Карьера со школьной скамьи
Подготовка кадров

Карьера со школьной скамьи

Как «Росэнергоатом» работает с учителями, школьниками и студентами

В ближайшие годы перед российской атомной отраслью стоят масштабные задачи, в числе которых строительство новых энергоблоков в России: 12 — до 2035 года и еще 17 — с 2036 по 2045 год, а также 14 энергоблоков за рубежом. Для того, чтобы все действующие и новые блоки работали безопасно и эффективно, концерну «Росэнергоатом» в ближайшее десятилетие необходимо привлечь на работу более 100 тыс. человек, значительная часть которых — молодые работники. Сегодня потенциальные кадры еще учатся в школах и вузах, но уже сейчас от их выбора дальнейшего пути зависит и будущее Росатома. С этой целью «Росэнергоатом» два последних года активно работает с учителями и школьниками, а также студентами ключевых вузов. 

В центре внимания

В конце августа в центре знаний «Машук» уже в третий раз состоялась стратегическая сессия «Учитель для Росатома. Физики». Мероприятие организовано концерном «Росэнергоатом» в сотрудничестве с центром знаний «Машук» и при участии Технической академии Росатома и Корпоративной Академии Росатома. На площадке центра знаний собрались 160 участников из 30 городов России, чтобы обсудить важнейшие задачи по повышению интереса к физике у школьников, а также привлечению и удержанию в школах атомных городов учителей, в том числе молодых педагогов.

Стратегическая сессия — часть обширной отраслевой программы «Учитель для Росатома». В течение последних лет «Росэнергоатом» ведет активную работу с сообществом учителей физики и представителями педагогических вузов с целью повышения интереса к дисциплине «физика» в школах атомных городов и поддержки учителей.

Проведение мероприятия для учителей во всероссийском центре знаний «Машук» в Пятигорске уже стало традицией. А весной этого года при поддержке концерна «Росэнергоатом» здесь была открыта брендированная аудитория Росатома.

Сегодня в фокусе внимания концерна такие актуальные вопросы, как невысокий процент учеников, выбирающих ЕГЭ по физике, дефицит учителей в школах атомных городов, особенно молодых педагогов. В 7 из 12 городов присутствия АЭС укомплектованность школ персоналом ниже 85%, а доля педагогов в возрасте 55 лет и старше в большинстве городов составляет более 46%.

Для того чтобы найти лучшие пути решения таких важных задач, как повышение качества преподавания дисциплины «физика», обмен опытом и лучшими практиками, налаживание стратегического взаимодействия между руководством школ и руководителями педагогических вузов, продвижение HR-бренда «Росэнергоатома», в этом году к мероприятию присоединилось беспрецедентное количество участников из разных городов — от Билибина до Энергодара. В их числе — руководители и эксперты концерна «Росэнергоатом» и Корпоративной Академии Росатома, учителя физики из всех городов присутствия АЭС, участники программы обучения «Учитель для Росатома», директора школ, представители управлений образования, профильных институтов педагогических вузов, вузов — партнеров концерна (ИГЭУ, ТПУ, ИАТЭ, НИЯУ «МИФИ), а также ведущие эксперты в области науки и образования.

Физика для будущего

«Физика — основа технологического суверенитета, а качественное преподавание физики — залог будущего страны. Современные вызовы требуют постоянного обновления знаний и методик преподавания. «Учитель для Росатома» — уникальная программа, помогающая учителям-физикам повысить квалификацию, получить новые знания и навыки от лучших экспертов центра знаний «Машук». Вкладывая в учителей-физиков, мы инвестируем в будущее страны, воспитываем новое поколение талантливых ученых и инженеров, и наш центр горд быть частью этой большой работы», — подчеркнул генеральный директор центра знаний «Машук», заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Антон Сериков.

«На текущий момент суммарная потребность предприятий концерна «Росэнергоатом» в персонале до 2035 года составляет более 100 тыс. человек. И уже сегодня мы понимаем, что обеспечить эту потребность возможно в основном за счет таких источников комплектования, как выпускники вузов и ссузов, спецрезерв, персонал блоков, выводимых из эксплуатации, и др. У нас есть опыт привлечения молодых специалистов, мы активно работаем с ключевыми вузами и выполняем планы по набору выпускников. При этом нам необходимо нарастить прием молодых работников практически в два раза и принимать в среднем 2000 человек в год. Для обеспечения устойчивого притока молодежи и закрепления их на рабочих местах одной поддержки вузов недостаточно, важна также комплексная работа со школьниками и учителями атомных городов, ранняя профориентация», — рассказал директор по персоналу и социальной политике концерна «Росэнергоатом» Сергей Гудин. Он также отметил, что системная работа, которую концерн второй год ведет вместе с учителями школ атомных городов, представителями педагогических вузов и вузов-партнеров, уже начинает давать свои плоды: наметилась положительная динамика в количестве выбирающих ЕГЭ по физике. Средний балл ЕГЭ по физике в 2024 году составил 63,21, что выше прошлогодних показателей (54,85). До 30% увеличилась доля учеников, набравших более 60 баллов на ЕГЭ по физике, а число 100-балльников в этом году достигло рекорда — 769 человек по сравнению со 190 в 2023 году.

Фокус на учителях

«Уже второй год действует дивизиональная программа поддержки учителей физики и студентов педагогических вузов по дисциплине «физика» из регионов присутствия концерна «Росэнергоатом». Важным мероприятием программы является трудоустройство студентов педагогических вузов по дисциплине «физика» в школы городов присутствия АЭС. Им оказывается помощь в трудоустройстве в пристанционных городах, а также материальная поддержка. В прошлом году по программе были трудоустроены четыре молодых учителя: один — в Нововоронеже, один — в Курчатове и два — в Балакове. Молодым педагогам также оказывается помощь в приобретении собственного жилья», — рассказывает руководитель проекта управления развития корпоративной культуры концерна «Росэнергоатом» и организатор мероприятия Ольга Кононова.

В прошлом году «Росэнергоатом» впервые провел конкурс «Учитель для Росатома. Физики», победителями которого стали 20 учителей, по 10 в каждой из двух номинаций — «Учитель физики 7–9-х классов», «Учитель физики 10–11-х классов». Также впервые прошел конкурс стипендий и грантов с участием педагогических вузов. Концерн выплатил стипендии в размере 100 тыс. рублей пяти студентам Тверского государственного университета и Новосибирского государственного педагогического университета, а также три премии в размере 200 тыс. рублей преподавателям Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и Новосибирского государственного педагогического университета.

В числе ярких мероприятий, организованных концерном в 2023 году, — экскурсия на Белоярскую АЭС для учителей физики из городов присутствия АЭС России и студентов педагогических вузов по дисциплине «физика», в которой приняли участие 32 человека из 12 городов России.

Подробности

Сегодня программы поддержки учителей, реализуемые концерном «Росэнергоатом», включают:

  • материальную поддержку при трудоустройстве в школу в городе присутствия АЭС:
    100 тыс. рублей — подъемные;
    10 тыс. рублей — доплата к зарплате в течение двух лет;
    90% — компенсация аренды жилья в течение двух лет;
    1 млн рублей — беспроцентная ссуда на покупку жилья после года работы;
  • возможность заключения «отложенного» договора со школой в городе присутствия АЭС: 20 тыс. рублей — доплата к стипендии студентам педагогических вузов;
  • премии для студентов и преподавателей педагогических вузов, активно вовлеченных в программы привлечения молодых учителей в атомные города:
    100 тыс. рублей — для студентов;
    200 тыс. рублей — для преподавателей.

Также продолжается развитие проекта «Физика сейчас» с целью повышения интереса учащихся общеобразовательных организаций городов присутствия АО «Концерн Росэнергоатом» к дисциплине «физика». В рамках проекта реализуется целый комплекс мероприятий для учителей и учащихся школ городов присутствия концерна: практические и лабораторные интерактивы по физике, лекции, профнавигационные встречи, мастер-классы.

В рамках популяризации физики важным начинанием стало открытие четырех инженерных классов в Удомле, Нововоронеже и Заречном.

Путь к сердцу ученика

В течение четырех дней стратегической сессии, помимо выступлений ведущих экспертов в области науки и образования, мастер-классов по применению искусственного интеллекта и игровых технологий в образовании, профилактике профессионального выгорания, участники мероприятия были активно вовлечены в практическую работу. Так, учителя городов присутствия Росатома провели открытые уроки, представив аудитории свои лучшие педагогические практики. К примеру, это графические задачи по молекулярной физике, подготовка учащихся к исследовательской деятельности, урок с демонстрацией цифровой лаборатории по физике, урок-профпроба с раскрытием профориентационного потенциала, приемы мнемотехники в преподавании математики, формирование 4К-компетенций средствами физического эксперимента и др.

Работая в группах, участники обсудили собственные инициативы по трем направлениям — «Привлечение учителей в школы», «Повышение популярности ЕГЭ по физике» и обучающий модуль в рамках программы «Учитель для Росатома» — и представили результаты своей работы руководителям и экспертам концерна «Росэнергоатом» и Корпоративной Академии Росатома. В их числе чат-бот для школьников, позволяющий систематизировать достижения в учебе и обменивать их на бонусы, проекты по внеклассным мероприятиям и ранней профориентации, аналитика проекта «Физика сейчас», технологические карты уроков по физике. Все проекты получили обратную связь и в дальнейшем будут рассмотрены для реализации.

Руководитель управления развития корпоративной культуры концерна «Росэнергоатом» Наталья Конон рассказала о мерах поддержки учителей, студентов и преподавателей вузов в этом году:  «Еще три года назад наша стратегическая сессия начиналась с 50 участников, сегодня вас уже в три раза больше, что говорит о большом желании вместе популяризировать физику в атомных городах, повышать качество образования и выращивать новые поколения инженеров для предприятий Росатома и концерна. Наше сотрудничество продолжается и расширяется, а ваши проекты, практики и предложения, представленные на мероприятии, — яркое тому подтверждение. Приглашаю вас принять участие в конкурсе «Учитель для Росатома. Физики», который в этом году пройдет с сентября по декабрь. Также за лучшие инициативы, направленные на повышение интереса к физике и качества преподавания, мы планируем снова выплатить стипендии студентам педагогических вузов в размере 100 тыс. рублей и премии преподавателям вузов в размере 200 тыс. рублей».

Дни карьеры

Те, кто уже перешагнул школьный порог и учится в одном из ключевых вузов «Росэнергоатома», могут принять участие в масштабных профориентационных мероприятиях для студентов — днях карьеры. 

Программа дней карьеры включает разговоры «без галстуков» в формате открытого микрофона, работу в малых группах, решение кейсов, экспресс-собеседования, квизы, стендовые сессии и презентации работодателей с привлечением выпускников профильных вузов, ныне работающих на атомных станциях и в дочерних организациях концерна. Еще одна важная особенность дней карьеры — активное участие работодателей, заинтересованных в привлечении и трудоустройстве выпускников профильных специальностей. На мероприятиях студенты могут узнать о конкретных требованиях к соискателям и перспективах начать карьеру в атомной отрасли уже сейчас, а также заполнить заявление на практику на предприятиях «Росэнергоатома».

С марта по май этого года дни карьеры «Росэнергоатома» прошли в ведущих вузах — партнерах концерна, участие в них приняли тысячи учащихся. В течение весеннего цикла карьерных и профориентационных мероприятий для студентов вузов представители действующих атомных станций и организаций в контуре концерна «Росэнергоатом» приняли участие в днях карьеры Росатома, в ярмарках вакансий университетов, в молодежных карьерных форумах и прочих мероприятиях, посетив в общей сложности более 20 вузов, в том числе Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Ивановский государственный энергетический университет (ИГЭУ), Томский политехнический университет (ТПУ), Казанский государственный энергетический университет (КГЭУ), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), Уральский федеральный университет (УрФУ) и другие.

«Север — край суровый, но привлекательный. Он удобен в транспортном плане (всего полтора часа на самолете), манит природой, климатом. И работники имеют определенные бонусы. Приятно, что политехники проявили большой интерес к нашей компании», — поделился инженер-электроник отдела радиационной безопасности Кольской АЭС Анатолий Носков, участник мартовского карьерного мероприятия в Санкт-Петербургском политехе Петра Великого.

На днях карьеры «Росэнергоатом» представлен практически всеми филиалами — молодые специалисты имеют возможность выбрать в качестве места работы любую из АЭС России. Широкий спектр предложений дает АО «Атомтехэнерго»: выпускников приглашают в филиалы компании в Москве, Удомле, Волгодонске, Смоленске. Выпускникам энергоуниверситета будут рады также в АО «Атомэнергоремонт». А специалистов по информационным технологиям ждут в ИТ-центре «Росэнергоатома» «Консист-ОС». Кроме того, молодых специалистов, стремящихся работать в сфере научных исследований и разработок в атомной отрасли, ждут во ВНИИАЭС. Предложения поступают также из Технической академии Росатома.

«Атомные станции и дочерние организации концерна помогают вузам-партнерам в привлечении абитуриентов на профильные для атомной отрасли направления подготовки, участвуя в днях открытых дверей для абитуриентов и их родителей, а также инициируя собственные профориентационные мероприятия для школьников: инженерные конкурсы, дни работодателя в школах, экскурсии на АЭС для старшеклассников и пр. В общей сложности организации концерна инициировали более 30 профориентационных мероприятий для школьников, в том числе в павильоне «Атом» на ВДНХ», — рассказывает руководитель проекта управления развития корпоративной культуры концерна «Росэнергоатом» Гульшат Суханова.

Представители атомных станций и дочерних организаций концерна также выступают в качестве научных руководителей дипломных и курсовых работ студентов профильных кафедр и активно работают в составе государственной экзаменационной комиссии, принимая экзамены и участвуя в защитах выпускных квалификационных работ. Например, в течение первых шести месяцев текущего года такое экспертное участие было организовано в Севастопольском государственном университете, ИГЭУ, ТПУ, Саратовском государственном техническом университете им. Гагарина Ю. А., в Мурманском арктическом университете и в филиалах МИФИ в Волгодонске, Нововоронеже, Обнинске и Балакове.

В целом в 2024 году на атомные станции и в дочерние организации концерна планируется принять около 770 выпускников, из них 317 выпускников направлений подготовки, связанных с атомной отраслью.