Трудности перехода
Как новые экономические вызовы повлияют на реализацию нацпроекта «Экология»
Сегодняшние реалии ставят перед обществом множество непростых вопросов, среди которых — судьба экологической повестки, которой в последние годы в России уделялось большое внимание. О том, как будет реализовываться нацпроект «Экология» в ситуации высокой неопределенности, говорили на прошедшем недавно в Москве III Международном форуме-выставке «Чистая страна».
Экопроекты не будут остановлены
Экологические проекты не будут заморожены, заявила недавно в одном из телеинтервью вице-премьер Виктория Абрамченко, курирующая в правительстве сферы сельского и лесного хозяйства, агропромышленного комплекса, природопользования и охраны окружающей среды.
Сейчас нередко можно услышать предположение, что экологические задачи неизбежно отойдут на второй план, достижение целей, поставленных нацпроектом «Экология», будет отложено на неопределенный срок, а некоторые из них потеряют значимость. Эта тема широко обсуждалась экспертами на Международном форуме-выставке «Чистая страна». На пленарной сессии форума эксперты — представители власти, бизнеса, общественных организаций — опровергли такую вероятность, заявив, что реализация проекта будет продолжаться. При этом участники форума признали, что работу придется ставить на новые экономические рельсы. «Мы двигаемся вправо, но это не значит, что нацпроект «Экология» будет остановлен, — заявил в ходе сессии заместитель председателя комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Коган. — Целевые показатели никто не снимает, как и конечный результат — 2030 год, и достижение этих показателей — тоже».
Законы заработают, но позже
Александр Коган рассказал о пакете поправок к ряду законодательных инициатив, который был предложен в рамках антикризисного плана правительства, разработанного в связи с введенными в отношении России санкциями. Они касаются главным образом переноса сроков выполнения ряда задач — как раз того, что эксперты сейчас называют «сдвигом вправо». Например, в планах Минэнерго — перенос срока отбора проектов генерации, работающей на возобновляемых источниках энергии, на полтора года.
Срок получения комплексных экологических разрешений (КЭР) продлен на два года — до 31 декабря 2024 года. Речь идет о 300 предприятиях, имеющих объекты I категории, которые оказывают наиболее негативное влияние на окружающую среду. В числе возложенных на эти предприятия обязательств есть получение КЭР. Законом также предусмотрено, что после получения КЭР такие компании обязаны установить автоматическую систему контроля выбросов, на это прежде отводилось четыре года, теперь этот срок продлен до шести лет.
На год передвинут срок вступления в силу так называемого «закона об Усолье». Речь идет об обязанности компаний иметь конкретный план по ликвидации накопленного вреда по завершению деятельности и подтверждении этого плана финансовыми гарантиями. Закон должен был заработать 1 сентября 2022 года, однако срок передвинут на 2023 год.
Подробности
Также на два года (до 31 декабря 2026 года) перенесен срок завершения эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в 12 городах — Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите. По плану объем выбросов в них должен быть снижен не менее чем на 20%. Перечень территорий, которые участвуют в эксперименте по квотированию выбросов, планировалось расширить к 1 сентября 2022 года. Этот срок перенесен на год.
Решение о двухлетней отсрочке принято и в отношении ФГИС лесного комплекса. Запуск системы был запланирован на 1 января 2023 года, однако этот срок решено перенести. За это время система, как ожидается, пройдет тестирование в пилотных регионах.
Законодательство будет совершенствоваться
Параллельно продолжается работа над совершенствованием законодательства в сфере обращения с отходами. В частности, идет рассмотрение законопроекта о вторичных материальных ресурсах, который закрепляет такие понятия, как вторсырье, побочный продукт, вторичный ресурс и другие, а также вводит перечень видов товаров, в производстве которых должна использоваться обязательная доля вторресурсов. «Мы считаем, что [такой закон] будет работать, — сообщил Александр Коган. — ППК РЭО заявляет, что объемы финансирования для стимулирования развития производства по утилизации, по обезвреживанию, по сортировке не планируется снижать. Компании, которым удалось за это время локализовать производство на территории Российской Федерации, нужно поддержать, и в этом направлении такой законопроект мы считаем очень важным. В нем прописывается цепочка, как вторичный ресурс становится вторсырьем, продуктом, который можно использовать в дальнейшем производстве. Сейчас это регулируется всевозможными нормативными актами, но мы поднимем это на уровень закона».
В настоящее время ведется работа над законопроектом об общественном экологическом контроле, который предусматривает большие полномочия для инспекторов. В частности, речь идет о сокращении сроков обращения по поводу признаков правонарушений до 10 рабочих дней, а также о праве присутствия инспекторов при проведении надзорными органами выездных обследований по предоставленным ими материалам и их присутствии при открытом рассмотрении дел о правонарушениях.
Подробности
Не встал на стоп и законопроект, который был и остается темой для активных дискуссий, — об отнесении компоста и RDF (refuse-derived fuel — топливо, полученное из отходов) к видам утилизации с регулируемым тарифом. Также в Госдуме находится законопроект, касающийся лома черных и цветных металлов и ограничивающий наличные расчеты при их скупке у населения. Переход к безналичному расчету должен сделать этот рынок максимально прозрачным.
Развивать импортозамещение, воспользоваться опытом пандемии
Представители бизнеса, рассуждая о текущей ситуации и судьбе экологических проектов, также заявили о необходимости продолжения работы. Ирина Бахтина, директор по устойчивому развитию ОК «РУСАЛ», где из 13 приоритетных программ больше половины связаны с экологией, привела в пример вклад компании в реализацию программы «Чистый воздух», добровольный отчет о котором РУСАЛ опубликовал в марте. На треть, по словам Ирины Бахтиной, эти программы уже выполнены. «Это многомиллиардные программы. В нашем случае — 16 млрд рублей. Для того, чтобы затормозить или обрубить что-то, что наполовину уже реализовано, куда инвестиции вложены, нет никаких — ни рациональных, ни иррациональных — причин. В этом смысле крайне важно, чтобы те условия, на каких мы заходили в программу экологической модернизации, условия, которые сегодня прописываются Минпромторгом, Минприроды с точки зрения субсидирования, оценки эффективности проектов, были стабильны», — подчеркнула она. Перед компанией стоит цель сократить выбросы загрязняющих веществ на 24,8 тыс. тонн.
При обсуждении ситуации с реализацией предприятиями экологических проектов неизменно звучала тема импортозамещения. Вице-президент по федеральным и региональным программам ПАО «ГМК «Норильский никель» Андрей Грачев, говоря об импортозамещении в экопроектах, привел в пример входящую в проект «Чистый воздух» «Серную программу» — крупнейшую экологическую инициативу компании, целью которой является сокращение выбросов диоксида серы в Норильске на 45% к 2023 году и на 85% к 2025-му. «Это проект стоимостью 300 млрд рублей, — объяснил Грачев. — Контракты уже заключены на более чем 100 млрд. В прошлом году в проект на Надеждинском металлургическом комбинате мы вложили 30 млрд, там одновременно возводится более 60 объектов. При этом хотел бы обратить внимание на следующий момент: уровень импортозамещения по проекту «Серная программа» на Надеждинском комбинате — 75%, один из самых высоких. Мы считаем, что нам нужно выполнять наши обязательства, сдвиг вправо возможен, но сейчас говорить об этом пока рано. Категорическое настроение руководства компании — выполнять все. Мне кажется, нам не нужно настраиваться на внешние факторы — их надо учитывать, но не делать всеобъемлющими и всеодобряющими».
Кирилл Каем
Старший вице-президент по инновациям Фонда «Сколково»:
— Многие сейчас думают, что будет с экологической программой. Очевидно, стране придется решать проблемы, связанные с импортозамещением, с выпадением технологий, крупным предприятиям придется перенаправить часть средств на эти цели.
Если говорить в целом об устойчивом развитии, условно существовало три фактора, которые влияли на крупных игроков и государство в этой области. Первый — это все, что касается карбоновой повестки. Второй драйвер — действия со стороны государства, со стороны регулятора, который поставил задачу решить экологические проблемы — как перед исполнительной властью, так и перед крупными предприятиями. И третий фактор — это, собственно, общество и добрая воля предприятий.
Первый фактор серьезно исказился в связи с известными событиями. Те рынки, которые настаивали, что требуется реинвестировать часть средств в снижение карбонового выброса, закрылись для многих наших предприятий. C точки зрения государства, сейчас очевиден спрос на замещающие технологии и на то, чтобы экономика адекватно отреагировала. Психологически руководителям предприятий сложно сейчас думать об экологической повестке, когда надо решать актуальные задачи. Но наши желания и мысли о будущем наших детей никуда не делись. Сегодня нам надо понять, каким образом будет меняться экоповестка и куда мы будем двигаться.
Комментарий
В ходе пленарной сессии прозвучало предложение воспользоваться опытом пандемии, когда многие стандартные процессы были временно изменены, например правила регистрации лекарственных препаратов, ускоряющие их появление на рынке. К примеру, в ситуации с экологической экспертизой это, по мнению вице-президента по экологии и энергетике ПАО «НЛМК» Сергея Чеботарева, позволило бы производить быструю замену технологических элементов. Он озвучил ряд предложений к правительству, которые могли бы поддержать компании в реализации экопроектов: «У нас есть предложение по доработке законопроекта, который уже находится в Госдуме и который бы позволил не проводить государственную экологическую экспертизу, например, для тех проектов, которые создают эмиссию только на стадии строительства, или для проектов, где мы проводим перепроектирование, — есть текущий проект, мы его улучшаем, зачем проводить повторную экспертизу? Еще одна категория, для которой разумно было бы исключить прохождение ГЭЭ, — это проекты, которые незначительно увеличивают нагрузку[на окружающую среду]. Например, наш проект безводного охлаждения шлака убирает сероводород, но создает некоторое увеличение по пыли, некритическое. Мы также предлагаем не проходить ЭКОЗОС (заключение федерального государственного экологического надзора о соответствии проекта требованиям в области охраны окружающей среды. — Прим. ред.) по тем объектам, которые уже введены в эксплуатацию».
Работа региональных операторов не должна остановиться
Говоря о последствиях санкций для отрасли обращения с ТКО, Руслан Губайдуллин, исполнительный директор ассоциации «Чистая страна», которая объединяет региональных операторов по обращению с отходами, оценил их в сумму порядка 70 млрд рублей. Речь идет об увеличении стоимости текущего капитального ремонта основных средств и дополнительных затратах на их приобретение взамен использовавшихся, о возможных проблемах с собираемостью платежей, о подорожании заемных средств, которые планировалось привлечь для реализации текущей деятельности. Ассоциация уже направила в правительство свои предложения по поддержке отрасли. По словам Руслана Губайдуллина, сейчас крайне важно, чтобы не остановилась работа региональных операторов.
Обеспокоенность операторов сегодня вызывает судьба РОП (расширенная ответственность производителя) — механизма, который обязует производителя товаров платить экологический сбор за утилизацию отходов или самостоятельно осуществлять их утилизацию. Механизм существует с 2015 года, однако, по сути, он не работал: например, в 2020 году, по данным Росприроднадзора, лишь 20 тыс. компаний из 4 млн отчитались об утилизации товаров или упаковки. До конца нынешнего года в рамках реформирования РОП планировалось принять новый механизм, предусматривающий стопроцентный норматив утилизации упаковки (сейчас он составляет 5–35%) и уплату экосбора производителями товаров. Возможный перенос сроков принятия РОП, которые и так неоднократно передвигались, сегодня вызывает у предприятий, работающих в сфере обращения с ТКО, серьезные опасения. На пленарной сессии форума «Чистая страна» председатель совета директоров группы компаний «ЭкоЛайн» Евгений Михайлов озвучил просьбу к правительству и Госдуме не откладывать окончательное решение этого вопроса: «Мы все надеемся на РОП как на тот источник инвестиционной деятельности, который позволит развить отрасль и достичь целей нацпроекта». «Задача — переход на 100%, — ответил заместитель председателя комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Коган, сообщивший, что дискуссии на эту тему ведутся. — Рассматривается разумный переходный период с четкими целевыми показателями: какой год, какие проценты, но при этом уже в новой системе, в новом законе».
Резюмируя все сказанное о ситуации, сложившейся в отрасли переработки отходов в настоящий момент, Руслан Губайдуллин высказал уверенность в развитии внутреннего рынка: «Когда в 2014 году реформа только задумывалась, промышленность, которая обслуживает нашу отрасль, представляла собой гаражную историю. Когда мы ездили за рубеж и смотрели, что там есть, просто открывали рты. Сейчас же мы развиваемся очень серьезно, наша продукция и технологии уже конкурентоспособны на международном рынке. Мы не должны останавливать те процессы, которые работают и уже показали свою эффективность, — это институт региональных операторов, институт переработчиков, институт компаний, которые производят машины, механизмы, комплексы переработки отходов. Отрасль существует, и она уже доказала свою самостоятельность».