Креативим по ПСР

ИЦАЭ

Проверено на практике в ИЦАЭ: ПСР помогает осмыслить и улучшить любой процесс, в том числе креативный

Вот уже более 13 лет прошло с начала внедрения Производственной системы «Росатом». ПСР стала не только частью рабочего процесса на производстве и в офисах, но и базой для проектов «Умная поликлиника» и «Умный город» в регионах присутствия предприятий атомной отрасли. Набор регламентов и правил обычно не ассоциируется с творческой деятельностью. А что будет, если принципы ПСР применить в творческой сфере? Ответ на этот вопрос знают в Информационных центрах по атомной энергии. ПСР в ИЦАЭ целенаправленно не внедряли, но анализ лучших практик показал, что все они основаны на идеях и правилах, по которым уже давно работают атомщики.

Разберем на атомы: 5С

Креативный продукт, который существует в ИЦАЭ с 2015 года, — научно-популярные ток-шоу, придуманные сотрудниками. Началась линейка ток-шоу с формата «Разберем на атомы», разработанного в Новосибирске. Структура проста: три спикера из разных областей науки разбирают одну и ту же тему исходя из своей специализации. После каждой мини-лекции зрители получают возможность задать вопросы спикеру и немного подискутировать с ним. Залог успеха — выбор темы, которую можно рассмотреть с разных сторон. «Весна и любовь», «Мой муж — инопланетянин», «Наука и мистика», «Трансформации», «Сказки», «Лень» — в общей сложности за время существования формата эксперты обсудили со зрителями более 300 тем.

Возникает вопрос: при чем же здесь 5С? Ответ прост: научно-популярные ток-шоу как формат возникли в результате анализа и сортировки существующих типов мероприятий. До 2015 года в сети ИЦАЭ преимущественно показывали интерактивные программы, периодически устраивали лекции и встречи с учеными и атомщиками и проводили несколько конкурсов для младших школьников и старшеклассников. Но к 2015 году стало понятно, что для привлечения взрослой аудитории существующие форматы не подходят, хотя задачу популяризации науки и атомных технологий среди школьников и студентов они решают неплохо. Первый принцип системы 5С — сортировка и удаление ненужного —  показал, что необходимы новые форматы, интересные взрослым.

Соблюдение порядка и самоорганизация, а также содержание в чистоте и стандартизация в приложении к научно-популярному ток-шоу выражаются в следовании общим правилам проведения такого мероприятия в каждом центре сети ИЦАЭ: в качестве спикеров приглашаются ученые, популяризаторы науки или отраслевые эксперты, продолжительность выступления одного спикера составляет не более 15 минут, эксперты должны быть из разных научных областей, ведущий после каждого выступления спикера становится посредником между ним и зрителями, организуя их диалог таким образом, чтобы не потерять общую динамику ток-шоу.

Реализация пятого принципа системы 5С — совершенствования — привела к возникновению новых форматов. Если выбрать в качестве темы продукты питания, то получится научно-популярное ток-шоу «Научный холодильник», которое дополняется либо дегустацией обсуждаемого продукта, либо мастер-классом по приготовлению анализируемого блюда. Если сфокусироваться на обсуждении последних научных новостей, то зрители попадут на устный журнал «Язык Эйнштейна» — динамичный диалог ведущего и трех спикеров, объясняющих зрителям значение актуальных научных открытий в неформально-юмористическом ключе, но с соблюдением научной точности. Концентрация на суевериях, мифах и их развенчивании привела к созданию «Вечера научных страшилок», на котором эксперты сначала озвучивают существующие в общественном сознании страхи, в том числе касающиеся атомных технологий, а потом объясняют, почему мифы и суеверия не отражают реальное положение вещей. Захотелось в компании медийных персон обсудить книги жанра non-fiction? Результат — научно-популярное ток-шоу «Научные чтения», на котором известные в городе люди делятся со зрителями своими впечатлениями о прочитанных ими научно-популярных книгах и цитируют самые значимые отрывки из них.

Возникновение новых форматов стало первым шагом совершенствования процессов. Второй глобальный шаг — фестивали науки «КСТАТИ», аккумулирующие лучшие практики для аудитории самого разного возраста. Именно в рамках фестивалей науки появилась Science drama — читка пьесы, в которой на равных участвуют профессиональные актеры и артистичные ученые. Еще один фестивальный формат — «Суд над супергероем», на котором «прокурор» и «адвокат» разбирают суперспособности героев фантастических вселенных, анализируя с научной точки зрения, возможны ли они в реальности или это выдумка их создателей, не имеющая ничего общего с достижениями современной науки. «Квадрат эволюции» объединяет музыкантов и ученых: музыканты показывают эволюцию одного из музыкальных жанров или направлений, а ученый рассказывает о развитии области науки, которой он занимается. «Физики и лирики» — ток-шоу, появившееся в 2021 году. Два эксперта — из области естественных и гуманитарных наук — на протяжении трех раундов ведут диалог, находя точки соприкосновения и определяя различия между языком и Вселенной, диалектами и лазерными технологиями, литературой и химией, историей и математикой.

Третий уровень совершенствования — создание онлайн-продуктов во время пандемии. Помимо онлайн-вариантов «Суда над супергероями», «Вечера научных страшилок», «Квадрата эволюции» и «Разберем на атомы», возникли уникальные онлайн-шоу «Наука за 180 секунд», «Наука в мемах» и детское ток-шоу «Что и требовалось доказать».

Вот так утилитарная, на первый взгляд, система 5С привела к рождению творческих проектов, формирующих у зрителей научную картину мира и повышающих уровень общественной приемлемости атомных технологий.

Бумажный сопромат и лень как философия

Но как же быть со школьниками, студентами и семейной аудиторией, которые традиционно составляют значительную часть посетителей региональных центров? Что сеть ИЦАЭ может им предложить вместо интерактивных кинопоказов и лекций?

Объединив принципы ПСР с ТРИЗ (теорией решения изобретательских задач), сотрудники ИЦАЭ Челябинска создали серию мастер-классов по бумажному сопромату. Как сделать из бумаги и скотча табуретку, которая выдержит вес взрослого человека? А можно ли создать коробку, которая не деформируется даже под весом более 150 кг? В системе ТРИЗ, как и в ПСР, нет единственно верных решений и оценок, это сплав творческого подхода и технологий, который приводит к совершенствованию системы и созданию новых вариантов решений, казавшихся невозможными.

Лариса Матвеева, руководитель ИЦАЭ Челябинска, кандидат психологических наук, уверена: любую изобретательскую задачу можно решить несколькими способами, если подойти к ней творчески и нестандартно.

«Цель ТРИЗ — развивать гибкость мышления, фантазию, умение решать сложные задачи экономично и вместе с тем изящно. По сути, именно этой цели мы и достигаем на наших занятиях по бумажному сопромату», — рассказывает Лариса Матвеева.

Вторым важным слагаемым креатива руководитель челябинского ИЦАЭ считает… лень. Лень как двигатель прогресса — каким бы парадоксальным или банальным ни казалось это утверждение, но это действительно так. «Мне лень делать что-то длинным и неэффективным способом, я хочу короче, быстрее, результативнее — и я начинаю думать, как это сделать. Мне лень идти куда-то ногами, и я начинаю искать способ передвижения, используя то, что у меня под рукой (ведь за материалами мне тоже лень идти), и вот уже Емеля на печи едет по деревне», — приводит примеры Лариса Матвеева.

Конечно, это немного утрированно, но психологи давно знают, что то или иное личностное качество само по себе нейтрально (и лень в том числе). Но в зависимости от ситуации оно становится приемлемым или неприемлемым. Вот и лень стала восприниматься негативно, так как не позволила что-то сделать в тех или иных ситуациях (скорее всего, связанных с отсутствием мотивации это делать). А дальше уже «как вы лодку назовете, так она и поплывет». И лениться стало плохо… Хотя иногда это очень даже можно, нужно и полезно!

Лариса Матвеева убеждена: на самом деле самые креативные люди вырастают из… двоечников, ибо они не боятся идти нестандартными путями, думать не как остальные, изобретать способы, которые правильному большинству кажутся глупыми и нереальными. «Да брось ты эти свои фантазии, все равно ничего не получится». Знакомо? Слышали, и не раз? А если все-таки попробовать?

Когда мы учим наших детей (или участников мероприятий ИЦАЭ) задавать вопросы, мы сначала боремся со страхом задать глупый вопрос. Мы разрешаем и даже провоцируем задавать именно «глупые» вопросы. Потому что именно они позволяют выйти за рамки привычного, посмотреть на ситуацию с другой, непривычной стороны. А все это и позволяет нам развивать креативное мышление.

«Возрастной закон развития креативности на самом деле выглядит довольно грустно. У нас есть два пика — это возраст почемучек (да-да, именно те самые вопросы дают креативности почву для роста) и подростковый возраст протеста против всего, что создано и требуется взрослыми. И если в эти два пиковых возраста креативность не поддерживать (а поддерживать ее можно отвечая на глупые вопросы, позволяя делать все не так, как надо, а так, как хочется), то очень быстро она снижается до минимального уровня. И ребенок, который хотел изобретать велосипед, начинает его просто воссоздавать «по шаблону». Он становится взрослым. Грустно? Мне — да. Поэтому в ИЦАЭ Челябинска очень редко дают участникам мероприятий задание «сделай, как здесь написано или нарисовано», предпочитая «попробуй и сделай это по-своему, так, как тебе кажется наиболее интересным»», — объясняет Лариса Матвеева.

Лариса Матвеева

Руководитель ИЦАЭ Челябинска, кандидат психологических наук

— Любую изобретательскую задачу можно решить несколькими способами, если подойти к ней творчески и нестандартно. В ИЦАЭ Челябинска очень редко дают участникам мероприятий задание «сделай, как здесь написано или нарисовано», предпочитая «попробуй и сделай это по-своему, так, как тебе кажется наиболее интересным»

Прямая речь

И тогда мир, который создается исходя из того, как человек его видит, становится более рациональным, более эффективным, заточенным под него. А также и более экономным, более конкурентоспособным. И главное, он становится миром, где проблема — это не то, что заставляет замереть и ждать, когда это «рассосется, желательно само», а просто задача, имеющая множество вариантов решения. Чувствуете разницу?

Поэтому креативность — это способ сделать мир лучше для жизни. В любой сфере, в любом возрасте, любыми способами. И вариантов не сделать это, потому что не хватило времени, ресурсов, желания, у креативной личности просто нет.

Атомный практикум: субъектный подход к атомным объектам

Принцип сортировки помог разработать новые форматы и для школьников. Серия занятий «Атомный практикум», идея которых возникла в 2020 году, преодолевает сразу несколько стереотипов. Занятие — это скучно? Нет, если на нем ученики с помощью домино осваивают понятие ядерной цепной реакции, отвечают на вопросы викторины, зарабатывая баллы в микрогруппах, собирают электрическую цепь, зажигая светодиод, и разбираются, как устроена Единая энергетическая система России. На втором занятии, посвященном различным источникам энергии, участники перевоплощаются в терраформистов и колонистов других миров: получая карточки с описанием планет и электростанций различного типа, школьники должны решить, какой из предложенных источников энергии будет наиболее эффективен с учетом климата, особенностей местности, экономических условий и других характеристик планеты. А в процессе прохождения квеста — тренажера по безопасности АЭС участники примеряют на себя роли руководителя кадровой службы АЭС, проектного менеджера, инженера и любителя интеллектуальных игр.

Занятия построены на принципах геймификации, которые можно увидеть и в системе ПСР: играя по правилам, участники выходят на более высокий уровень, по пути приобретая новые компетенции. А качественно усвоить и закрепить полученные знания и навыки помогают испытываемые в процессе эмоции. Похожим образом знания об атомной энергетике, упакованные в оболочку геймификации, на занятии, где каждый участник работает в составе микрогруппы и может проявить себя как лидер, становятся частью полученного опыта, а также приобретают позитивный эмоциональный заряд.