Культура в шаговой доступности
Как формируется культурный ландшафт на территориях присутствия Росатома
Программа «Территория культуры Росатома» развивается с 2006 года. Эта и еще несколько важных социальных инициатив, например проект «Школа Росатома», стартовали благодаря решению Сергея Кириенко, руководившего в то время Росатомом. Он сформулировал важнейший принцип взаимодействия с территориями присутствия: атомные города должны быть во всех аспектах привлекательны для жителей, предоставляя максимально возможный уровень социальных, образовательных, культурных услуг. Бессменный драйвер программы «Территория культуры Росатома» — Оксана Конышева-Бондаренко — рассказала «Вестнику атомпрома», почему федеральная и производственная повестка неотделимы от культуры и искусства.
Искусство как стратегия
Не в последнюю очередь благодаря «Территории культуры» наши города не являются для жителей закрытыми территориями, откуда хочется немедленно бежать «на Большую землю», в мир возможностей. ЗАТО Росатома и сегодня производят на непосвященных неизгладимое впечатление: дорогу перегораживает КПП с вооруженной охраной, пройти через который могут далеко не многие. А сама территория за ним и периметром, обнесенным колючей проволокой, — зачастую сохранившийся, застывший Советский Союз. Это не обидно, потому что города во многом остались живой и счастливой картинкой из советского детства: все безопасно и доступно, и даже кажется, что почти бесплатно. Когда отцы-основатели создавали закрытые города, то понимали, что на эти территории должны надолго приехать высокообразованные люди с семьями и им должно быть комфортно работать над стратегическими задачами. Отправляя лучших ученых и инженеров в атомные города, понимая, что они радикально меняют свою жизнь ради защиты страны (как бы пафосно это ни звучало, но так и было), им создавали лучшие условия. В том числе высокий уровень культуры и искусства.
Немало примеров сегодня удивят: так, комбинат «Маяк» в Озерске запустили в июне 1948-го, а в ноябре того же года в Озерске открылся драматический театр. В наших городах на 60–80 тыс. человек населения приходится по одному, а в некоторых городах по два театра — это намного больше, чем в целом в стране. Не в последнюю очередь поэтому в атомной отрасли СССР сложилось не противостояние, а дополнение, объединение физиков и лириков. Когда сам Курчатов возвращался в Москву после секретных командировок, его жена покупала билеты в Московскую филармонию, чтобы Игорь Васильевич «перезагрузился» с помощью высокой классической культуры и музыки и мог дальше выполнять стратегические задачи.
Стратегические задачи по-прежнему актуальны, поэтому наши жители и сегодня нуждаются в активной и качественной творческой жизни — в концертах, гастролях артистов и музыкантов. Детям нужны музыкальные школы, кружки. «Территория культуры Росатома» позволила с 2006 года наполнить новой энергией всю ту инфраструктуру, что сохранялась с советских времен. Мы получили возможность продвигать высокую культуру в наши атомные города — это и десять ЗАТО, и города расположения АЭС. Чтобы сюда приезжали лучшие мастера культуры и искусства, мы взаимодействуем с Министерством культуры РФ, участвуем в федеральной программе «Большие гастроли», по которой обеспечиваем поездки ведущих театров страны по нашим небольшим городам. Такие гости всегда востребованны. Жители атомградов — люди действительно высокообразованные, нуждающиеся в хорошем контенте. Они готовы смотреть, слушать и удивляться.
«Территория культуры» сегодня
Благодаря программе «Территория культуры Росатома» с 2006 года в атомградах удалось повысить художественный уровень мероприятий, расширить панораму стилей и направлений искусства, разнообразить и обогатить культурный ландшафт. Под знаменем «Территория культуры Росатома» реализуются проекты с участием известных артистов и коллективов, проходят мастер-классы ведущих экспертов, образовательные и просветительские акции. Часть проектов переросла масштаб атомных территорий и стала заметным явлением на всероссийском уровне, например проект «Песни атомных городов».
Решена и другая ключевая задача, которая ставилась на старте программы, — участие людей искусства из атомградов в культурной жизни страны. Удалось активизировать местные творческие силы, помогая интеграции жителей атомградов в российское культурное пространство. В рамках программы оказывается методическая помощь театрам, музеям, библиотекам и другим учреждениям культуры, проводятся мероприятия по повышению квалификации профильных специалистов для поэтапной модернизации сферы культуры «изнутри».
Особое внимание — поддержке талантов и дарований. Важная составляющая нашей работы — это воспитание, поддержка традиционных ценностей в среде детей и молодежи. Для нас ориентиром стали национальные проекты «Культура» и «Семья», поэтому во всех наших проектах именно ценности традиций, поддержки семьи, патриотизма проходят красной нитью. Ряд культурно-педагогических проектов объединен брендом «Территория успеха» Фонда «АТР АЭС» — это конкурсы и мастер-классы «Пегас», фотоконкурс «В объятиях природы», «МультиКЛИПация», «Мода». Ряд проектов поддерживает обучение музыке — это «Музыкальная академия атомных городов», «Детский симфонический оркестр», «Художественная академия атомных городов», «Школа маленьких пианистов» и другие. Поддержка театрального искусства идет по линии проектов «Театр Наций — театрам атомных городов» и «Свежий взгляд» — совместный проект с ГИТИС. Совместно с РОСИЗО реализуются музейно-выставочные мероприятия. Осуществляется не только активная поддержка библиотек, от ремонта и закупки мебели до пополнения фондов, но и проект «Бегущая книга», прививающий любовь к чтению.
Уже четыре года совместно с Театром наций реализуется проект «Театр атомных городов». Это творческие лаборатории, куда приезжают мастера и специалисты высокого уровня, помогая с эскизными постановками — фрагментами спектаклей. Если на первые эскизы зрители шли с удивлением и недоверием, то на недавние постановки таких лабораторий уже было невозможно найти билет — собирается полный зал, чтобы увидеть даже 20–30 минут фрагментов неполного спектакля. Причем после эскиза публика остается и обсуждает с актерами увиденное: насколько было интересно и нужно ли развернуть этот эскиз в полноценный спектакль. Такая глубокая, максимальная вовлеченность зрителя, которую уже редко можно встретить в Москве, интересна и артистам — помогает находить творческие прорывы.
Яркая страница «Территории культуры» — это проект «Детский симфонический оркестр». Идея возникла на встрече с Юрием Башметом. Юрий Абрамович создает площадки своей музыкальной академии в больших региональных городах и поддержал идею музыкальной академии атомных городов. Так и родился детский симфонический оркестр: у нас много учеников музыкальных школ, и 20–30 наиболее талантливых и активных учеников из разных городов получают возможность каждый год собраться в оркестр, сыграться, пройти творческую лабораторию и получить опыт общения с мастерами музыки. Завершается лаборатория выступлением на площадках страны — и в московском «Зарядье» во время «Урбан-форума», и на Всемирном форуме молодежи, и в музее «АТОМ» в дни выставки «Россия» на ВДНХ. Еще один концерт в этом году состоялся в Обнинске, когда отмечали 70 лет первой в мире АЭС.
Движение с молодежными оркестрами классической музыки охватило не только города присутствия Росатома, оно известно во многих регионах. Не все ребята, пройдя такой оркестр, станут профессиональными музыкантами и свяжут жизнь с искусством. Важно, что развитие творческого начала, полученное в этом молодежном оркестре или в других проектах «Территории культуры», они пронесут и дальше в любой специальности. Вот интересный факт: в этом году юный 16-летний концертмейстер в нашем оркестре — это правнук академика Забабахина, имя которого носит ВНИИТФ в Снежинске. Так получилось случайно, протекций в этом случае быть не может. Спрашиваем у него: куда пойдешь учиться? Он отвечает: буду физиком, хотя сегодня увлечен музыкой. Это очень важная история о том, как физика и лирика дополняют друг друга. Может быть, среди наших юных музыкантов сегодня будущий Курчатов, и именно развитое правое полушарие мозга поможет ему прийти на вершину науки.
Большое внимание уделяем образовательным программам: анализируем, какие грантовые проекты и меры поддержки существуют, что из них можно применить для наших городов. Особое внимание уделяем вовлечению в работу по национальным проектам, таким как «Культура». Получить грант — это всегда интересный вызов, который предлагается нам со стороны государства, однако польза для развития культуры на местах от этой формы поддержки несомненна.
Мне самой очень помог проект «Территория культуры», которым занимаюсь почти 20 лет. После долгого обучения музыке, поняв, что в процессе учебы можно провести всю жизнь, решила найти что-то интереснее. Сначала это была программа «Новое передвижничество» при Общенациональном фонде культуры и искусства — там научилась организовывать мероприятия, оказалось, очень интересно. Это же захватывающее чувство продолжилось и в Росатоме, куда меня пригласили в 2006-м, увидев, что такая работа мне нравится и удается. Мой совет молодым: даже если кажется, что профессию выбрал ту, знайте, что судьба может привести к очень ярким страницам.
К новым победам
В 2025 году мы отметим 80-летний юбилей атомной промышленности. Если вернуться в начало истории отрасли, в те дни, когда еще не было ни атомных городов, ни театров в них, то мы увидим, что после Победы 9 мая 1945 года, после трагедии Хиросимы и Нагасаки нашей стране пришлось вступить в новое сражение за мир.
Сегодня в рамках программы «Территория культуры Росатома» реализуется целый ряд проектов, в общей сложности проводится порядка 150 мероприятий в год. Это концерты и спектакли с участием ярких артистов и коллективов, поддержка талантов и дарований, мастер-классы ведущих экспертов, образовательные и просветительские акции, масштабные социокультурные проекты. Оказывается помощь театрам, музеям, библиотекам и другим учреждениям культуры атомградов.
Коротко
Одна из наших выставок называлась «Победа после Победы». Она была посвящена 70-летию атомной отрасли и предлагала вниманию посетителей документы, фотографии, публицистические материалы, рассказывающие о создании ядерного щита нашей державы, позволившего сохранить паритет в годы холодной войны и оградить мир от новых бедствий. Атомная отрасль — это всегда о новых победах, поскольку останавливаться нельзя даже на секунду. И победы здесь идут одна за другой: после оружия — ледокольный флот, создание АЭС, экспорт, новые технологии и материалы, новые маршруты и так далее.
80-летие отрасли — это не корпоративный юбилей атомщиков, а праздник всей страны, получившей к 1949 году свой ядерный щит и десятилетия жизни без масштабных войн. Искусство, культура — это инструменты, которые позволят каждому лично прочувствовать историю отрасли, все атомные победы. Я очень хочу, чтобы в наших городах и дальше возникало как можно больше хороших культурных проектов. Жизнь совершается здесь и сейчас, и если сегодня нам интересно, то и будущее окажется ярким и интересным.