Точки соприкосновения
Как и зачем нужно рассказывать студентам экономических и социогуманитарных вузов о деятельности атомной отрасли
Пройдя яркий и долгий трудовой путь на ответственных постах в Министерстве транспорта и Министерстве экономического развития, в настоящее время член Общественного совета «Росатома» Юлия Зворыкина — экономист-международник, доктор экономических наук, профессор и преподаватель нескольких вузов, активно работающих на международном направлении, — МГИМО, РУДН, ВАВТ, РГГРУ им. Серго Орджоникидзе (МГРИ). В интервью «Вестнику атомпрома» она рассказала о работе со студентами в аспекте формирования интереса к технологиям, которые развивает «Росатом».

Юлия Зворыкина
Экономист-международник, профессор, преподаватель МГИМО
— Юлия Викторовна, как строится работа по ознакомлению студентов внешнеторгового направления с технологиями «Росатома» — для решения в дальнейшем внешнеэкономических задач госкорпорации?
— Подготовка кадров для зарубежных атомных проектов ведется прежде всего в системе опорных вузов «Росатома», но там по большей части готовят специалистов сферы ядерных технологий. Однако управлять реактором и продавать реакторы — очень разные задачи. В «Росатоме» осознается потребность в специалистах внешнеполитического и внешнеэкономического блока — тех, кто обучен заключению контрактов, ведению переговоров, иногда — на протяжении десятилетий. По этой причине и развивается взаимодействие «Росатома» с вузами направления внешней торговли.
С РУДН сотрудничество ведется с 2017 года — это организация практик, семинаров, дней карьеры и т. д. Налажен подбор выпускников для трудоустройства. Организована и «атомная ячейка» в МГИМО, ключевом вузе в области внешней политики. На Петербургском международном экономическом форуме в этом году руководители «Росатома» и МГИМО подписали меморандум о развитии долгосрочного сотрудничества, реализации проектов, в том числе для «энергетической дипломатии», научных исследований и т. д. Это разработка и реализация совместных образовательных программ, дополнительного образования. Стартовали исследовательские и научно-образовательные проекты; организовано прохождение производственной и преддипломной практики в «Росатоме». Этот меморандум был дополнен на World Atomic Week соглашением с ВАВТ (Всероссийской академией внешней торговли Минэкономразвития России) о сотрудничестве.
«Росатом» заинтересован в подготовке специалистов по востребованным направлениям, обучении на английском языке, разработке программ с «Обнинск.Тех». Интерес к сотрудничеству со стороны вузов взаимен. Студенты МГИМО, которых мы готовим для внешнеторговой работы и с которыми я взаимодействую больше всего, пока еще мало погружены даже в базовую повестку атомной энергетики, не говоря о новейших технологиях, которые тоже надо делать известными за рубежом. Но запрос на такие знания у студентов есть — в ходе опроса они просили дополнить лекционный курс о традиционной энергетике (нефтегазодобыча, электрогенерация, сетевое хозяйство) информацией о «Росатоме». На мой вопрос, что именно их интересует, ответ был таким: все, начиная от взаимодействия с МАГАТЭ. То есть даже такой информации, систематизированной в учебном материале, в главном вузе МИДа сегодня недостаточно. Между тем, в МГИМО учатся студенты, которые до степени совершенства овладевают языками и знаниями о культуре перспективных стран, у нас готовятся специализированные международные юристы, в том числе с энергетической специализацией.
Хочу отметить, что во всех университетах, где я работаю, есть студенты и аспиранты из дружественных России стран, в том числе они готовят научные работы под моим руководством. Это очень хороший ресурс для формирования политики мягкой силы, потому что это не просто молодежь, а одни из самых талантливых и амбициозных ее представителей. «Росатом» может предложить немало тем для научных исследований студентов, все это может в дальнейшем перерасти в интересные для госкорпорации направления.
Студентов интересует зеленое регулирование и декарбонизация — там атомные технологии тоже играют ключевую роль. Однако и таких учебных материалов нет ни в широком доступе, ни в формате лекций и семинаров. Очевидно, что даже для универсальных специалистов по работе на внешнем контуре была бы актуальна серия лекций о новой энергетике и атомных технологиях.
более 100 человек
насчитывает «атомная ячейка» в МГИМО
Цифра
Есть понимание, что ряд атомных тематик останется секретным, но в этом ничего нового — ни одна корпорация, будь то нефтяники или транспортный оператор, не раскрывает сведения о себе в полном объеме. Но информация о работе по внешним проектам, о предложениях для партнеров точно должна быть донесена студентам, которые будут работать с этими партнерами. Уже сейчас «атомная ячейка» в МГИМО насчитывает больше 100 человек, есть очень увлеченные студенты, которые стремятся к соответствующей специализации, желают попасть на практику в атомную отрасль. И это говорит о том, что сотрудничеству МГИМО и «Росатома» предстоит активно развиваться.
— Какие технологии и продукты «Росатома», с учетом специфики рынков, интересуют будущих специалистов внешней торговли?
— Первое — это проекты в сфере очистки воды и ЖКХ. Именно они востребованы в наибольшей степени, потому что вода, которой Россия наделена в избытке, — самый критически важный ресурс для Глобального Юга. «Росатом» предлагает уникальное сочетание малой АЭС и технологий опреснения, и для многих стран, даже не готовых к большой энергетике, эти проекты актуальны. Интересуют зарубежных партнеров технологии ядерной медицины — она становится приоритетной не только для экономически состоявшихся стран: проблему онкологических заболеваний осознают и намерены решать и в развивающихся регионах. Еще одна актуальная тематика — сельскохозяйственная; возможность сохранять благодаря лучевой обработке продукцию может существенно повышать сохранность, а значит, доступность продуктов. Эти три аспекта — вода, медицина, продукты питания— востребованы в том числе и в тех странах, которые мы пока не готовы отнести к дружественным. Но «Росатом» имеет возможность и там сформировать экономические связи, за которыми выстроится и более тесное сотрудничество.
— Такой широкий спектр технологий не всегда известен даже «атомным» студентам. Как можно быстро погрузиться в такой перечень тематик?
— Даже сейчас, когда нет популярного учебного пособия, охватывающего эти направления, я даю студентам совет, который очень выручает в том, о чем вы спрашиваете. Зная склонность молодежи к прогулкам и развлечениям, особенно в хорошую погоду, я рекомендую им погулять на ВДНХ, а заодно посетить павильон «Атом». Там они быстро, в увлекательной и очень наглядной форме получают знание как базовых основ в области технологий мирного атома, так и их отдельных применений. Например, атомные ледоколы — это возможности освоения Арктики, то есть новое понимание логистических маршрутов будущего. По соседству с ледоколами представлены и ядерная медицина, и диагностика, и сельское хозяйство. Разумеется, показана и вся атомная энергетика, от большой до модульной и даже изотопных батареек. По большому счету, «Атом» — огромное и очень наглядное учебное пособие, и когда «Росатому» понадобится расширять те или иные темы, можно просто дополнять нужные экспозиции. Студенты охотно идут туда, рассказывают друг другу. Это становится одним из толчков к выбору специализации.
Возможно, будет правильным расширить присутствие атомной тематики и в других павильонах. Например, свои павильоны есть у Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Армении. Там уже действуют или будут построены объекты атомной энергетики, что может быть отражено в экспозициях. Павильон «Робототехника» может расширить информацию о возможностях роботов для работы с радиацией, «Космос» — о ядерных космических установках, и т. д. Везде, где уместно, можно дать информацию о ядерной медицине и других актуальных темах. Из личного опыта: до сих пор жалею, что не стала микробиологом, такое сильное впечатление произвел на меня фильм «Открытая книга», который я смотрела в юности. Молодежь испытывает мало интереса к печатной продукции, но привычными для них форматами достучаться и заинтересовать можно. Это не значит, что надо снимать еще один сериал про атомную энергию, надо работать в популярных у молодежи форматах и делать это информативно.
— Как выстраиваются и поддерживаются контакты с комьюнити выпускников в других странах? Как можно эти связи использовать для пользы атомных дел?
— Клуб выпускников действительно есть и действует, причем есть даже пересечения работы таких клубов между разными вузами. Но нет ощущения, чтобы эта деятельность имела (и сможет иметь) прагматическую, рабочую направленность для корпоративных задач. В некоторых профессиях, например для геологов из МГРИ, комьюнити имеет в основе корпоративную природу — геологам или, например, полярникам и морякам надо с юности помнить о выживании и взаимовыручке. Финансисты, которых готовит МГИМО, — это другая специфика в силу профессии. Поэтому и возможности комьюнити не реализуются.
Считаю, что было бы полезно проводить больше мероприятий в странах-партнерах. К нам в Россию приезжают чиновники, которые и так поддерживают контакты по долгу службы, а вовлекать надо тех, кто остается «на земле». У нас есть сеть Домов дружбы, они могут активизировать эту работу. Поддерживает связи и экзархат (структура, объединяющая русские церковные приходы за рубежом), который взаимодействует и с выпускниками, работающими в том числе в атомной отрасли. Пожалуй, нужно работать не просто на поддержание связей с выпускниками прошлых лет, но активнее соединять поколения, чтобы вовлекать тех, кто может поехать учиться в Россию. Такую связку надо формировать со школьной скамьи в странах присутствия. Тогда комьюнити станет самоподдерживающимся и более полезным.
— Каковы интересные практики взаимодействия вузов и корпораций, которые можно применить в «Росатоме»?
— Скорее, другие корпорации должны заимствовать идеи «Росатома», с его опытом работы и в вузах, и в регионах присутствия, и за рубежом. Не случайно люди, выросшие в атомных городах, чаще других выбирают сферы атома и вообще высоких технологий. Возможно, было бы правильным усилить выездные программы «Росатома» по обмену студентами. И направлять студентов не только туда, где АЭС уже строятся, но и туда, где мы только планируем появиться. То же и в других областях: готовя врачей, надо учить их и ядерной медицине. Пока почти все, кто приезжает учиться к нам, видят себя стоматологами, но только потому, что не знают других возможностей.
— Какие форматы работы Общественного совета могут быть полезны?
— Мне кажется, нам тоже нужно усилить направление работы с молодежью. Многие из членов Общественного совета «Росатома» преподают, в наших рядах даже декан факультета МГУ. Мы всегда упоминаем «Росатом» добрыми словами, когда есть повод. Но специализированные семинары еще недостаточно широко организованы, а я вижу потребность в них как минимум для МГИМО и Академии внешней торговли — туда можно приглашать интересных ученых, руководителей, специалистов. У студентов есть запрос на знания об атомной генерации и не только: интересны и биопринтеры, и лучевая терапия — словом, весь спектр тематик. Им нужны базовые знания популярного формата. Ведь в социогуманитарных (и экономических тоже) вузах студенты далеки от содержательного понимания технологий, и нужно этот пробел заполнять.
Спор о том, умнее лирик или физик, не имеет смысла: хороший физик редко умеет продавать продукты и проекты партнерам. Особенно это касается таких проектов, которые изначально предполагалось делать лишь для себя или воплощать за рубежом только своими руками. Договорились, прислали специалистов, все осталось секретно. Сейчас новый этап, когда выстраивается сотрудничество, кооперация с местным бизнесом, осуществляется экспорт не изделий, а технологий. Даже президент России говорит, что мы не подсаживаем на технологическую иглу, а просвещаем, делимся, создаем новые сферы знаний и возможностей. Это важно и для новых бизнесов. Нужно продавать возможности Севморпути, и сделать это может не реакторщик и не капитан. Ветроустановки продает тоже не специалист по турбинам, медицинские технологии — не врач, а электромобиль — не специалист по литию. Нужны специалисты с широким экономическим, экологическим, культурным мышлением, понимающие принципы экономики замкнутого цикла. Поэтому и нужны те, кто ухватит основы и популярно расскажет о них партнерам. Здесь и есть место для Общественного совета. Важно активнее включать в повестку работы те направления, которые динамично развиваются в мире и по которым работает «Росатом», например те же ядерная медицина и биопринтинг, а не только ядерная физика.