Капитал и идеология Тома Пикетти
Как должна работать экономика, если власть и капитал действительно хотят преодолеть неравенство
Известный французский экономист Тома Пикетти в своей колонке в газете Le Monde начиная с 2022 года неоднократно писал о том, что перераспределение богатств поможет спасти планету. И это — неотъемлемое условие борьбы с глобальным потеплением. По его мнению, те, кто утверждает обратное, лгут. Те, кто говорит, что, в принципе, было бы неплохо осуществить это перераспределение, но это невозможно по политическим, техническим или еще каким-то иным причинам, также лгут.
Необходимость трансформации экономической системы
По мнению Пикетти, многие избиратели по-прежнему скептически относятся к социально-экологическим левым и предпочитают полагаться на националистических, антииммигрантских правых — как на Юге, так и на Севере. Это показали выборы в Швеции и Италии. Все это происходит по одной причине: без фундаментальной трансформации экономической системы и распределения богатства социально-экологическая программа рискует обернуться против среднего и рабочего классов. А ведь это ключевой момент всей борьбы с изменением климата: коренным образом изменить свой образ жизни придется всем.
При этом не стоит верить в мантры про изменение образа жизни высшего класса: пандемия ковида показала, что изменит свой образ жизни только средний класс. Пикетти подмечает, что с 2008 года состояния самых богатых людей продолжили расти огромными темпами. Например, во Франции топ-500 самых богатых граждан за 12 лет (с 2010 по 2022 год) увеличил свое состояние с €200 млрд до €1 трлн. Автор уверен, что необходимо вернуться к прогрессивной шкале налогообложения, так как вновь нужны огромные инвестиции, в частности в образование и в обновление инфраструктуры (та же Франция недавно отказалась от проекта по обновлению отопительной системы ввиду недостатка средств в бюджете). После введения американским президентом Рузвельтом налогов в 80–90% для сверхбогатых, подчеркивает Пикетти, эти высокие налоги продержались с 1930-х до 1980 года, что совпало с временами максимального процветания, инноваций и роста.
История легитимизации неравенства и концепция его упразднения
Книга Пикетти «Капитал и идеология», опубликованная в 2019 году, посвящена неравенству доходов в контексте всемирной истории. В ней предлагаются идеи реформирования экономической и политической систем для преодоления неравенства.
По мнению Пикетти, во все времена и при всех режимах власти идеологически оправдывали неравенство. Доколониальная Индия, Китай времен империи строились на троичной системе: во-первых, военные; во-вторых, клерикалы и интеллектуалы; в третьих, собственно те, кто работает. В европейских обществах, в частности во Франции при Старом режиме, эта триада выглядела так: oratores (те, кто молится), bellatores (те, кто воюет), laboratores (те, кто работает).
Тома Пикетти — французский экономист, получивший известность благодаря исследованию причин и последствий неравенства доходов. Обладатель докторской степени, профессор Высшей школы социальных наук и Парижской школы экономики, иностранный член Американского философского общества, Пикетти специализируется на вопросе экономического неравенства, применяя исторический и статистический подходы. В своих работах он рассматривает соотношение темпов накопления капитала и экономического роста на протяжении 200 лет — с XIX века до наших дней. Его оригинальный подход к использованию налоговой статистики позволил собрать данные о верхушке экономической элиты, установить скорость накопления ими богатства и сопоставить это с данными по остальной части общества и экономики.
Справка
После Великой французской революции, по Пикетти, троичные общества заменяются обществами собственников — право собственности заменяет иерархическую гармонию. Начинается эпоха неравенства, основанного на праве собственности, торжество идеологии собственничества (proprietariste), а после периода попыток избавления от неравенства приходит — в 1980-е годы, вместе с Рейганом и Тэтчер — идеология неособственничества (la politique neoproprietariste). Так военная легитимизация неравенства была заменена рыночной.
Сегодня, пишет Пикетти, члены левых партий, более не представляющие рабочий класс, соединяются с «правыми рыночниками». В новой системе также есть популисты, которых Пикетти называет социал-нативистами (борцы с иммиграцией, злоупотребляющие псевдосоциальной риторикой). Далее автор выдвигает идею прогрессивного обложения богатых налогами в 50–60–90% в качестве инструмента восстановления социальной справедливости, пути к уничтожению неравенства и правильному перераспределению богатства. У Пикетти есть еще несколько идей: временная собственность, социализм участия, социал-федерализм, обложение налогами права передачи собственности по наследству. Пикетти называет свою концепцию «преодоление капитализма», так как все высокие культуры строились на основе собственности и права наследования. Еще одним важным путем к упразднению неравенства Пикетти считает образование.
Основные идеи Тома Пикетти
1. Всякое общество оправдывает свое неравенство — так возникают разнообразные экономические и социальные правила, призванные укрепить сложившийся порядок вещей.
2. Феномен неравенства начинается с троичных средневековых обществ, состоящих из трех классов: дворянства, духовенства и крестьян. Дворянство гарантировало защиту на земле, духовенство — защиту божью, крестьяне трудились, обеспечивая тех и других пропитанием и товарами, фактически обменивая труд на безопасность.
3. С конца XVIII века каждому европейцу известно: частная собственность священна (но равные права на нее не означают равные возможности). Сакрализация собственности стала залогом новой стабильности. Прежде таким залогом был бог: все держалось на авторитете церкви.
4. XX столетие было веком надежды на более справедливый мир, и эта надежда отчасти оправдалась. В 1950–1980-е годы капиталистические государства фактически превращались в социал-демократические.
5. Коммунизм стал наиболее радикальным вызовом собственнической идеологии — и наиболее непродуманным. Большевики с легкостью провозгласили отмену частной собственности, но детального альтернативного плана не имели. Распад СССР убедил многих, что с политикой перераспределения благ нужно быть осторожнее — куда надежнее полагаться на саморегулирующиеся рынки. Крах коммунизма оказался крахом надежд на социальную справедливость.
6. С 1980-х годов экономика вновь подпитывается привычной антиэгалитарной идеологией XIX века. А низшие классы чувствуют себя покинутыми, часто находя отдушину в национализме и расизме. И, как показывает опыт многих, в том числе восточных, государств, в социальном неравенстве нет ничего естественного, идет ли речь о классах или кастах.
7. Сегодня мир глобализируется, страны становятся все более взаимозависимы. То и дело возникающие кризисы, в том числе крупнейшие, вроде кризиса 2008 года, преодолеваются обманчиво легкими способами, например путем создания новой денежной массы. Подобные решения вызывают оправданное возмущение простых граждан, ведь напечатанные деньги направляются не им, а крупным корпорациям.
8. Самый естественный способ избежать экономического краха — развитие социального федерализма. Он основан на представлении о справедливом обществе: таком, где доступ к самому широкому спектру благ предоставлен всем членам общества, а неравенство доходов объяснимо лишь разными жизненными устремлениями.
9. Прогрессивный налог на богатство — ключевой инструмент для справедливого обращения капитала: им манипулировать сложнее, чем подоходным налогом, особенно очень богатым людям, чей налогооблагаемый доход часто составляет небольшую часть их богатства, в то время как фактический доход копится в семейных владениях.
10. Миру необходима новая международно-правовая база, и ее нужно предложить до того, как демонтировать старую. Однако государствам не стоит ждать согласия всего мира, прежде чем пойти вперед. Несколько государств могут двинуться к социальному федерализму на основе ряда общих решений, при этом оставаясь открытыми для других стран.