«Учиться в России — это престижно»
Обучение персонала

«Учиться в России — это престижно»

Теория и практика: как обучают специалистов для работы на зарубежных АЭС, которые строит Росатом

Отраслевой системе подготовки зарубежных специалистов уже больше 50 лет. Зачем Росатому понадобился единый центр подготовки персонала, чему там учат и нравится ли иностранным специалистам российское образование, рассказывает заместитель директора по обучению филиала АО «Русатом Сервис» в Турции Денис Новиков.

— Денис Юрьевич, расскажите, как складывался ваш профессиональный путь.

— Можно сказать, что я всю жизнь занимался подготовкой персонала. Я окончил Воронежскую государственную технологическую академию по специальности «автоматизация технологических процессов и производств». Защитил кандидатскую диссертацию по специальности «управление в технических системах», еще год отработал ассистентом кафедры информационных и управляющих систем. После этого получил предложение от Нововоронежской АЭС занять должность инструктора по подготовке персонала цеха тепловой автоматики и измерений (ТАИ) третьего и четвертого блоков. Так как я большую часть детства провел в Нововоронеже, все производственные практики, в том числе преддипломную, проходил на Нововоронежской станции и родители мои работали там же, я с радостью принял это предложение.

В то время для того, чтобы стать инструктором, необходимо было иметь опыт работы начальником смены цеха, поэтому четыре года я провел в службе эксплуатации цеха ТАИ. После этого перешел в учебно-тренировочный пункт (УТП) на должность инструктора. Занимался подготовкой персонала цеха ТАИ, после перешел на должность начальника отдела подготовки оперативного персонала. Затем стал заместителем начальника, исполнял обязанности заместителя главного инженера по подготовке персонала — начальника УТП. С 2020 года я возглавлял Санкт-Петербургский филиал Технической академии Росатома (ТАР), в 2022 году перешел в «Русатом Сервис», где занимаюсь подготовкой персонала АЭС «Аккую» и оснащением учебно-тренировочного центра будущей станции.

— Уже несколько лет в отрасли работает единый центр подготовки персонала. Как обучали иностранный персонал в Росатоме раньше? Почему потребовалось создание такого центра?

— История работы по подготовке зарубежного персонала в отечественной атомной отрасли насчитывает почти 50 лет. Напомню, в 1971 и в 1972 годах на Нововоронежской АЭС были запущены блоки № 3 и 4 с ВВЭР-440, ставшие серийными: такие реакторы стали активно строиться не только на территории СССР, но и по всему миру. Встал вопрос подготовки персонала, и в 1978 году в Нововоронеже был открыт учебно-тренировочный центр (УТЦ). За время существования центра там прошли подготовку около 5 тыс. зарубежных специалистов.

Система была выстроена достаточно эффективно. Однако количество строящихся в других странах станций за последние годы существенно выросло: сейчас портфель зарубежных заказов Росатома насчитывает 34 блока. Стало ясно, что для подготовки сотрудников для строящихся АЭС необходим единый центр, который бы обладал всеми необходимыми техническими средствами обучения, инфраструктурой, инструкторским персоналом, учебно-методической базой. Концепция создания такого центра была разработана еще в 2012 году. В 2017 году путем слияния Центрального института повышения квалификации Росатома и Института глобальной ядерной безопасности и физической защиты при участии «Росэнергоатома» и АО «Русатом Сервис» была создана Техническая академия Росатома, цель которой — аккумулировать все необходимые ресурсы и знания. В 2018 году в состав академии вошел и Нововоронежский учебно-тренировочный центр. Сейчас Техническая академия Росатома представлена на пяти площадках: головное подразделение в Обнинске, филиалы в Москве, Санкт-Петербурге, Нововоронеже и Сосновом Бору.

— Что было сделано после создания ТАР?

— В 2018 году при непосредственном участии АО «Русатом Сервис» стартовал масштабный инвестпроект развития ТАР, включающий в себя несколько направлений. Во-первых, на всех площадках была проведена подготовка материально-технической базы: отремонтировали аудитории, оснастили их всеми необходимыми средствами обучения, новой мебелью и оргтехникой, включая современное сетевое оборудование. Сейчас в Техакадемии действуют три мультифункциональных тренажера АЭС, которые позволяют тренироваться на моделях разных блоков, например блоке № 6 Нововоронежской АЭС или блоке № 1 Ленинградской АЭС-2. В Нововоронежском филиале также действует полномасштабный тренажер блока № 6 Нововоронежской АЭС.

Во-вторых, амбициозной задачей стала подготовка инструкторского персонала нового поколения — 168 человек. В основном это были молодые ребята, которые недавно окончили институты, имели высокие средние баллы и хорошее базовое знание английского языка. Они прошли обучение по программам подготовки оперативного персонала (начальник смены блока, начальники смены цехов и т. д.) и курс технического английского. Обучение заняло 1,5–2 года. Кроме них, конечно, были и опытные специалисты с действующих российских АЭС. Получился сплав молодости и опыта.

В-третьих, были разработаны учебно-методические материалы по проекту ВВЭР-1200 на русском и английском языках, а также курсы дистанционного обучения.

— Принимали ли вы лично участие в этой трансформации?

— Работать с иностранным персоналом я начал, будучи еще заместителем начальника учебно-тренировочного пункта Нововоронежской АЭС. У нас, например, проходили практическую подготовку на полномасштабном тренажере и стажировку по рабочим местам работники Белорусской АЭС и АЭС «Руппур» (Бангладеш). Количество персонала, обучавшегося в нашем УТП, было значительным, и нам пришлось дополнительно набирать инструкторов. Молодые ребята — специализированный резерв «Росэнергоатома» — прошли полную подготовку по разным должностям: от оператора реакторного отделения до ведущего инженера по управлению реактором. Когда началась подготовка персонала зарубежных АЭС, эти ребята перешли на инструкторскую работу в УТП.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее, что из себя представляют программы обучения для зарубежных специалистов?

— Программы обучения отличаются и по продолжительности, и по наполнению в зависимости от должности, на которую готовится специалист. Например, для машиниста-обходчика турбинного отделения длительность обучения составляет 600 часов, для начальника смены блока — уже почти 1600 часов.

Подготовка включает в себя и теорию, и практику. Теоретические курсы наши слушатели проходят в центрах обучения Обнинска, Нововоронежа, Санкт-Петербурга, практику — на тренажерах. После этого обучающиеся направляются на стажировку на российские АЭС. Далее, уже на площадке строящейся станции за рубежом, им читается курс по контрактной АЭС, также они проходят теоретическое и практическое обучение в учебно-тренировочных центрах, расположенных на площадке.

После завершения обучения выпускник получает сертификат, удостоверяющий прохождение подготовки на соответствующую должность.

Входной контроль знаний специалистов АО «АККУЮ НУКЛЕАР» в Технической академии Росатома, Обнинск, июль 2019 года

— Отличаются ли программы обучения для разных стран? Что учитывается при их составлении?

— Конечно, отличаются. Учитывается множество факторов, например из какой страны персонал: из государства-«новичка» или страны с развитой ядерной энергетикой. Стараемся учесть и особенности культуры, менталитета. Например, большинство обучаемых из Бангладеш, Турции, Египта — мусульмане. Поэтому в гостинице, где они проживают, обустраиваются молельные комнаты; корректируется расписание занятий — так, чтобы слушатели могли совершить молитву; учитываются предпочтения в еде и так далее.

— Сейчас вы работаете в Турции. Расскажите, пожалуйста, о специфике работы в этой стране. Сказалось ли как-то недавнее землетрясение на графиках строительства или образовательном процессе?

— Напомню, в Турции Росатом строит четырехблочную АЭС «Аккую» с реакторами ВВЭР-1200. Проект реализуется по модели BOO (Build — Own — Operate, «строй — владей — эксплуатируй»), то есть Россия будет эксплуатировать АЭС на всех этапах жизненного цикла. Однако, согласно межправительственному соглашению, в эксплуатации станции также будут принимать участие турецкие специалисты, а значит, нужно готовить кадры. Турецкие студенты проходят обучение в российских вузах, после этого направляются для подготовки на конкретные должности в Техакадемию. Всего обучение в ТАР должны пройти почти 1200 человек — и россиян, и турок. Сейчас бόльшую часть подготовки специалисты проходят в России. Но скоро свой учебно-тренировочный центр откроется и на турецкой площадке — тут будет обучаться персонал всех блоков, а также можно будет пройти курсы ежегодного поддержания квалификации.

Организацию процесса обучения эксплуатационного персонала в Технической академии и на площадке АЭС, а также оснащение учебно-тренировочного центра АЭС «Аккую» учебно-методической документацией и техническими средствами обучения, включая полномасштабный и аналитический тренажер, обеспечивает «Русатом Сервис».

Недавнее землетрясение никак не сказалось на графиках сооружения АЭС «Аккую», хотя, безусловно, Росатом оказывает поддержку пострадавшим.

— Поделитесь, пожалуйста, историями из вашей инструкторской практики.

— Обучение в России длительное, и мы стараемся организовать не только образовательный процесс, но и досуг наших слушателей. Например, зимой по выходным устраиваем лыжные походы. Можете себя представить, какие сильные эмоции это вызывает у ребят из теплых стран, которые никогда до этого не видели снега! Летом проводим турниры по футболу и другие спортивные мероприятия.

Конечно, определенным вызовом для нас стала пандемия коронавируса и необходимость перейти на дистанционный формат обучения. Мы обеспечили всех слушателей нужными для работы гаджетами, организовали онлайн-лекции. В общем, справились.

Наши слушатели в большинстве своем — очень мотивированные люди, особенно ребята из стран-«новичков». Виден неподдельный интерес к предметам и большое стремление учиться, чтобы в будущем стать первоклассными специалистами. Для них учиться в России — это очень престижно.

В основном приезжают, конечно, юноши, но и девушки тоже есть. Они учатся прекрасно, иногда даже лучше парней.

— Что такое бренд «Техническая академия Росатома» сегодня? Чем можно гордиться?

— Сегодня Техническая академия — это единый центр подготовки персонала и развития компетенций в области ядерных технологий. Это амбициозный проект Росатома, направленный на улучшение ресурсного потенциала всей атомной отрасли. Это единственный в мире центр ядерных знаний, который имеет соглашение о сотрудничестве с четырьмя департаментами МАГАТЭ.

— Какие планы у Технической академии на ближайшее будущее? В чем вы видите точки роста?

— География присутствия Росатома расширяется. Сейчас, например, активно обсуждается строительство АЭС в Узбекистане и Казахстане. Соответственно, будет расширяться и Техакадемия, ведь для нормального функционирования любой атомной станции необходимы грамотные, хорошо подготовленные специалисты.

«Русатом Сервис» и Техакадемия всегда выступают единой командой. Совместно с ИТЦ «ДЖЭТ» продолжаем разработку полномасштабных и аналитических тренажеров для АЭС и тепловых станций. Кроме того, будут появляться и новые программы обучения, связанные со строительством, ремонтом, техническим обслуживанием и выводом АЭС из эксплуатации, подготовкой персонала для «Атомфлота», АЭС малой мощности и ветрогенерации. Планируем более широко использовать дистанционные технологии обучения, а также развивать образовательную инфраструктуру в странах-«новичках».

Комментарии

«Нужен комплексный подход к развитию системы ядерного образования»

Джумбери Ткебучава

Первый заместитель генерального директора по корпоративным функциям АО «Концерн Росэнергоатом»:

Система подготовки эксплуатационного персонала в госкорпорации «Росатом» прошла долгий путь становления и совершенствования, включив в себя лучшие отечественные и мировые практики. И сегодня без ложной скромности можно сказать, что наша система подготовки квалифицированных кадров для атомной промышленности является одной из лучших в мире.

Развитие новых бизнесов, зарубежный портфель заказов по строительству и ввод новых мощностей ставят перед концерном «Росэнергоатом» задачи в сфере образования и подготовки не только отечественных, но и иностранных специалистов для работы на новых энергоблоках. Такие задачи требуют комплексного подхода к созданию и развитию системы ядерного образования, особенно в «молодых» странах-заказчиках.

Мы, безусловно, поможем эксплуатировать энергоблок. Но каждой стране интересно подготовить своих специалистов, взять управление ядерной энергетикой на себя. Потому что мы всегда говорим, что энергоблок — это новые рабочие места, новые учебные заведения, новый уровень корпоративной культуры, развитие близлежащей территории. И нам понятно желание заказчика обучить свой персонал и поднять уровень культуры и образования у своего народа. Но всему этому надо научиться. И более того, накопить необходимый опыт.

Перед отраслью была поставлена задача параллельно с сооружением за рубежом новых энергоблоков по российским проектам практически с нуля подготовить более 6 тыс. специалистов. В атомной энергетике ни одна компания в мире никогда прежде не сталкивалась с задачей такого масштаба.

Исходя из этой логики были сформулированы несколько последовательных решений:

— организовать возможность получения высшего образования для представителей зарубежных заказчиков;

— развить специфические технические навыки у персонала, прошедшего теоретическую подготовку;

— закрепить полученные теоретические навыки с помощью технических средств (тренажеров);

— организовать практическое обучение (стажировки) на действующих энергоблоках-прототипах.

Потребовалась командная работа в нескольких направлениях: в образовании (Техническая академия Росатома), производстве (атомные станции «Росэнергоатома») и менеджменте («Русатом Сервис»).

Существенный рост зарубежных заказов госкорпорации «Росатом» показал, что для выполнения данной задачи нужна новая концепция и создание единого центра подготовки персонала. Так, в 2017 году путем слияния Центрального института повышения квалификации Росатома и Института глобальной ядерной безопасности и физической защиты была создана Техническая академия Росатома. Ее учредителями стали концерн «Росэнергоатом» и «Русатом Сервис».

В этом триумвирате каждому определена своя глобальная роль. Техническая академия обеспечивает теоретическую подготовку, переподготовку и повышение квалификации иностранного персонала по ядерным специальностям. При этом начальное образование представители зарубежного заказчика получают в опорных вузах Росатома. «Росэнергоатом» предоставляет возможность для закрепления теоретических знаний на практике в ходе стажировок на действующих энергоблоках и полномасштабных тренажерах в УТЦ (учебно-тренировочных центрах). «Русатом Сервис» выполняет функцию по продвижению различных сервисов, в том числе образовательных, на внешнем рынке.

Как известно, кадры решают все. А для того, чтобы все задачи решались на высокопрофессиональном уровне, нужны высококвалифицированные кадры. Эти кадры и сосредоточены в нашем триумвирате «Техническая академия Росатома — концерн “Росэнергоатом” — ”Русатом Сервис”».

То, чего мы достигли к этому моменту, — это не предел, мы готовы перестраиваться и совершенствоваться. Считаем, что внедрение высшего образования в сфере ядерной энергетики в странах-партнерах даст качественный импульс для развития ядерной инфраструктуры.

Что касается развития Технической академии, то, на мой взгляд, нужно продвигать и модернизировать тренажерную базу и внедрять современные методы обучения на базе ИТ-технологий.

«Теория без практики эксплуатировать АЭС не поможет»

Дмитрий Пашевич

Первый заместитель генерального директора АО «Русатом Сервис»:

— За прошедшие годы было сделано очень многое для совершенствования процесса обучения зарубежного персонала. Обучение на базе Технической академии Росатома в России было значительно модернизировано с точки зрения как организации самого процесса, так и материального оснащения академии.

На первый взгляд может показаться, что обучение персонала состоит лишь из теоретической части — мы передаем обучаемым только знания. Однако на самом деле это не совсем так. В рамках инвестиционной программы Техническая академия была оснащена техническими средствами обучения самого высокого уровня, которые позволяют в рамках обучения в России, в стенах Технической академии, не только делиться с обучаемыми знаниями, но и помогать осваивать навыки. Поясню, почему это важно. Для некоторых проектов есть большое количество обучаемых, у которых нет опыта работы ни на атомной, ни на тепловой электростанциях, ни в иных сферах промышленности. То есть это молодые люди, окончившие российский или зарубежный вуз и пришедшие к нам. По окончании обучения может возникнуть ситуация, что из-за дефицита навыков молодые специалисты не будут полностью готовы к самостоятельной работе. Иными словами, знания им передали, а навыки применения этих знаний отсутствуют.

Поэтому на следующем этапе развития продукта под названием «Обучение зарубежного персонала» мы должны предусмотреть важные шаги. Во-первых, продолжать уделять большое внимание к техническим средствам обучения, оснащать на высоком уровне не только Техническую академию, но и УТЦ на площадках зарубежных АЭС, сооружаемые по каждому проекту в целях как раз формирования навыков у обучаемых.

Во-вторых, не менее важным шагом станет решение вопроса о более эффективной организации заключительного этапа обучения. Персонал после курса обучения в ТАР необходимо обеспечить возможностью выйти на свои рабочие места в период, когда АЭС еще не запущена, и совместно с российскими специалистами погрузиться в работу — несколько месяцев, один год и более — «на местах», поучаствовать в завершении строительно-монтажных и пусконаладочных работ и таким образом получить необходимые навыки. Пусть и не в период эксплуатации, но в период завершения строительства. Мы часто в отрасли сами друг другу задаем вопрос: сможет ли персонал по завершении обучения эксплуатировать АЭС? После воплощения наших планов у нас появится намного больше оснований ответить на этот вопрос утвердительно.

«Росатом помогает странам-партнерам создавать целую отрасль»

Владимир Аспидов

Первый проректор по основной деятельности Технической академии Росатома:

— Как отраслевой центр подготовки персонала Техническая академия Росатома выстраивает свою траекторию развития в соответствии со стратегическими задачами отрасли. Приказом госкорпорации «Росатом» Техническая академия назначена технологическим интегратором подготовки персонала атомных станций, строящихся за рубежом по российским проектам. Кроме этого, организация является центром сотрудничества с МАГАТЭ в области атомной энергетики, ядерных наук и применений, физической ядерной безопасности и гарантий.

Обучение персонала зарубежных АЭС — важная задача, без своевременного решения которой пуск атомной станции невозможен. В соответствии с нормами МАГАТЭ, эксплуатирующая организация должна иметь достаточное количество квалифицированных работников для безопасной эксплуатации ядерного объекта. Для этого разрабатывается график набора персонала, связанный с ключевыми этапами строительства и пуска станции. Например, на этапе заливки первого бетона необходима готовность 5% рабочих-ремонтников, 15% эксплуатационного персонала, 65% инженерно-технических работников и всего строительного персонала. К началу монтажных работ на блоке инженерно-техническая поддержка потребуется уже в полном объеме, а необходимость в рабочих специальностях возрастет еще на 30%. Таким образом, к физическому пуску станции должен быть готов и аттестован весь участвующий в пуске персонал. А к энергетическому пуску — 100% персонала должно быть набрано, подготовлено и допущено к самостоятельной работе.

Сегодня при поддержке концерна «Росэнергоатом» и АО «Русатом Сервис» Технической академией Росатома реализуются контракты на подготовку персонала АЭС «Руппур» в Бангладеш, АЭС «Аккую» в Турции, АЭС «Эль-Дабаа» в Египте и АЭС «Пакш-2» в Венгрии. Завершена подготовка персонала Белорусской АЭС. Общая сумма контрактов составляет 12,9 млрд рублей, а количество персонала, который должен быть обучен, — 5118 человек.

Но важно понимать, что госкорпорация «Росатом» не просто сооружает АЭС в странах-партнерах, а помогает им создавать целую отрасль, предлагая комплексное решение развития национальной атомной энергетики. Страна, вступающая на путь освоения ядерных технологий, должна подготовить устойчивую инфраструктуру. Это требует компетенций представителей различных организаций: правительства, министерств и ведомств, оператора, регулятора, других организаций. Каждый заказчик уникален, поэтому в рамках содействия развитию кадрового потенциала страны-партнера Технической академией разработаны учебные программы и материалы, адаптированные под потребности страны, по 21 элементу ядерной инфраструктуры.

Еще одним важным моментом является помощь странам-партнерам в становлении системы специализированного высшего и среднего образования, которая позволила бы готовить кадры для атомной промышленности государства. Для решения этой задачи Техническая академия совместно с опорными вузами Росатома организует обучение преподавателей национальных образовательных учреждений в формате «Train-The-Trainers» в рамках программы «Международное сотрудничество в ядерном образовании».