Экологический императив
Главная тема

Экологический императив

Глобальная стратегия восстановления экосистем и сохранения биоразнообразия

Председатель комиссии Общественной палаты РФ по экологии и устойчивому развитию и Национального комитета Десятилетия ООН по восстановлению экосистем, член Общественного совета «Росатома» Елена Шаройкина рассказала «Вестнику атомпрома» о деятельности по поддержке биоразнообразия, об «Арктическом досье» и о взаимодействии с крупным бизнесом как возможности повысить доверие общества.

Елена Шаройкина

Председатель комиссии Общественной палаты РФ по экологии и устойчивому развитию и Национального комитета Десятилетия ООН по восстановлению экосистем

— Елена Акинфовна, каковы актуальные вопросы взаимодействия общественности и системообразующих корпораций, подобных «Росатому»? В чем Общественная палата, общественные советы и подобные организации помогают диалогу?

— Институт общественного контроля в той или иной форме существовал еще в царской России. Он призван обеспечивать прозрачность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, повышать их ответственность перед обществом и защищать права граждан. До революции его представляли народные собрания или общественные суды, в советское время — профсоюзы, комсомол и т. д.

В современной же России главным субъектом общественного контроля стала Общественная палата Российской Федерации (ОП РФ), созданная по инициативе президента страны Владимира Путина 20 лет назад. В апреле 2005 года был принят федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации». В августе того же года было установлено правовое регулирование вопросов формирования общественных советов при федеральных органах исполнительной власти (ФОИВ) на базе ОП РФ. За два десятилетия ОП РФ и создаваемые на ее площадке общественные советы прошли путь от формального института до одного из ключевых механизмов взаимодействия гражданского общества с властью и общественного контроля.

Затем создание общественного совета было инициировано и в госкорпорации «Росатом», ставшей пионером в области создания экспертного органа общественного контроля на своей базе среди организаций, не обладающих властными полномочиями. Сегодня эту практику стараются развивать и в бизнес-сообществе. На мой взгляд, общественные советы должны быть созданы в каждой крупной бизнес-компании, деятельность которой так или иначе оказывает влияние на качество жизни населения.

Особенно это касается промышленных предприятий, чья деятельность напрямую и достаточно заметно влияет на состояние окружающей среды. Граждане вправе знать, какое именно воздействие оказывает эта деятельность и что делается для того, чтобы минимизировать или компенсировать наносимый ущерб. Ведь во многом от этого зависит здоровье граждан и экологическое благополучие, обеспечение которого с 2024 года является национальной целью развития нашей страны. Еще лучше, если общественные советы при крупных корпорациях будут формироваться именно на площадке ОП РФ по аналогии с тем, как это происходит с советами при ФОИВ. Такой подход обеспечит необходимый уровень доверия населения к таким объединениям, а значит, и к самому бизнесу.

На системообразующие корпорации, такие как «Росатом», возложена большая ответственность за национальную безопасность и устойчивое развитие страны и общества. И для того, чтобы простые граждане действительно ощущали свою защищенность, значимость и сопричастность, нужно создавать пространство для доверительного и открытого диалога, которым и становятся общественные советы. Более того, общественные советы, выступая внешними и независимыми арбитрами, повышают качество и эффективность управления и деятельности. В их состав входят профессионалы и эксперты, которые глубоко разбираются в сфере компетенций органов власти или государственных корпораций, а также обладают необходимым опытом, чтобы досконально разобраться в особенностях деятельности, выявлять риски и угрозы общественным интересам и предлагать решения для их минимизации. Формат консультативно-совещательного органа позволяет скорректировать и улучшить работу органов власти и госкорпораций во благо всех граждан страны, а также проинформировать должным образом население обо всех социально значимых вопросах.

— Одно из направлений вашей работы — участие в формировании «Арктического досье», первого в мире системного обзора вклада государства, общества, научных центров и бизнеса в восстановление экосистем Арктики. Какие аспекты деятельности «Росатома» в Арктике вы могли бы отметить?

— «Росатом» не только обеспечивает национальную безопасность и энергетическую независимость России, но и играет ключевую роль в решении глобальных проблем устойчивого развития и восстановления экосистем. Современные ядерные технологии, инновационные подходы и беспрецедентные стандарты безопасности, применяемые в «Росатоме», в значительной мере способствуют реализации процесса «остановки и обращения вспять деградации природы», ведут к повышению емкости и потенциала экосистемных услуг, а также обеспечивают восстановление биоразнообразия во всем мире.

Рассказывать об этом опыте мировому сообществу — одна из задач Национального комитета Десятилетия ООН по восстановлению экосистем, созданного на базе комиссии Общественной палаты РФ по экологии и устойчивому развитию для участия в глобальной инициативе. Десятилетие восстановления экосистем провозглашено резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН и проходит с 2021 до 2030 года для содействия достижению глобальных целей устойчивого развития ООН (ЦУР ООН). Его мероприятия проводятся под руководством Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО).

Национальный комитет, действующий при официальной поддержке Минприроды России и МИД России, в сентябре 2025 года представил «Арктическое досье» — национальный доклад о вкладе Российской Федерации в восстановление экосистем Арктики, одного из самых чувствительных регионов планеты с точки зрения экологической уязвимости. Презентация «Арктического досье» прошла при участии и поддержке заместителя председателя правительства Дмитрия Патрушева, а также министра природных ресурсов и экологии РФ Александра Козлова, министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова.

Безусловно, в «Арктическом досье» представлена информация и о работе «Росатома», в частности, подробно рассмотрен проект по обеспечению экологического мониторинга Северного морского пути — главной водной артерии планеты в обозримом будущем. В своем выступлении во время презентации я отдельно подчеркнула, что этот проект, инициированный госкорпорацией, является беспрецедентным в мировом масштабе. Цель разработанного и реализуемого Центром морских исследований МГУ им. М. В. Ломоносова (ЦМИ МГУ) проекта — обеспечение экологической безопасности СМП и защита уязвимых арктических акваторий. Рассказывая о нем на различных площадках, я неизменно подчеркивала: то, что сделал «Росатом», — это пример настоящей корпоративной социальной ответственности.

С 2018 года госкорпорация, в ведении которой находится единственный в мире атомный ледокольный флот, является инфраструктурным оператором СМП. Осознавая ответственность за экологическую безопасность арктической акватории, учитывая ее значение для глобального экоблагополучия, «Росатом» не только выступил с инициативой, но и успешно реализовал столь сложный, уникальный и значимый проект по созданию комплексной системы контроля состояния окружающей среды. Во многом это стало возможным благодаря позиции генерального директора «Росатома» Алексея Лихачева.

В 2026 году работа над проектом «Арктическое досье» будет продолжена. Запланирована разработка второго издания доклада, фокус внимания которого будет сосредоточен на городах Арктической зоны РФ как участниках движения «Поколение восстановления», инициированного в рамках глобальной инициативы ООН и акцентирующего внимание на восстановлении городских экосистем. Есть предложение в рамках этого документа рассказать и об атомных городах госкорпорации «Росатом», расположенных в Арктической зоне РФ, это Билибино и Певек в Чукотском автономном округе, Полярные Зори в Мурманской области.

В рамках Десятилетия ООН по восстановлению экосистем «Росатом» в принципе может претендовать на роль флагмана глобальной инициативы. И речь не только об Арктике. Особое внимание следует уделить деятельности структур «Росатома», которые непосредственно реализуют проекты по восстановлению экосистем. Активно развиваемая деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности, работы на объектах БЦБК, «Усольехимпром», «Красный Бор» и других, а также фронтальные проекты ликвидации накопленного вреда окружающей среде представляют яркий пример вклада «Росатома» в дело охраны и возрождения природы. Мы убеждены, что «Росатом» уже сегодня является мировым флагманом развития науки, передовых технологий и практических решений в области восстановления экосистем.

Убеждена, что стратегическое партнерство госкорпорации «Росатом» и Национального комитета станет залогом успешного продвижения глобальной стратегии восстановления экосистем и внесет значительный вклад в то, чтобы артикулировать роль «Росатома» как флагмана Десятилетия ООН, а также передовой научно-технологической платформы под эгидой России на мировой арене. Совместно мы сможем значительно усилить международное присутствие и влияние российских достижений в области восстановления экосистем.

— Комиссия Общественной палаты РФ по экологии и устойчивому развитию курирует программы поддержки биоразнообразия, в том числе по линии ООН. Расскажите об этих направлениях работы.

— Глобальная и стремительная потеря биоразнообразия — один из наиболее значимых экологических вызовов сегодня. Утрата даже отдельных видов может иметь эффект домино, ведущий к коллапсу целых экосистем. Если не поддерживать видовое разнообразие, рано или поздно будут теряться и более крупные таксономические группы. Восстановление популяций редких видов — процесс, требующий десятилетий, и он тесно связан с восстановлением их среды обитания. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — наиболее эффективная форма сохранения биоразнообразия. Это подтверждает как внутрироссийская, так и мировая практика. В условиях небывалых темпов и масштабов потери биоразнообразия, с которыми столкнулось человечество за последние 50 лет, развитие географической сети ООПТ является приоритетным направлением работы в реализации экологической политики и в рамках Десятилетия ООН по восстановлению экосистем.

не менее 30%

наземных и внутренних водных территорий, а также морских и прибрежных территорий, особенно имеющих приоритетное значение для биоразнообразия, экосистемных функций и услуг, должны стать охраняемыми к 2030 году (согласно Куньмин- Монреальской глобальной рамочной программе по биоразнообразию)

Цифра

Значимое место эта задача занимает в Конвенции ООН о биологическом разнообразии и Куньмин-Монреальской глобальной рамочной программе к ней, принятой в рамках Конвенции ООН в декабре 2022 года и поддержанной Россией. Согласно этому документу, к 2030 году площадь охраняемых районов должна достигнуть 30% земли и моря. Десятилетие ООН по восстановлению экосистем было запущено в том числе с целью содействия реализации этой программы.

Тема важности сохранения биоразнообразия регулярно звучит в выступлениях Владимира Путина, который очень хорошо понимает значение ООПТ в достижении такой национальной цели, как экологическое благополучие. Биоразнообразие имеет огромную ценность для человечества. Это «экосистемные услуги» (термин неудачный, но он закрепился): леса очищают воздух, болота фильтруют воду, пчелы и другие насекомые опыляют растения, без чего невозможно сельское хозяйство. Здоровая экосистема — это основа нашего существования. Это безопасность: разнообразие видов делает экосистемы более устойчивыми к внешним шокам, таким как засухи, наводнения, пожары, эпидемии и климатические изменения. Чем больше видов в экосистеме, тем выше ее способность к восстановлению. И это экономические выгоды — биоразнообразие имеет прямое экономическое значение. Многие лекарства, включая антибиотики, были разработаны на основе природных компонентов, которых мы могли бы не получить при сокращении числа видов. Поэтому расширению системы ООПТ России необходимо уделять самое пристальное внимание.

— Как вы оцениваете перспективу придания двойного статуса Восточно-Уральскому «радиационному» заповеднику для наблюдения за развитием биосферы?

— Этот вопрос дискуссионный и требует широкого обсуждения в экспертном сообществе, существуют разные мнения на этот счет. Но в любом случае с точки зрения наблюдения за развитием биосферы и изучения процесса восстановления экосистемы, пострадавшей в результате антропогенной и связанной с радиационными технологиями деятельности, эта территория представляет огромный научный интерес.

— Каковы примеры совместной работы Общественной палаты и «Росатома», в каких аспектах госкорпорация может повысить уровень доверия к своей деятельности?

— В рамках общественного контроля за реализацией нацпроекта «Экология» и для повышения открытости информации о деятельности госкорпорации «Росатом» в 2024 году при экспертной поддержке комиссии по экологии была завершена работа по проведению фонового экологического мониторинга состояния окружающей среды на территориях вблизи экотехнопарков «Горный», «Щучье», «Камбарка», «Марадыковский» до их ввода в эксплуатацию.

Проведение этой работы было инициировано и обосновано экспертами комиссии по экологии Общественного совета госкорпорации «Росатом». Решение о ее реализации было согласовано председателем совета Алексеем Лихачевым и зафиксировано протоколом заседания Общественного совета «Росатома».

За последующие полтора года эксперты комиссии по экологии совместно с представителями ФГУП «ФЭО» провели масштабную работу по реализации данной инициативы. Для этого были проведены специальные заседания комиссии и организованы многочасовые консультации, в ходе которых тщательно прорабатывались параметры организации мониторингового исследования. ФГУП «ФЭО» со своей стороны приложило необходимые усилия для решения всех организационно-правовых вопросов для обеспечения проведения исследования.

В соответствии с полученными данными в процессе эксплуатации производственно-технических комплексов (ПТК) и деятельности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности будет оцениваться возможное воздействие ПТК на окружающую среду.

Получаемые в ходе регулярного мониторинга данные в процессе эксплуатации ПТК с опорой на показатели фонового мониторинга обеспечат ФГУП «ФЭО» объективными сведениями и конкретными фактами для коммуникации с населением в регионах работы ПТК в контексте предоставления гарантий об абсолютной безопасности предприятий для здоровья граждан и состояния окружающей среды. Это принципиально важное достижение, которое обеспечит спокойствие населения и удовлетворенность граждан реализацией нацпроекта в зоне ответственности госкорпорации «Росатом».