
Стратегическая территория
Члены Общественного совета Росатома — о задачах страны и госкорпорации в Арктическом регионе

Вячеслав Фетисов
Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, посол доброй воли ООН, председатель Всероссийского общества охраны природы, заместитель председателя Общественного совета Росатома
Обеспечить устойчивое развитие
Изменение климата затрагивает всех людей и все стороны нашей жизни. В России, с ее большой территорией, последствия изменения климата самые разнообразные: на севере тает мерзлота, на юге есть вопросы с опустыниванием и доступностью достаточных запасов воды, в горах идет сокращение ледников.
Арктическая зона остается одним из ключевых приоритетов развития Российской Федерации. Необходимо помнить, что это важнейшая часть долгосрочной стратегии национальной безопасности нашей страны на десятилетия, а, возможно, и на столетия вперед.
Природа не имеет границ, поэтому, развивая Арктический регион, нам важно помнить о сохранении всей нашей планеты. Новый Стратегический план Арктического совета на 2021–2030 годы предусматривает устойчивое социальное и экономическое развитие региона, осуществляемое с уважением и бережным отношением к окружающей среде.
Подход к сохранению природы данного региона должен учитывать различные аспекты: от регулирования скорости движения судов и производимых ими шумов до сезонных специальных условий. Везде необходимо учитывать традиции и знания местных жителей, таким образом можно создать взаимосвязанную сеть районов со специальным режимом природопользования и сохранить природу, не останавливая развитие. При этом делать это имеет смысл во всей Арктике.
В текущей геополитической ситуации важными становятся вопросы партнерства, причем именно внутри страны, между различными бизнесами, а также между бизнесом, государством и гражданским обществом.
Важность вопросов, связанных с развитием российского транзитного потенциала — Северного морского пути, открывает огромные перспективы с точки зрения не только укрепления российской экономики, но и усиления позиции России на внешних рынках. Госкорпорация «Росатом» занимается не только организацией перевозок и проводкой грузов, но и созданием инфраструктурных условий, углублением морских каналов, развитием портовой инфраструктуры, логистики, оказывает содействие недропользователям.
Стратегия освоения Арктики должна быть реализована с учетом международных правовых норм по защите биоресурсов, единственной в своем роде экосистемы, уникального морского и сухопутного мира животных и растений. В области сохранения морских экосистем в Арктике Росатомом совместно с ЦМИ МГУ проводятся исследования по экологическому мониторингу СМП. В рамках этой работы впервые анализируется влияние арктического судоходства на окружающую среду, что позволит сделать навигацию в морях Арктики не только эффективной, но и устойчивой.
Решение такой глобальной задачи, как устойчивый, разумный энергопереход в условиях изменения климата, может стать плацдармом для создания и продвижения принципиально новых технологий, с качеством, значительно превышающим текущий мировой уровень, в целях укрепления экологического и технологического суверенитета нашей страны.

Валерий Меньщиков
Член совета Центра экологической политики России
Сохранить экосистемы
Арктическая зона является стратегической территорией развития нашей страны. Это означает ее промышленное и инфраструктурное освоение в ближайшие годы, что несомненно приведет к серьезной нагрузке на все экосистемы осваиваемой территории. Что нужно делать для защиты экосистем?
Одна из кардинальных задач Росатома — развитие малой атомной энергетики. В настоящее время идет работа по созданию первой, референтной малой атомной станции в Якутии. При ее сооружении необходимо соблюсти строгие и современные требования по экологической безопасности. Успешная работа этой станции даст возможность развивать малую атомную энергетику и на других территориях Арктической зоны. Это очень важно, так как согласно последним исследованиям зарубежных ученых и экспертов атомная энергетика (на протяжении всего жизненного цикла) является наиболее экологически чистой среди всех видов генерации энергии и производит наименьшее количество выбросов, влияющих на изменение климата Земли.
За многие десятилетия в Арктической зоне было накоплено огромное количество различных отходов, связанных с военной деятельностью, промышленным освоением этой территории, жилищно-коммунальным хозяйством. Требуется комплексная программа утилизации этих отходов и очищение от них территории Арктики. Надо отметить уже имеющиеся хорошие результаты работы в этом направлении как военных структур, так и различных государственных и общественных организаций (Русское географическое общество, экспедиции волонтеров и др.). Кроме того, необходимо провести мониторинг и выяснить риски для окружающей среды и коренного населения от заброшенных хвостов, оставшихся от работы горно-обогатительных комбинатов на Крайнем Севере.
Что еще необходимо сделать? Много радиационных и экологических проблем накопилось в северо-западном регионе Арктики. Необходимо срочно начинать работы по подъему затопленных атомных подводных лодок в Баренцевом море (АПЛ К-27 и Б-129). Продолжить и закончить работы по выводу из эксплуатации здания № 5 в губе Андреева. Продолжить работы по подъему и утилизации затопленных гражданских судов в зоне Кольского залива. Привести в безопасное состояние полигон «Красный Бор» в Ленинградской области.
Также необходимо продолжать эффективный научный мониторинг Арктической зоны учеными МГУ и других университетов и прекратить печальные примеры загрязнения окружающей среды разливами нефти, которые происходили в последние десятилетия. При этом в случае масштабного сокращения добычи нефти и газа на Крайнем Севере потребуется предусмотреть социальные последствия для работников предприятий ТЭК.