Водород шагает по планете
Рассказываем о новых тенденциях, которые определяют перспективы развития глобального водородного сектора
По мере того как энергетический сектор ищет чистые и устойчивые альтернативы ископаемому топливу, водород становится все более многообещающим решением для декарбонизации различных отраслей экономики. По мнению Hydrogen Council (международного Совета по водороду), 2023 год ознаменовался значительным прогрессом в области водородных решений, продемонстрировав изменения, важные для формирования долгосрочных рыночных перспектив.
Трудности перехода
Сегодня во всем мире реализуется более 1000 проектов, связанных с водородом, причем за последний год было объявлено о более чем 350 новых инициативах. В 2022 году в водородные проекты было вложено почти 8 млрд долларов США (в 2020-м — немногим более 2 млрд долларов). К 2030 году инвестиции в этой области могут достигнуть 320 млрд долларов.
Водород — самый распространенный элемент во Вселенной, но на Земле он почти не встречается в свободном состоянии, а связан в основном с углеродом (в природном газе и других углеводородах) и кислородом (в воде). Извлечение водорода требует энергетических затрат, что, в свою очередь, приводит к выделению СО2 в случае использования высокоэмиссионных источников энергии. Кроме того, углерод, выделившийся при производстве водорода из ископаемых источников, например метана, необходимо удалять и где-то хранить. Технологии улавливания снижают выбросы СО2, но не устраняют их полностью. С экологической точки зрения наиболее предпочтительным является расщепление воды на водород и кислород с использованием электричества от ВИЭ или АЭС. Сегодня под чистым подразумевается водород, производство которого сопровождается низким уровнем выбросов (эмиссии) диоксида углерода и других парниковых газов. В эту категорию входит водород, полученный с использованием как возобновляемых, так и низкоэмиссионных источников энергии, а также произведенный из ископаемого топлива с применением технологий CCUS (Carbon Capture, Use and Storage — улавливание, использование и хранение углерода).
Все это требует немалых затрат, но сегодня водородные проекты получают большую политическую и, соответственно, финансовую поддержку, прежде всего в экономически развитых странах, где общество серьезно озабочено климатическими проблемами. При этом, в отличие от первой волны водородного бума, которая началась около 20 лет назад и была связана с большими планами по переходу на автомобили, работающие на водороде, сегодня повышенное внимание уделяется отраслям с интенсивными выбросами (таким, как производство цемента или дальнемагистральный транспорт), которые трудно или невозможно декарбонизировать только за счет электрификации.
Новые драйверы
Аналитики отмечают, что за последние два-три года многие водородные проекты получили ускоренное развитие, а интерес инвесторов к этой сфере значительно повысился. Правительства многих стран определили роль водорода в своих энергетических стратегиях, это помогло бизнесу оценить потенциальные рыночные перспективы и разработать планы по включению водорода в портфели проектов.
>1000
объявленные во всем мире крупномасштабные (более 1 МВт) предложения по водородным проектам, 795 из них предполагают полное или частичное развертывание к 2030 году
$320 млрд
объявленные прямые инвестиции в водородные проекты до 2030 года, из них $29 млрд прошли стадию ОИР (окончательное инвестиционное решение)
38 млн тонн в год
объявленные поставки чистого водорода в мире к 2030 году (производство менее 1 млн тонн в год развернуто сегодня)
в 15 раз
зеленый водород сегодня дороже, чем произведенный из природного газа без улавливания СО2
на 50%
снизится стоимость зеленого водорода к 2030 году, согласно анализу PWC
Цифры
Кроме того, продолжающийся глобальный энергетический кризис высветил необходимость согласования потребностей в области энергетической безопасности с достижением климатических целей. Использование водорода отвечает этим задачам, так как может способствовать энергобезопасности стран — импортеров энергии за счет снижения зависимости от ископаемого топлива: развитие международного рынка водорода может увеличить количество потенциальных поставщиков энергии и обеспечить диверсификацию структуры энергопотребления.
По данным Международного энергетического агентства (МЭА), если все заявленные к настоящему времени проекты будут реализованы, к 2030 году использование водорода может помочь снизить потребление природного газа на 14 млрд м3 в год, угля — на 20 млн тонн в год и нефти — на 360 тыс. баррелей в сутки, что эквивалентно, например, всем известным на сегодня запасам ископаемого топлива в Колумбии. Самые большие возможности для сокращения использования ископаемого топлива и выбросов имеют тяжелая промышленность, грузовой автотранспорт и судоходство.
Отмечается, что при сегодняшних ценах на ископаемое топливо водород, произведенный с помощью возобновляемых источников, уже может конкурировать с водородом из ископаемого топлива во многих регионах, особенно в тех, где имеются хорошие ресурсы ВИЭ и которые нуждаются в импорте ископаемого топлива для удовлетворения спроса на производство водорода. Для производства водорода из воды необходимы электролизеры, но чистым такой водород будет считаться только при использовании электроэнергии из источников с низким уровнем выбросов. По состоянию на январь текущего года в мире объявлено о планах по вводу в эксплуатацию к 2030 году электролизеров общей мощностью 230 ГВт (причем ввод 60 ГВт из них анонсирован начиная с мая 2022-го). Это означает рост мощностей более чем в 300 раз по сравнению с действующими в настоящий момент.
Согласно анализу МЭА, если все объявленные проекты по вводу электролизеров в эксплуатацию будут реализованы и произойдет запланированное увеличение производственных мощностей, то к 2030 году затраты на электролизеры могут снизиться примерно на 70% по сравнению с сегодняшним днем. В сочетании с ожидаемым снижением стоимости энергии из возобновляемых источников это может снизить стоимость водорода на основе ВИЭ до диапазона 1,3–4,5 долларов за кг H2, что эквивалентно 39–135 долларам за МВт·ч (нижняя граница этого диапазона приходится на регионы с хорошим доступом к ВИЭ).
Новый водород на практике
Хотя глобальный рынок водорода все еще находится в зачаточном состоянии, многие новые технологии применения водорода уже готовы к масштабированию.
В Швеции запущен проект HYBRIT (Hydrogen Breakthrough Ironmaking Technology — водородная прорывная технология производства железа) по изготовлению стали без использования угля и углерода, вместо которых в технологическом процессе применяется зеленый водород. Первая партия безуглеродной стали поставлена заказчику (автомобильной компании Volvo) в 2021 году. Коммерческое производство экологически чистой стали планируется начать в 2026-м. О старте аналогичных проектов в металлургической отрасли объявили Германия, Франция, Бельгия и Италия.
Инфраструктура: от СПГ к водороду
Перепрофилирование газопроводов для передачи водорода может сократить затраты на 50–80% по сравнению с прокладкой новых трубопроводов. Также несколькими странами, особенно в Европе, рассматривается возможность перепрофилирования терминалов СПГ, но эти перспективы зависят от решения, будут терминалы принимать водород или аммиак. По данным Международного энергетического агентства, первоначальный анализ показывает, что перепрофилирование терминала СПГ для приема аммиака возможно при дополнительных 11–20% инвестиционных затрат. Перепрофилирование терминалов СПГ под водород сталкивается с более серьезными техническими проблемами из-за гораздо более низкой температуры сжиженного водорода, чем аммиака, что ограничивает использование существующего оборудования. Стоимость резервуара составляет около половины стоимости терминала СПГ, а новый резервуар для хранения сжиженного водорода может быть на 50% дороже, чем резервуар для СПГ. Существующая неопределенность в отношении масштабов будущего спроса на водород и его производные пока ограничивает как перепрофилирование существующих, так и строительство новых терминалов, которые могут быть готовы к работе с водородом или аммиаком.
Подробности
Первая в мире отгрузка сжиженного водорода из Австралии в Японию состоялась в феврале 2022 года, став важной вехой в развитии международного рынка водорода. HESC (Hydrogen Energy Supply Chain — цепочка поставок водородной энергии) — совместный японско-австралийский проект. Япония с его помощью может сделать водород таким же широко применяемым энергоносителем, как нефть и природный газ. Танкер был специально разработан для перевозки сжиженного водорода с температурой –253 °C. За один рейс водородовоз может перевезти 75 тонн сжиженного водорода, объем которого составляет 1/800 от первоначального объема газа. Водород для этого проекта произведен с использованием бурого угля, предполагается, что впоследствии, при масштабировании проекта, углекислый газ, выделяющийся в процессе производства, будет закачиваться под морское дно у побережья австралийского штата Виктория.
МЭА, исходя из анализа разрабатываемых экспортно ориентированных водородных проектов, считает, что к концу текущего десятилетия будет экспортироваться примерно 12 млн тонн водорода в год (к 2026-му — 2,6 млн тонн). О большинстве таких проектов было объявлено в последние два года, это связано с тем, что в качестве предпочтительного варианта водородного носителя многими компаниями был выбран аммиак. Например, о старте подобного проекта недавно объявила Korea Zinc Co., южнокорейская компания по производству цветных металлов, которая начнет коммерческое производство зеленого водорода в Австралии — на солнечной электростанции мощностью 124 МВт. Водород будет преобразовываться в аммиак и транспортироваться потребителю.
В Германии в августе 2022 года начали курсировать первые пять из 14 поездов на водородном топливе. Они могут работать на одной заправке целый день, преодолевая расстояние до 1 тыс. км со скоростью до 140 км/ч, при этом такие поезда выбрасывают только пар и воду. Германия планирует увеличивать количество водородных поездов, Франция и Италия также объявили о планах по их закупке. В июне 2023 года первый водородный поезд приступил к перевозкам пассажиров в Канаде — пока в рамках демонстрационного проекта. В отличие от транспорта на электрических аккумуляторах, которым требуется время на зарядку, водородным топливом транспорт можно заправлять так же быстро, как газовым или дизельным. По данным Statista, транспорт производит около 20% глобальных выбросов парниковых газов, занимая по этому показателю второе место — после энергетического сектора, поэтому увеличение доли водородного транспорта может сыграть большую роль в достижении климатических целей.
Среди особенностей 2023 года Hydrogen Council выделяет несколько основных тенденций, которые определяют возрастающую роль водорода в глобальном энергопереходе. Подводя итоги первого полугодия, организация, объединяющая ведущих отраслевых игроков, полагает, что текущий год стал поворотным для развития водородных рынков, в том числе благодаря усилению политической поддержки со стороны государств, увеличению инвестиций и технологическим инновациям — прогресс в этих трех ключевых областях закладывает основу для ускоренного роста водородного сектора. По мнению Hydrogen Council, сотрудничество правительств, компаний — лидеров отрасли и исследователей, которое направлено на решение существующих проблем и раскрытие полного потенциала применения водорода, показывает, что водород может играть решающую роль в достижении глобальных климатических целей и перехода к более экологичной и устойчивой энергетической системе.
Hydrogen Council (Совет по водороду) — это глобальная инициатива, которая объединяет ведущие компании с единым видением долгосрочных целей в отношении водорода как инструмента, способствующего ускорению перехода к экологически чистой энергии. Совет считает, что водород играет ключевую роль в достижении глобальных целей декарбонизации, помогая диверсифицировать источники энергии и стимулировать новые бизнес-решения и технологические инновации как движущие силы долгосрочного экономического роста.
Инициатива была запущена в январе 2017 года на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Первоначально в состав Совета входили главы 13 компаний, относящихся к энергетическому, транспортному и производственному секторам экономики (Air Liquide, Alstom, Anglo American, BMW Group, Daimler, Engie, Honda, Hyundai, Kawasaki, Shell, Linde, Total и Toyota). Сегодня Совет объединяет около 150 компаний, представляющих всю цепочку создания стоимости водорода, из более чем 20 стран мира.
Совет выступает за развитие сотрудничества между правительствами, промышленностью и инвесторами и предоставляет рекомендации по ускорению развертывания водородных решений по всему миру. Также Совет служит ресурсом для создания правовых норм и стандартов безопасности в области водородных технологий.
Справка
Принять решение: политика для бизнеса
Как подчеркивает Hydrogen Council, многие правительства во всем мире признают безотлагательность перехода к низкоуглеродной экономике и принимают политические решения, позволяющие ускорить продвижение водородных проектов. Объем объявленных инвестиций за 2022 год вырос с 240 до 320 млрд долларов США, но пока почти половина из анонсированных проектов находится на предварительных или ранних стадиях. Однако в течение первого полугодия 2023 года несколько стран изменили нормативно-правовую базу, внедрили финансовые стимулы и заявили о политической поддержке инвестиций в водородные проекты и расширении международного сотрудничества в этой сфере. Устранение нормативных барьеров, а также повышение ясности и определенности в отношении перспектив развития рынка побуждают инвесторов принимать участие в водородных проектах и облегчают принятие окончательных инвестиционных решений (ОИР, FID — Final Investment Decision): общий объем инвестиций, достигших стадии ОИР, увеличился на 30% с мая 2022 года. Ускорение принятия ОИР позволит расширить всю цепочку создания стоимости водорода в глобальном масштабе.
Накопить энергию: системы хранения
По данным Hydrogen Council, в 2023 году наблюдается рост исследований и разработок в области инновационных систем хранения энергии на основе водорода. Водород имеет наибольшую энергоемкость на единицу массы по сравнению с любым другим топливом, но его низкая плотность при температуре окружающей среды приводит к низкой энергоемкости на единицу объема. Поэтому разработка современных решений в области хранения, имеющих потенциал для повышения энергетической плотности, становится ключом для дальнейшего развития водородных технологий, в том числе связанных с топливными ячейками. Предполагается, что такие системы ускорят развертывание водородных технологий и откроют новые варианты их использования — от обеспечения резервного питания в центрах обработки данных до автономного электроснабжения на строительных площадках. Разрабатываемые решения дают возможность длительного хранения энергии, а также обеспечивают масштабируемость и совместимость с существующей инфраструктурой, поэтому их применение поможет решать проблемы стабильности и устойчивости энергоснабжения.
Использовать преимущества: водородные хабы
Среди стран, которые демонстрируют самую высокую активность на пути к тому, чтобы стать крупными игроками на рынке водорода, Hydrogen Council в июле 2023 года выделяет Индию, ряд стран Африки и США.
Правительство Индии, стремясь обеспечить энергетическую независимость страны к 2047 году и добиться нулевого нетто-уровня выбросов углерода к 2070 году, признает потенциал водорода в решении этих задач и берет на себя обязательство развивать водородный сектор. В начале 2023 года кабинет министров одобрил Национальную миссию по зеленому водороду с целью сделать Индию ведущим производителем и поставщиком чистого водорода. Стратегия предполагает всеобъемлющий подход к созданию водородной экосистемы, в которой развертывание водородных хабов является приоритетом, так как позволяет смягчить инфраструктурные проблемы и снизить затраты. Правительство выделило 2,1 млрд долларов США на стимулирование предложения для производства электролизеров и чистого водорода, помогая увеличить и ускорить внутренние и международные инвестиции в водородные проекты.
Африка с ее обширными возможностями в сфере возобновляемых источников энергии также готова стать мировым водородным центром. В 2023 году на африканском континенте было создано несколько партнерств и инициатив в области производства чистого водорода. Так, в ЮАР планируется создать три водородных хаба, реализация этих проектов, имеющих значительный экономический потенциал, превратит страну в важный центр производства водорода. В Марокко началось строительство завода с планируемой годовой производительностью 320 000 тонн чистого водорода. В мае текущего года правительство Египта одобрило законопроект, который предоставляет ряд стимулов для проектов в области ВИЭ, поощряя в том числе инвестиции в водородные инициативы. Предполагается, что осуществление этих планов не только даст Африке возможность удовлетворять собственные энергетические потребности, но и сделает континент основным поставщиком чистого водорода на мировой рынок, помогая стимулировать экономический рост, создавать рабочие места и способствовать устойчивому развитию всего континента.
В США Закон о снижении инфляции изменил правила игры для участников водородных проектов. Закон направлен в том числе на содействие экономическому росту за счет стимулирования инвестиций в чистую энергетику (в частности, разрабатываются критерии для выплат производителям до 3 долларов за килограмм чистого водорода). Закон возродил интерес к водороду и стал катализатором целенаправленных инвестиций в исследования, разработки и коммерческое внедрение водородных технологий по всей Северной Америке, в результате были активизированы усилия по расширению проектов в области производства, хранения и распределения водорода. Ожидается, что всплеск инвестиций ускорит развертывание водородной инфраструктуры и будет способствовать росту устойчивой водородной экономики. В сочетании со значительными ресурсами возобновляемых источников энергии и дешевого природного газа это означает, что США также может стать центром производства и экспорта низкоуглеродного водорода. Несколько других стран с аналогичными конкурентными преимуществами, от Австралии и Норвегии до Чили и Саудовской Аравии, также уделяют большое внимание развитию водородной отрасли.