«Хорошая, живая история — первична!»
ИЦАЭ

«Хорошая, живая история — первична!»

Как Арктика становится источником вдохновения для кинематографистов и как киноискусство может повлиять на выбор профессии

В Информационном центре по атомной энергии Мурманска состоялась офлайн-премьера мультфильма «Герои Арктики», созданного при поддержке госкорпорации «Росатом». В основе сюжета мультфильма — история о том, как на острове Врангеля под слоем льда находят живого мамонтенка. За его спасение берутся обычные школьники, которые совершают путешествие по Арктике на атомном ледоколе «Игорь Курчатов». Мы встретились с режиссером проекта Алексеем Замысловым и узнали, как мамонтенок — культовый персонаж еще советского мультфильма — освоился в реалиях современного Крайнего Севера, а заодно побеседовали с настоящими моряками ледокольного флота о том, как кинематограф повлиял на их выбор профессии.

«Важнейшим из искусств для нас является кино» — хотя эта известная фраза звучит как лозунг из прошлого, она не потеряла актуальности и в наше время. Арктике в этом смысле повезло: несмотря на многовековую историю знакомства человечества с Крайним Севером, его решительное покорение пришлось на эпоху, в которой уже безраздельно правило изобретение братьев Люмьер. Во многом благодаря этому освоение макушки планеты не просто хорошо задокументировано. Подвиги челюскинцев, папанинцев и их наследников, бескрайние просторы и удивительная природа Арктики вот уже многие десятилетия служат источником вдохновения для все новых поколений кинематографистов.

«Два океана» Владимира Шнейдерова и «Красная палатка» Михаила Калатозова, «Семеро смелых» Сергея Герасимова и «Два капитана» Владимира Венгерова, «Ледокол» Николая Хомерики и «Территория» Александра Мельника — вот далеко не полный список кинокартин, главными героями которых выступают покорители полюсов планеты. Не отставали и отечественные мультипликаторы: на «Умке» и «Сармико» выросло не одно поколение советских детей. А «Маму для мамонтенка» и вовсе называют в сети Интернет самым «рыдательным» советским мультфильмом.

И объяснить, и заинтересовать

По словам режиссера проекта «Герои Арктики» Алексея Замыслова, главный персонаж — мамонтенок, перебравшийся сюда прямиком из советской мультклассики, — появился почти случайно. «Мне кажется, что все дети в России знают про мамонтенка, который ищет маму. Даже если и не смотрели сам мультфильм, то песня, мелодия все равно на слуху. Но когда появилась идея мультфильма, про этого персонажа мы не думали вообще. Можно сказать, что он появился сам, и я даже затрудняюсь сказать, как и когда именно. Так случается, что сама логика повествования подталкивает к появлению какого-то героя: без него весь сюжет, стройный на бумаге, расползается. А введи маленькую деталь — все само собой приобретает законченный вид. Так получилось и у нас». 

Алексей Замыслов

Режиссер проекта «Герои Арктики»:

— Оказалось, что существует невысказанный запрос — взглянуть на свой город и в целом на свою страну через объектив кинокамеры или, в нашем случае, через монитор художни­ка-аниматора. И нам пришло в голову попро­бовать «замешать» остросюжетную историю и путешествие по регионам России, которые, с одной стороны, у всех на слуху, а с другой — о которых мало кто знает.

Прямая речь

А вот идея отправить героев нового мультфильма в Арктику у его авторов родилась не сразу. «Во время работы над одним из предыдущих наших проектов — продолжением культового советского «Котенка с улицы Лизюкова» — в качестве локаций мы использовали хорошо знакомые жителям Воронежа здания и пространства. И совершенно неожиданно получили колоссальный позитивный отклик: люди искренне радовались, узнавая знакомые с детства улицы и площади. Особый художественный язык мультипликации только добавляет очарования. Второй звоночек был, когда мы работали над проектом «Супергерои», где действие разворачивалось уже по всей стране, и в Москве, и в Сибири, — рассказывает Алексей Замыслов. — Оказалось, что существует невысказанный запрос — взглянуть на свой город и в целом на свою страну через объектив кинокамеры, ну или, в нашем случае, через монитор художника-аниматора. И нам пришло в голову попробовать «замешать» остросюжетную историю и путешествие по регионам России, которые, с одной стороны, у всех на слуху, а с другой — о которых мало кто знает», — пояснил режиссер.

Любопытно, что сам Алексей Замыслов связан с атомной промышленностью напрямую. «Я, например, с красным дипломом окончил Воронежский госуниверситет по направлению «ядерная физика» и пошел работать в компьютерную графику не совсем, вернее, совсем не по специальности. Хотя увлекся компьютерной графикой еще в институте и именно благодаря учебе. Сначала модельки начал строить себе для диплома и, как говорят, постепенно втянулся», — поделился он.

Вместе с тем, по словам мультипликатора, научная достоверность произведений студии не является приоритетом. И на то есть веские причины. «У нас нет правды жизни как таковой: это все же мультфильм, не документальное кино. Более того, иногда нарочно можем от нее отступить или даже пренебречь ею. Например, в тех же «Супергероях» у нас есть и вполне реальные факты о знаменитых Васюганских болотах, и городские легенды про таинственное московское «Метро-2». Наша цель — не объяснить, а заинтересовать. Иногда мы даже сознательно утрируем и несколько искажаем факты, вносим фантастический компонент (благо мультипликация как жанр это позволяет), рассчитывая, что наш зритель зацепится за этот «крючок» и начнет искать самостоятельно подтверждение информации в других источниках», — объясняет Алексей Замыслов.

Рецепт того, как сохранить баланс между развлекательным продуктом и содержанием, по убеждению режиссера «Героев Арктики», достаточно прост. «Важна первичная история, первичные персонажи. Хорошая, живая история может не просто «переварить» привнесенные в нее извне элементы, а насытить их новым содержанием, новым смыслом, новыми эмоциями. И наоборот, если вы попробуете выстроить историю вокруг отдельных деталей или фактов, с высокой долей вероятности ничего не получится. Арктика, история ее изучения и освоения, ледоколы, исследовательские базы — у всего этого есть свой собственный сильный романтический дух приключений, первопроходчества. У главного героя — семья полярников, дед или прадед был на «Челюскине», отец пропал где-то в Арктике, дядя — капитан атомного ледокола. Так у нас появляются в сюжете Певек и первая плавучая атомная станция. У нас многое легло на сценарий достаточно легко. Нам даже менять ничего не пришлось».

В проекте «Герои Арктики» есть довольно сильная экологическая тема. Ее появление, по словам режиссера проекта, очень хорошо иллюстрирует, как история работает с новыми деталями. «Один из персонажей — старый ледокол «Анастас Микоян», судно-ветеран, на котором работают и обслуживают которое такие же ветераны, моряки-полярники. Однажды судно решают отправить на разделку. По пути к месту последней стоянки ледокола команда решает собрать по дороге металлолом, который в большом количестве валяется по берегам. Однажды на одной из промежуточных остановок они перессорились и так там и живут, на куче ржавого железа, изредка переругиваясь через мегафоны. Но чтобы спасти детей и мамонтенка, команда преодолевает разногласия и объединяется вновь. Здесь есть и тема преемственности поколений, и экологическая тематика, которая для «Росатома» крайне важна. Но без истории старого ледокола это бы так не сработало», — убежден художник.

О творческих планах Алексей Замыслов говорит осторожно. «Будет ли второй сезон? Были уже такие вопросы, и это само по себе здорово: значит, мы угадали с историей, с персонажами, раз нас просят поработать с ними дальше. Но пока мы возьмем паузу и подождем зрительского отклика. Тем более все герои последних наших проектов живут в одной вселенной. Сейчас мы работаем над вторым сезоном «Супергероев». Но кто знает, не исключаю, что наши герои могут в будущем и пересечься».

Мечты сбываются

О том, как и какие фильмы повлияли на выбор профессии, мы решили узнать у настоящих полярников — моряков атомного ледокольного флота. Илья Сазонов, главный физик СУАЛ «Урал», сразу вспомнил киноработы по мотивам произведений Жюля Верна. «Вряд ли я тут чем-то отличаюсь от большинства мальчишек моего поколения. «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой» — все эти путешествия по 38 параллели, бескрайний простор океанов, шторма, таинственные подводные обитатели и абсолютный восторг, — отметил он. — Сюда же я бы отнес и фильм по роману «Дерсу Узала» Арсеньева. Книгу эту часто сравнивают с произведениями Фенимора Купера, и совершенно напрасно. Такого сильного описания дикой природы, когда ты через строки чувствуешь безграничное молчание тайги, такого мощного духа первопроходчества я ни до, ни после нигде не встречал».

Илья Сазонов

Главный физик СУАЛ «Урал»:

— Меня очень радует, что в последнее время стало появляться большое количество филь­мов, посвященных истории атомной отрасли, становлению атомной промышленности. У каж­дого из нас, кто работает сегодня на Северном морском пути, есть с дюжину историй, которые так и просятся на большой экран.

Прямая речь

«Классе в восьмом мне попался в руки роман Каверина «Два капитана», который, конечно, произвел неизгладимое впечатление. До сих пор помню: «бороться и искать, найти и не сдаваться» — девиз, с которым главный герой, движимый детскими мечтами, осознанно выбрал очень непростую профессию полярного летчика. Не так давно перечитывал ее и смело могу утверждать: роман ничуть не постарел и не утратил актуальности, как и его экранизация с гениальным Юрием Богатыревым в роли мерзавца Ромашки, — продолжает Илья Сазонов. — Примерно в это же время я посмотрел «Девять дней одного года» — абсолютно легендарный фильм про будни физиков-ядерщиков и непростые дилеммы, встающие перед ними на пороге научных открытий. Он и тогда меня немного перепахал. А сегодня я просто убежден, что его обязан посмотреть каждый инженер-физик, неважно, на атомной станции он работает или на атомном ледоколе».

Среди документальных фильмов Илья Сазонов отметил «Одиссею Жака Кусто»: «Особенно запомнился один выпуск про экспедицию в южные широты, ближе к Антарктиде. Меня тогда просто заворожило это суровое, молчаливое море. Отчаянно захотелось когда-нибудь там побывать. Что ж, в каком-то смысле мечта сбылась: теперь я много бываю недалеко от полюса, правда, на противоположной стороне планеты».

Поскольку разговор мы начали с мультипликационных фильмов, вспомнил главный физик «Урала» и несколько анимационных лент, зацепивших его в юношеском возрасте. Причем настолько, что он и сейчас хранит их в домашней синематеке. «Первый — это «Поморская быль» с закадровым голосом Евгения Леонова, основанный на легендах и преданиях поморов — коренных жителей Архангельской области. Эта маленькая, казалось бы, зарисовка о непростой жизни рыбаков — не только мощное высказывание о человеческом достоинстве перед лицом смерти, но и напоминание о цене больших открытий. Другой — мультфильм «Икар и мудрецы» о том, что, если задаться целью, все преодолимо».

«Что касается современного кинематографа, мне очень понравилась картина «Снегирь» про мурманских рыбаков. Рыбаки — дважды моряки, как у нас говорят. На фоне в общем-то незатейливого сюжета удалось рассказать о тяжелых и опасных буднях этой профессии. А вообще, меня очень радует, что в последнее время стало появляться большое количество фильмов, посвященных истории атомной отрасли, становлению атомной промышленности. «Бомба», «Атом» — очень крепкие картины. Поэтому я лично жду, когда наши кинематографисты обратятся к подвигам папанинцев, истории первооткрывателя Антарктиды Беллинсгаузена. Да что там, у каждого из нас, кто работает сегодня на Северном морском пути, есть с дюжину историй, которые так и просятся на большой экран», — отметил Илья Сазонов.

Пища для размышлений

В случае с Евгением Ходусом, ветераном атомного ледокольного флота, до 2022 года главным инженером-механиком ледоколов «Вайгач» и «Урал», не кино определило его призвание, а наоборот, призвание повлияло на кинематографические вкусы. «Легко могу допустить, что у кого-то так и было: увидел по телевизору фильм про летчиков и влюбился в небо. Но у меня все было ровно наоборот. Благодаря отцу, моряку по профессии, и его страсти к путешествиям, я уже в 9 лет, после первого похода под парусом, точно знал, что моя жизнь будет связана с морем. Поэтому мой список любимых картин в целом мало отличался от такового у среднестатистического советского школьника, разве что с небольшой поправкой на морскую тематику. Безусловно, в него входили «Дети капитана Гранта» и «Человек-амфибия», «Робинзон Крузо» и «Земля Санникова», военные приключения и фильмы о подвигах советских разведчиков. По здравом размышлении, мне кажется, что больше всего меня привлекала в них даже не романтика дальних странствий, а сильные и неординарные человеческие характеры, их мотивы и поступки в сложных и нестандартных ситуациях. Вероятно, поэтому лично у меня в моей юности культовым считался фильм «Спартак» с Кирком Дугласом в главной роли», — рассказал Евгений Ходус.

Евгений Ходус

Ветеран атомного ледокольного флота:

— Если появляется фильм, в котором главные действующие лица — суда, моряки и океан, ста­раюсь не пропускать. Но смотрю пристрастно: какие причины привели к возникновению той или иной нештатной ситуации, как она развива­ется, как вел себя экипаж и все ли сделал для исправления положения?

Прямая речь

Долгие годы работы с железом наложили отпечаток и на киношные пристрастия. «Я не могу назвать себя киноманом, но, если появляется какой-то фильм, в котором главные действующие лица — суда, моряки и океан, стараюсь не пропускать. Но смотрю пристрастно. Для вас, обычных зрителей, это триллер или фильм-катастрофа. Я однажды поймал себя на мысли, что даже знаменитый фильм Хотиненко «72 метра» смотрел как детектив. Думаю, это следствие профессиональной деформации: какие причины привели к возникновению той или иной нештатной ситуации, как она развивается, как вел себя экипаж и все ли сделал для исправления положения? Эти вопросы занимают меня в первую очередь, дают пищу для размышлений», — размышляет ветеран атомфлота.

«Хотел бы я увидеть фильм про подвиги моряков ледокольного флота? — задается вопросом Евгений Ходус. — Разумеется, да. Но еще больше я бы хотел увидеть, например, экранизацию морских баек Виктора Конецкого, писателя, моряка и большого знатока военного и гражданского флотского юмора. Почему? Это не просто важная составляющая морской романтики — без него «хождение по водам» будет просто еще одной интересной, увлекательной, сложной, но всего лишь работой». 

***

Может измениться и, несомненно, изменится язык киноповествования, технологии и приемы съемок и монтажа. Многотонные краны с тяжелыми камерами уже заменены юркими дронами, а ручная рисовка персонажей уходит в прошлое вместе с появлением компьютеров. Одно, вероятно, останется неизменным: кино долго еще будет главным из искусств. Которое, как и 100 лет назад, будет строиться вокруг сильной истории, сильных людей, даже в самых невероятных обстоятельствах сохраняющих человечность.