Города по новой модели
Атомные города вошли в пилотный проект по отработке нового подхода к городскому развитию
Летом текущего года Агентство стратегических инициатив (АСИ) определило список городов для пилотного внедрения новой модели развития. Модель опирается на инфраструктурно-сервисный подход, который учитывает сложившийся потенциал территорий и направлен на более интенсивное использование имеющихся возможностей в зависимости от социально-экономического профиля территории. В число пилотных городов вошли и города присутствия Росатома.
Сейчас подходы к городскому развитию в России основаны на двух принципах: подушевом, который предполагает объемы финансирования в зависимости от численности населения, и пространственном, в соответствии с которым некоторые города объединяются в агломерации. Однако в стране есть более 500 индустриальных городов, построенных еще в советское время для выполнения программ промышленного развития.
Многие из этих городов небольшие, с населением от 5 тыс. до 100 тыс. человек. Из-за невысокой численности они не могут стать участниками нацпроектов по созданию социальных объектов, инфраструктуры, дорог, при этом вклад таких городов в ВВП государства в среднем в два раза превышает показатели по России. Формирование новой модели даст возможность значительно повысить качество жизни населения в индустриальных городах и применять адресный подход к развитию каждой территории. Концепцию инфраструктурно-сервисного подхода к развитию городов генеральный директор АСИ Светлана Чупшева представила президенту РФ на наблюдательном совете агентства в декабре 2021 года.
«Инфраструктурно-сервисный подход предполагает максимальное удовлетворение потребностей и запросов человека, а также создание условий для работы и жизни. Это программа развития города, учитывающая его вклад в развитие страны и достижение национальных целей вне зависимости от численности населения. Это не только вложение в новые инфраструктурные объекты и строительство квадратных метров, но и удовлетворение потребностей его жителей — привлечение и удержание человеческого ресурса за счет развития сервисов и «донастройки» существующей инфраструктуры», — объясняет директор дивизиона «Развитие регионов и инвестиции» Агентства стратегических инициатив Александр Смекалин.
Зачастую развитие сервисов способно удовлетворить запросы горожан гораздо быстрее и дешевле, чем строительство объектов инфраструктуры. Так, школа параллельно с выполнением образовательной функции может предоставлять окрестным жителям другие сервисы, например в области массового спорта, дополнительного образования и культурно-досуговых мероприятий для самой широкой аудитории. Таким образом один капитальный объект может одновременно выполнять несколько функций и оказывать несколько сервисов для разных групп горожан. Такой подход позволяет отказаться от создания «городского мегапроекта» в пользу более точечных проектов, востребованных жителями. Этот подход применим ко многим направлениям в развитии социальной сферы, благоустройства территорий и других. Для реализации подобных проектов необходимо пересмотреть ряд ограничений в использовании инфраструктуры и изменить подход к управлению.
В пилотных городах будет проведен комплексный анализ факторов городского управления и экономики, разработан план реализации проектов и мероприятий, сформированы нормативно-правовые акты, определяющие механизмы и источники финансирования. Один из важных этапов реализации пилотов — выявление системных проблемных зон.
Пилотирование подхода также позволит собрать максимально возможное количество существующих сервисов. Площадкой для их аккумулирования станет платформа АСИ «Смартека» — сервис по сбору и обмену лучшими практиками. Опытом готовы делиться и представители крупных компаний, которым принадлежат градообразующие предприятия.
В число пилотных городов вошли Обнинск, Железногорск, Зеленогорск, Курчатов, Сосновый Бор, Полярные Зори, Саров, Десногорск, Димитровград, Озерск, Снежинск, Глазов и другие атомграды.
Итогом пилотирования должна стать выработка критериев отбора городов, формирование подходов к их развитию, написание методологии по созданию комплексных планов развития городов, корректировка действующего законодательства. В дальнейшем это позволит запустить механизм с постоянным обновлением инфраструктуры и проектированием новых сервисов.