Как обустроить полярный коридор
Участники судоходства по СМП обсудили организацию движения, потребность в новых судах и ледовые прогнозы
Задачи, связанные с развитием СМП, традиционно становятся темой Восточного экономического форума. В нынешнем году в рамках ВЭФ было проведено первое заседание Совета участников судоходства по Северному морскому пути.
Совет участников судоходства по СМП, созданный для объединения усилий по обеспечению безопасности, коммерческой привлекательности и устойчивой навигации в этой части мирового океана, собрался в этот раз впервые, сразу запланировав ряд будущих встреч. Выбранный его руководителем председатель совета директоров «Совкомфлота» Сергей Франк, открывая встречу, подчеркнул важность усилий по превращению Северного морского пути в круглогодичную надежную транспортную магистраль — особенно в текущих условиях. Он также обозначил значение Совета участников судоходства по СМП и отведенную ему роль: «Несколько дней назад утвержден комплексный план развития СМП до 2035 года. Общий объем ожидаемых инвестиций — без малого 2 трлн руб. Это говорит об огромном внимании, концентрации усилий руководства страны на этом направлении. Мы с вами свидетели больших изменений в структуре управления, в организации дела на СМП. Особая роль отводится и нашему Совету как эффективной обратной связи между судоходным сообществом, транспортным комьюнити, крупнейшими проектами, регионами, органами госуправления, госкорпорацией «Росатом», которая берет на себя огромную роль по управлению всем этим сложным многофакторным процессом, в который вовлечено очень много участников».
Алексей Лихачев
Генеральный директор госкорпорации «Росатом»
«Судоходство по Северному морскому пути активно развивается в последние годы. Мы понимаем необходимость координации действий для того, чтобы выстроить эффективную работу на СМП для выработки оптимальных механизмов по управлению арктическим судоходством между грузоотправителями, судоходными компаниями, государством и инфраструктурными операторами. Сегодня наша общая главная цель — это безопасность, вторая, не менее важная, составляющая — коммерческая привлекательность и устойчивая навигация по СМП. Для решения этих задач и создан Совет участников судоходства по СМП».
Прямая речь
Генеральный директор Росатома Алексей Лихачев, говоря о важности коллегиального подхода к решению задач развития судоходства по СМП, подчеркнул: «Экономическая целесообразность, комфорт, безопасность движения в акватории СМП — это непреложные ценности, а их можно достичь только совместно». Темой его выступления стали важнейшие задачи Совета участников судоходства по СМП: все, что связано с ледокольным обеспечением движения по Северному морскому пути и вообще с созданием необходимых мощностей и комфортных условий для грузоотправителей.
Ледоколы для газовозов
Для всех причастных к грузоперевозкам по Северному морскому пути совершенно очевидно, что в ближайшем будущем практика судоходства в этом районе кардинально изменится — этот процесс они наблюдают уже сейчас. В план развития СМП до 2035 года заложена реализация целого ряда крупных проектов, в том числе связанных с транспортировкой энергоносителей. Это приведет к значительному увеличению трафика по СМП. В качестве примера на заседании был приведен проект «Арктик СПГ 2» компании «НОВАТЭК» по производству сжиженного газа. Этот проект, по словам Сергея Франка, в последние годы стал генератором прироста грузопотока в Арктике.
«Начало перевозок СПГ по восточному маршруту на круглогодичной основе окончательно превратит СМП в международный транспортный коридор», — заявил на заседании Совета заместитель председателя правления ПАО «НОВАТЭК» Евгений Амбросов. Он описал, как будет выглядеть трафик в результате реализации этого проекта: «Запуск каждой очереди проекта «Арктик СПГ 2» даст прибавку в семь-восемь рейсов по СМП в восточном направлении ежемесячно. Планируемый ежегодный объем перевозок СПГ по Севморпути в восточном направлении после запуска всех трех очередей составит 20 млн тонн. Ежемесячно по СМП будет осуществляться 22 рейса в восточном направлении с перевалкой на Камчатке и 27 рейсов в западном направлении, часть из которых будет переваливаться в Мурманской области. Ежедневно проход по морскому каналу Обской губы будут осуществлять четыре газовоза класса Аrc7. Одновременно в движении по акваториям морей восточного сектора Арктики будут находиться 15 газовозов».
Евгений Амбросов также привел пример того, какие задачи необходимо будет решить для обеспечения перевозки СПГ в запланированных объемах: «Для успешной дальнейшей работы в условиях круглогодичной навигации нам будет необходимо ледокольное обеспечение движения газовозов с ледовым классом Arc7 в районе пролива Вилькицкого, на подходах к нему с запада, в акватории Восточно-Сибирского моря, в проливе Лонга, севернее острова Врангеля, в Чукотском море, Беринговом проливе. Для решения этой задачи потребуется четыре атомных ледокола. Для обеспечения ледокольной поддержки в Обской губе требуется работа двух ледоколов как на морском канале, так и на участке от него до порта Сабетта и терминала “Утренний”».
Новые суда
До 2035 года для организации движения по СМП требуется порядка 80 новых судов ледового класса. В связи с этим Росатом и Объединенная судостроительная корпорация рассматривают в том числе создание кооперированной верфи крупнотоннажного судостроения на острове Котлин в Финском заливе. «Потребность в арктическом крупнотоннажном судостроении намного выше, чем отечественные возможности на текущий момент. По нашим расчетам, 132 судна необходимо для реализации всех арктических проектов: 45 — активный флот, 32 — строятся и 55 еще необходимо реализовать», — привел цифры специальный представитель госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов.
По словам генерального директора АО «Государственная транспортная лизинговая компания» Евгения Дитриха, в настоящий момент «осуществляется разработка программы лизинга морских и речных судов в период до 2030 года, в которой на сегодня уже присутствуют заказ и строительство более 45 средне- и крупнотоннажных судов в срок до 2030 года, более 50 малотоннажных судов смешанного (река — море) плавания, а также включены в программу и суда арктического класса». Он напомнил Совету о возможности включения в программу грузовых судов различного назначения для организации их постройки с использованием предусмотренных программой мер государственной поддержки: «Приглашаем всех желающих грузоотправителей, судоходные компании высказывать свои предложения — мы готовы их включить в программу по заказу тех или иных видов судов, которые должны быть построены, в том числе для обеспечения плавания по СМП».
Инфраструктура за границами СМП
Говоря о проектах, реализация которых предусмотрена планом развития СМП, Владимир Панов отдельно отметил новое направление, связанное с созданием минерально-сырьевых кластеров полиметаллических руд, что становится возможным благодаря атомной энергетике. Речь идет о разработке месторождений в Якутии, на Чукотке, в Красноярском крае и Ямало-Ненецком АО и добыче золота, меди, серебра, свинца и цинка при использовании для энергообеспечения плавучих и малых АЭС, что снижает стоимость работ за счет более дешевой энергии. «Фактически это формирует совершенно иные уникальные возможности для развития кластеров полиметаллических руд, — подчеркнул Владимир Панов. — Проработаны индикативные кластеры — их девять, они все находятся вдоль Северного морского пути и в перспективе могут определить на десятки лет развитие СМП не с точки зрения объемов грузоперевозок, а с точки зрения стоимости. Полиметаллы благодаря кластерному подходу и атомной энергетике позволяют существенно повысить эффективность разработки каждого месторождения».
Владимир Панов
Специальный представитель госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики, заместитель председателя государственной комиссии по развитию Арктики
«В условиях внешнего санкционного давления переориентация грузовых потоков на восток стала очевидным фактом. На востоке сконцентрированы как потребители нашей продукции, так и потенциальные инвесторы в развитие Арктики. Наша миссия — обеспечить круглогодичную навигацию, начиная с декабря 2024 года. На это направлена и совместная работа по поручению президента над планом развития СМП до 2035 года».
Прямая речь
Планом развития СМП до 2035 года, который подробно обсуждался на заседании Совета участников судоходства, впервые предусмотрены объекты инфраструктуры, которые лежат за пределами Северного морского пути. «В любом случае грузопоток у нас либо начинается, либо заканчивается за границами СМП», — подчеркнул Владимир Панов и привел несколько примеров, в частности развитие Мурманского транспортного узла, Архангельского, Западного и Восточного транспортно-логистических узлов для перевалки транзитных контейнерных грузов и др. Эксперты отметили, что реализация таких проектов и развитие инфраструктуры СМП в целом положительно отразятся на развитии регионов, которых это коснется. Подчеркнули они и важность соблюдения экологических норм.
В настоящий момент, по словам исполнительного директора Центра морских исследований МГУ им. М. В. Ломоносова Николая Шабалина, коммерческое судоходство не оказывает выраженного негативного воздействия на арктические экосистемы. Сергей Франк подчеркнул важность бережного хозяйствования в таких районах мирового океана и продолжения программ экологического мониторинга в акватории Арктической зоны РФ: «Я обращаюсь к представителям судоходного комьюнити: мы должны содействовать этой работе. Очень хорошо, что в комплексный план развития СМП введена эта тема, что она обеспечена достаточным вниманием и поддержкой». Он также высказал просьбу привлекать к работе морские учебные заведения.
Больше спутников
Говоря о том, что является наиболее важным условием своевременной доставки грузов по СМП, эксперты отмечали выбор оптимального маршрута, который зависит в большой степени от прогнозов ледовой обстановки. Совершенствование ледовых прогнозов — очевидная необходимость. Как сообщил на заседании заместитель директора Росгидромета Дмитрий Зайцев, к концу 2024 года при сохранении финансирования оправдываемость автоматизированных прогнозов составит не менее 90% в режиме онлайн (сейчас 70% — по запросу в течение одного-трех часов. — Прим. ред.).
Ведомство планирует закупить и установить до 2024 года 68 дрейфующих буев. Также совместно с Росатомом и Минпромторгом Росгидромет участвует в создании бортового измерительного комплекса, который будет собирать данные о гидрометеорологических и ледовых параметрах в том районе, где будет находиться конкретное судно, — такая информация позволит уточнять ледовые прогнозы. Опытный образец по плану должен появиться к концу следующего года. В этом же году планируется запуск экспедиции на ледостойкой самодвижущейся платформе «Северный полюс». Предполагается, что она будет дрейфовать более двух лет, давая ученым возможность проводить исследования, цель которых — более четкое понимание процессов взаимодействия атмосферы, льда и океана в арктических морях.
Дмитрий Зайцев отметил также, что базовой информацией для обслуживания участников судоходства по СМП являются данные гидрометеорологических спутников. В настоящий момент на орбите находится «Арктика-М» № 1, в дальнейшем спутников станет больше. «Современные цифровые технологии тоже не останутся в стороне. Все получаемые данные будут обрабатываться в автоматизированной системе «Север», которая будет использовать технологии цифровых двойников и нейросетевые технологии для предоставления потребителям онлайн-прогнозов. Эта система будет интегрирована в экосистему цифровых сервисов Росатома», — сообщил заместитель директора Росгидромета.
Разрешения через Госуслуги
С 2023 года сбор заявок и выдача разрешений на проход судов по СМП будет осуществляться через портал «Госуслуги». Выдача разрешений, а также их приостановление, возобновление и прекращение — часть полномочий по централизованному управлению СМП, которые законодательно возложены на Росатом. Пять первых разрешений на проход в летне-осеннюю навигацию были выданы в июне нынешнего года. Для решения этой и ряда других задач, касающихся судоходства в акватории СМП, в госкорпорации было создано ФГБУ «ГлавСевморпуть».
Генеральный директор Росатома Алексей Лихачев, затрагивая на заседании вопрос выдачи разрешений на проход по СМП, акцентировал внимание на том, что этот процесс должен быть цифровизирован и в целом максимально удобен: «Очень важно не просто писать нормы постановлений и законов, нужны еще и очень комфортные условия для реализации этих норм. Понятно, что это должен быть в подавляющем большинстве случаев цифровой формат, очень удобный формат единого окна. Что-то нам уже сделать удалось, в частности сократить практически в два раза сроки выдачи разрешений, но уже со следующего года мы начнем сбор заявок и выдачу разрешений проводить через единое окно портала «Госуслуги». Поэтому нам предстоит не только дорегулировать нормативную базу, но еще и двигаться вперед к максимальной цифровизации и насыщению комфортностью всех услуг, которые Росатом и «ГлавСевморпуть» будут оказывать».