Города по новой модели
Развитие территорий

Города по новой модели

Атомные города вошли в пилотный проект по отработке нового подхода к городскому развитию

Летом текущего года Агентство стратегических инициатив (АСИ) определило список городов для пилотного внедрения новой модели развития. Модель опирается на инфраструктурно-сервисный подход, который учитывает сложившийся потенциал территорий и направлен на более интенсивное использование имеющихся возможностей в зависимости от социально-экономического профиля территории. В число пилотных городов вошли и города присутствия Росатома.

Сейчас подходы к городскому развитию в России основаны на двух принципах: подушевом, который предполагает объемы финансирования в зависимости от численности населения, и пространственном, в соответствии с которым некоторые города объединяются в агломерации. Однако в стране есть более 500 индустриальных городов, построенных еще в советское время для выполнения программ промышленного развития.

Многие из этих городов небольшие, с населением от 5 тыс. до 100 тыс. человек. Из-за невысокой численности они не могут стать участниками нацпроектов по созданию социальных объектов, инфраструктуры, дорог, при этом вклад таких городов в ВВП государства в среднем в два раза превышает показатели по России. Формирование новой модели даст возможность значительно повысить качество жизни населения в индустриальных городах и применять адресный подход к развитию каждой территории. Концепцию инфраструктурно-сервисного подхода к развитию городов генеральный директор АСИ Светлана Чупшева представила президенту РФ на наблюдательном совете агентства в декабре 2021 года.

«Инфраструктурно-сервисный подход предполагает максимальное удовлетворение потребностей и запросов человека, а также создание условий для работы и жизни. Это программа развития города, учитывающая его вклад в развитие страны и достижение национальных целей вне зависимости от численности населения. Это не только вложение в новые инфраструктурные объекты и строительство квадратных метров, но и удовлетворение потребностей его жителей — привлечение и удержание человеческого ресурса за счет развития сервисов и «донастройки» существующей инфраструктуры», — объясняет директор дивизиона «Развитие регионов и инвестиции» Агентства стратегических инициатив Александр Смекалин.

Зачастую развитие сервисов способно удовлетворить запросы горожан гораздо быстрее и дешевле, чем строительство объектов инфраструктуры. Так, школа параллельно с выполнением образовательной функции может предоставлять окрестным жителям другие сервисы, например в области массового спорта, дополнительного образования и культурно-досуговых мероприятий для самой широкой аудитории. Таким образом один капитальный объект может одновременно выполнять несколько функций и оказывать несколько сервисов для разных групп горожан. Такой подход позволяет отказаться от создания «городского мегапроекта» в пользу более точечных проектов, востребованных жителями. Этот подход применим ко многим направлениям в развитии социальной сферы, благоустройства территорий и других. Для реализации подобных проектов необходимо пересмотреть ряд ограничений в использовании инфраструктуры и изменить подход к управлению.

В пилотных городах будет проведен комплексный анализ факторов городского управления и экономики, разработан план реализации проектов и мероприятий, сформированы нормативно-правовые акты, определяющие механизмы и источники финансирования. Один из важных этапов реализации пилотов — выявление системных проблемных зон.

Пилотирование подхода также позволит собрать максимально возможное количество существующих сервисов. Площадкой для их аккумулирования станет платформа АСИ «Смартека» — сервис по сбору и обмену лучшими практиками. Опытом готовы делиться и представители крупных компаний, которым принадлежат градообразующие предприятия.

В число пилотных городов вошли Обнинск, Железногорск, Зеленогорск, Курчатов, Сосновый Бор, Полярные Зори, Саров, Десногорск, Димитровград, Озерск, Снежинск, Глазов и другие атомграды.

Итогом пилотирования должна стать выработка критериев отбора городов, формирование подходов к их развитию, написание методологии по созданию комплексных планов развития городов, корректировка действующего законодательства. В дальнейшем это позволит запустить механизм с постоянным обновлением инфраструктуры и проектированием новых сервисов.

Комментарий

Андрей Полосин

Директор департамента по взаимодействию с регионами госкорпорации «Росатом»

В России сложившаяся инфраструктура производственных сил — наследник той модели, которая применялась при нескольких волнах индустриализации в Советском Союзе, то есть ресурс зачастую находится в городах, которые создавались как законченные циклы производства продукта. При этом когда город строился, он сразу обеспечивался школами, больницами, домами культуры, театрами, парками — всем, что необходимо жителям.

Сегодня, чтобы людям в городе жилось и работалось хорошо, нужны тысячи решений, которые делятся на несколько групп. Во-первых, это наличие качественной инфраструктуры, соответствующей современным запросам и потребностям. Если соответствия не будет, специалисты и их семьи не захотят в таком городе жить. Во-вторых, это социальные ресурсы, ресурсы отношений между людьми. Эта группа, как показывает практика и опыт, не менее важна, чем предыдущая. В-третьих, это управленческие ресурсы, компетенции, процедуры, наличие обратных связей, заложенных в систему управления.

Для компании, имеющей национальное значение, доступно влияние на каждую из этих трех составляющих — в разной степени. Как правило, предприятия выполняют функцию, замещающую возможности органов власти и бюджетный ресурс для создания инфраструктурных решений. Проблема в том, что это не вписывается в существующую систему законодательства, поэтому средства, заработанные компаниями, не всегда могут применяться для решения задач развития территорий.

Вся модель территориальной политики в стране сейчас ориентирована на рост и развитие агломераций. Но сегодня очень жестко встала задача по выработке новых правил, потому что старое монетарное правило — чем больше в городе живет людей, тем больше средств на его развитие выделяется — работать больше не будет. А если такое правило сохранится, то это приведет к существенному ухудшению условий жизни людей в тех малых городах, которые сегодня создают очень нужные компоненты и технологии.

В связи с этим и появилась необходимость создания новой модели и методов расчета того, какие средства и на что должны быть направлены в города для обеспечения их развития — в сочетании с пониманием, что на территориях должны обеспечиваться не только инфраструктура, но и качество управления и качество социальных процессов. И с пониманием того, что чем более интеллектуально развитый человеческий ресурс задействован в производстве, тем большее количество сервисов должно быть выстроено на территории.

Новую концепцию территориальной политики нужно обеспечивать соответствующими методическими и методологическими решениями. Для этого и создан пилотный проект по внедрению инфраструктурно-сервисного подхода. В пилот входят 17 городов Росатома, в их числе два наукограда (Саров и Обнинск), которые мы будем вести вместе с коллегами из Минобрнауки. Задача пилотирования — обоснование конкретного плана мероприятий, дорожной карты по развитию города. Каждый город, безусловно, по-своему уникален. Однако если мы хотим принимать решения в рамках всей страны, то должны быть заданы определенные правила, и именно над этим мы будем работать.