Кадры на новом уровне
Подготовка кадров

Кадры на новом уровне

Система подготовки персонала в условиях перехода к новой технологической платформе атомной энергетики

Энергетические системы поколения IV способны кардинально изменить атомную энергетику, прежде всего за счет нового уровня безопасности, воспроизводства ядерного топлива, существенного сокращения радиоактивных отходов и гарантий соблюдения режима нераспространения. Россия является одним из лидеров в разработке технологий поколения IV. По оценке экспертов, для реализации проектов в области новой атомной энергетики к 2035 году потребуются сотни тысяч специалистов совершенно нового уровня. О решении задачи повышения компетентности персонала в условиях технологического перехода рассказывает директор по новой атомной энергетике Технической академии Росатома, член совета по инновациям госкорпорации «Росатом» Полина Ковалева.

— Полина Владимировна, сегодня много говорится о новой атомной энергетике. Поясните, пожалуйста, что включает в себя это понятие.

— Новая атомная энергетика – это обеспечение чистой и доступной энергией удаленных территорий Российской Федерации и выход на растущие мировые рынки технологий и топлива для замкнутого ядерного топливного цикла (ЗЯТЦ), а также рынки станций малой и средней мощности.

Ключевыми технологическими элементами ЗЯТЦ являются реакторы поколения IV, включая быстрые реакторы БРЕСТ-ОД-300, БН-1200, БР-1200, а также новые предприятия по переработке отработавшего ядерного топлива и производству свежего.

Атомные станции малой мощности (АСММ) также относятся к направлениям новой атомной энергетики. Россия является пионером в этой области: первая в мире АЭС мощностью 5 МВт была введена в эксплуатацию в Обнинске еще в 1954 году. С 2020 года госкорпорация «Росатом» эксплуатирует единственную в мире действующую плавучую теплоэлектростанцию «Академик Ломоносов» с двумя реакторными установками типа КЛТ-40 мощностью 35 МВт каждая, успешно зарекомендовавшими себя за многие годы безаварийной эксплуатации в российском ледокольном флоте. С учетом накопленного опыта разрабатываются новые реакторные установки малой мощности: РИТМ-200, РИТМ-400, «Шельф». Их эксплуатация в условиях отсутствия развитой электросети, например в Арктическом регионе, позволит бесперебойно снабжать потребителя электроэнергией и теплом.

— Техническая академия Росатома (ранее — Центральный институт повышения квалификации) уже более полувека занимается подготовкой персонала атомной отрасли. Как накопленный опыт помогает развивать новые компетенции в условиях технологического перехода?

— Переход к новой технологической платформе требует многоуровневой системы подготовки кадров с широким составом участников. Как интегратор технологического обучения в госкорпорации «Росатом», мы способствуем выстраиванию такой системы.

Так, базовый курс по технологиям двухкомпонентной ядерной энергетики разрабатывался при поддержке департамента научно-технических программ госкорпорации «Росатом». В разработке и экспертизе данного курса участвовали ведущие ученые и технологи проектного направления «Прорыв». В 2024 году уже проведено 18 курсов, на которых обучилось 286 слушателей.

Также в 2024 году мы приступили к разработке концепции подготовки персонала и разработке учебных материалов для атомных станций малой мощности на базе реакторной установки РИТМ-200Н. Краткая версия базового курса по этой технологии будет доступна для слушателей на русском и английском языках уже в 2025 году.

— Что включает в себя базовый курс и на какую аудиторию слушателей он рассчитан?

— Расскажу на примере базового курса по двухкомпонентной ядерной энергетике. Он сформирован с использованием модульного подхода, общий объем материалов — 270 часов. В состав курса вошли модули по реакторной установке БРЕСТ-ОД-300, технологии фабрикации смешанного нитридного уранплутониевого ядерного топлива и технологиям переработки ОЯТ. Данный курс разработан по принципу матрешки, то есть выполнен в различных вариантах (соответственно, с различной длительностью), и рассчитан на конкретную целевую аудиторию. Так, самый продолжительный модуль курса, составляющий 160 академических часов, рассчитан на подготовку оперативного персонала АЭС с реактором БРЕСТ-ОД-300, который в настоящее время сооружается на площадке Сибирского химического комбината в городе Северске. Более короткие варианты этого курса могут быть использованы для дополнительного профессионального обучения и повышения квалификации персонала отрасли. Самый краткий вариант, от 24 до 40 академических часов, сфокусирован на предоставлении информации о базовых принципах инновационной двухкомпонентной ядерной энергетики и предназначен для широкой аудитории, от студентов вузов до зарубежных специалистов, вовлеченных в работы по развертыванию национальных ядерных инфраструктур.

Решение задачи по обеспечению квалифицированным персоналом объектов новой атомной энергетики обсудили участники сессии «Опережающая подготовка кадров для поколения IV: драйвер устойчивого развития» на площадке Научно-технологического университета «Сириус» в рамках XIII Международного форума «Атомэкспо‑2024»

— В 2024 году в рамках Международной конференции МАГАТЭ по малым модульным реакторам и их применениям состоялось подписание соглашения между Технической академией Росатома и МАГАТЭ о продлении сотрудничества между организациями. Какие возможности открывают эти договоренности в области ядерного образования?

— Система центров сотрудничества МАГАТЭ способствует выполнению государствами-членами задач для достижения целей в области устойчивого развития. При назначении таких центров и продлении сотрудничества с ними оценивается их способность, потенциал и готовность вносить вклад в конкретные проекты и мероприятия, предусмотренные программой МАГАТЭ.

> 80

международных мероприятий было проведено Технической академией Росатома за четыре года в рамках соглашения с МАГАТЭ

~ 1500

человек из 61 страны Европы, Азии, Африки и Латинской Америки было обучено

Цифры

Являясь центром сотрудничества МАГАТЭ в области управления знаниями по таким направлениям, как ядерная энергетика, физическая ядерная безопасность, ядерные науки и их применение, Техническая академия Росатома с 2019 года организует школы, семинары и учебные курсы для специалистов стран, вставших на путь развития атомной энергетики. За четыре года в рамках соглашения было проведено более 80 международных мероприятий и обучено порядка 1500 человек из 61 страны Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

Новые договоренности углубляют наше сотрудничество с МАГАТЭ в области малых модульных реакторов. Мы видим огромный интерес у международной аудитории к российским технологиям АСММ, особенностям их строительства, обеспечению поставок свежего топлива и технологиям обращения с отработавшим топливом. Страны, планирующие развитие атомной энергетики, стремятся перенять российский опыт, интересуются подходами к развитию необходимой инфраструктуры и вопросами подготовки кадров.

Еще одно новое направление сотрудничества Технической академии и МАГАТЭ — ядерная медицина и производство радиофармацевтических препаратов. В данной области Россией накоплен значительный опыт: на действующих исследовательских и промышленных реакторах нарабатываются изотопы медицинского назначения, внедряются инновационные подходы к лечению заболеваний.

Расширение программных областей сотрудничества с МАГАТЭ — это признание высочайших компетенций России в области разработки, проектирования и строительства малых реакторов и развития ядерной медицины

— Техническая академия заключила несколько соглашений с профильными российскими университетами, включая университеты на Дальнем Востоке. Как это сотрудничество будет способствовать решению глобальных образовательных задач?

— Подготовка специалистов для таких высокотехнологичных областей, как ядерная наука и техника, занимает много лет, поэтому важно создавать единую образовательную среду между организациями высшего и дополнительного образования. Техническая академия ведет давнюю работу с ключевыми российскими университетами в области ядерных технологий: нами регулярно проводятся различные образовательные мероприятия в партнерстве с Томским политехническим университетом, Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого, Нижегородским государственным техническим университетом им. Р. Е. Алексеева и другими вузами. Мы активно привлекаем преподавателей университетов для проведения международных курсов и помогаем вузам совершенствовать образовательные программы в части требований со стороны практики, трансфера новых знаний. Один из механизмов такого сотрудничества — краткосрочные курсы в формате Train-the-Trainers, которые предназначены для переподготовки преподавателей вузов. Такие курсы обеспечивают трансфер новых знаний из отрасли в программы высшего образования как российских вузов, так и вузов стран-партнеров.

С Морским государственным университетом имени адмирала Г. И. Невельского — ведущим морским вузом России — мы сотрудничаем с 2022 года. Крайне востребованные сейчас атомные станции малой мощности как в наземном, так и в плавучем исполнении основаны на реакторных технологиях, которые разрабатывались в России и успешно применяются в судовых установках, управлению которыми как раз обучают во Владивостоке. В этой связи нам интересен опыт МГУ им. Г. И. Невельского в организации тренажерного обучения экипажей и потенциал дальнейшей кооперации с учетом больших перспектив АСММ именно в Азиатском регионе.

— Расскажите, пожалуйста, про будущие планы участия Технической академии Росатома в реализации ключевых проектов российской новой атомной энергетики.

— Техническая академия Росатома и в дальнейшем планирует оказывать образовательную поддержку и готовить персонал для всех стран, заинтересованных в развитии атомной энергетики и сооружении атомных станций на основе российских технологий.

По направлению двухкомпонентной ядерной энергетики на базе реакторов на быстрых нейтронах в ближайший год мы завершим разработку комплекта учебных материалов и программ подготовки на должность, а также примем участие в подготовке оперативного персонала опытно-демонстрационного энергетического комплекса, сооружаемого на базе СХК. В области атомных станций малой мощности совместно с АО «РАОС» (отраслевым интегратором по атомным станциям малой мощности), концерном «Росэнергоатом», АО «Атомстройэкспорт» и другими заинтересованными участниками проводится концептуальная разработка модели подготовки эксплуатационного персонала с учетом специфики АСММ и потребностей российских и зарубежных проектов. Следующий этап — перейти к подготовке и обучению представителей общественности и непосредственно к опережающей подготовке персонала станций. Для решения этих задач на базе Технической академии Росатома создается центр подготовки персонала АСММ как для российских, так и для зарубежных проектов.