Формируя пространство согласия
Главная тема

Формируя пространство согласия

Новые задачи «Росатома» — новые вызовы для Общественного совета

О том, как трансформируется деятельность Общественного совета «Росатома» исходя из новых задач, стоящих перед госкорпорацией, «Вестнику атомпрома» рассказывают директор департамента по взаимодействию с регионами (ДВР) госкорпорации «Росатом», ответственный секретарь Общественного совета «Росатома» Марина Кирдакова, директор проекта ДВР Ольга Головихина и руководитель проекта Приемных Общественного совета, кандидат политических наук Кристина Арутюнян.

Марина Кирдакова

Директор департамента по взаимодействию с регионами госкорпорации «Росатом», ответственный секретарь Общественного совета «Росатома»:

— Доверие — фундаментальная основа развития производственной программы «Росатома», поскольку общественное мнение — лимитирующий фактор для отрасли. За последние 20 лет удалось добиться кардинальных изменений в отношении общества к атомной энергетике: в 2007-м ее одобряли лишь 33%, не одобряли 50%. Последние три года в стране — практически 80-процентный уровень одобрения. В этом виден результат политики открытости и целенаправленной работы с гражданами России, которую проводит госкорпорация. Одним из первых шагов в работе с обществом стало формирование в 2006 году Общественного совета «Росатома».

За прошедшие 20 лет Общественный совет «Росатома» провел масштабную работу по информированию населения о безопасности атомных технологий, возможностях «Росатома» для развития экономики в целом и повышения благосостояния на территориях присутствия. В живом диалоге в ходе общественных слушаний, форумов, семинаров, выездных мероприятий снимались противоречия, уходила радиофобия, инициировались актуальные экологические и социальные программы.

Члены Общественного совета дают заключения по законодательным актам, участвуют в разработке целевых программ, в международных мероприятиях. Экспертную оценку членов Общественного совета получают стратегические программы, конкретные технологические решения, такие как замыкание ядерного топливного цикла, программы обращения с ОЯТ и РАО, обращение с отходами I и II классов опасности, создание новых реакторных технологий.

Задачи Общественного совета меняются вместе с задачами «Росатома». В декабре 2024 года была принята генеральная схема развития электроэнергетики до 2042 года, согласно которой доля атомной генерации в России увеличится с 20 до 25%. Это большой вызов, потому что предстоит строить атомные станции в новых регионах, где АЭС ранее не было. Развивать новые производственные площадки можно лишь в условиях положительного общественного мнения, консенсуса, который будет достигнут и в новых для госкорпорации регионах.

Исходя из этих актуальных задач, в 2025 году состоялась перезагрузка работы Общественного совета. Обновленное Положение об Общественном совете сфокусировало работу этого органа на актуальных задачах. Новая структура комиссий повысила эффективность работы и сделала ее более целенаправленной. Новые комиссии оказывают экспертное сопровождение реализации национального проекта технологического лидерства «Новые атомные и энергетические технологии», обеспечивают общественный контроль в сфере экологии.

В числе перспективных задач — более активная работа в публичном пространстве. Задача Общественного совета — быть там, где есть наша аудитория, особенно в социальных медиа, где формируется живое общественное мнение.

Ольга Головихина

Директор проекта департамента по взаимодействию с регионами госкорпорации «Росатом»

— Общественному совету в 2026 году исполняется 20 лет. Как изменились его функции, в чем сегодня состоят его задачи?

— Для создания Общественного совета 20 лет назад была коренная фундаментальная причина — необходимость преодоления радиофобии, установившейся в обществе в конце 80-х — середине 90-х годов. Причин этому было несколько: была опубликована засекреченная ранее информация об аварии 1957 года на «Маяке», свежие новости о Чернобыльской аварии, в целом имел место повышенный уровень тревожности населения в стране. Недоверчивое отношение к атомной энергии оказалось фактором, мешающим началу «атомного ренессанса».

С начала 2000-х руководством страны было принято мудрое решение восстановить и развивать атомную энергетику. На волне подъема потребовалось вновь разъяснять, какие преимущества дает стране атом. Сформированный в 2006 году Общественный совет атомной отрасли включился в эту работу, обеспечил взаимодействие с общественностью, участвовал в организации слушаний, информировал и просвещал. Эта деятельность помогла «Росатому» обосновать достройку начатых ранее блоков, строительство замещающих мощностей, разработку новых поколений атомных реакторов.

С развитием гражданского общества в России возникла еще одна задача для Общественного совета, уже более формализованная, — общественная оценка проектов законов, постановлений правительства, инициатором которых выступал «Росатом». Без заключения представителей общественности такие проекты не могут быть поданы для дальнейшего рассмотрения в государственные органы. Эта экспертиза и сегодня остается значимой частью работы Общественного совета.

Сейчас очередной важный этап в жизни Общественного совета «Росатома»: госкорпорация готовится к новой волне развития, строительству замещающих мощностей и созданию новых АЭС в регионах, где раньше атомной генерации не было. Развивается программа замыкания ядерного топливного цикла, готовится создание высокотехнологичных предприятий по переработке ОЯТ, безопасной изоляции отходов. Вся эта деятельность также требует экспертной поддержки, особенно в новых для госкорпорации регионах. Члены Общественного совета, как независимые эксперты, способны дать оценку тем или иным решениям с профессиональной позиции и с научной точки зрения. Как и в первые годы деятельности Общественного совета, сегодня востребована его способность быть независимым проводником реальной информации о новых ядерных технологиях, тогда как позицию самого «Росатома» некоторые могут воспринимать как ведомственную, заинтересованную.

Конечно, и для новых регионов, и для регионов, хорошо знакомых с деятельностью предприятий отрасли, важна популяризация знаний о технологиях, физических процессах, состоянии окружающей среды, открытость, постоянный диалог в информационном пространстве.

— В какой мере Общественный совет — это также и внутренняя экспертиза идей «Росатома», которая обеспечивает принятие сбалансированных решений?

— В Общественном совете не случайно собраны заслуженные эксперты высокого уровня — ученые, руководители общественных природоохранных движений. Критиковать решения можно по-разному: крайней позицией является тотальное неприятие и протестные технологии, тем более что на волне сложности восприятия высоких технологий бывает удобно решать личные задачи. Но у членов Общественного совета с их уровнем экспертности есть возможность оценивать по существу программы развития, стратегические и технологические решения. Да, бывает критика, к ней прислушивается руководство отрасли. Это составная часть компетентного диалога и партнерства.

Понимая предметную область, члены Общественного совета могут вовремя обратить внимание на недофинансирование или на недостаточное внимание к тому или иному аспекту деятельности корпорации. Именно в сложных, неочевидных случаях разумная критика, безусловно, полезна. Присутствие ученых в Общественном совете — это возможность увидеть зоны развития, зоны повышенного внимания, контроля в рамках профессиональной деятельности. Независимое участие необходимо в потенциально напряженных для атомной отрасли ситуациях, когда намеренно с помощью внешних сил наша деятельность становится предметом манипуляций общественным мнением.

В числе удачных примеров работы — участие членов Общественного совета в разработке федеральной целевой программы, так называемой ФЦП ЯРБ-2. Это была совместная работа специалистов отрасли, надзорных органов, органов власти, ученых, руководителей «Росатома» и Общественного совета. Госкорпорация посвятила этому много усилий, но они того стоили: была разработана совместно с обществом стратегия и структура ФЦП как практически ориентированной программы.

Позиция общественности была непосредственно отражена в базе федеральной целевой программы. Это стало и залогом ее успешной реализации, минимального количества вопросов к ней в процессе выполнения. Актуальное направление работы сегодня — контроль реализации ФЦП ЯРБ-2 и открытость ее реализации.

Также для «Росатома» актуален мониторинг социальной обстановки, когда члены Общественного совета и руководители наших приемных на местах сигнализируют, что на территории возможен рост неприятия атомной энергетики, есть еще какие-то нюансы. Характерный пример — когда в Мурманской области по инициативе и под контролем общественности в 2000-х годах началась ликвидация многих радиационно опасных объектов.

Или, например, экспертный «разбор» случая, когда на сельскохозяйственных площадях было обнаружено незначительное, но регистрируемое приборами повышение радиационного фона; часть местных активистов связала это с деятельностью АЭС. Лишь профессиональная погруженность, приборный контроль и изучение ситуации помогли установить, что это связано с внесением калийных удобрений и ничего, что может нарушить экологический баланс, тут нет. Еще один недавний пример — когда члены Общественного совета рекомендовали при проектировании объектов переработки отходов больше внимания уделять извлечению полезных компонентов, а не нейтрализации отходов без фракционирования.

Какие форматы и мероприятия Общественного совета показали свою актуальность и будут продолжены, какие новые формы окажутся востребованными?

— Востребованный, эффективный формат — технические туры, выезды на территории, общение с руководством предприятий. Это и общественные экологические экспедиции, когда вместе собираются представители предприятий, Общественный совет, местные ученые и общественники, СМИ. Все заинтересованные стороны, в том числе и местные жители, на территориях предприятий и «в полях» непосредственно на месте оценивают экологическую ситуацию. Такие выезды помогают привлекать сторонников, показывать, что происходит на предприятиях и вокруг них, убеждаться в отсутствии негативного влияния.

Хорошо показал себя формат работы укрупненных комиссий Общественного совета, в которых представлен более широкий спектр компетенций. Этот инструмент позволяет обсуждать конкретные направления более подробно. Например, комиссия по окружающей среде и безопасному развитию атомной отрасли может предметно работать по теме обращения с РАО и ОЯТ, промышленных отходов, экологических аспектов энергетики, вместе со специалистами глубоко прорабатывая конкретные темы. Комиссия по общественно-экспертному направлению охватывает широкий спектр вопросов социального, образовательного, юридического направлений.

Новый формат, который мы планируем развивать, — это более активная просветительская деятельность, в том числе работа через социальные сети. Именно в соцсетях часто начинается день многих людей, это не служебная необходимость, а движение навстречу обществу. Именно через соцсети и телеграм-каналы мы часто получаем информации больше, чем через другие СМИ. Уже во вторую очередь за ними следует телевидение. Поэтому выход в социальные сети — это важный для нас канал работы с широкой аудиторией, от пенсионеров до молодежи, не говоря уже об экономически активном поколении. Понятно, что информация о деятельности и позиции Общественного совета должна быть адаптирована под формат аудитории, к которой мы обращаемся. Соцсети — важный для нас канал обратной связи, возможность получить запрос и либо отработать его, либо переадресовать на предприятие, главе города, представителям «Росатома» и т. д.

— Каковы ожидания от развития сообщества экспертов Общественного совета?

— Задача экспертов — присутствуя на территориях и профессионально понимая специфику отрасли, разбираться в общественных информационных потоках вокруг предприятий на данной территории. Например, в Курганской области у нас есть две точки внимания: комплекс добычи урана и производственно-технический комплекс по переработке промышленных отходов. Соответственно, там должны быть эксперты двух этих направлений: одни должны разбираться в безопасном обращении с высокотоксичными веществами, другие — в вопросах геологии, гидрогеологии, добычи. Также важные компетенции — понимание экономической специфики, социального эффекта от деятельности «Росатома», понимание, какова цена бездеятельности. Эксперты должны иметь возможность независимо отслеживать ситуацию, комментировать ее, взаимодействовать с предприятием. При этом важно понимать, что нагрузка общественного интереса на предприятие тоже не должна быть чрезмерной, организациям «Росатома» необходимо прежде всего выполнять свои задачи. По нашим ожиданиям, эксперт — это тот квалифицированный посредник и коммуникатор, который будет пользоваться доверием местного общества и не станет излишне обременять предприятие запросами.

— В чем состоят задачи Общественного совета на территориях, где «Росатом» ранее не присутствовал?

— Перед тем как заходить на территорию, нужно увидеть там активных лидеров общественного мнения — тех, кто готов конструктивно взаимодействовать с «Росатомом» и чье мнение авторитетно для местного населения. Нужно понимать, какие общественные течения, активности и риски непонимания есть на территории. Об этом нам скажут только те местные жители и уроженцы региона, кто относится к этой территории как к своему дому. Их необходимо выявлять и привлекать к работе Общественного совета, в том числе вовлекать в число экспертов. Общественный совет — как раз тот формат, который может вовлечь независимых лидеров общественного мнения, а также экспертов и еще до начала проектных и строительных работ показать, что атомная отрасль безопасна и выгодна для территории. Местные эксперты-активисты должны привлекаться в отраслевые или локальные рабочие комиссии и экспертные группы, разъяснять, как мы работаем, как предоставляем информацию. На новых для «Росатома» территориях присутствия мы будем реализовывать традиционные форматы: местных лидеров приглашать в технические туры на наши предприятия, приходить в учебные заведения с образовательными и просветительскими программами (например, «Школа Росатома»), вовлекать в социальные и культурные проекты.

— Какие дополнительные тематики желательно поднимать на мероприятиях Общественного совета и какие дополнительные компетенции хотелось бы видеть в совете?

— Считаю, что в Общественный совет нужно активнее вносить информацию о новых продуктах, направлениях бизнеса «Росатома». Например, желательно больше информации по теме малых модульных реакторов и их возможностей, в числе которых сравнительно быстрое развертывание, более высокий уровень безопасности, возможность работы в локальной энергосистеме. Такие объекты не требуют больших материальных и людских ресурсов. Уверена, что в АЭС малой мощности заложен высокий потенциал новой технологической и экономической модели развития атомной энергетики. Также актуальна информация по подготовке технических кадров, не только по ядерной физике, но и в смежных специальностях. Например, это подготовка проектировщиков, конструкторов, специалистов для новых бизнесов.

Что касается компетенций совета и экспертов, хотелось бы видеть настроенных на диалог представителей экологической общественности, в целом представителей гражданской части общества, которые нацелены на глубокое погружение в тему атомной энергетики. Интересно привлечь специалистов в области экономики, кто мог бы говорить на тему развития регионов, в которые приходит атомная энергетика. Интересны специалисты, которые разбираются в механизмах финансирования ресурсоемких проектов. Например, тематика малых модульных реакторов актуальна для арабских стран, но для них характерны свои модели финансирования, связанные с исламским банкингом. Не в компетенциях Общественного совета советовать «Росатому», где брать деньги на проекты, но полезно иметь представление, как устроены системы финансирования за рубежом. Напомню, даже классическая и принятая в мире схема build-operate-transfer давала повод недоброжелателям утверждать, что проекты по этой схеме невыгодны, — такие мнения нужно аргументированно опровергать.

И, безусловно, нужно работать над повышением коммуникационных навыков Общественного совета. Наши ученые могут уходить в сложные разъяснения, непонятные неспециалистам. Наша задача — помогать членам Общественного совета работать с аудиторией как в обычной, так и в кризисной ситуации, подключать источники информации из отрасли. Важно уметь простым языком объяснять сложные вещи, проводить правильное сравнение, объяснять, на что похож реактор. Если аудитории совсем непонятно, в конечном итоге нужно сказать, что он похож на большой кипящий чайник, нужно уметь и так сформулировать.

Кристина Арутюнян

Руководитель проекта приемных Общественного совета «Росатома»:

— Приемные Общественного совета «Росатома» действуют в 16 городах присутствия «Росатома», расположенных в 14 субъектах Российской Федерации. Задача приемных — работа с представителями предприятий «Росатома» и жителями в городах присутствия, с научным и бизнес-сообществом, общественными организациями, с представителями энергетической и других отраслей, с которыми взаимодействует «Росатом». Каждая приемная — это модератор переговорных процессов и центр по взаимодействию со всеми этими инстанциями и группами. Суммарно по всем приемным поступает порядка 2 тыс. обращений в год. 93% обращений граждан решаются положительно.

в 16 городах

присутствия «Росатома», расположенных в 14 субъектах РФ, действуют приемные Общественного совета

~ 2000 обращений

ежегодно поступает в приемные Общественного совета

Цифры

Основные направления и задачи работы общественных приемных — мониторинг общественных процессов, работа с обращениями граждан, организация переговорных площадок, информационная поддержка проектов, представительские функции. Эффект от деятельности приемных Общественного совета — это рост доверия благодаря прямому открытому диалогу, что повышает уровень доверия между «Росатомом» и населением. Граждане видят, что их мнение значимо. Приемные Общественного совета помогают находить эффективные решения, обеспечивают оперативность и системный подход для решения вопросов по 93% поступающих обращений.

Этот диалог показывает, что госкорпорации не безразличны вопросы, которые волнуют население по широкому спектру направлений, от бытовых до социально-экономических. Так, приемные содействуют осуществлению независимого общественного контроля в вопросах экологии, организации независимых измерений фона.

Опыт работы приемных Общественного совета востребован зарубежными партнерами «Росатома». Он был представлен и положительно воспринят на ряде международных площадок — в Беларуси, Армении, Узбекистане, Казахстане. Информация о деятельности приемных была озвучена в этом году в Вене на площадке МАГАТЭ в ходе обмена опытом по работе со стейкхолдерами. Все это — укрепление позитивного имиджа госкорпорации.