Ставка на технологии
Главная тема

Ставка на технологии

Как изменилась российская государственная политика в области водорода

Акценты в понимании того, как должна развиваться водородная экономика в России, за последние полтора года сместились с производства и экспорта водорода на создание технологий и оборудования для его производства, транспортировки, хранения и использования. Российское правительство готово вкладываться в их развитие. Согласно паспорту дорожной карты развития высокотехнологичного направления «Водородная энергетика» до 2030 года, из бюджета на эти цели будет потрачено более 18,5 млрд рублей.

Первый подход

Первый стратегический документ, в котором было обозначено отношение российских властей к водородной энергетике, — Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года (далее — Стратегия), принятая в июне 2020 года. Согласно Стратегии, до 2024 года в России должен появиться высокопроизводительный и экспортно ориентированный сектор, который, как планируется, обеспечит «развитие производства и потребления водорода, вхождение Российской Федерации в число мировых лидеров по его производству и экспорту». Производство водорода и водородно-метановых смесей было обозначено как перспективное направление диверсификации и повышения эффективности использования природного газа: «Прогнозируется, что водород, используемый сегодня в основном в химической и нефтехимической промышленности, в перспективе способен стать новым энергоносителем, замещающим углеводородные энергоносители, и сформировать «водородную экономику». Российская Федерация обладает значительным потенциалом производства водорода». Правда, собственно водороду в Стратегии отведена всего одна страница. Задачи, обозначенные в водородном разделе, по большей части нацелены на увеличение производства: разработка и реализация мер господдержки (в том числе законодательной), разработка отечественных технологий производства, стимулирование спроса и прочее. «Показателем решения задачи водородной энергетики является экспорт водорода: к 2024 году — 0,2 млн тонн, к 2035 году — 2 млн тонн», — говорится в Стратегии.

Почти параллельно, в октябре 2020 года, правительство РФ приняло план (дорожную карту) «Развитие водородной энергетики в Российской Федерации до 2024 года». Обозначенные в нем мероприятия носят подготовительный характер: «разработка концепции», «подготовка предложений», «разработка форм представления информации», «разработка мер государственной поддержки» и проч.

Экспортный потенциал

Первый детализированный документ госполитики в области водородной экономики в России — Концепция развития водородной энергетики в Российской Федерации (далее — Концепция), которая была принята 5 августа 2021 года. В ней можно выделить два основных посыла. Первый: «Водород может быть использован для накопления, хранения и доставки энергии и рассматривается в качестве перспективного энергоносителя и инструмента для решения задач по развитию низкоуглеродной экономики и снижению антропогенного влияния на климат». Второй: «В мире в настоящее время наблюдается повышение внимания к развитию водородного направления. Многие страны мира приняли специализированные государственные стратегии и дорожные карты по развитию водородной энергетики. Для Российской Федерации развитие отечественной водородной энергетики является естественным ходом развития науки и технологий и продолжением традиционного для нашей страны ресурсосберегающего подхода».

В Концепции, как и в Стратегии, наибольшее внимание уделялось именно водороду как продукту, а не водородным технологиям: объему рынка, в том числе перспективному, классификации с точки зрения углеродного следа и методам производства. Но главное — водород рассматривался как энергоресурс, способный диверсифицировать российский экспорт, сохранить спрос на природный газ и снизить для экспортеров других видов продукции риски, связанные с введением трансграничного углеродного регулирования. Упрощенно это означает, что прокат, произведенный на металлургическом заводе, который получает электроэнергию с угольной ТЭЦ, купят с меньшей вероятностью, чем прокат, произведенный на заводе, работающем на водороде, полученном с улавливанием СО2.

Стратегическая цель развития водородной энергетики в России, обозначенная в Концепции, — «раскрытие национального потенциала в области производства, экспорта, применения водорода и промышленной продукции для водородной энергетики и вхождение Российской Федерации в число мировых лидеров по их производству и экспорту с обеспечением конкурентоспособности экономики страны в условиях глобального энергетического перехода». Предполагалось, что на первом этапе (до конца 2024 года) объем экспорта водорода составит до 0,2 млн тонн, кроме того, водород будет использоваться в качестве энергоносителя на внутреннем рынке (объемы не уточнялись). На втором этапе (2025–2035 годы) должны были быть запущены первые коммерческие проекты, в результате экспорт составил бы «до 2 млн тонн в 2035 году (оптимистичная цель — 12 млн тонн)». На третьем этапе (2036–2050 годы) объемы экспорта водорода оценивались в 15 млн тонн (оптимистичная цель — 50 млн тонн). Одним из ключевых рынков поставки водорода рассматривалась Европа и, прежде всего, Германия как основной инициатор и движущая сила безуглеродных энергетических проектов.

Новые акценты

Александр Новак

Заместитель председателя правительства Российской Федерации:

— Современный топливно-энергетический комплекс представляет собой высокотехнологичный сектор и является заказчиком и драйвером отечественной промышленности, науки. Долгое время в мире продолжится использование углеводородов и продуктов их высокого передела. Но все мы понимаем, что будущее в энергетике — за чистыми источниками энергии. Именно поэтому Россия создает задел в области развития водородной энергетики и систем накопления энергии.

Прямая речь

Однако после введения санкций и официального отказа европейских потребителей сотрудничать с российскими компаниями — поставщиками энергоносителей (природного газа, нефти и нефтепродуктов) стало понятно, что и российский водород Европа не примет. От участия в развитии водородной экономики, в том числе международной, Россия не отказывается, но акценты этого развития изменились. Оценки по экспорту водорода снизились, большее внимание стало уделяться созданию технологий, оборудования и устройств для производства, хранения, транспортировки и использования водорода.

Изменения были зафиксированы в декабре 2022 года в паспорте дорожной карты развития высокотехнологичного направления «Водородная энергетика» на период до 2030 года. Пакет соглашений о сотрудничестве между правительством России и крупными корпорациями был подписан в январе 2023 года. Соглашения о намерениях в целях развития водородной энергетики подписали заместитель председателя правительства РФ Александр Новак, генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев и заместитель председателя правления ПАО «Газпром» Олег Аксютин.

Вторая дорожная карта более предметна и конкретна, чем первая. В ней указаны ответственные лица и организации, ключевые показатели, которых необходимо достигнуть, сроки, а главное — финансирование. Так, до 2030 года подтверждено выделение из бюджета 18,5 млрд рублей. За реализацию дорожной карты отвечают ПАО «Газпром» и госкорпорация «Росатом».

Алексей Лихачев

Генеральный директор госкорпорации «Росатом»:

— Значимость водородной энергетики признается на государственном уровне, и, безусловно, как высокотехнологичный лидер, Росатом активно развивает это направление. Убежден, что подписанное нами соглашение [о намерениях в целях развития водородной энергетики] станет дополнительным драйвером для реализации водородных проектов, обеспечения технологического суверенитета и повышения конкурентоспособности отечественных решений.

Прямая речь

В августе этого года российское правительство и АФК «Система» заключили соглашение о намерениях, касающееся развития водородной энергетики. В комментариях — также акцент на технологии. «Водородная энергетика — это та сфера, где в ближайшие годы возможен реальный технологический рывок. Мы хотим быть в лидерах формирующегося рынка, открывающего большие возможности для наших компаний», — отметил президент АФК «Система» Тагир Ситдеков. О технологическом лидерстве в дополнение к углеродной нейтральности упомянул и вице-премьер Александр Новак. АФК «Система», в частности, будет отвечать за разработку технологий хранения и транспортировку водорода в металлогидридах.

Цель в дорожной карте 2022 года тоже скорректирована: «Целью высокотехнологичного направления является развитие научно-технического потенциала Российской Федерации в области водородной энергетики для разработки, совершенствования и коммерциализации водородных технологий, обеспечения промышленной безопасности их применения, оценки и снижения отрицательного воздействия на окружающую среду, удешевления промышленного производства водорода и базового оборудования. Технологическое развитие призвано обеспечить решение нескольких задач: создание и развитие приоритетных и критически значимых водородных технологий».

Целевые показатели дорожной карты измеряются в том числе в количестве зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности (к концу 2024 года их должно быть 22, к концу 2030 года — 54), объеме выручки (70 млн рублей в 2024 году и 2,13 млрд рублей в 2030 году). Запланированные объемы производства водорода снижены до 550 тыс. тонн в год. Правда, этот показатель относится только к низкоуглеродному водороду. Кроме того, в 2030 году в России должны работать 500 водородных заправочных станций.

550 000

тонн в год планируемое производство низкоуглеродного водорода в 2030 году

2,13 млрд руб.

планируемый объем выручки, полученной от реализации продукции в рамках развития водородной энергетики в 2030 году

(согласно паспорту дорожной карты развития высокотехнологичного направления «Водородная энергетика»)

Цифры

Вклад Росатома

Одно из двух поднаправлений дорожной карты 2022 года — «Развитие водородной энергетики и декарбонизации промышленности и транспорта на основе технологий атомной отрасли». В этом поднаправлении госкорпорация «Росатом» обозначена ответственной за разработку технологий и оборудования для низкотемпературного плазменно-каталитического разложения метана и для разложения метана в расплавленных металлах, а также за разработку промышленных образцов отечественных электролизеров на основе анионообменных мембран. Организация, которая будет отвечать за другие разработки в рамках «атомного» поднаправления, «будет уточнена по мере реализации технологий».

Первая выручка, как планируется в дорожной карте, должна появиться в 2025 году. Речь идет об электрохимических установках для получения водорода из воды. Также в документе оговорено, что коммерциализация работ по созданию атомной энерготехнологической станции (АЭТС) с высокотемпературным газоохлаждаемым реактором с химико-технологической частью планируется после 2030 года. В дорожной карте, в частности, отмечается, что НИОКР по созданию АЭТС будут завершены в марте 2028 года. Пилотный проект по производству низкоуглеродного водорода на основе полностью отечественной технологии пиролиза природного газа, как планируется, будет запущен в декабре 2033 года. А ввод в опытно-промышленную эксплуатацию головной АЭТС — в феврале 2035 года.