«Наука о жизни сообща»
Особое мнение

«Наука о жизни сообща»

Альтернативная социология: как связаны идеи, люди и технические объекты

Бруно Латур — один из самых ярких представителей современной социологической мысли, в корне изменивший наши представления о процессе научного познания и взаимодействии науки и общества. Главной книгой, которая представляет собой важнейший этап осмысления Латуром научных практик, является его труд «Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию».

Переопределение понятий

Бруно Латур бросает вызов нашему пониманию общества и социального, показывает, почему социальное не может мыслиться как разновидность материала или как некая сфера, и ставит под сомнение сам проект социального объяснения какого-либо другого положения дел.

Бруно Латур (Bruno Latour) — французский социолог науки и философ, доктор наук, автор таких книг, как «Нового Времени не было. Эссе по симметричной антропологии», «Лабораторная жизнь», «Наука в действии», «Пастеризация Франции», а также «Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри сообщества» — одного из самых значимых текстов по социологии науки и техники. Кавалер ордена Почетного легиона, почетный доктор университетов Лозанны и Монреаля, член Американской академии искусств и наук. Один из основоположников акторно-сетевой теории, сторонники которой предполагают, что функционирование науки принципиально не отличается от функционирования других социальных явлений.

Справка

«Хотя этот более ранний проект был в прошлом продуктивен и, возможно, необходим, теперь он почти остановлен, и отчасти благодаря прогрессу социальных наук. На нынешней стадии их развития уже невозможно тщательно пересмотреть компоненты, составляющие область социального», — пишет Латур.

Автор переопределяет понятие социального, возвращаясь к первоначальному значению с тем, чтобы сделать его вновь способным прослеживать связи. Это должно позволить вернуться к традиционной цели социальных наук, но с помощью инструментов, более ей соответствующих. Латур предлагает сконцентрироваться на прослеживании связей и взаимодействий не только между людьми, но и между другими акторами (так автор называет любую сущность человеческой или нечеловеческой природы). Он настаивает, что общество должно мыслиться как один из множества связующих элементов, а не как всеохватывающий контекст. При таком подходе граница между природой, наукой, техникой, обществом не устанавливается, а внимание обращается на взаимные связи, которые пронизывают все эти сферы.

Люди и не-люди

Это подход приобрел широкую известность как акторно-сетевая теория. Бруно Латур является одним из авторов этой теории, которая известна также как социология перевода (sociology of translation), — подхода в социальных исследованиях, первоначально возникшего в области исследований науки и технологий (STS), который рассматривает объекты (артефакты, технические комплексы, животных и др.) как действующие единицы социальных отношений. Этот подход является одним из самых известных и спорных в социальной теории. Его сторонники требуют рассматривать не-людей (nonhumans) в качестве действующих агентов в социальных системах и отношениях. Созданный Бруно Латуром подход может быть более точно описан как материально-семиотический. Это означает, что он одинаковым образом описывает отношения, которые являются как материальными (между вещами), так и семиотическими (между понятиями).

Наука — социальное явление

Главное, на что указывают представители акторно-сетевой теории, — это на всепроникающую социальность любого знания: физического, химического, биологического или исторического. Не существует разделения на социальный контекст и науку. Вся наука насквозь социальна, а все действия совершают актанты (акторы). Акторно-сетевая теория представляет собой концептуальную основу для изучения коллективных социотехнических процессов. Ее сторонники предполагают, что функционирование науки принципиально не отличается от функционирования других социальных явлений. Производство научных знаний они не объясняют ни через природу (научный реализм), ни через культуру (социальный конструктивизм). Вместо этого они считают, что наука представляет собой процесс гетерогенной инженерии, в котором социальные, технические, концептуальные и текстуальные компоненты соединены вместе и трансформированы (или переведены).

Как и другие антиэссенциалистские подходы, акторно-сетевая теория не делает различий между науками (знаниями) и технологиями (артефактами). Точно так же ее сторонники не соглашаются с противопоставлением общества и природы, истины и лжи, процессов и структур, текста и контекста, человеческого и нечеловеческого, знания и власти. Все, что принято называть природой, обществом, субъективностью, структурой, фактом и вымыслом, — все это производится в результате совместной активности людей и не-людей (nonhumans). Наука, таким образом, предстает как сеть гетерогенных элементов, соединенных набором разнообразных практик.

Идея трансформации базовых принципов социологии, создания принципиально новых подходов к пониманию общества весьма соблазнительна, но крайне редко реализуется. Потому появление Бруно Латура, подвергающего сомнению все авторитеты и модели, составляющие не только основу, но и специфику социологии как дисциплины, было замечено сразу. Акторно-сетевая теория, предлагающая неординарный подход к социальному исследованию, получила популярность, а сам Латур стал одним из самых цитируемых авторов Франции, а затем и в Европе — конкурируя как раз с критикуемыми им классиками.

Социальность как сеть

Акторно-сетевая теория изначально была ориентирована на исследование в сфере науки (science studies или science and technology studies) и получила популярность за обоснование необходимости включения в научные сети «вещей», или не-людей («нечеловеков»). Где-то между не-людьми и людьми образуется напряжение и натяжение — возникают сети, циркулирующее повсюду «социальное».

Реализация предполагавшегося материально-семиотического метода приводит Латура к созданию специфического конструктивизма. Свой конструктивизм Латур принципиально не именует социальным, поскольку считает его этимологически и генетически связанным с изначальным конструктом — стройкой. Столь же последовательно, согласно первоначальному проекту, социолог выстраивает контуры своей теории, постепенно описывая каждый ее кирпич-элемент и раскрывая его смысл. В рамках латуровского конструктивизма обосновывается, что нельзя объяснить общество, просто добавляя «социальное» к уже случившимся событиям или имеющимся феноменам, потому что социальность зарождается и проявляется как сеть, а не как универсально применимая установка-концепт.

«Я хочу переопределить понятие социального, вернувшись назад к его первоначальному значению, и сделать его вновь способным прослеживать связи. После проведения обширной работы по изучению «сборок» (assemblages) в природе, я считаю необходимым более тщательно разобраться в том, что именно «собирается» (assembled) под сенью общества. С моей точки зрения, это единственный способ сохранить верность старым обязательствам социологии, этой «науки о жизни сообща»», — пишет Бруно Латур.

Специалисты говорят, что если бы книги Латура были переведены раньше, то они были бы не менее популярны в русскоязычном научном сообществе, чем «Структура научных революций» Томаса Куна. Расхожую аббревиатуру позднего советского периода НТР (научно-техническая революция) пришлось бы как-то координировать с аббревиатурами ИНТ (исследования науки и технологий) или НТО (наука, техника и общество). И не очевидно, каким термином пользовались бы сейчас как наиболее распространенным. Тем не менее, знакомство с трудами Бруно Латура необходимо хотя бы для того, чтобы понимать, какими терминами пользуется в том числе и современное научное сообщество в мире. А это весьма полезно для повышения конкурентоспособности.