE, которое осуществляло проверку хода работ по изготовлению оборудования на предприятиях РФ. Кроме того, делегация китайских специалистов участвовала в приемке оборудования в контрольных точках, приемо-сдаточных испытаниях и упаковке оборудования.
В CIAE был организован входной контроль оборудования силами специалистов ОКБМ. В период монтажа и пусконаладки оборудования в CIAE работали советники от ОКБМ, а также специалисты, помогавшие выполнять сборочно-монтажные и наладочные работы поставленного оборудования.
Дополнительно осуществлялось взаимодействие специалистов РФ с надзорными органами КНР (консультации, разъяснения и др.).
Велась деловая и техническая переписка, силами ФЭИ и ОКБМ были прочитаны лекции по тематике реакторов на быстрых нейтронах.
Был заключен долгосрочный контракт между ОКБМ и CIAE на оказание консультационных услуг силами специалистов РФ. Консультации оказывались по проекту АЭС, оборудованию, эксплуатации РУ. В последнее время консультации ведутся по ВКС.
С 1994 года по настоящее время действует российско-китайская рабочая группа по сотрудничеству при сооружении CEFR, координатором которой от РФ является ОКБМ.
Как развивается сотрудничество после ввода CEFR в эксплуатацию
В 2011 году между ОКБМ и CIAE был заключен долгосрочный контракт, включающий:
— поставку ЗИП;
— поставку оборудования и приборов взамен отработавших свой ресурс;
— оказание консультационных услуг по техническому сопровождению эксплуатации оборудования и приборов;
— оказание консультационных услуг при эксплуатации CEFR;
— подготовку и участие в проведении экспериментов на РУ CEFR.
За последние 10 лет было поставлено более 250 наименований дополнительных элементов, приборов и оборудования. Проведено свыше 60 встреч по обсуждению технических вопросов. Российские специалисты оказали содействие в пуске и эксплуатации РУ, ремонте и замене отдельных узлов и оборудования, отработавшего свой ресурс.
Правительство КНР высоко оценило вклад российских специалистов в создание CEFR. Так, за сотрудничество по CEFR лауреатами международной премии «Дружба», учрежденной правительством КНР, стали Кирюшин А. И., Седаков В. Ю. и Костин В. И. из ОКБМ, Сукнев К. Л. и Ершов В. Н. из СПбАЭП, Поплавский В. М. из ФЭИ и Лавренюк П. И. из «ТВЭЛ».
Что дал проект для развития технологий быстрых реакторов
CEFR стал первым реактором на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем, введенным в эксплуатацию в XXI веке, что позволило успешно продвигать технологии реакторов типа БН как в России (реактор БН-800 на Белоярской АЭС введен в эксплуатацию в 2016 г.), так и в Китае (пуск первого блока CFR-600 намечен на 2023 г.). Успешное сотрудничество по CEFR позволило китайской стороне привлечь РФ (ОКБМ) к разработке и поставке оборудования и приборов натриевой технологии для демонстрационного быстрого реактора CFR-600.
Основные задачи, которые решались на реакторе CEFR в КНР:
— получение опыта работ по проектированию, изготовлению, испытаниям, монтажу, пусконаладке, физическому пуску и эксплуатации быстрого натриевого реактора;
— обучение национальных кадров технологиям работ во всех областях, связанных с быстрыми реакторами;
— создание национальных критериев и стандартов по быстрым реакторам;
— верификация и оценка компьютерных кодов, используемых при проектировании реактора;
— накопление опыта и базы данных по эксплуатации быстрых реакторов;
— проведение экспериментов и исследований на реакторе, которые легли в основу разработки демонстрационного быстрого реактора CFR.
Что дал проект российской стороне
Сотрудничество с КНР по CEFR позволило российским предприятиям в сложный период после аварии на Чернобыльской АЭС:
— получить заказы на разработку технического проекта и разработку РКД оборудования, изготавливаемого для CEFR, применительно к условиям КНР;
— получить заказы на изготовление оборудования на период 1994–2005 гг.;
— разработать современную технологию и оснастку для изготовления оборудования;
— сохранить технологии изготовления оборудования и в плановом порядке перейти к изготовлению оборудования для БН-800 в РФ;
— разработать усовершенствованные конструкции оборудования для РБН;
— сохранить кадровый потенциал специалистов — разработчиков реакторов типа БН;
— наработать опыт монтажа и наладки оборудования натриевой технологии в современных условиях (после пуска БН-600).