Безопасность во главе угла
Как формируется нормативная база в области использования атомной энергии и почему для широкой общественности важна открытость атомной отрасли
Антон Понизов, член Общественного совета «Росатома», кандидат технических наук, заместитель директора ФБУ «Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности» — организации научно-технической поддержки Ростехнадзора, рассказал «Вестнику атомпрома» о ее взаимодействии с госкорпорацией «Росатом», в том числе в реализации инновационных проектов.

Антон Понизов
Заместитель директора ФБУ «Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности»
— Антон Владимирович, каковы основные вопросы взаимодействия ФБУ «НТЦ ЯРБ» и «Росатома»?
— Согласно требованиям федерального закона № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», любая деятельность в области использования атомной энергии должна осуществляться в полном соответствии с требованиями федеральных норм и правил в этой сфере. Контроль за их соблюдением осуществляет Ростехнадзор, а ФБУ «НТЦ ЯРБ», как организация научно-технической поддержки, непосредственно осуществляет разработку проектов этих документов, а также выполняет экспертизу безопасности всех наиболее опасных объектов и видов деятельности. Это касается всего спектра деятельности «Росатома» в этой области, а также научно-исследовательских, учебных, медицинских и иных организаций, где используются ядерные технологии и материалы. Как я отметил, ФБУ «НТЦ ЯРБ» участвует в подготовке и корректировке нормативно-правовых актов в области использования атомной энергии, в том числе таких, как проекты законов, постановлений и распоряжений правительства РФ. Ключевая же задача — разработка федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, руководств по безопасности при использовании атомной энергии.
Совместно с госкорпорацией «Росатом» мы активно участвуем в международном сотрудничестве по вопросам использования атомной энергии и регулирования ее безопасности. ФБУ «НТЦ ЯРБ» представлено от Российской Федерации в шести профильных комитетах МАГАТЭ по нормам безопасности. Я являюсь постоянным членом комитета по разработке норм безопасности по обращению с радиоактивными отходами и выводу из эксплуатации, коллеги по ФБУ «НТЦ ЯРБ» участвуют в других комитетах в качестве членов или наблюдателей. Сохранение сотрудничества с МАГАТЭ поддерживается руководством страны и, соответственно, Ростехнадзором — наше стремление сохранять контакты и продолжать диалог по вопросам ядерной и радиационной безопасности расценено как правильная позиция. В некоторых комитетах МАГАТЭ также представлены как сотрудники Ростехнадзора, так и представители «Росатома». Тем самым ФБУ «НТЦ ЯРБ» — часть единой команды, которая осуществляет формирование государственной технической политики и продвигает интересы нашей страны на главной международной площадке атомной энергетики.
— «Росатом» лидирует в ряде направлений, активно развивает новые технологии. Не сдерживает ли международная система норм и правил развитие инноваций?
— Абсолютно нет. При формировании национальной нормативной базы Российская Федерация, как и многие другие страны, ориентировалась на стандарты МАГАТЭ. При этом в наших нормативных правовых актах прописано, что мы разрабатываем свою нормативно-правовую базу с учетом международных подходов. «С учетом» не означает прямолинейного, зеркального копирования, поэтому ограничений нам никто навязать не может. Мы используем стандарты МАГАТЭ как референтные требования для оценки российского законодательства.
Действительно, инновационные проекты, например такие, как единственная в мире плавучая АЭС, малые модульные реакторные установки, радиохимические заводы нового поколения, — это вызовы с точки зрения нормативно-правовой базы. Но они созданы с опорой на опыт нашей отрасли, прошли экспертизу, отражены в новых российских нормативных документах. И сейчас именно МАГАТЭ во многом ориентируется на нормативно-правовую базу нашей страны, то есть Ростехнадзор при поддержке ФБУ «НТЦ ЯРБ» и «Росатом» продвигают внедрение в документы МАГАТЭ требований к безопасности новых установок во всем мире. Такая же работа осуществляется по направлению термоядерной энергетики, по обращению с ядерным топливом и т. д. То есть мы не скованы международными требованиями, но учитываем их положения и осуществляем внедрение наших подходов к оценке и обеспечению безопасности новых объектов использования атомной энергии в международные документы.

— Задействовано ли ФБУ «НТЦ ЯРБ» в продвижении российских ядерных технологий?
— Еще один важный аспект нашей международной деятельности связан с поддержкой так называемых стран-новичков, которые либо планируют, либо уже приступили к развитию своих ядерных энергетических программ. Иногда органы регулирования в таких странах отсутствуют или только формируются. По приглашению таких стран мы, имея колоссальный опыт, осуществляем экспертизу безопасности сооружаемых по российским проектам в этих государствах объектов, содействуем в формировании инфраструктуры ядерно-радиационного регулирования. При этом передаем принимающей стороне свой опыт в области разработки нормативно-правовой базы и предоставляем соответствующую основу для таких документов.
Яркий пример — совместная работа «Росатома» (АО «ТВЭЛ» как базовой организации) и ФБУ «НТЦ ЯРБ» по разработке для стран СНГ модельного закона «Об обращении с радиоактивными отходами». Данный модельный закон (шаблон национального законодательного акта) в апреле 2025 года был одобрен на Межпарламентской ассамблее государств — участников СНГ под председательством Валентины Матвиенко. Этот документ не является обязательным, но выступает рамкой, на базе которой можно создавать национальные законы по регулированию обращения с радиоактивными отходами. В настоящее время такие законы приняты, например, в России и Беларуси. Казахстан же, имея ряд объектов наследия и планируя строительство нескольких АЭС, пока лишь формирует собственное законодательство в этой сфере. По оценке наших партнеров из Казахстана, разработанный с нашим участием и одобренный на Межпарламентской ассамблее модельный закон будет способствовать и принятию закона об обращении с радиоактивными отходами в республике.
— В какой мере внутрироссийские нормы и правила и порядок надзора способствуют инновационному развитию отрасли? Есть проекты, которые реализуются впервые, не имеют аналогов. Если такие проекты не имеют предшественников и не описаны правилами, может ли помочь привлечение к экспертизе третьей стороны, например профильных институтов РАН?
— Весь потенциал Российской академии наук необходимо использовать для обоснования технологий, технических решений и их безопасности, а оценка должна оставаться за Ростехнадзором с опорой на центры научно-технической поддержки, которые осуществляют экспертизу безопасности. Нормы и правила по ядерной и радиационной безопасности появились не как умозрительный документ, а написаны на основе опыта, в том числе негативного. В этом смысле они подобны воинским или корабельным уставам.
Включение РАН в деятельность по обоснованию усилит доказательную базу обеспечения всех аспектов эффективности и безопасности новых технологий. Специфика Академии наук — глубокая погруженность в фундаментальные законы, понимание тонкостей работы материалов на микроскопическом уровне. Система РАН должна привлекаться к обоснованию и подтверждению безопасности новых технологий: ученые могут всесторонне рассмотреть технологию, убедиться, что она безопасна, помочь доказать это регулятору. Суть деятельности ученых — это научный поиск, работа творческая, иногда тоже на грани риска. Ученые, безусловно, могут помочь в перепроверке научных результатов, но экспертиза проекта на соответствие нормам и правилам — работа с другой спецификой. Ростехнадзор ни в коей мере не выступает противником новых разработок, но является гарантом соответствия нормам и правилам безопасности. Лишь при соблюдении этих норм новые разработки и технологии могут быть признаны безопасными, а других ни «Росатому», ни обществу не нужно.
— В какой мере в решении задач по развитию инновационных проектов атомной отрасли может быть полезен Общественный совет?
— Важно доносить до широких кругов, включая и общественность, и смежные отрасли, что у нас впереди не только интересные, но и сложные и очень ответственные задачи. Так, стратегия по замыканию ядерного топливного цикла может потенциально обеспечить лидерство в мире. Но решать такие задачи нужно лишь всесторонне оценивая результаты, по всем аспектам безопасности, с глубоким пониманием, что именно мы воплощаем, и лицензируя любой процесс и объект согласно российскому законодательству. Со стороны Общественного совета считаю правильным транслировать именно такую позицию.
Для широкой общественности важна открытость атомной отрасли: люди должны получать информацию об объектах не из соцсетей и слухов. Новое и масштабное неизбежно вызывает не только любопытство, но и защитную реакцию. Поэтому про новые объекты нужно рассказывать открыто, в том числе через центральные СМИ, не давая возможности сформировать предвзятое мнение. Для многих новости сразу получат негативную окраску, если их пересказал сосед, а не ведущий выпуска новостей. Работа Общественного совета — это как раз открыто, понятным языком доведенная информация.
При этом важно понимать, что разные возрасты, разный уровень образования — это разный язык. Для школьников он будет один, для молодежи — уже другой, для взрослых — третий. Школьнику нужно объяснить, что атомное электричество поможет зарядить его смартфон и электросамокат, студенту — что АЭС будет крупным работодателем; домохозяйке с детьми — что благодаря «Росатому» построят новые школы, музеи и дома культуры. Для каждого поколения и социального слоя есть свои приоритеты, которые нужно учитывать в диалоге. И работа Общественного совета — не только ретранслировать достижения и рассказывать о новых победах «Росатома», но и доходчиво и всесторонне представлять новые проекты «Росатома», когда они готовы к реализации, и обоснованно снимать сомнения в их безопасности.
Сегодня, когда Общественному совету уже почти два десятилетия, можно дать самую высокую оценку инициативе Сергея Владиленовича Кириенко по его созданию и той активной роли председателя, которую вот уже почти 10 лет исполняет Алексей Евгеньевич Лихачев. Общественный совет сложился как симбиоз общественников в классическом понимании и профессионалов разных отраслей — медицины, образования, науки, надзорных органов, социально ориентированных организаций. Но получилась не история о лебеде, раке и щуке, а совещательный орган, где представлены различные позиции и каждый вопрос может быть рассмотрен всесторонне. Позиция Общественного совета не всегда единая, но в спорах никто не давит авторитетом, потому и рождается истина. В этом и есть польза для общества — получить мнение не от представителей госкорпорации, а от людей, которые, с одной стороны, погружены в специфику атомной отрасли, с другой — имеют независимую позицию.
— Просматривается ли потребность в создании каких-либо дополнительных комиссий в структуре совета?
— На мой взгляд, будет уместна комиссия по бэкенду ядерно и радиационно опасных объектов, обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, поскольку это задача комплексная и разноплановая. Отрасль сосредоточена на реализации решения о строительстве новых мощностей атомной генерации к 2042 году, и это более 30 блоков. Но в большей части это блоки замещающие: неизбежно идет выбытие действующих на сегодня мощностей первого, второго поколений. Второй ключевой момент связан с вводом новых мощностей — это обращение с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами. Комиссия, которая охватывает и вывод ядерно и радиационно опасных объектов, и обращение с отработавшим топливом, могла бы опереться на компетенции тех членов совета, кто глубоко погружен в специфику радиохимии. Еще одна актуальная задача, которую сформулировал Алексей Евгеньевич Лихачев, — это разработать малоотходные технологии, уменьшить количество образующихся радиоактивных отходов на АЭС. Эти вопросы тоже требуют всестороннего рассмотрения и проработки.