На порядок ниже пороговых значений
Ученые ПН «Прорыв» оценили потенциальные радиологические последствия для населения при эксплуатации ОДЭК
На территории Сибирского химического комбината возводится опытно-демонстрационный энергетический комплекс (ОДЭК). Он включает в себя энергоблок с реактором БРЕСТ-ОД-300 со свинцовым теплоносителем и замыкающий ядерный топливный цикл пристанционный завод. Завод будет состоять из модуля переработки (МП) облученного смешанного нитридного уранплутониевого топлива и модуля фабрикации/рефабрикации (МФР) для изготовления стартовых твэлов из привозных материалов, а впоследствии — твэлов из переработанного облученного ядерного топлива (ОЯТ).
Модуль по производству плотного нитридного уранплутониевого топлива (МФР) станет одним из основных элементов энергокомплекса с реактором БРЕСТ-ОД-З00, который сооружается на СХК. Единый модуль фабрикации и рефабрикации топлива позволит работать как со «свежими» материалами, так и с продуктами переработки ОЯТ реактора БРЕСТ. Также предусматривается включение в топливо минорных актинидов для их трансмутации. Вопросы радиологической защиты населения при эксплуатации ОДЭК занимают ключевые позиции в проектном направлении «Прорыв».
В последние пять-семь лет на международном уровне был принят ряд новых принципиальных решений. Одно из них касается технологии оценки пожизненного канцерогенного риска (LAR) облученных контингентов. Если ранее метрикой радиологических последствий облучения была величина ожидаемой эффективной дозы (ОЭД), то теперь рекомендовано использовать LAR. Это объясняется тем, что величина радиационного канцерогенеза в терминах LAR определяется более точно и учитывает выводы из оценки на протяжении 50 лет последствий атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. В 2021 году МАГАТЭ опубликовало новый технический документ с описанием технологий оценки радиационно обусловленных канцерогенных рисков, авторы этого важного международного документа в настоящее время входят в команду главного радиоэколога ПН «Прорыв».
Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2018 года № 585 определены цели государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности и соответствующие задачи. Ставится ключевая задача по снижению рисков отдаленных канцерогенных последствий облучения, влияющих на состояние здоровья населения.
Одной из целей государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности является обеспечение соответствующей современным требованиям защиты населения и окружающей среды от радиационного воздействия.
Задачами в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются в том числе защита в соответствии с принципом приемлемого риска населения и окружающей среды от радиационного воздействия, снижение риска отдаленных последствий техногенного радиационного облучения для здоровья человека.
(Из Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу)
Подробности
Важно отметить, что по Нормам безопасности МАГАТЭ граничные значения по дозам облучения и рискам определяются соответствующими правительствами и регулирующими органами. В действующих в Российской Федерации Нормах радиационной безопасности (НРБ-99/2009) установлено, что при нормальной эксплуатации источников ионизирующего излучения пределы доз облучения для населения в течение года устанавливаются исходя из величины индивидуального пожизненного риска 5 × 10-5. Значение риска 10-6 отнесено к пренебрежимо малому. Концепция приемлемого риска была сформулирована Международной комиссией по радиологической защите (МКРЗ) исходя из текущих данных с учетом травматизма в мире со смертельным исходом.
Исходя из вышеизложенного, ключевой задачей ПН «Прорыв» была оценка пожизненного канцерогенного риска населения вблизи АО «СХК» в условиях нормальной эксплуатации ОДЭК. При этом использовались современные модели «доза —эффект» Научного комитета по действию атомной радиации ООН (НКДАР ООН), полученные по фактическим данным наблюдения за когортой хибакусей (лиц, подвергшихся атомной бомбардировке в городах Хиросима и Нагасаки в 1945 г.). Было установлено, что пожизненный канцерогенный риск населения, проживающего вблизи АО «СХК» в условиях нормальной эксплуатации ОДЭК, в 70 раз для мужчин и в 60 раз для женщин ниже установленного в стране порога по действующим НРБ-99/2009.
Оценка канцерогенных рисков по технологии МКРЗ проведена с использованием специально разработанного специалистами ПН «Прорыв» программного модуля «РОЗА-Н», который включен в Единый реестр российских программ для ЭВМ и БД.
Кроме того, проведен анализ факторов канцерогенного риска населения страны нерадиационной природы. Показано, что риск заболеваемости раком легкого в Российской Федерации эквивалентен ежегодному радиационному воздействию в дозе 18 мГр. Поэтому вопросы контроля экологических факторов риска нерадиационной природы имеют особое значение.