Порты на вырост
Главная тема

Порты на вырост

Арктические гавани ведут проекты по увеличению мощности

Рост грузоперевозок через Северный морской путь и превращение морских маршрутов через Российскую Арктику в полноценную торговую артерию требуют развития портовых мощностей. Это задача государственной важности, поэтому она оформлена в федеральный проект «Развитие опорной сети морских портов», рассчитанный на 2025–2030 годы. Изучив документы и данные, опубликованные на сайтах госструктур, мы также обратились в администрации арктических регионов, чтобы выяснить, какие портовые мощности планируется построить.

Контуры федеральных проектов

Федеральный проект (ФП) «Развитие опорной сети морских портов» — часть национального проекта «Эффективная транспортная система» и продолжение аналогичного проекта «Развитие морских портов». В ФП входят порты всех бассейнов.

ФП «Развитие морских портов» реализовывался в течение 2018–2024 годов. В 2019–2023 годах прирост производственной мощности морских портов составил около 180,6 млн тонн в год — данные были озвучены на заседании президиума Правительственной комиссии по транспорту в апреле 2024 года. Тогда планировалось, что в 2024 году мощности вырастут на 43,9 млн тонн в год. По данным Минтранса, по итогам 2024 года портовые мощности в целом составили 1,4 млрд тонн в год. Рост по сравнению с 2023 годом — 40 млн тонн в год.

Параметры ФП «Развитие опорной сети морских портов» будут утверждаться в рамках бюджета на 2026–2028 годы. В конце октября 2025 года он был принят Госдумой в первом чтении. Задачи этого ФП — увеличить к концу 2030 года мощность магистральной инфраструктуры Единой опорной транспортной сети не менее чем в полтора раза к уровню 2023 года. Это значит, что мощности морских портов опорной сети должны вырасти не менее чем на 200 млн тонн к концу 2030 года. В проект предполагается вложить 474,64 млрд рублей. Из них 17,31 млрд рублей — деньги федерального бюджета, остальное — внебюджетное финансирование.

По данным «Росморпорта» (госкомпания, занимающаяся созданием, содержанием и эксплуатацией государственного портового имущества, предоставлением портовых услуг и проч.), в рамках федерального проекта запланировано 29 мероприятий. Из них в портах Арктического бассейна — четыре: три — в Мурманске и один — в Анадыре.

Словарь

Единая опорная сеть — сбалансированная и связанная транспортная сеть, объединяющая в себе важнейшие объекты транспортной инфраструктуры для всех видов транспорта и обеспечивающая функциональное единство транспортной системы, устойчивую взаимосвязь и пространственное развитие крупнейших населенных пунктов, экономических центров, основных минерально-сырьевых и производственных зон, геостратегических территорий, объектов культурного наследия Российской Федерации, наиболее востребованных объектов туризма и рекреационных районов.

Опорная сеть морских портов — совокупность объектов портовой инфраструктуры в границах морских портов, удовлетворяющих транспортный спрос на услуги перевалки в экспортном, импортном, транзитном и внутреннем сообщениях и отобранных на основе транспортно-географических критериев, показателей востребованности и социальной значимости.

Источник: Транспортная стратегия Российской Федерации

Мурманск

Мурманский транспортный узел — один из ключевых для российской арктической морской логистики. Это глубоководный незамерзающий порт, подходы к нему не проходят через международные проливы, что в нынешней сложной политической ситуации — важный козырь. В Мурманске базируется атомный ледокольный флот.

На западном берегу

52 млн тонн

грузооборот Мурманского морского порта в 2024 году

100 млн тонн

планируемый грузооборот в 2030 году

Цифры

Один из ключевых проектов развития морского порта Мурманск и часть федерального проекта — строительство на западном берегу Кольского залива комплекса перегрузки угля (угольного терминала) «Лавна». Это первый портовый терминал, строящийся в Мурманске с советских времен, и первый объект, позволяющий вовлечь в хозяйственный оборот западный берег залива. В 2023 и 2024 годах были введены в эксплуатацию железнодорожные линии и гидротехнические сооружения. В марте 2025 года с «Лавны» была отгружена первая партия угля, и к середине октября объем отгрузки составил более 650 тыс. тонн.

В конце сентября 2025 года были сданы в эксплуатацию 8,9 км железнодорожных путей, причальная погрузочная галерея длиной 583 м, пять пересыпных станций, одна приводная станция, пять конвейерных эстакад, открытая складская площадка, вспомогательные объекты и инженерные сети. Планируется, что работы по сооружению угольного терминала будут завершены в 2026 году. Благодаря ему мощность Мурманского морского порта вырастет на 18 млн тонн.

В том же 2026 году до 45 млн тонн должна вырасти провозная способность железных дорог, ведущих к Мурманскому морскому порту. Из них 18 млн тонн — на западный берег Кольского залива.

На западном берегу Кольского залива планируют построить и многофункциональный перевалочный комплекс для грузов Белоруссии (минеральные удобрения, нефтепродукты, контейнеры) проектной мощностью до 30 млн тонн. Правительство Мурманской области, белорусские компании и федеральные органы власти начали работу: выделены земельные участки, разрабатываются инвестиционная декларация и технические проектные решения.

Рыбное место

Развивается и Мурманский морской рыбный порт. Его ключевые производственные мощности по решению суда вернулись от бывших акционеров в собственность порта (решение вступило в силу в октябре 2025 года), теперь проект его модернизации включен в мастер-план Мурманской агломерации. Менеджмент порта вместе с бизнес-партнерами — промысловыми компаниями — готовится строить в Южном грузовом районе инфраструктуру для стоянки рыбопромысловых судов, а также портовые холодильники и контейнерные площадки. Северный район планируют перепрофилировать в универсальный порт, где можно обрабатывать грузы различной номенклатуры.

Поддать газа

С 2023 года в Мурманском морском порту создается база по обеспечению обслуживания арктических шельфовых проектов «Газпрома». Площадка для хранения труб обустроена, главная задача — построить причал, который позволит принимать суда и обрабатывать порядка 1 млн тонн грузов в год.

Особое внимание контейнерам

Номенклатура грузов, которые можно перевозить контейнерами, расширяется. Это не только промышленные или бытовые товары, но и рыба, удобрения, руда и продукты ее переработки, от концентратов до металлов. Участники рынка контейнерных перевозок заинтересованы в создании в Мурманске портовых мощностей по перевалке контейнеров. Так, китайская компания NewNew Shipping Line подписала в сентябре 2025 года соглашение с правительством Мурманской области об организации контейнерных перевозок с перевалкой в Мурманске и совместном развитии портовой инфраструктуры.

Судоремонтный ренессанс

Правительство Мурманской области вместе с крупнейшими инвесторами восстанавливают судоремонтные мощности Мурманского морского порта. Цели работы — модернизировать Мурманский судоремонтный завод (прежде всего доковое хозяйство) и создать вместе с Государственной транспортной лизинговой компанией новое судоремонтное предприятие кластерного типа. Необходимые соглашения подписаны.

Архангельск

Среди достоинств морского порта Архангельск — выход в Белое море без захода в международные проливы и налаженное железнодорожное сообщение с крупными городами — Москвой и Санкт-Петербургом. Основная грузовая база порта — грузы для крупных инвестиционных проектов в Арктике, северный завоз, генеральные, контейнерные и нефтеналивные грузы, стройматериалы, лесные грузы, рыбная продукция.

Порт ежегодно обрабатывает в среднем 5–6 млн тонн, хотя его проектная мощность составляет 11 млн тонн в год. Растет объем контейнерных перевозок: в 2024 году он составил рекордные 230 тыс. тонн (16 тыс. контейнеров). Результат стал возможен благодаря сотрудничеству с компанией NewNew Shipping Line. В 2024 году с участием этой компании и «Росатома» был запущен мультимодальный сервис «Арктический экспресс № 1» между Москвой и портами Китая через Архангельск по железной дороге и Севморпути. Протяженность маршрута — 1,2 тыс. км по железной дороге и 6,6 тыс. морских миль по воде, время перевозки — 20–25 дней, это примерно вдвое меньше по сравнению с маршрутом через Суэц. Из Китая в Россию привозят комплекты автомобильных запчастей, оборудование и материалы для строительства, легковые автомобили, одежду, обувь и химическую продукцию. Из Архангельска в Китай отправляют контейнеры с пиломатериалами, целлюлозой, полиэтиленом, картоном и никелевым концентратом. В рамках «Арктического экспресса № 1» было выполнено семь импортных и столько же экспортных рейсов, перегружено около 17,5 тыс. TEU.

Основная проблема морского порта Архангельск в том, что он может принимать суда с осадкой лишь 9,2 м дедвейтом до 35 тыс. тонн. Это немного, поэтому ключевая задача — сделать акваторию порта пригодной для приема более тяжелогруженых судов.

Дноуглубление на первом плане

Первоочередная мера для решения этой задачи — углубить акваторию порта, чтобы принимать суда с осадкой 11,2 м и грузовместимостью 42 тыс. тонн.

Ключевой проект — строительство глубоководного района морского порта. В рамках проекта предполагается увеличить глубину района настолько, чтобы в него могли заходить суда с осадкой до 14,5 м, дедвейтом до 75 тыс. тонн и контейнеровместимостью до 5 тыс. TEU. Планируемый грузооборот в этом районе — 25 млн тонн к 2031 году.

По предварительным данным, общая стоимость проекта — 375,7 млрд рублей, в том числе 116,8 млрд рублей на подводящую инфраструктуру: автодороги, железнодорожные подходы, транспортно-логистический центр. Предполагается построить контейнерный терминал мощностью 12,2 млн тонн, терминал навалочных грузов, бункеровочный терминал и терминалы для удобрений, генеральных грузов.

Инвестиционную декларацию проекта глубоководного района в настоящее время рассматривает Росморречфлот. Планируется, что до конца года ведомство ее согласует. Параллельно идет оформление документов: выделен земельный участок, земли лесного фонда переводятся в земли промышленного назначения.

Для проекта понадобятся суда ледового класса Arc7 (контейнеровозы и балкеры) для круглогодичных рейсов и суда без ледового усиления для летне-осенней навигации — всего порядка 65 судов. В правительстве региона уверены, что спрос будет способствовать судостроению и развитию судоремонтных предприятий, в том числе в Архангельской области.

Дополнительные меры

Для увеличения пропускной способности морского порта Архангельск предполагается модернизировать припортовую железнодорожную станцию Соломбалка. После модернизации она сможет обрабатывать 4 млн тонн грузов в год — на 1,6 млн тонн больше, чем в настоящее время. Также для увеличения пропускной способности Архангельского транспортного узла правительство региона планирует построить мостовой переход через реку Кузнечиху и выполнить капитальный ремонт и реконструкцию четырех мостовых переходов и автомобильных дорог на подходах к терминалам.

Якутия

В опорную сеть морских портов входит порт Тикси. Правительство Республики Саха (Якутия) разрабатывает проект расширения его границ и строительство в селе Найба одноименного глубоководного морского порта.

Порт Найба необходим, чтобы улучшить доставку грузов для населенных пунктов Якутии в рамках северного завоза и для строительства атомной станции малой мощности в поселке Усть-Куйга.

Проект находится на начальной стадии — оформления документов, проведения исследований и поиска денег. В частности, для определения наилучшего варианта размещения порта Найба в октябре 2024 года были проведены промеры глубин на трех участках, составлен план акватории Хараулахской бухты, а в настоящее время идут переговоры с «Росатомом» о проведении гидрографических работ. Проектные компании актуализируют декларацию о намерениях инвестирования в проект строительства порта (предыдущая редакция была выполнена в 2021 году) и разрабатывают технико-экономическое обоснование.

Чукотка

В Чукотском автономном округе главный проект развития — морской порт Провидения, подразделение морского порта Анадырь. Порт Провидения расположен в одноименной бухте в Анадырском заливе Берингова моря (бассейн Тихого океана) у юго-восточного берега Чукотского полуострова.

Цель проекта — построить современный транспортно-логистический узел для перевалки грузов между судами ледового и неледового класса перед или после захода на СМП. Предполагается, что это будет способствовать снижению затрат на транспортировку и аренду судов класса Arc7 или Arc8. Цена их фрахта выше, сейчас они в дефиците.

Безледокольная навигация в порту Провидения возможна с мая по январь. Порт оборудован четырьмя причалами, нефтеналивным пирсом и шестью кранами. Правда, последние требуют модернизации. Глубина у причальной стенки — 10 м. Для стоянки на рейде есть 12 якорных мест для судов с осадкой до 18 м.

Владислав Кузнецов

Губернатор Чукотского автономного округа:

— С точки зрения стоимости перевозки по Северному морскому пути один из важных факторов — те точки, где идут перегрузки с судов ледового класса на суда неледового класса и наоборот. Порт Провидения — одна из таких точек, на наш взгляд. Развитие этого логистического хаба полезно для СМП. И, конечно, это огромная возможность роста для Чукотки. К 2030 году мы видим в проекте возможность увеличения приемки грузов в 10 раз, к 2040 году мы ставим для себя план 5 млн тонн.

(Из выступления на ВЭФ-2025)

Прямая речь

Планируемый объем инвестиций на двухэтапный проект крупного перегрузочного морского терминала — 6,2 млрд рублей. На первом этапе предполагается расширить складские площади на 56 тыс. м2 для хранения до 8 тыс. TEU и построить к ним подъездные пути. На втором — реконструировать причалы и подкрановые пути, вынести их в море, чтобы глубина возле причальной стенки составляла 12 м, и заменить кабельные линии. Правительство ЧАО провело конкурс на разработку технико-экономического обоснования модернизации и строительства портовых мощностей, готовит инвестиционную декларацию проекта.

Интерес у грузоотправителей к потенциалу порта есть. Так, «Роснефтефлот» подтвердил готовность использовать порт с 2027 года для арктических проектов «Роснефти». С китайской компанией NewNew Shipping Line подписано соглашение о строительстве терминала. Объем инвестиций в проект составит 5 млрд рублей. Также идут переговоры с компаниями логистического дивизиона «Росатома», обладающими опытом работы в условиях Крайнего Севера, и с иностранными судами.

В федеральный проект «Развитие опорной сети морских портов» попала реконструкция причала № 7 в морском порту Анадырь. Планируется, что проект будет завершен в 2030 году, мощность порта после завершения проекта не увеличится.

***
Сопоставление планов арктических регионов по увеличению мощностей морских портов и мероприятий федерального проекта «Развитие опорной сети морских портов» приводит к выводу, что наибольшую поддержку в Арктическом бассейне в рамках федерального проекта получит морской порт Мурманск. В других регионах их правительства должны будут либо добиваться включения своих проектов в федеральный проект, либо рассчитывать на региональные возможности и привлеченных инвесторов в выполнении планов по наращиванию мощности портов. Ключевые партнеры в этой работе — организации, входящие в «Росатом». Они участвуют в организации и выполнении грузоперевозок, выполняют дноуглубительные работы и ледокольные проводки, тем самым способствуя увеличению грузопотоков, развитию портов, страновой и мировой логистики, а также решению социальных задач в арктических регионах.