«Ветер, ветер, ты могуч!»
Главная тема

«Ветер, ветер, ты могуч!»

Рассказываем о сегодняшнем состоянии мирового рынка ветроэнергетики и перспективах его развития

Международное энергетическое агентство считает, что для выполнения целей Парижского соглашения 61% общего объема электроэнергии к 2030 году должен вырабатываться с помощью возобновляемых источников энергии. Для этого мощности ВИЭ в ближайшие годы придется утроить, преимущественно за счет ветровых и солнечных электростанций. По данным аналитического центра Ember, доля ветрогенерации в мировом производстве электроэнергии в 2022 году составила примерно 7,8%, к концу десятилетия этот показатель предполагается довести до 21%.

На новый уровень

Согласно отчету Всемирного совета по ветроэнергетике (Global Wind Energy Council, GWEC), в 2022 году во всем мире были построены ветропарки общей мощностью 90,6 ГВт, из которых 77,6 ГВт было подключено к электросетям (новые установки общей мощностью 13 ГВт, в основном в Китае и Вьетнаме, были построены, но не подключены по различным технологическим причинам). Суммарная глобальная установленная мощность ветрогенерации выросла до 906 ГВт, показав рост 9% по сравнению с 2021 годом.

~7,8%

доля ветрогенерации в мировом производстве электроэнергии

906 ГВт

суммарная глобальная установленная мощность ветрогенерации

>60 ГВт

суммарная глобальная мощность офшорных ветроустановок

71%

ветроустановок в мире ввели Китай, США, Бразилия, Германия и Швеция

Ветроэнергетика-2022 в цифрах

Несмотря на то, что темпы ввода несколько замедлились по сравнению с предыдущими двумя годами, когда они составляли около 100 ГВт в год, нельзя не отметить, что за последние три года мировая ветроэнергетика совершила мощный рывок, перейдя на новый уровень: до 2019 года включительно прирост мощностей не превышал 65 ГВт в год. Крупнейшими мировыми игроками на рынке ввода новых ВЭУ в 2022 году стали Китай, США, Бразилия, Германия и Швеция. Вместе в прошлом году они обеспечили ввод 71% установок в мире.

Ветер надежды

По прогнозам GWEC, мировые ветроэнергетические мощности в середине текущего года преодолеют рубеж в 1 ТВт. Чтобы достичь этого показателя, человечеству потребовалось около четырех десятков лет, а за следующие семь лет мир собирается его удвоить.

Прогнозы GWEC достаточно оптимистичны. 2023 год должен стать первым годом в истории ветроэнергетики, когда во всем мире будет добавлено более 100 ГВт новых мощностей, далее прогнозируется ежегодный рост на 15% — то есть порядка 136 ГВт в год до 2027-го. Ожидания на горизонте десятилетия также пересмотрены в сторону увеличения: прогнозируется, что в период с 2023 по 2030 год будет добавлено 1221 ГВт новых мощностей (ранее ожидалось, что этот показатель составит 1078 ГВт).

Среди основных причин роста аналитики называют реформу энергетической системы в Европе, связанную с ускоренной заменой ископаемого топлива возобновляемыми источниками для обеспечения энергетической безопасности; приверженность Китая дальнейшему расширению роли возобновляемых источников энергии в энергобалансе страны; принятие в США закона о снижении инфляции, который предусматривает финансирование проектов по развитию экологически чистых источников энергии в размере $369 млрд. При прогнозируемых темпах роста в 2030 году ветроэнергетические мощности в мире преодолеют важный рубеж в 2 ТВт. При этом аналитики ожидают, что если в 2025 году ввод офшорных мощностей составит 25 МВт, то в 2027-м — уже 130 МВт.

Большие перспективы

События 2022 года подтолкнули правительства по всему миру к принятию беспрецедентных мер для ускорения зеленого энергоперехода в экономике. Многие государства и регионы установили новые целевые показатели для повышения доли ВИЭ и снижения зависимости экономики от технологий на основе ископаемого топлива как в области генерации энергии, так и в сферах промышленности и транспорта. Политические условия, которые ранее затрудняли развертывание ветромощностей, начинают меняться. И сегодня на карте мира осталось не так много стран, где развитие ветроэнергетики не происходит или не запланировано на ближайшие годы.

По прогнозам экспертов, Китай останется лидером на ветроэнергетическом рынке. Другие азиатские страны, в том числе Южная Корея и Япония, также в ближайшие годы будут демонстрировать высокие темпы ввода ветромощностей. Согласно данным Reuters, текущие ветрогенерирующие мощности Китая, составляющие 278 ГВт, вырастут на 41% — до 400 ГВт — к 2030 году. Южная Корея, которая сейчас занимает 38-е место в мировом списке стран, имеющих ветроэнергетические мощности, переместится к концу десятилетия на 6-е место — в стране должны быть введены в эксплуатацию 40 ГВт. Япония намерена увеличить свои ветроэнергетические мощности до 19 ГВт. К 2030 году на восточноазиатские страны в совокупности будет приходиться 36,2% мировой ветроэнергетики. Вьетнам также готов к значительному росту мощностей: к 2030 году планируется ввести более 11 ГВт, чтобы укрепить статус страны как одного из 20 крупнейших мировых производителей ветровой энергии.

Помимо азиатских государств, другие страны также рассматривают развитие ветроэнергетики как приоритетное направление энергоперехода. Так, Бразилия видит ветроэнергетику одним из средств для достижения климатических целей при ускорении экономического роста, планируя более чем втрое увеличить ветроэнергетические мощности, что позволит стране подняться на 3-е место в мировом рейтинге (с 7-го места в настоящее время). Индия нацелена на ввод более 60 ГВт на суше и почти 40 ГВт на море к 2030 году, увеличив общие мощности на 25%, однако даже при этом к 2030 году страна опустится в мировом рейтинге с 4-го на 7-е место, поскольку другие страны будут развивать ветроэнергетику более ускоренными темпами.

В США активная антиветроэнергетическая риторика Трампа при новой администрации сменилась на противоположное направление, подкрепленное новыми финансовыми инструментами и стимулами. Соединенные Штаты намерены укрепить свои позиции в качестве второго по величине производителя ветровой энергии за счет увеличения мощности до 212 ГВт к 2030 году.

Евросоюз также развивает многосторонний подход к росту промышленности при достижении энергетических и климатических целей. Проекты, связанные с возобновляемыми источниками энергии, имеют приоритетное значение, для их финансирования планируется выделение €20 млрд. Европа до конца десятилетия собирается увеличить ветроэнергетические мощности на 68% по сравнению с нынешним уровнем: Германия, Испания, Франция и Швеция планируют увеличить совокупную мощность почти на 40 ГВт, о значительном увеличении мощностей говорят также Польша, Финляндия и Великобритания.

На Ближнем Востоке Саудовская Аравия может стать крупнейшим производителем ветровой энергии, увеличив имеющиеся мощности до 900 МВт. Австралия и Новая Зеландия также настроены на быстрое расширение ветроэнергетики в ближайшие годы, при этом мощность вырастет с текущих 52 до 64 ГВт, если все запланированные проекты будут реализованы. Это сможет радикально изменить энергосистему Австралии и потенциально превратить страну в чистого экспортера электроэнергии (если будут построены необходимые линии электропередачи, питающие Юго-Восточную Азию).

Сделано в Китае

Европа, как родина большой ветроэнергетики, ранее имела преимущества в виде выстроенных цепочек поставок. Однако с момента запуска ветроэнергетических проектов в Китае в 2008–2010 годах именно эта страна стала ведущей в мире производственной базой для ветроэнергетики, включая производство ключевых компонентов и сырья для ветроустановок.

Так, сейчас в мире эксплуатируется 153 завода по производству гондол для ветрогенераторов, еще 74 объекта находятся в стадии строительства или на этапе планирования, из них в Китае — более 100 заводов в эксплуатации и 64 строятся. Мощности Китая по производству гондол — 98 ГВт в год, это 60% мирового рынка. Многие другие цепочки поставок также завязаны на Китай. Помимо редукторов и генераторов, Китай контролирует глобальную цепочку поставок отливок, поковок, поворотных подшипников, башен и фланцев, занимая более 70% мирового рынка.

Драйвер для человеческого капитала

Развитие возобновляемой энергетики рассматривается мировым сообществом не только как источник декарбонизации, но и как экономический драйвер, связанный с ростом занятости и созданием новых рабочих мест.

Для развития возобновляемой энергии требуются специалисты многих профессий разных уровней подготовки по всей цепочке создания стоимости, от проектирования до вывода из эксплуатации. Анализ IRENA(International Renewable Energy Agency — Международное агентство по возобновляемым источникам энергии) показывает, что ввод 50 МВт наземных ветроустановок требует более 144 000 человеко-дней рабочего времени, а 50 МВт офшорных установок — более 210 000 человеко-дней.

Анализ также показывает, что для более чем 60% рабочей силы для строительства ветростанций на суше и более 50% на шельфе требуется минимальное обучение, в то время как STEM-профессии (Science, Technology, Engineering, Mathematics) составляют 28% рабочей силы для наземной и 21% для морской ветроэнергетики. Высококвалифицированные специалисты, не относящиеся к STEM, такие как юристы, специалисты по логистике, маркетингу, регулированию и стандартизации, составляют примерно 5 и 20% для наземной и морской ветроэнергетики соответственно, а административный персонал — 4 и 8%.

Ветер с моря

Рыночный потенциал для офшорных ветроустановок увеличивается с каждым годом. В 2021 году Договор к Энергетической хартии ООН предполагал развертывание 2 ТВт морской ветроэнергетики до 2050 года, чтобы достичь целей «чистого нуля». Это требует больших усилий международного сообщества, с учетом того что глобальная офшорная мощность сегодня составляет чуть более 60 ГВт.

Китай предполагает лидировать и в этом направлении. В ноябре прошлого года на глобальном саммите по морской ветроэнергетике в Хайнане Китай озвучил планы по вводу 100 ГВт офшорных мощностей к 2025 году, 200 ГВт — к 2030-му и 1000 ГВт — к 2050-му. Если эти планы будут реализованы, то доля Китая в офшорной ветроэнергетике к середине столетия составит 50%.

Офшорный ветер как масштабируемая и коммерчески доступная энерготехнология, способная производить огромное количество энергии, имеет большой потенциал для быстрого вытеснения ископаемых видов топлива и, как следствие, обеспечения экономического роста и укрепления энергетической безопасности. Офшорный ветер также открывает возможность масштабирования производства зеленого водорода и развития технологий накопления энергии, тем самым помогая в декарбонизации энергоемких отраслей.

Во всем мире офшорным ветровым проектам обычно требуется до девяти лет, чтобы дойти до полной сдачи в эксплуатацию. Основную часть этого времени занимают процессы согласования и получения разрешений. Как правило, после завершения этих процессов даже крупномасштабные морские ветровые проекты могут быть реализованы очень быстро — обычно примерно в течение двух лет. По мнению аналитиков GWEC, необходимо создание эффективных регуляторных процедур в этой области, которые помогут быстрее вводить значительное количество офшорных ветровых мощностей, позволяя им вносить свой вклад в глобальный экономический рост и увеличение доли чистой энергии в мировом энергобалансе.