География научных впечатлений
ИЦАЭ

География научных впечатлений

Как прошло лето с ИЦАЭ: интеллектуальный досуг, новые знания и яркие эмоции

Парк Маяковского в Екатеринбурге и просторы Калужской области, атомные города Десногорск и Заречный, дворик Дома-музея братьев Столетовых во Владимире, Центральная площадь белорусского Островца и Музей Мирового океана в Калининграде — это лишь самые масштабные точки на карте событий, которые организовали Информационные центры по атомной энергии (ИЦАЭ) за три летних месяца. В сети ИЦАЭ не задумываются о том, как провести лето. Мы формируем пространство научных впечатлений для всех, кто интересуется технологиями и выбирает интеллектуальный досуг.

«СтолетовФест»: физика и музыка

Открыл Генрих Герц, экспериментально изучал Александр Столетов, получил Нобелевскую премию Альберт Эйнштейн — всё это о фотоэффекте, благодаря которому включается свет в подъезде, когда туда входит человек, открываются двери в супермаркетах и офисных зданиях, работают системы безопасности в музеях и солнечные батареи.

Во Владимире до сих пор сохранился дом, в котором жила семья Столетовых, и деревянный флигель, где сейчас находится музей, посвященный их родословной и знаменитым братьям — генералу и топографу Николаю Столетову и физику Александру Столетову. Семейные традиции, например проведение музыкальных вечеров, Столетовы старались сохранять — в московской квартире Александра Григорьевича, когда он уже стал профессором Московского университета, собирались ученики и коллеги на заседания физического кружка, а потом звучала музыка, в том числе в исполнении еще одного его знаменитого земляка — композитора Сергея Танеева.

О физике и о музыке во дворике Дома-музея братьев Столетовых впервые за 150 лет снова заговорили на «СтолетовФесте». Фестиваль стартовал с иммерсивного спектакля «Столетов»: актер в образе Александра Столетова провел экскурсию по экспозиции музея, делясь историями из жизни семьи. Зрители успели побывать в роли актеров, сыграв фрагмент французской пьесы «Маленький разносчик», стать ассистентами в физической лаборатории, а также узнали, что старший брат — Николай Григорьевич — познакомился в Крыму с офицером, с которым они проговорили всю ночь, и тот подарил Николаю небольшой рассказ. Звали офицера Лев Николаевич Толстой.

В музыкально-лекционной зоне поочередно звучали терменвокс, электроскрипка, синтезатор и электронная композиция со звуками работающей АЭС. Спикеры рассказывали о физике звука, изобретении музыкальных инструментов и звукозаписывающей аппаратуры, авангардной и экспериментальной музыке, сопровождая лекции игрой на музыкальных инструментах.

«Звук — это волна! Все это знают, но не многие понимают», — так начал свою лекцию «Физика звука. Появление и развитие звукозаписи» скрипач из Санкт-Петербурга Никита Демин. Спикер рассказал гостям фестиваля о разных видах волн, при помощи скрипки демонстрируя их звучание. Зрители услышали, как звучит волна в виде синусоиды, треугольника, пилы и прямоугольника. Если «синусоида» звучит плавно и привычно для человеческого уха, то «пила», например, обладает очень агрессивным звучанием, а для «прямоугольника» характерен яркий и насыщенный восьмибитный звук.

Музыкант-экспериментатор Илья Чертков познакомил аудиторию с фрагментами выступлений известных авангардистов, которые для создания своих композиций используют не только звуки музыкальных инструментов, но и звуки природы и различных приборов, например датчиков. Поделился Илья и своим опытом перевода в музыкальное произведение записи электроэнцефалограммы головного мозга, а завершил лекцию авторской композицией, составленной из звуков атомной электростанции.

«Еще в детстве Лев Термен мечтал об инструменте, на котором можно играть не прикасаясь. В 11 лет он придумал свой первый инструмент, созданный на базе катушек Теслы. Под управлением Льва Термена его одноклассники сыграли «Эй, ухнем», во время исполнения каждый отвечал за свою ноту. Уже гораздо позже, будучи радиоинженером, Термен заметил, что, прикасаясь к антенне прибора, созданного им для лаборатории физика Абрама Иоффе, можно извлекать звук. В итоге в 1920 году им был создан единственный в мире бесконтактный музыкальный инструмент, позже названный терменвоксом», — рассказал на лекции «Физика и музыка Льва Термена» его правнук Петр Термен.

Интересно, что среди гостей фестиваля были и потомки рода Столетовых. Поприветствовал участников и зрителей Анатолий Леонидович Столетов, исследователь и автор книг о роде Столетовых. Его сын, Леонид Столетов, как оказалось, вот уже больше 20 лет работает в «Атомстройэкспорте».

В социальных сетях успехов и процветания фестивалю пожелали жители Болгарии, а также мэр села Столетово из Пловдивской области.

Научный стритфуд: праздник вкуса

По-настоящему вкусным и запоминающимся делает лето один из проектов «Росэнергоатома» — серия стритфуд-фестивалей, которые концерн проводит при участии ИЦАЭ. В этом году научные локации на стритфуд-фестивалях были организованы в Заречном Свердловской области, Десногорске и Калининграде.

В Десногорске на фестивале уличной еды развернулась «Научная лужайка». Отвечая на вопросы викторины «Детектор знаний», жители и гости города вспомнили основные вехи строительства и особенности работы Смоленской АЭС, а на лототроне «Физика для чайников» они проверили знание общих вопросов из области физики и атомных технологий. С помощью огромной «Физической дженги» гости площадки повторили основные физические величины и их обозначения.

Юные гости фестиваля на «Курчатовской рисовалке» создавали свои художественные шедевры-раскраски и знакомились с атомными профессиями, сражались в «Атомные шашки», выступая за команду «позитронов» или «электронов» и аннигилируя шашки соперников. Малыши успешно осваивали «Атомное домино», выстраивая цепочки из костяшек с изображениями атомных объектов. В спортивной части «Научной лужайки» самые активные участники фестиваля смогли с помощью прыжков на «Атомных скакалках» увидеть, сколько они затрачивают энергии за одну минуту (в среднем — примерно 0,01 кВт·ч), и узнать, сколько электроэнергии за то же время вырабатывает ядерный реактор РБМК-1000 (17 000 кВт·ч).

В Заречном Свердловской области фестиваль Street Food Russia состоялся впервые. Команда ИЦАЭ организовала для посетителей интеллектуальный досуг: на фестивале можно было сразиться в командной игре «Адреналин» и принять участие в других атомных играх. «Может быть, для тех, кто никогда не интересовался наукой и пришел на фестиваль съесть ватрушку, это станет толчком к науке и технологиям», — написали о площадке ИЦАЭ сотрудники пресс-службы Белоярской АЭС.

В «Научной песочнице» дети могли сделать из песка модель атома и ледокол, а также узнать от палеозоолога о древних животных, когда во время раскопок участникам нужно было найти в песочнице настоящие кости и окаменелости возрастом от нескольких тысяч до сотен миллионов лет. Примерить на себя роль ученого детям помог сотрудник лаборатории палеоэкологии Института экологии растений и животных Уральского отделения РАН Антон Кисагулов. Ребята смогли найти и рассмотреть настоящий моляр мамонта, позвонок дельфина и другие кости древних животных. «Очень здорово, что у детей на фестивале была целая научная зона, где они могли не просто поиграть, но и узнать новое — даже пообщаться с настоящим ученым. Антон показал, как проводят раскопки настоящие археологи: работают в команде и обследуют квадрат за квадратом. Как только детей организовали на такую командную работу, у них сразу получилось что-то найти, а сколько радости было из-за самих находок — не описать!» — поделилась Маргарита Тетерина, посетительница фестиваля.

Сыграли посетители площадки и в «Термоядерную бочу». «Столкновение шаров в игре чем-то похоже на реакцию термоядерного синтеза — при слиянии два легких элемента преодолевают кулоновский барьер, а игрокам нужно бросить свой шар как можно ближе к шару соперника», — рассказала Айгуль Хуснутдинова, руководитель ИЦАЭ Екатеринбурга.

Посетители стритфуд-фестиваля в Калининграде стали зрителями научно-популярного ток-шоу о еде «Научный холодильник: гаспачо» и интеллектуально-музыкального ток-шоу «ED(и)М: кухня современной электронной музыки», а также узнали о судьбе знаменитого долгостроя советской эпохи — Дома Советов, на площади у которого проходил фестиваль.

Дом Советов, по мнению историка архитектуры и культуролога Александра Попадина, можно назвать Вавилонской башней по-калининградски — его строили как символ новой советской власти на месте снесенного королевского замка, но чиновники в него так и не переехали, и в итоге в 2023 году заброшенное здание решили снести, а освободившееся пространство застроить таким образом, чтобы оно было связано со всеми остальными частями города. «После сноса Дом Советов, как и королевский замок ранее, перейдет в категорию призраков, и тогда они наконец примирятся друг с другом, а площадь, которая может стать сердцем города, приобретет новый облик», — рассказал эксперт.

На ток-шоу «ED(и)М: кухня современной электронной музыки» Никита Демин, скрипач, саунд-продюсер, мультиинструменталист, из контроллера и овощей собрал настоящую драм-машину и с помощью электроскрипки в режиме реального времени создал музыкальную композицию. В роли музыкантов попробовали себя и некоторые зрители. Спикер также рассказал, в чем особенность электронной музыки. «Синтезатор создает звук, которого в природе не существует. А электронная музыка складывается из повторяющихся сэмплов, синтезируемых звуков и вокала», — пояснил Никита Демин.

«Форсаж» и «Шухов-фест»: инжиниринг как философия жизни

Ажурные башни Владимира Шухова, истории российских инженеров, рассказанные ими от первого лица, язык как инженерная коммуникация, проектирование нейрографического романа и культурная трансформация энергии стали блоками программы «Инжеnergy», которую сеть ИЦАЭ при поддержке инжинирингового дивизиона Росатома организовала на форуме сообществ молодых специалистов «Форсаж» в Калужской области.

Рассказ о выдающихся инженерах был построен в жанре нейрографического романа. Каждый из персонажей рассказывал о себе от первого лица, представляясь в финале, а зрители по известным им фактам и деталям получили возможность догадаться, чью историю жизни и инженерного творчества они услышали. Участники «Форсажа» познакомились с 10 инженерами. Это, например, Павел Роттерт, инженер-белогвардеец, «мэтр протяженных тоннелей», первый начальник Метростроя. «Москва как большой наземный корабль, она совершенно не подходит для подземного строительства. Грунты, плывуны, подземные воды… Но мы справились всего за четыре года! Кстати, слово «метро» в 20-е годы ХХ века было мужского рода. Перед архитекторами была поставлена почти невыполнимая задача — создать ощущение, что пассажиры находятся не под землей. Высокие потолки, теплый солнечный свет ламп, сиденья в поездах — впервые — с мягкой обивкой!» — рассказал актер в роли Павла Роттерта.

Познакомились слушатели и с родной сестрой Маяковского Людмилой, которая преподавала во ВХУТЕМАС. «Фабрика «Красная роза» производила шелк в промышленных масштабах. Перед нами поставили задачу — придумать орнамент, соответствующий эпохе. Все увлекались аэронавтикой. Но как наносить узор на сотни, тысячи метров ткани? Я придумала, как создать эффект шелковых обоев с помощью обычной краски. Работала я точно и быстро, ведь я Людмила Владимировна Маяковская. Мой брат говорил: «Ну, Люда, тяп да ляп, не выйдет у тебя корабль!» Но ведь получилось же! Я уверена: место художника — на заводе! Мои студенты слишком мало рисовали с натуры. Но ведь даже самые абстрактные формы вырастают из природной логики», — рассуждала дизайнер.

Зрители также познакомились с «рыцарем ветра» Григорием Сабининым, который в детстве для проверки аэродинамических характеристик вращающихся лопастей винта стащил у отца пачку сигарет, а во взрослом возрасте построил ветроэлекростанцию за два месяца. А также с инженером — амазонкой авангарда, как называла себя Лидия Комарова, которая спроектировала здание МГТУ, Горный институт в Кемерово и Политехнический институт в Караганде.

Об эволюции носителей информации участники «Форсажа» узнали на лекции Варвары Любовой, специалиста по цифровизации и AI-технологиям в сфере культуры и искусства, лектора и экскурсовода проекта «Глазами инженера». Все начиналось с глиняных табличек, свитков из папируса и бересты, а продолжилось цифровыми носителями. «Нам необходим физический объем, который наше сознание определяет как материальный конструкт, а гаджет вписывается в картину тела. Мозг считает его нашей частью. Поэтому мой главный совет — читайте бумажные книги! Они осязаемы, содержат определенный объем данных, а лента в социальных сетях — это бесконечный поток информации, в котором запросто можно утонуть, у нее нет материальных границ», — рассказала Варвара.

Темы и интерактивные форматы проведения мероприятий настолько понравились аудитории, что впоследствии блоки программы «Инжеnergy» были дополнены и представлены на фестивале инженерных технологий «Шухов-фест», который прошел в Москве в конце августа в честь 170-летия со дня рождения выдающегося русского инженера. Гостей фестиваля ждали иммерсивная НЕлекция «Гиперболоид Шухова. Больше, чем башня», арт-практикум «Инжеnergy», а также мультимедийная лекция «Великая цифровая: как оживить историю при помощи современных технологий».

Екатеринбург: кто мы и откуда

Второй год подряд фестиваль науки «Кстати» в Екатеринбурге проходит в парке Маяковского. Под открытым небом проводятся лекции, мастер-классы, научные дискуссии, и завершается день музыкальной программой, в которой зрителям рассказывают о физике звука, акустических характеристиках инструментов и иллюстрируют лекционную часть исполнением музыкальных композиций.

В 2023 году фестиваль был приурочен к 300-летию Екатеринбурга, а основной темой программы стал ответ на вопрос «Кто мы, откуда, куда мы идем?» — инсталляции, установленной над водами Екатеринбургского городского пруда, представляющей собой аллюзию на картину Поля Гогена.

Программа стартовала с лекции физиолога, доктора биологических наук Вячеслава Дубынина «Мозг: как мы думаем и принимаем решения». «Наш мозговой компьютер функционирует как непрерывно работающая сущность. Все время новые задачи, движение. Чтобы мы «зависли», нужно очень постараться. Центр сна и бодрствования можно сравнить с блоком питания компьютера. Вроде бы не самая важная деталь, но если выйдет из строя, то компьютер работать не будет», — пояснил эксперт. Физиологические потребности, по словам Дубынина, это «биос нашего мозгового компьютера», и они определяют стратегию наших дальнейших действий. «Если нам удается удовлетворить свою потребность, то у нас возникают положительные эмоции — радость, удовольствие, и мозг их воспринимает как подтверждение правильности выбранных действий, а если что-то не получается, то мы расстраиваемся, сердимся, и тогда кора больших полушарий головного мозга тормозит неудачные программы. Поведение оценивается по тому, удалось или не удалось удовлетворить потребность», — рассказал Вячеслав Дубынин.

Кульминацией программы фестиваля стало ток-шоу «Наука в мемах», на котором молодые атомщики разобрали мемы о радиации и атомных технологиях. «Такое количество радиации, от которого человек может немедленно умереть, мы нигде в обычных условиях не встретим, несмотря на то что небольшой радиационный фон есть везде на планете, и это совершенно нормально», — пояснил один из известных мемов — изображение мультипликационного героя Гомера Симпсона с его словами «Радиация убивает только тех, кто в нее верит» — Дмитрий Хмелинин, начальник научно-исследовательской лаборатории аппаратуры для лучевой терапии АО «НИИТФА». Эксперт также рассказал о том, как устроена медицинская техника, использующая радиационные технологии. «Чтобы получить лучевую болезнь, надо под рентгеном пролежать год без перерыва», — прокомментировал Дмитрий расхожий миф о вреде рентгеновских исследований.

Роман Горячев, руководитель группы аналитики и учета ОПВК Федерального экологического оператора (ФЭО), объяснил, почему использованные батарейки ни в коем случае нельзя выбрасывать в обычный мусор: «В батарейке содержатся никель, кадмий, свинец, и она защищена металлической оболочкой. При попадании на свалку оболочка теряет целостность, и эти металлы попадают в окружающую среду. Одна батарейка загрязняет 20 квадратных метров почвы и около 400 литров воды. Поэтому сдавайте их в пункты сбора!» Поводом для рассказа о вреде выброшенных батареек для окружающей среды послужил мем, на котором изображен муравей-мутант метрового роста, который завелся в саду у человека, выбрасывающего батарейки в урну. Также спикер рассказал, как Росатом занимается ликвидацией накопленного вреда окружающей среде.

Завершился фестиваль концертом музыкальной группы «Научно-технический рэп», на котором прозвучали песни «Теорема Лагранжа», «Тыжпрограммист» и другие композиции.

Островец: выводим формулу праздника

555-летие небольшого города Островца, спутника Белорусской АЭС, стало еще одним поводом поговорить о науке и атомных технологиях. Более 10 тыс. участников научно-познавательного фестиваля выводили формулу празднования Дня атомного города, в которую вошли сразу несколько переменных — от юбилея белорусских стройотрядов и 25-летия АСЭ до уровня позитивных эмоций, полученных на празднике.

В Центральном парке под шатрами-звездами и на главной сцене одновременно проводились более 40 мастер-классов, инженерных, логических и интеллектуальных игр, а также интерактивных программ.

Впервые в Островце сконструировали гигантскую машину Голдберга — механизм, который демонстрирует цепную реакцию. «Сегодня я работаю на научной локации прорабом по сооружению гигантской машины Голдберга. У нас есть 620 деталей, 523 болта, 667 гаек, 41 ось и 15 веревок. Командная работа, четкость и точность, я надеюсь, помогут нам построить 25-метровый механизм и запустить цепную реакцию. Здорово, что в процесс включились как взрослые, так и дети», — рассказал волонтер Дня атомного города, студент, член Белорусского республиканского союза молодежи Константин Хона.

Участие ИЦАЭ и инжинирингового дивизиона Росатома в организации и проведении праздничных мероприятий в Островце стало городской традицией. «Впервые интерактивную научную программу «Зеленый квадрат» мы провели на праздновании 550-летия Островца в 2018 году. Сегодня мы проводим уже шестое масштабное городское мероприятие и очень рады, что наши научные зоны стали отличительной чертой и уникальной особенностью городских праздников белорусского атомного города. Каждый год мы стараемся удивлять островчан новыми шоу, играми, мастер-классами, рассказывать о научных открытиях и разнообразии атомных технологий на простом и понятном языке. На каждой площадке всегда аншлаг, мы очень рады, что наша работа находит такой отклик у аудитории», — рассказала руководитель ИЦАЭ Минска Татьяна Казючиц.