В открытом диалоге
Просветительская деятельность и откровенный разговор: как завоевать доверие к ядерным технологиям
О том, как строится диалог с руководителями и жителями новых территорий размещения АЭС, и о том, как государства СНГ перенимают российский опыт в этой сфере, «Вестнику атомпрома» рассказал руководитель комиссии по окружающей среде и безопасному развитию атомной отрасли Общественного совета госкорпорации «Росатом», преподаватель Технической академии «Росатома» кандидат технических наук Олег Муратов.

Олег Муратов
Преподаватель Технической академии «Росатома»
— Олег Энверович, какие направления деятельности «Росатома» сегодня особенно интересуют общественность и поэтому находятся в центре внимания Общественного совета?
— В первую очередь это реализация Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2042 года, в той составляющей, где предусмотрено строительство новых атомных энергоблоков. Особенно в регионах, где раньше ядерных объектов не было либо они не относились к гражданской сфере. Например, на Дальнем Востоке хорошо знают атомный флот, но нет опыта эксплуатации АЭС. Диалог с представителями таких новых регионов уже выстраивается. В этом году с участием представителей Общественного совета состоялось посещение Белоярской АЭС в Заречном, в эту поездку были приглашены муниципальные и региональные руководители и депутаты Приморского и Хабаровского края, представители общественных организаций и научной сферы — Дальневосточного отделения РАН, отраслевых институтов и вузов. Мы смогли им показать один из самых интересных объектов мировой атомной энергетики. Подобное мероприятие планируем в декабре в Красноярском крае: там есть объекты по обогащению урана и переработке топлива, но не исключается и строительство АЭС. Возможность увидеть предприятие Топливной компании «ТВЭЛ» в Зеленогорске и сам город позволит убедиться в высокой производственной культуре, социальной ответственности «Росатома».
Обращение с отработавшим ядерным топливом — тоже один из важных аспектов использования атомной энергии, вызывающий озабоченность у наших сограждан, не погруженных в эти вопросы. Мы должны показывать и объяснять, что переработка топлива не только сокращает отходы, но и позволяет более полноценно использовать природные ресурсы. Она позволяет получать изотопы для медицины, научных исследований, промышленности. Отработавшее топливо содержит большое количество ценных элементов, таких как редкоземельные элементы и металлы платиновой группы: например, родия в облученном топливе примерно столько же, сколько в открытых запасах. Это элемент очень важный и действительно редкий — дороже золота. Он используется в небольших количествах, но очень широко — в источниках энергии, оптике, катализаторах, электронике. И это только один пример.
Также, знакомя представителей новых для нас территорий с «Росатомом», показывая наши ЗАТО, мы убеждаем, что появление объекта использования атомной энергии — это социальное развитие. В город приедет большое количество нового персонала, это образованные и высококвалифицированные специалисты. Они меняют к лучшему социально-культурный состав. Благодаря востребованности и программам поддержки от «Росатома», на территориях развивается культура, повышается уровень школьного образования, медицины. Приезжают артисты и целые музыкальные коллективы, возникают и получают поддержку местные театры, строятся спорткомплексы — все это позволяет и в прямом, и в переносном смысле повысить здоровье общества. Одним словом, это новая жизнь.
— Какие вопросы будут в центре внимания комиссии по охране окружающей среды в наступающем году?
— Мы формируем эти планы в настоящее время, но уже очевидно, что много внимания посвятим деятельности «Росатома» по обращению и переработке отходов первого и второго класса. Обязательно проведем один или несколько технических туров с привлечением представителей экологических организаций в Иркутскую область, на «Усольехимпром» и Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. Планируем проведение научной конференции с привлечением местных ученых, работников вузов и представителей экологических организаций. Не оставим без внимания и другие объекты, к которым «Росатом» приступил в последнее время.
— Какие интересные форматы взаимодействия с широкой общественностью могут быть реализованы в рамках работы Общественного совета?
— Это информационно-просветительская деятельность. Мы хотим вернуться к работе по подготовке информационных материалов, в свое время они появлялись в виде брошюр серии «Библиотечка Общественного совета госкорпорации “Росатом”» с материалами по наиболее волнующим население вопросам. Сегодня эту деятельность можно продолжить с применением новых форматов подачи информации — например, в социальных сетях. Важно, чтобы это была грамотная, научно проработанная информация, поданная в доступной форме.
— Вы преподаете в Технической академии «Росатома» в Петербурге. Какие тематики сегодня востребованы?
— В Петербурге на базе Технической академии «Росатома» идут курсы повышения квалификации для специалистов атомной отрасли по широкому кругу вопросов. Кроме штатных преподавателей академии, приглашаем для проведения курсов специалистов из отрасли — «Атомстройэкспорта», института «Атомпроект» и других. Я читаю курсы по обращению с отработавшим ядерным топливом и выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии. Одна из последних тем — проектные основы создания атомных станций малой мощности. Интересно, что иногда в наших коридорах русской речи меньше, чем иностранной, — идут курсы подготовки специалистов для наших зарубежных АЭС. Много студентов из Египта, Бангладеш.
— Вы также проводите и зарубежные мероприятия: например, недавно состоялся семинар в Казахстане.
— Эта сессия в Астане была посвящена проблемам обращения с радиоактивными отходами, которые накоплены во всех государствах бывшего Советского Союза, и вопросам по обращению с отработавшим ядерным топливом. Цель встречи — изучение требований к ядерной инфраструктуре для безопасного обращения с РАО и ОЯТ, рассмотрение технологий, вопросов национальной политики и регулирования. Внимание было уделено подходам к обращению с РАО и ОЯТ в Беларуси, Казахстане и Узбекистане.
Республика Беларусь первой в СНГ из новичков клуба стран, развивающих атомную энергетику, разработала и утвердила политику обращения с РАО и ОЯТ. Созданное предприятие «БелРАО» отвечает за переработку, кондиционирование РАО, идет поиск площадки для пункта финальной изоляции. Политика обращения с ОЯТ основана на концепции замкнутого топливного цикла. А Казахстан и Узбекистан, приступившие к развитию атомной энергетики, находятся на начальном этапе разработки стратегии и политики обращения с РАО и ОЯТ. Там лишь формируется концепция, считать ли ОЯТ отходом или подлежащим переработке ресурсом. Также для Казахстана актуальны вопросы утилизации РАО в связи с выводом БН-350, возвращения в оборот территорий Семипалатинского полигона. Обсуждение идет и на других площадках в СНГ. Мы видим, что востребован опыт Общественного совета по организации общественных слушаний, диалогу с руководителями территорий, учеными, жителями. С коллегами из СНГ мы также активно занимаемся вопросами реабилитации территорий, пострадавших в результате аварий и испытаний. Работаем с белорусскими коллегами, интересен их опыт организации Полесского государственного радиационно-экологического заповедника. Наш аналогичный объект — в Челябинской области (Восточно-Уральский радиоактивный след). В настоящее время готовится меморандум о сотрудничестве ученых, которые работают с этими биосферными заповедниками.