
«Атомный урок»: нескучно о естественно-научном
Просветительский проект об атомной отрасли для педагогов и школьников
Свыше 50 тыс. школьников и 5 тыс. педагогов России приняли участие в просветительских мероприятиях проекта «Росатома» «Атомный урок» в 2024 году, среди которых были увлекательные лекции о возможностях и перспективах атомной отрасли, яркие мастер-классы, познавательные онлайн-трансляции и, конечно, борьба педагогов за главный приз конкурса «Атомный урок» — поездку на Северный полюс в составе экспедиции «Ледокол знаний». Рассказываем, чем запомнился пятый, юбилейный сезон «Атомного урока» и что нового подготовила команда проекта в 2025 году.
Первая пятилетка
«Атомный урок» — уникальный проект научно-просветительской программы «Атомариум», знакомящий педагогов и их учеников с миром атомных технологий. Помимо офлайн-мероприятий для ребят из разных уголков нашей страны, проект «Атомариума» — это еще и огромная база знаний, которая находится в открытом доступе и постоянно обновляется, двигаясь в ногу со временем и отвечая на запросы общества.
Впервые «Атомный урок» прошел в российских школах в 2020 году, он был приурочен к 75-летию российской атомной промышленности. Как атомные технологии помогают планете, российские школьники узнали в ходе увлекательных интерактивных занятий «Источники энергии и безуглеродное будущее», разработанных командой проекта «Атомный урок» для платформы «Российская электронная школа» Минпросвещения РФ. В октябре 2020 года при поддержке сети ИЦАЭ, НИЯУ «МИФИ» и Российского движения школьников (с 2022 года — Российское движение детей и молодежи «Движение первых») для учеников 5–7-х классов состоялись открытые уроки на тему «Радиация вокруг нас». Ребята стали участниками интерактивного эксперимента, узнали, что такое естественный радиационный фон, какие бывают источники радиации и многое другое.
В 2024 году «Атомный урок» отметил первый юбилей: состоялся пятый сезон проекта, в котором за это время многое изменилось. Так, в 2021 году впервые прошел одноименный конкурс для педагогов, в 2022-м в российских школах состоялись первые занятия цикла «Разговоры о важном» об атомной промышленности. За пять лет расширилась география, появились новые тематики, форматы, добавились категории участников: если раньше проектом в основном интересовались учителя-предметники, то с прошлого года в нем активно участвуют и педагоги дополнительного образования. В том, что проектом интересуются все больше российских педагогов, нет ничего удивительного: «Атомный урок» дает учителям универсальный инструментарий для проведения внеурочных занятий со школьниками, чтобы грамотно и достоверно рассказать об атомной отрасли и об огромных карьерных возможностях в любом из направлений деятельности «Росатома».

От Иркутска до Калининграда
40 ярких интерактивных «Атомных уроков» в 2024 году провели амбассадоры проекта в атомных городах и на крупных федеральных площадках, таких как ВДЦ «Орленок», МДЦ «Артек», ОЦ «Сириус» и др. Лекторы — лучшие учителя страны, а слушатели — свыше 4 тыс. школьников разного возраста и уровня подготовки. Тематика тоже разнообразная: энергетика, ядерная медицина, композитные материалы, экологические проекты «Росатома», квантовые технологии, разработки в сфере освоения дальнего космоса и многое другое.
Первый в минувшем сезоне «Атомный урок» для школьников ОЦ «Сириус» на «Атомэкспо-2024» провел победитель телешоу «Классная тема!» — учитель физики из Нальчика кандидат физико-математических наук Аслан Кашежев.
Для школьников Калининградской области, где «Росатом» реализует проект по строительству первой в России гигафабрики литийионных аккумуляторных батарей, а также для финалистов конкурса «Большая перемена» в «Артеке» цикл «Атомных уроков» провел амбассадор проекта, победитель Всероссийского профессионального конкурса «Учитель года России — 2024» Леонид Дедюха.
Еще одной темой «Атомных уроков» в 2024 году стала экология и тот важнейший вклад, который «Росатом» вносит в реализацию проектов по ликвидации объектов накопленного экологического вреда в нашей стране. Локация для выездных занятий с победителем конкурса «ТопБЛОГ», учителем биологии и химии Сергеем Подковальниковым выбрана не случайно: в Усолье-Сибирском Иркутской области «Росатом» ведет рекультивацию площадки обанкротившегося в 2017 году «Усольехимпрома» и строительство экотехнопарка «Восток».

Учителям — особое внимание
Особенность проекта «Атомный урок» в том, что он ориентирован на учителей школ и преподавателей колледжей. Именно они для нынешних школьников являются проводниками в мир знаний, играют огромную роль в профориентации и выборе будущей профессии. Опыт, авторитет педагогов и наставников, их увлеченность и творческий подход помогают транслировать знания об атомной отрасли на широкую школьную аудиторию.
«За каждым научным открытием, за каждой победой обязательно стоит талантливый учитель — тот, кто поверил, поддержал, направил, в хорошем смысле «заразил» своей любовью к предмету и умением преподнести материал в интересной, увлекательной форме. Этот талант обретает особую значимость в секторе естественно-научных дисциплин, где, вопреки стереотипам, всегда есть место творчеству. Проект «Атомный урок» дает всему педагогическому сообществу новые имена и профессиональные практики, которые будут обязательно использованы для обучения и воспитания подрастающего поколения как в целом по стране, так и в атомной отрасли», — подчеркнула заместитель генерального директора по персоналу госкорпорации «Росатом» Татьяна Терентьева.
В рамках проекта создаются и внедряются дополнительные инструменты для совершенствования профессиональных навыков российских педагогов. Для участников конкурса «Атомный урок» проводятся курсы повышения квалификации, а амбассадоры проекта делятся с коллегами своими авторскими педагогическими методиками на различных федеральных площадках. Так, на IX Отраслевом чемпионате профессионального мастерства госкорпорации «Росатом» AtomSkills перед учителями атомных городов выступил победитель Всероссийской олимпиады учителей физики «Лига лучших» Андрей Коновалов, а учитель физики из Элисты Аркадий Болдунов в Центре знаний «Машук» рассказал самым ярким и талантливым педагогам летнего интенсива о творчестве в образовательном процессе и продемонстрировал свои идеи проведения уроков «Физика в комиксах».
Конкурс для педагогов: новый формат
Всероссийский просветительский конкурс «Атомный урок» — неотъемлемая часть проекта, его кульминация. Он проводится при поддержке «Росатома» и Министерства просвещения РФ. Участниками могут стать педагоги вне зависимости от предметного профиля, возраста и уровня подготовки учеников. В пятом, юбилейном сезоне заявки на конкурс подали 3,5 тыс. педагогов, а в викторинах по итогам первого этапа приняли участие свыше 40 тыс. школьников из всех регионов России.
Конкурсанты «Атомного урока» в своих школах провели с ребятами профориентационные занятия о возможностях и перспективах атомной отрасли, опираясь на материалы сайта атомныйурок.рф, после чего ученикам предстояло проверить свои знания в викторинах по одному из семи направлений: начальные и средние классы, энергетика, медицина, экология, квантовый мир и технологии будущего. Семеро школьников, одержавших победу в викторинах «Атомного урока», вошли в состав детского жюри финала конкурса, а 70 педагогов из 33 регионов России, возглавивших рейтинг по итогам этого испытания, продолжили дальнейшее участие в полуфинале конкурса.
«Командой проекта проведена огромная методическая работа, в помощь педагогам для проведения «Атомного урока» разработаны все необходимые материалы — сценарии уроков, презентации, иллюстрирующие видеоролики и многое другое. Вместе с тем мы всегда открыты для новых интересных идей и авторских педагогических методик. Именно это и стало творческим заданием полуфинала: конкурсантам необходимо в формате короткого видеоролика представить свою собственную педагогическую находку», — подчеркнул председатель экспертного совета Всероссийского просветительского конкурса «Атомный урок», заместитель директора департамента коммуникаций госкорпорации «Росатом» Константин Рудер.
По итогам экспертной оценки видеовизиток полуфиналистов, в каждой из которых педагоги представили свои идеи, были определены 15 лучших педагогических практик. Эти разработки вошли в методические материалы «Атомного урока» в 2025 году, а их авторы смогли побороться за победу в финале конкурса.
Гранд-финал и новые горизонты
Одним из нововведений конкурса «Атомный урок» в 2024 году стало проведение большого очного финала. Он состоялся 8 декабря 2024 года в музее «АТОМ» и стал заключительным мероприятием «Атомной недели» на ВДНХ. В своем четырехминутном выступлении каждый из 15 финалистов представил свои авторские педагогические разработки. К презентации лучшие учителя «Атомного урока» подошли творчески, показав, что атомная отрасль — это целый мир, который можно рассматривать с самых разных сторон.
В оценке авторских педагогических практик финалистов конкурса «Атомный урок» приняли участие эксперты атомной отрасли, амбассадоры проекта — победители всероссийских педагогических конкурсов и активные участники просветительских мероприятий «Росатома», партнеры проекта — представители Фонда гуманитарных проектов, Форума классных руководителей, а также члены детского жюри — победители интеллектуальных викторин «Атомного урока».
«Самое главное, что дает нашей стране «Атомный урок», — это популяризация технологического образования среди ребят разных возрастов и интересов. Та работа, которую «Росатом» ведет для вовлечения детей в инженерные специальности, действительно впечатляет. Особенно радует, что мы, педагоги, можем принять в этой работе активное участие», — сказал победитель конкурса «Атомный урок» Алексей Борзых.
Благодаря победе в конкурсе учитель физики и информатики из Санкт-Петербурга Алексей Борзых сможет уже в этом году отправиться к Северному полюсу на атомном ледоколе вместе с арктической экспедицией «Росатома» «Ледокол знаний».

Сюрпризы на этом не закончились. В 2024 году в конкурсе появились дополнительные тематические номинации для финалистов. В частности, одним из лауреатов стала учитель русского языка и литературы из Белгорода София Болдырева, она сможет посетить один из космодромов России.
Вторым лауреатом конкурса «Атомный урок» стала учитель химии из Северной столицы Людмила Немчинович. Она отправится в Калининградскую область, где посетит один из флагманских проектов «Росатома» — гигафабрику по производству накопителей энергии, а для школьников города Немана проведет цикл увлекательных интерактивных занятий.
Отмечены и финалисты «Атомного урока» из атомных городов: Евгения Жинкина из Озерска, Наталия Гурова из Сарова и Юрий Прокофьев из Железногорска смогут принять участие в образовательных программах Корпоративной Академии Росатома и Национального центра физики и математики.
Все только начинается
«Проект «Атомный урок» растет, развивается и вызывает интерес у учителей всех предметных профилей, от ключевых для «Росатома» дисциплин — физики, химии и математики — до русского языка и литературы, географии и истории, иностранных языков, а также в начальных классах и секторе дополнительного образования. Именно вы, уважаемые педагоги, первыми открываете в ребятах их способности и интересы. Мы с вами точно в одной команде: воспитать во благо нашей страны как можно больше целеустремленных и талантливых ребят — это наша с вами совместная задача на ближайшие годы», — подчеркнул генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев во время встречи с лучшими педагогами Всероссийского просветительского проекта «Атомный урок» в декабре 2024 года.
В юбилейном для отрасли 2025 году проект «Атомный урок» ждет множество интересных событий. Состоятся новые увлекательные выездные мероприятия с участием талантливых и ярких педагогов нашей страны. Во всех школах России пройдут внеурочные занятия «Разговоры о важном», посвященные 80-летию атомной промышленности, и профориентационные уроки цикла «Россия — мои горизонты». Кульминацией проекта вновь станет конкурс для педагогов, где появятся новые тематические и партнерские номинации. Неизменным останется одно: «Атомный урок» — флагманский просветительский проект платформы «Атомариум» для обмена идеями, творческой энергией и знаниями, которые меняют наше представление о современной школе и дают подрастающему поколению возможность узнать больше о нашей отрасли, присоединившись к большой атомной семье.