Пространство доверия
Главная тема

Пространство доверия

Направления развития перевозок по Севморпути

На Восточном экономическом форуме в этом году одной из ключевых тем обсуждения стало развитие транспортного маршрута через Северный морской путь (СМП). Интерес к нему со стороны международных игроков растет, многое для улучшения плавания по СМП сделано, но многое еще предстоит.

Зарубежный интерес

Маршрут через Северный морской путь завоевывает позиции в морской логистике. Как сообщил гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев, часть грузопотока между Азией и Европой уже перенаправляется с Суэцкого канала на СМП. Так, в 2024 году из 7,2 млн тонн грузов, прошедших по Севморпути на восток, более 3 млн тонн были перенаправлены с Суэцкого канала. С учетом напряженности в районе Красного моря этот показатель может вырасти.

Первый транзит

13 октября 2025 года в британском порту Феликстоу завершился первый в истории контейнерный транзитный рейс из Китая в Европу по Северному морскому пути. Судно вышло 23 сентября из порта Нинбо, вес грузов на борту составил почти 25 тыс. тонн. Информационно-навигационную поддержку плавания выполнил «ГлавСевморпуть» (входит в «Росатом»). Маршрут по СМП занял 20 дней — вдвое меньше, чем на традиционных южных маршрутах.

Справка

Растут и контейнерные грузоперевозки — об этом свидетельствует рост числа рейсов по СМП. Если до недавнего времени их не было вообще, то в 2023 году было выполнено 7 рейсов, в 2024 году — 14, в 2025-м ожидается больше 20. В октябре через СМП был выполнен первый в истории транзитный рейс из Китая в Европу.

Зарубежные партнеры заинтересованы в международном сотрудничестве на СМП. Об этом свидетельствует их переговорная активность и статус переговорщиков. Так, с Китаем действует подкомиссия, которую с китайской стороны возглавляет министр транспорта КНР. Отметим, что в середине октября в Харбине прошло второе заседание этой подкомиссии, где стороны утвердили план мероприятий по дальнейшему развитию перевозок между Россией и Китаем. Сотрудничество предполагает внедрение современных логистических и технологических решений для повышения эффективности перевозок и развития капитальных проектов. С Индией тоже действует рабочая группа, возглавляемая руководителями высокого уровня.

Интерес зарубежных игроков к участию в морских грузоперевозках по СМП подтвердил и генеральный секретарь Корейской ассоциации арктического судоходства (KASA, учреждена в Южной Корее) Субэом Чой. Выступая на ВЭФ, он сказал, что СМП может использоваться наряду с Суэцким каналом и в определенное время года перевозки по нему выгоднее, чем по Суэцу. Субэом Чой также отметил, что, поскольку Южная Корея производит ледоколы, есть возможность взаимодействовать в этой сфере. Также он упомянул о связях с различными портами России и возможности отладить их, чтобы развивать сотрудничество в сфере морских грузоперевозок по СМП.

Отметим, что Южная Корея крайне заинтересована в грузоперевозках по СМП: в южнокорейских СМИ чуть ли не ежедневно выходят статьи, где выражается обеспокоенность тем, что Южная Корея может упустить свой шанс войти в столь перспективное направление и проиграть в конкуренции с Китаем, Индией и даже другими, менее крупными игроками.

«Росатом»: развивая сотрудничество

«Росатом» — оператор движения на Северном морском пути. Как заявил на ВЭФ Алексей Лихачев, это операторство удалось максимально приблизить к целевому состоянию. Создан «ГлавСевморпуть», который выдает разрешения на плавание по СМП, Штаб морских операций предоставляет услугу по информационному сопровождению судов при самостоятельном плавании судов. Строятся ледоколы: с 2020 года, когда был введен в эксплуатацию головной универсальный атомный ледокол «Арктика» проекта 22220, на работу на Севморпути вышли еще три серийных ледокола того же проекта — «Сибирь», «Урал» и «Якутия». Строятся «Чукотка» и «Ленинград», готовится к закладке «Сталинград» (все — того же проекта), ведется строительство ледокола «Россия» проекта 10510. «Росатом» участвует в создании портовой инфраструктуры, инфраструктуры связи, спасения. «Не ленимся, стараемся, работаем», — подытожил Алексей Лихачев.

«Росатом» стремится со всеми участниками движения по СМП создать пространство доверия и сотрудничества. «Мы часто спорим, но этот спор двигает дело вперед, — подтвердил председатель совета директоров «Совкомфлота» и председатель Совета участников судоходства по Северному морскому пути Сергей Франк. — «Росатом» — очень умная организация, клиентоориентированная, и мы достигли немалого за последние 10 лет и, безусловно, достигнем и большего».

Заботы Минтранса

Минтранс также способствует улучшению условий движения на СМП. Первая задача — возрождение транспортной науки, прикладной и фундаментальной, совместно с Российской академией наук, Морской коллегией РФ и «Росатомом». «Следующие 20–30 лет большие открытия будут делаться вокруг транспортных проблем и задач», — сказал глава Минтранса Андрей Никитин.

Вторая задача — подготовка кадров для транспорта — инженеров, капитанов, логистов. Уже сейчас на тренажерах готовят тех, кто будет работать на атомном флоте. Андрей Никитин уверен, что отраслевое руководство выйдет из тех ребят, которые учатся в транспортных вузах.

Третья — возрождение аварийно-спасательного флота, чтобы сделать плавание по Арктике безопасным.

Четвертая — реконструкция и ремонт аэродромов в Арктической зоне. Это делается, чтобы людям было проще прилетать в арктические города и поселки и улетать из них, лучше управляя своим временем.

Пятая задача — развитие беспилотных технологий. Они уже задействованы на речных маршрутах, на Балтике, на Сахалине, где тестируют перевозки между Южно-Сахалинском и островами. «Россия, наверное, одна из первых стран, кто внес эту терминологию и практики в международное морское законодательство. Мы все это делаем легально, на понятных правовых основах», — подчеркнул министр. Пока речь идет о небольших судах — прогулочных, портовых, грузовых. Но, как считает Андрей Никитин, очень быстро могут появиться и большие беспилотные суда, которые смогут пойти за ледоколом. Они станут более экономичными, так как отсутствие человека на борту сокращает затраты транспортных компаний и стоимость судна.

Шестая задача — создание национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Как отметил министр, его ведомство больше не сможет развивать транспорт как отдельные виды, поэтому надо обеспечивать мультимодальность. Сделать это можно за счет цифровых решений. Система разрабатывается с участием РЖД и «Росатома». Без связи этих игроков мультимодальность невозможна. «Это задача, которая стоит на первом плане», — сказал Андрей Никитин.

103 млн тонн — планируемый грузооборот Трансарктического транспортного коридора к 2030 году (данные озвучил на ВЭФ министр транспорта Андрей Никитин)

Цифра

Ожидается, что затраты на оформление документов и, как следствие, общие затраты сократятся, что повысит конкурентоспособность российского арктического маршрута по сравнению с Суэцким каналом. «Если убрать бюрократические проблемы, мы сможем по срокам вполне показывать сопоставимые результаты», — отметил министр. Задача непростая, так как она предполагает интеграцию различных ведомственных систем, но решаемая при наличии политической воли.

Седьмая задача, одна из самых сложных, — развитие речных перевозок, так как российские реки, впадающие в Северный Ледовитый океан, могут замерзать на девять месяцев в году.

Также Минтранс намерен участвовать в работе, касающейся формирования грузовой базы и судостроения.