Санкции vs экономика
Опыт страны, десятилетиями живущей в условиях санкционного давления
В этом году издательство «АСТ», видимо, на волне интереса к Ирану как государству, уже более 40 лет находящемуся под санкциями, выпустило книгу «Иран. Экономика под санкциями» Павлы Рипинской.
«Мы учимся жить как Иран. У обществ, находящихся под давлением всеобъемлющих санкций, должно быть много общего. Иран так существует десятки лет. Ему то приподнимают железный занавес, то вновь с размаха бросают его вниз… Эта книга о том, как выживает крупнейшая страна в 80 с лишним миллионов человек, когда разорваны ее связи с западным миром», — пишет в предисловии к изданию российский экономист Яков Миркин. Ниже приведены наиболее яркие примеры экономической реальности Ирана, которые показывают, что экономике, конечно, были нанесены болезненные удары, но она оправилась и существует.
Исламская Республика Иран (до 1935 года страна носила название Персия) — государство в Передней Азии. Столица — город Тегеран. На западе граничит с Ираком, на северо-западе — с Азербайджаном, Арменией, Турцией, на севере — с Туркменией, на востоке — с Афганистаном и Пакистаном. С севера Иран омывается Каспийским морем, с юга — Персидским и Оманским заливами Индийского океана. Территория – 1 648 195 км². Форма правления — теократия, т.е. исламская республика во главе с президентом, при этом общее направление политики страны определяет несменяемый Высший руководитель. Правовые и культурные особенности: религия официально считается важнейшей сферой жизни страны и частью государственной идеологии Ирана. Население обязано соблюдать исламские каноны в одежде и исламские правила поведения, включая сегрегацию полов в определенных обстоятельствах. Алкоголь полностью запрещен. Нарушение исламских правил уголовно наказуемо.
Подробности
Поводом для введения первых жестких санкций со стороны Америки стал захват посольства США в Тегеране в 1979 году. Дипломатов продержали в заложниках 444 дня (требуя у Америки выдать сбежавшего шаха, который, впрочем, прибыл туда только на лечение, но был вынужден вскоре уехать и скончался от рака в Египте). С этого момента США объявили Ирану экономическую войну.
В 1980 году началась ирано-иракская война. Причем и европейские страны, и США Ираку активно помогали, Иран же уже находился под серьезным давлением санкций и практически не имел союзников.
Санкции повлияли на основу экономики Ирана — на добычу энергоносителей и в целом на добычу, переработку и экспорт полезных ископаемых.
Самый тяжелый удар пришелся по нефтедобыче и нефтепереработке. Наиболее серьезные санкции в этой отрасли пришлись на 2012 и 2018 годы, когда иранскую банковскую систему отключили от SWIFT и наложили ограничения на инвестиции в нефтедобывающий сектор Ирана. Вторичные санкции (налагаемые на неамериканские компании, работающие с Ираном) также заметно ослабили данное направление.
Несмотря на строгость санкций, иранцев выручали изобретаемые ими «серые» схемы экспорта нефти, а также готовность азиатских партнеров продолжать приобретать у Ирана нефть. Но стоит отметить, что активность этих партнеров нередко оказывалась меньше, чем на это рассчитывали в Иране.
Ущерб от санкций сказался на всей инфраструктуре нефте- и газодобычи. У Ирана не хватает технологических мощностей для замены и ремонта постепенно изнашивающегося оборудования, которое западным странам запрещено туда импортировать. Нехватка инвестиций мешает разведке и разработке новых месторождений. У страны также недостаточно НПЗ для выработки собственного высококачественного бензина, что негативно сказывается на экологии и здоровье жителей городов.
Санкции не так сильно ударили по добыче и продаже газа — во многом потому, что его экспорт стал развиваться относительно недавно. На данный момент наибольший прогресс заметен именно в этой отрасли. Но нехватка зарубежных инвестиций вынудила страну заморозить несколько важных проектов.
Металлургия в Иране долгие годы уходила из-под пресса санкций, но в последнее время они все-таки затронули производство и продажу стали, алюминия, меди и железа, вынуждая страну менять рынки сбыта.
Санкции повлияли на банковскую систему и финансовую жизнь Ирана.
Санкции (в числе других факторов) провоцируют падение курса валюты и инфляцию. Правительство стремится компенсировать проблемы бюджета путем жесткого контроля валютных операций и привлечения сбережений населения.
Даже в условиях отключения от SWIFT существует немало способов проводить международные расчеты, импортировать и экспортировать товар. В том числе с помощью открытия компаний в странах-посредниках и использования различных «серых» схем. Криптовалюта стала важным подспорьем в условиях санкций.
Внутри страны развита онлайн-торговля и свободно используются дебетовые карты. Иностранные карты не работают в Иране, а иранские — за рубежом.
Санкции повлияли на частный бизнес и предпринимательство в Иране.
Основные сложности частного предпринимательства в Иране связаны не столько с санкциями как таковыми, сколько с экономической моделью страны, где слишком многое находится в руках государства или окологосударственных структур. Даже программа приватизации пока не смогла существенно скорректировать этот перекос.
Частному бизнесу очень мешает «утечка мозгов», вызывающая нехватку квалифицированных специалистов, коррупция, недобросовестная конкуренция со стороны дотируемых предприятий, бюрократия, быстрые и неожиданные изменения в законодательстве (последнее явление также связано с санкциями).
Санкции открыли новые возможности для производителей и предпринимателей в секторах, обычно занятых технологиями и сервисами западных стран (особенно ИТ). Много зарабатывают и дилеры, доставляющие в Иран западные товары в обход санкций.
Иран делает все возможное для привлечения иностранных инвесторов. В стране создано множество экономических зон с особыми условиями, благоприятными как для местных бизнесов, так и для иностранных компаний. При этом иностранцам все равно не разрешены сделки на условиях концессии, им нельзя приобретать землю и природные ресурсы в стране.
Санкции повлияли на иранский импорт и экспорт.
В условиях ужесточения торговых санкций в 2010-х годах Иран был вынужден переориентировать свой импорт и экспорт с Европы на Азию, в особенности на Китай.
Санкции сделали еще острее вопрос нефтяной зависимости бюджета страны в условиях, когда возможности для экспорта иранской нефти резко сократились. Страна направила свои усилия на диверсификацию экспортной продукции.
В условиях санкций государство ужесточило контроль над поступлением валютной выручки в страну. Для их обхода иранский бизнес разработал множество нестандартных вариантов ведения торговли, часто с привлечением формально иностранных предприятий в Турции и ОАЭ. Те западные компании, которым выгодна торговля с Ираном, по возможности закрывают глаза на обход санкций, если им самим ничего не грозит.