Саров: от потенциала к развитию
Переосмысление механизмов деятельности ТОСЭР на территориях присутствия предприятий атомной отрасли
По ряду обстоятельств территория опережающего развития «Саров», созданная в 2017 году, значительного числа резидентов пока не набрала. Но уже в ближайшей перспективе все изменится, уверены участники круглого стола «Атомные города. От потенциала людей к развитию территории», состоявшегося в Нижнем Новгороде.
Под крылом большой науки
— Росатом исторически присутствует в Нижегородской области, — говорит генеральный директор АО «Атом-ТОР» Николай Пегин. — Саров — важный научный центр с первых дней атомного проекта, долгие годы он был известен как Арзамас-16. В столице региона работает ряд проектных и конструкторских институтов Росатома, крупнейших и всемирно известных компаний. И регион, и Саров — это территории экономически благополучные. Напомню, что территории опережающего развития задумывались как мера стабилизации обстановки в проблемных городах и регионах. В 2014 году шел активный поиск универсальных решений, позволяющих улучшить жизнь моногородов: идея преференциальных режимов была направлена на удержание населения, борьбу с бедностью, на снижение рисков. Особенно в тех случаях, когда градообразующие предприятия, как, например, случилось в Усолье-Сибирском, прекращали работу.
Но кризисной ситуации в Сарове изначально не было — ВНИИЭФ получил стабильный госзаказ, обеспечил и занятость, и благополучие. Другая причина: инвестиционная активность Нижегородской области, одного из самых развитых регионов, позволяет найти работу. Саров «закрыт» лишь для приезжающих, а коренному жителю уехать на работу в Нижний Новгород или Москву никто не запрещает. Это также не требовало значительной бизнес-активности, развития предпринимательства как антикризисной меры. Ну а инвесторам было несложно найти площадки для проектов за пределами Сарова — тех же ТОСЭР в регионе еще две, «Решетиха» и «Володарск». При этом закрытый статус города привычен лишь тем, кто вырос «в периметре» и знает, что у «колючки» есть и преимущества. Посторонних же это напрягает.
Николай Пегин
Генеральный директор АО «Атом-ТОР»
— Управляющая компания АО «Атом-ТОР» имеет возможности для активизации деятельности на ТОСЭР в Сарове. Что можно сделать? Прежде всего — скорректировать границы ТОСЭР, опираясь на заявки инвесторов, внести изменения в план перспективного развития и в проект планировки территории, утвердить эти документы. Эта работа сейчас ведется. Затем — способствовать включению резидентов ТОСЭР в цепочки Росатома. Важно, что с 1 сентября изменился состав разрешенных видов деятельности на ТОСЭР: теперь для резидентов недоступен лишь ограниченный список видов деятельности, например производство табачных изделий и алкоголя. Следовательно, все проекты развития могут обслуживаться компаниями-резидентами — это и стройка, и сервисы, и поставки. Далее — формировать среду для компаний, которые «конвертируют» идеи градообразующего предприятия из концепций в продукты. И так далее, вплоть до маркетинговой поддержки резидентов, продвижения в поставщики для ведущей российской отрасли с мировыми амбициями.
Прямая речь
Еще в числе причин, почему резиденты не шли активно в Саров, — недостаточная привлекательность участков и отсутствие недвижимости, которую можно быстро предоставить для проектов. Не было и коммерческой активности со стороны градообразующего предприятия — федерального научного центра с его фундаментальными исследованиями и далекой от предпринимательства сферой задач.
Хотя статус ТОСЭР в Сарове был получен в 2017-м, а активное развитие началось с середины 2019-го, к настоящему моменту на ТОСЭР «Саров» реализуются только пять проектов, еще несколько — в проработке. Это немного, и объективные причины мы перечислили. Но почему ситуация может измениться? Прежде всего причина в том, что механизм ТОСЭР на территориях атомной отрасли переосмысляется. Уже не безработица, а нехватка квалифицированных кадров характерна для территорий присутствия Росатома. Закрытые города, благодаря стабильной работе предприятий госкорпорации, действительно претендуют на статус зон опережающего развития. Госкорпорация осознала новую потребность включить малый и средний бизнес в производственные цепочки, доверить «конверсию» идей в продукты для гражданского рынка. Эту тенденцию емко сформулировал заместитель генерального директора Росатома по науке и стратегии Юрий Оленин на недавнем форуме «Технопром» в Новосибирске. Говоря о политике взаимодействия Росатома с малыми и средними предприятиями (МСП), он отметил ключевые факторы для развития технологий — это волевой, материальный и кадровый ресурсы: ими крупные корпорации располагают и способны формулировать идеи, концептуально выстраивать сложные технологии. Однако роль малых компаний, различного рода стартапов и так далее трудно переоценить в вопросе перевода идей и концепций в продукты. Решая технологические задачи внутри госкорпорации, Росатом внедряет результаты через малые и средние компании. Вместе с выращиванием поставщиков и в аспекте объема и качества эта политика уже позволила почти полностью достичь технологического суверенитета.
Головное предприятие — во главе развития
— Исторически сложилось, что головное предприятие Сарова полноценно участвует в жизни города и развитии территории, — рассказывает Алексей Сорокин, заместитель директора ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» по развитию гражданской продукции. — Мы подписали меморандум о сотрудничестве между администрацией, предпринимательским сообществом и градообразующим предприятием. Фактически через нас формулируются и решаются задачи по развитию Сарова в контексте ключевых направлений деятельности РФЯЦ и Росатома. Мы присутствуем даже в туристическом проекте «Арзамас — Дивеево — Саров». На постоянной основе в институте действует уникальный научно-духовный совет — это связь науки и духовной жизни в городе. Мы создали две компании, которые стали резидентами ТОСЭР, — «Бетонэк» и «СаровАтомТех». Оба предприятия ведут деятельность, выполняют установленные показатели. Даже прекращение льготы по страховым взносам им не помешало.
Алексей Сорокин
Заместитель директора ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» по развитию гражданской продукции
— Уже сейчас ставится задача, чтобы результатом нашей работы были и гражданские проекты, которые принесут выручку с открытого рынка. Поэтому в проекте «Большой Саров», кроме образовательной и научно-технической составляющей, есть и предпринимательская — в том числе место для малого и среднего бизнеса. Мы создаем Институт трансфера технологий, который позволит реализовать результаты, полученные в ходе фундаментальных исследований, — проводить прикладные исследования, воплощать их в бизнесах. Аналогично выстроили работу наши коллеги в Новосибирске. Нужно дать предпринимателям возможность приложить знания, опираясь на инновационную среду и инфраструктуру, которая позволит это сделать. Будут созданы здания для стартапов с соответствующим оборудованием, центрами коллективного использования. А в Сарове появятся жилье, социальная инфраструктура, организованный досуг и отдых. Все это предстоит развивать.
Прямая речь
Основное развитие города мы видим связанным с атомным проектом, который был реализован здесь еще в 1940-х. Но теперь это развитие связано не столько с оружием, сколько с большой наукой. Еще в 2020 году мы обратились к президенту РФ Владимиру Путину с предложением создать на нашей территории Национальный центр физики и математики. Проект получил поддержку, стартовал, финансируется и контролируется на уровне государства — сопредседатели координирующего комитета у нас вице-премьеры Дмитрий Чернышенко и Денис Мантуров. Создан НТС, утверждены десять научных направлений, открыт филиал МГУ.
Чтобы на территорию приехали лучшие ученые, их надо привлечь, и это может сделать не только городская среда. Это возможность стать нобелевскими лауреатами — то есть развитие и среды для исследований, в том числе создание научных установок класса мегасайенс. Для всех этих задач Сарову переданы дополнительные территории, северный и западный участки по 600 га каждый. На западном участке 20 га занимает технопарк; к нему и будет прилегать Национальный центр физики и математики. Северные территории рассматриваются для строительства жилья, социальной инфраструктуры. Наши усилия будут сосредоточены на западном участке, где формируется образовательная и научная среда. Суммарно планируется привлечь до 40 млрд руб. Актуален вопрос об установках класса мегасайенс. В дополнение к уже имеющимся в распоряжении ВНИИЭФ, мы собираемся разместить три установки, их проекты прорабатываются. Это аналог коллайдера «Супер С-тау фабрика»; так называемый фотонный компьютер с рекордной производительностью; XCELS — лазер с рекордной пиковой мощностью. Программа набора магистров и аспирантов уже формируется с учетом профиля этих установок. Идет набор на три направления — прикладная и теоретическая физика, прикладная математика и лазерная физика. Далее планируем программы подготовки по ядерной физике, электрофизике, физике взрыва и газодинамике.
От арматуры до шоколада
— По нашему опыту, Росатом — одна из самых открытых и динамичных корпораций во взаимодействии с малым и средним бизнесом, — считает Александр Аносов, исполнительный директор Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей. — У нас есть ряд примеров взаимодействия госкорпорации с предприятиями как в закрытых городах, так и в масштабах региона. Яркий пример — сотрудничество с «Атомстройэкспортом», возникшим на основе НИАЭП и ставшим крупнейшей инжиниринговой компанией по строительству АЭС в мире. Малому и среднему бизнесу входить в кооперационные цепочки всегда было непросто. Но в 2017 году по инициативе правительства региона и нашей ассоциации была создана рабочая группа по локализации производства оборудования и комплектующих на местных предприятиях для Росатома. Работа была выстроена так: специалисты госкорпорации, погруженные в тему, обучали бизнес, как работать с «Атомстройэкспортом». Это аудиты, сертификация, создание консорциумов, закупки, бережливое производство… Более 100 предприятий начали обучение, выдержали не все, но около 20 компаний смогли стать поставщиками. Если в 2015–2016 годах пул заказов составлял от силы 2 млрд руб., то в настоящее время — несколько десятков млрд руб., и объем продолжает расти. То есть необходимо четкое и ясное понимание, как работать с госкорпорацией, каковы критерии отбора.
В Сарове у нас создана районная ассоциация предпринимателей; хорошей практикой стало ежегодное проведение Дней поставщика — естественно, на базе ВНИИЭФ. Порядка 50 местных предприятий показывают свои товары и ищут возможности сбыта. А РФЯЦ приобретает продукцию — от запорной арматуры до саровского шоколада.
Опережающее интеллектуальное развитие
— На сегодняшний день территория города маркирована статусом ТОСЭР, — говорит Марина Жукова, заместитель главы администрации города. — Но этот потенциал мы задействовали лишь частично. Всего у нас пять действующих резидентов. Это немного, но мы понимаем, почему так сложилось. Ряд участков, отнесенных к ТОСЭР, как выяснилось, не имел экономической привлекательности. При этом потребности в развитии у предпринимателей есть, тот же знаменитый саровский шоколад уже экспортируется, производство пора расширять. А для этого нужны пригодные участки. Поэтому после инвентаризации земли и оценки результатов мы поняли, что границы ТОСЭР нужно корректировать — дополнять интересными землями. Перечень мы прорабатываем — работа идет непросто, потому что приходят новые инвесторы, и список нужно уточнять. Рассчитываем, что определившиеся уже сегодня проекты мы «приземлим» в течение ближайших месяцев или года.
Марина Жукова
Заместитель главы администрации Сарова
— В связи с реализацией проекта «Большой Саров» развитие получит и жилая территория. Мы вошли в список для реализации сервисно-инфраструктурной модели развития. При разработке модели ставим себе цель — сделать так, чтобы жителям хотелось здесь жить и работать. Сервисно-инфраструктурный подход позволяет решить массу задач: например, строительство жилья — с последующей возможностью социального найма для сотрудников. Практика показала, что выкуп, долгосрочная ипотека в закрытом городе не привлекают — молодежь понимает, что кредит привяжет к территории на десятилетия. И появление комфортного жилья, предоставляемого по договору социального найма, позволит решить эту проблему.
Прямая речь
С 1 января 2022 года город получил новые территории. На западном участке расположен наш действующий технопарк — он занимает 20 га из 600. Но эта территория в основном зарезервирована под реализацию проекта НЦФМ, хотя мы рассчитываем, что и для бизнеса там место найдется. Важно, что присоединенные территории позволят использовать преимущества режима «Б» — это облегченный доступ, вплоть до возможности приезда иностранных граждан, хотя проверка все же потребуется. Некоторые саровские производства на сегодняшний день уже взаимодействуют с дружественными странами, им важно принимать представителей заказчика. Вообще сложился определенный миф о непроницаемости Сарова. Если работа с разрешительными документами налажена и документы подаются вовремя, то получение пропуска — уже наработанная система, она не мешает работе предприятий. А преимущество охраняемого периметра в том, что на территории нет ряда негативных явлений. Меньше преступность, нет внезапных проверок. Предсказуемость для бизнеса, система выстроенных правил — это стабильность и уверенность.
Технопарк как «точка кипения» науки
— Наш технопарк — одна из немногих территорий для инновационной промышленности, где реализована беспроводная связь поколения 5G, — добавляет советник генерального директора технопарка Анна Тимукина. — Поэтому вся техника, которая будет использовать 5G, может проходить проверку в лаборатории, получать сертификаты. Это и связь, и интернет вещей, и робототехника. Другая уникальная особенность в том, что здесь есть собственный вычислительный центр, не каждое ЗАТО Росатома может этим похвастаться. К услугам предпринимателей — вычисления на суперкомпьютере, его обслуживают ИТ-специалисты мирового уровня. Эти услуги реализуются и на территории технопарка.
Уже сегодня территория технопарка — это «точка кипения» академической и прикладной науки. То есть любая прикладная задача может быть решена специалистами. Даже те, кто вовлечен в большую науку, кто действительно может претендовать на получение Нобелевской премии, с удовольствием занимаются и практическими задачами. Использовать этот потенциал просто необходимо. Технологические задачи могут быть решены на очень высоком профессиональном уровне.
Но уже нужен бизнес-инкубатор, и в сочетании с режимом ТОСЭР, которым располагает Саров, мы сможем обогатить экономику новым словом — ТОИР, территория опережающего интеллектуального развития. Планируется, что это будет сделано на открытой части, присоединенных западных территориях. Ведь сегодня технопарк практически весь занят, и нужно развиваться дальше.
Новые компетенции для новых задач
— Одна из сложностей предпринимателей вообще и саровских бизнесменов в частности — невозможность отвлечься от бизнеса надолго, чтобы пройти классическое обучение в очном формате, — объясняет Екатерина Лукьянова, директор Центра непрерывного развития инженерных компетенций Корпоративной Академии Росатома. — Но, в соответствии с пословицей про гору, если студент не идет в академию, то академия идет к студенту. Еще в пандемию большинство программ были переведены в дистанционный формат, благодаря этому академия располагает программами обучения, которые доступны онлайн и бесплатны. На их основе могут прорабатываться и преподаваться программы индивидуальные, заточенные под конкретные потребности. Закрытый город, ограниченный в кадровом потенциале, должен иметь возможность привлечь людей со стороны, быстро их обучить.
Темы инноваций, предпринимательства на ТОСЭР требуют проработки компетенций по технологиям, экономике, развитию территории. Одно из направлений, которое академия реализует вместе с предприятиями в городах присутствия, — это привлечение в закрытые города экспертов, инженеров, ученых. И не одних, а вместе с семьями, с созданием условий для развития их потенциала. Корпоративная академия располагает опытом и технологиями для такой работы, поэтому привлечение и приумножение человеческого капитала — вопрос техники. Есть и программы развития предпринимательских инициатив. Это обучение классическим компетенциям, которые необходимы в Росатоме, — закупки, попадание в перечень поставщиков, управление проектами и бизнесом в целом. При этом важна «прокачка» не только первого лица компании, но и всей управленческой команды. Программа может быть настроена индивидуально, исходя из конкретной специфики предприятия или стартапа.
Стрелка акселерометра
— Мы наработали большой опыт по взаимодействию с коллегами из ЗАТО и в целом с проектами новых бизнесов на ранних стадиях развития, — дополнил тему приумножения человеческого капитала Алексей Панюков, руководитель подготовки проектов ООО «Иннохаб». — Наша организация позиционирует себя как точка входа перспективных проектов, единое окно работы с инновациями. Еще в 2018 году стали заметны проблемы формирования инновационной экосреды, не только отраслевые. Например, есть много институтов поддержки, в какой обращаться? На предприятиях инновационных проектов немного, опыта продвижения не накоплено. Одна из задач была структурировать и систематизировать работу так, чтобы возник конвейер и воронка новых проектов. Мы запустили механизм поиска: конкурсы, мероприятия по поиску идей. Наладили отбор так, чтобы к нам попадали лучшие проекты. Идея может казаться прорывом, но если нет коммерческих компетенций, с ней ничего не сделать. При низкой проработанности проекта шансы на успех малы. Есть и определенные корпоративные порядки, которые никуда не уйдут. Для внешних проектов актуально понять эти процедуры — что такое ЕОСЗ, как взаимодействовать с госкорпорацией. Что делать, чтобы быть успешными вместе с нами?
Алексей Панюков
Руководитель подготовки проектов ООО «Иннохаб»
— Одна из функций «Иннохаба» — усиление компетенций. Зачастую мы искали людей, чтобы интегрировать их в продуктовые команды и обогатить компетенциями, прежде всего коммерческими. Акселерация обычно проходит в течение трех месяцев, что необычно быстро для госкорпорации. Мы увеличиваем скорость готовности продукта и развиваем предпринимательский дух в отрасли, в том числе в городах присутствия.
Прямая речь
Инновационный хаб возник на базе акселератора, изначально созданного в АО «ТВЭЛ». Была налажена система по поиску и отбору идей, выделению инвестиционного ресурса. Ключевой момент акселерации — проработка до готовности, когда идея становится интересной бизнес-заказчику. Именно заинтересованный заказчик — ключевая фигура, поэтому и роль по взаимодействию с ним, умение убедить в качестве и перспективах стартапов акселератор тоже во многом взял на себя.
Также налажено взаимодействие с федеральными институтами развития — Сколково, Фондом Бортника, Московским инновационным кластером, организованы конкурсы для получения грантового финансирования и прохождение акселерации.
С особым подходом
— Особый взгляд Сарова на стратегическое планирование — это новый подход, переход к сервисно-инфраструктурному планированию. При этом важно, что рост показателей отдельных территорий, таких как НЦФМ, повлечет за собой и подъем близлежащих районов — туристической инфраструктуры, социальной, жилищной, производств, — отметила первый заместитель председателя Законодательного собрания Нижегородской области Ольга Щетинина, посетившая город в августе. — Вообще Саров — уникальный пример взаимодействия федеральных, региональных, муниципальных органов власти и крупных предприятий. Это коллаборация усилий, направленных на повышение уровня жизни людей, обеспечение преемственности научной мысли, воспитание молодежи в лучших традициях саровской школы.