Арктическое судостроение в деталях
Главная тема

Арктическое судостроение в деталях

«Атомэнергомаш» разворачивается в сторону технологического суверенитета

Для освоения Арктики требуется большое количество судов — ледоколов, газовозов и других, для которых нужны корпуса, рулевые колонки и прочее «железо». В структуре Росатома за судовое направление отвечает машиностроительный дивизион, а в нем лучше всех в корабельных деталях разбирается директор по судостроению и ОПЭБ АО «Атомэнергомаш» Владимир Аптекарев. С ним мы поговорили о проектах, которые ведет компания, и о ее возможностях в нынешних непростых условиях.

— Владимир Владимирович, каковы основные направления деятельности АЭМ, если говорить об арктических проектах, — создание газовозов, комплектующих для судов (пропульсивные системы и иное судовое оборудование), ПЭБ различных модификаций?

— На сегодня основные направления деятельности, на которые мы делаем ставку, помимо уже традиционных для нас транспортных ядерных энергетических установок (ЯЭУ) и комплектующего судового оборудования, — это, конечно, наша линейка плавучих энергоблоков, СПГ-системы судов, которые мы разрабатываем, в том числе в рамках проекта по созданию отечественной грузосодержащей системы для СПГ-танкеров. Отдельного внимания заслуживает филиал «АЭМ-Пропульсия», основная задача которого — разработка и изготовление элементов пропульсивных, то есть движительных, комплексов судов, в том числе валолиний, винтов, рулевых устройств, сопутствующего комплектующего оборудования. В перспективе мы планируем выйти на полнокомплектную поставку «от двигателя до винта» по собственным проектам, имея соответствующие компетенции в поставке комплектных ЯЭУ и оборудования валовой группы с винтами.

— Давайте тогда по очереди. Начнем с классики — ледоколов. Что для них поставляет АЭМ, если не считать реакторные установки РИТМ-200?

— Можно сказать, что уже стало традицией поставлять для ледоколов проекта 22220 отливки и кованые заготовки, различные комплектующие, включая теплообменное оборудование, насосы и многое другое. Для головного атомного ледокола «Россия» проекта 10510 «Лидер», который сейчас строится на судостроительном комплексе «Звезда» и должен быть сдан в 2027 году, «ОКБМ Африкантов» изготовит и поставит ядерную энергетическую установку с двумя реакторами РИТМ-400. Кроме того, ЦКБМ заключило договор на поставку крупнотоннажных корпусных отливок. Максимальный вес отливки составит свыше 300 тонн. Также мы ведем предконтрактную работу по поставке насосного, теплообменного, фильтровального оборудования и арматуры.

— Где их будут производить?

— Основные изготовители — «ОКБМ Африкантов», «ЗиО-Подольск», «АЭМ-технологии», ЦКБМ. Другие предприятия мы будем привлекать к работам в рамках производственной кооперации.

— Теперь про плавучие энергоблоки. Каково сейчас актуальное положение дел с созданием МПЭБ для Баимского ГОКа — по корпусам, оборудованию, системам управления?

— Работы ведутся в крайне напряженном режиме, это касается и корпусов МПЭБ, и работ в зоне ответственности российской верфи, реакторного оборудования. На особом контроле ситуация с изготовлением паротурбинных установок. Политическая обстановка повлияла на конъюнктуру цен, цепочки кооперации. Наши партнеры — изготовители турбин ранее использовали налаженную кооперацию с европейскими компаниями, которые отказались продолжать работать, и сразу цены на комплектующие выросли более чем вдвое. Некоторые закупки пришлось притормозить, подобрать альтернативные варианты кооперации в России, провести дополнительные переговоры с изготовителями, что сказалось на сроках запуска производства.

— Год назад «начинка» МПЭБ уточнялась. В частности, обсуждалась компоновка жилого отсека. На чем в итоге остановились? Все ли развилки пройдены?

— На сегодня пройдено около 90% развилок. Жилой блок остается на плавучем энергоблоке в прежней модификации. Вопросы компоновки и применения основного оборудования в целом решены, в том числе на фоне текущей сложной политико-экономической ситуации. Остаются вопросы, связанные с зонами разграничения работ между российской и зарубежной верфями. Сейчас этими вопросами активно занимаются специалисты «Атомэнергомаша», проектанты и корабелы.

Изображение головного атомного ледокола «Россия» проекта 10510 «Лидер», для которого «ОКБМ Африкантов» изготовит и поставит ядерную энергетическую установку с двумя реакторами РИТМ-400

— Каковы планы по баимским МПЭБ до конца 2022 года, на 2023 год и, укрупненно, до конца проекта? Для проекта важно соблюдение сроков — укладываетесь?

— В 2022 году на предприятиях АЭМ идет изготовление реакторного оборудования, АО «Завод «Киров-Энергомаш» работает по паротурбинной установке. Продолжается разработка рабочей конструкторской документации для строительства насыщенного корпуса на зарубежной верфи, формируется корпус. В августе проведена церемония закладки киля корпуса МПЭБ. Российские корабелы заняты сейчас самой важной частью — изготовлением баков металловодной защиты (МВЗ) реактора, подготовительными работами по центральному отсеку. Все нацелены на результат, прогноз по срокам позитивный.

К сожалению, текущая политическая ситуация, конечно, играет свою роль. Несмотря на активные работы на площадке, заказчик сейчас пересматривает состав и производителя основного оборудования ГОК. Мы консультируемся с заказчиком, как это может повлиять на потребность в электроэнергии, когда и сколько ее понадобится. Если мы поймем, что потребность будет смещаться вправо, вместе будем определять новый, комфортный для всех график ввода мощностей.

— Для МПЭБ нужна береговая инфраструктура. Для ПАТЭС она была большой головной болью. Кто этим занимается, какие работы уже выполнены, с какими проблемами сталкиваются создатели, как решают?

— Не ожидаем здесь проблем. Конечно, учитываем опыт ПАТЭС. Проект береговых гидротехнических сооружений разрабатывает «Атомэнерго», строительство обеспечивает также отраслевая компания — Гидрографическое предприятие, график соблюдается.

— Перейдем к газовозам. Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ) проектирует газовоз по заказу АЭМ. В прошлом году должны были завершиться НИР, в этом — идти ОКР. Что уже сделано, каково текущее положение дел?

— Научно-исследовательская работа по грузосодержащей системе СПГ (ГСС) и концептуальная разработка арктического газовоза СПГ с вкладными танками проекта 10070 на данный момент завершены. Документация концептуального проекта газовоза и документация ГСС получили принципиальное одобрение Российского морского регистра судоходства, можем двигаться дальше.

— В каком направлении?

— Сейчас мы планируем довести основные подсистемы до высоких уровней технологической готовности. В частности, идет формирование технического задания на основную опытно-конструкторскую работу и ее составные части. Также идет адаптация проекта судна с применением альтернативной энергетической установки и движительно-рулевого комплекса. Проект 10070М мы разрабатываем совместно с ЦКБ «Балтсудопроект», это отделение Крыловского государственного научного центра.

— Изменились ли планы по созданию российских газовозов в связи с ухудшением условий по строительству газовозов за рубежом? Если да, то как? Может, вас просят ускорить процесс или готовы заказывать прямо сейчас? Или ничего не изменилось? Есть ли предварительные договоренности о заказах?

— На данный момент у нас нет информации об изменении потребности в судах. Можно предположить, что если из-за санкционных препятствий поставкам оборудования изменятся сроки ввода в эксплуатацию мощностей по производству СПГ, сроки строительства судов тоже могут быть пересмотрены, а рабочие графики скорректированы. В целом проводимая нами работа стала сверхактуальной. Теперь создание отечественного газовоза и комплектующего оборудования для него — вопрос технологического суверенитета России в условиях усиливающегося геополитического давления.

— Каковы геометрические параметры газовоза и емкостей для него? Из чего он будет сделан?

— Параметры судна в части основных характеристик и главных размерений в целом не будут значительно отличаться от таковых для газовозов типа Yamalmax. Поскольку сейчас ведется адаптация разработанного проекта и создание проекта 10070М, то конкретные параметры уточняются и будут представлены позже. В части силового конструктива емкости мы опираемся на один из сложившихся инновационных технологических трендов — применение композиционных материалов, что делает разработку междивизиональной: мы работаем вместе с компанией «Юматекс» — дивизионом «Перспективные материалы и технологии» Росатома.

— Каков будет ледовый класс газовоза?

— Если говорить о концептуальных решениях пропульсивного комплекса, то мы ориентируемся на челночное судно-газовоз, способное более эффективно работать в восточном направлении СМП, чем суда существующих проектов, поэтому мы нацелены на оптимизацию показателей ледовой ходкости. Пока определен ледовый класс Arc8. На следующих этапах проектирования параметры проекта будут уточнены под модель использования и требования заказчика. Сейчас наша задача — продемонстрировать один из возможных вариантов судна с отечественной ГСС.

— Где предполагается строить газовозы? Можно ли уже говорить о примерных сроках появления первого?

— Технологические возможности для строительства судов такого типа и размерений есть у судостроительного комплекса «Звезда». Учитывая, что разрабатываемая технология вкладных танков существенно упрощает работу завода — строителя судна, так как готовый танк будет поставляться на верфь по сути только для монтажа, то в перспективе могут быть найдены технологические решения для строительства судов на предприятиях АО «Объединенная судостроительная корпорация». Такие консультации ведутся. О сроках говорить пока рано.

— Теперь подробнее про пропульсивные системы и иное судовое оборудование. В начале этого года АЭМ объявил, что поставит пропульсивную систему на «Лидер». На какой стадии процесс изготовления? Когда планируется поставка?

— Договор на поставку валов, оборудования валопроводов и гребных винтов был подписан в декабре 2021 года. В течение первого полугодия 2022 года согласовывались итоговые нагрузки на ключевые узлы пропульсивного комплекса и фактически заново прорабатывалась цепочка кооперации. На текущий момент мы активно заключаем контракты на поставку материалов и отдельных вспомогательных позиций по договору. Активная фаза изготовления — 2023–2024 годы. Поставка, в соответствии с договором, запланирована на 2025 год.

— Есть ли спрос на пропульсивные системы со стороны других заказчиков? Можно ли говорить, что у АЭМ есть перспектива массового производства пропульсивных систем?

— Российские судостроители в 2022 году столкнулись с проблемами обеспечения строящихся судов оборудованием, и ситуация достаточно критичная — по ряду элементов пропульсивного комплекса спрос существенно превышает предложение. Глядя на то, как развивается ситуация, мы не только выполняем уже утвержденный инвестиционный проект по изготовлению винтов большого диаметра, но и прорабатываем стратегию серийного производства крупногабаритных элементов пропульсивного комплекса. Крупным участникам рынка нужны упорные подшипники для электрических винторулевых колонок большой мощности, винты регулируемого шага для балкеров дедвейтом 90 тыс. тонн, главные энергетические установки для газовозов на элементной базе, доступной на рынке Российской Федерации.

— На каком предприятии машиностроительного дивизиона будут производиться элементы пропульсивного комплекса?

— Производством и поставкой элементов пропульсивных систем занимается созданный в 2021 году филиал «Атомэнергомаша» «АЭМ-Пропульсия» с производственной площадкой в Санкт-Петербурге. Основная деятельность филиала на момент создания была определена как изготовление и поставка судовых винтов большого диаметра, включая комплектную поставку валолинии. В нынешних реалиях «АЭМ-Пропульсия» становится центром компетенций по всем смежным направлениям: дейдвудные и упорные подшипники, винты фиксированного шага, винты регулируемого шага, шефмонтажные и сервисные работы по установке и обслуживанию проектируемого оборудования. Безусловно, общая стратегия внутридивизиональной кооперации предусматривает участие смежных профильных активов «Атомэнергомаша». Так, «АЭМ-Спецсталь» выступает гарантированным поставщиком поковок для валолинии и, стратегически, валов как готовой продукции, ЦКБМ рассматривается как партнер по механической обработке и изготовлению отдельных элементов.

— На каком этапе находится в АЭМ сегмент судового оборудования? Это первые шаги нового направления или уже полноценный бизнес? Каковы его перспективы?

— «Атомэнергомаш» и входящие в него предприятия уже показали себя надежными, выдерживающими заданные сроки поставщиками качественного оборудования для ледоколов проекта 22220. Сейчас ждем постановления правительства РФ о строительстве еще двух ледоколов c последующей контрактацией поставок оборудования. Что же касается перспектив, могу сказать так: сейчас доля импорта судового оборудования при строительстве гражданских судов, не считая ледоколов, занимает порядка 70%. Текущая геополитическая ситуация, по-видимому, даст дополнительный толчок в развитии судового направления в АЭМ.

— В целом по сегменту: как развивается судовой и, если шире, «арктический» сегмент в структуре АЭМ? Растет ли выручка, объем заказов, интерес со стороны потенциальных покупателей?

— Выручка растет, как и портфель заказов. Не хочу здесь называть цифры, но динамика впечатляющая. Интерес значительно вырос после февраля, отрасли нужны российские разработчики и производители. Если раньше мы говорили о локализации и импортозамещении, то сейчас я бы даже усилил. Нынешний тренд — острейшая потребность в самых современных российских технологиях и решениях: «импортозамещение — быстрее, выше, сильнее». И мы, конечно, здесь на острие процесса. Можно сказать, что это в некотором роде наш звездный час.