Подледный поход
Военный атомный батискаф «Лошарик» докажет принадлежность арктической нефти России. В рамках экспедиции «Арктика 2012» в Северном Ледовитом океане работала глубоководная атомная станция проекта 10830 «Калитка». Она помогла корректировать бурильные работы с дизельэлектрических ледоколов «Капитан Драницын» и «Диксон» для определения внешней границы континентального шельфа России.
Результаты экспедиции лягут в основу заявки в комиссию ООН по морскому праву на подтверждение продолжения континентального шельфа России, ранее отклонённую за недостаточностью геологических образцов, и соответственно, приоритетного права на разработку ресурсов шельфа», — пояснили в Минобороны. Добавив, что теперь о «недостаточности геологических образцов» речи нет: за 20 суток автономной работы «Лошарик» на немыслимой глубине до 3 километров благодаря специальным внешним манипуляторам собрал более 500 кг грунта из трех скважин, пробуренных дизель-электрическими ледоколами «Капитан Драницын» и «Диксон».
«Лошарик» — является стихийным самоназванием и неофициальным наименованием, которым лодку окрестили СМИ.
Что такого важного в этом донном грунте, если главное управление глубоководных исследований Минобороны, подчиняющееся лично министру обороны, позволило засветить один из самых секретных проектов последних лет? Ответ прост: если добытый грунт по химическому составу окажется идентичен грунту нашей материковой коры, это будет означать, что хребет Менделеева является прямым продолжением материка и, следовательно, нашим шельфом. Дело останется за оформлением технической заявки и представлением ее в комиссию ООН по морскому праву. Прилежащие к хребту 200 морских миль станут нашей экономической зоной, а общая территория России увеличится на 1,2 млн кв. км. По данным Минприроды, только хребты Ломоносова и Менделеева скрывают запасы нефти и газа в объеме более 5 млрд тонн условного топлива. Стратегическая важность экспедиции вне сомнений!
Участие «Лошарика» в экспедиции «Арктика-2012» горячо обсуждается в интернете. Основных вопросов два: есть ли чем гордиться России в этом случае и почему подлодка носит столь несерьезное прозвище?
Гордиться, безусловно, есть чем. В титановом корпусе и с атомной установкой, батискаф «Лошарик» также оснащен манипуляторами, драгой, телегрейфером и гидростатической трубкой. Сейчас «Лошарик» готовят к техобслуживанию в 42-м цехе завода «Севмаш», так как батискаф получил некоторые повреждения, доказывая принадлежность подводных хребтов России. Строительство подводной лодки, предназначенной для специальных операций и заложенной еще во времена существования Советского Союза, было окружено фантастической завесой секретности. Об уровне секретности говорит и тот факт, что в ту часть знаменитого севмашевского цеха N42, где строили эту подлодку, не пускали даже многих руководителей этого предприятия. Число занятых в процессе строительства рабочих и инженеров жестко регламентировалось на протяжении всех пятнадцати лет, которые ушли на создание уникального корабля.
Таковым было условие заказчика — Военно-морского флота России. Строительством и разработкой субмарины руководили представители конструкторского бюро «Малахит». Строили корабль так долго из-за нехватки средств в 90-е годы. К финансированию проекта пытались привлечь американцев. «Лошарик» тогда стал бы чисто спасательным кораблем. Но американская сторона отказалась от участия в проекте. Деньги на достройку исправно стали поступать только после 2000 года.
«Лошарик» — уникальная атомная подводная лодка (по официальной российской военно-морской классификации — атомная глубоководная станция 1 ранга- компонент комплекса проекта 1083К), способная погружаться на глубины более 6 000 метров. Спроектирована СПМБМ «Малахит».
Внешний вид лодки слегка напоминает сложенную из сферических элементов лошадку — героя знаменитого советского мультфильма. Именно эти сферические фрагменты конструкции — условие того, что корабль сможет безопасно погружаться на большую глубину. Прочный корпус состоит из нескольких отсеков. соединенных между собой переходами. Один из отсеков занят ядерной силовой установкой. Получился гибрид подводной лодки и батисфер. Как известно батисферы, за счет своей формы могут выдерживать колоссальное давление воды.
Все образцы пород, собранные в ходе экспедиции в Арктику, уже переданы во Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана имени Грамберга и Всероссийский научно-исследовательский геологический институт имени Карпинского. Результаты их исследования будут известны в начале 2013 года. В 2014 году результаты исследований лягут в основу заявки в комиссию ООН по морскому праву на расширение российской арктической зоны. Ранее Россия уже подавала подобную заявку, однако комиссия ООН ее отклонила, сославшись на недостаточность геологических исследований. В настоящее время, согласно международной конвенции ООН, России принадлежит лишь 370 километровая зона Арктики. Такими же зонами располагают США, Норвегия, Канада и Дания (через Гренландию, являющуюся полуавтономной территорией Дании).
В Малахите нам с гордостью подтвердили разработку Лошарика, а также заметили, что глубина 6000 является для проектировщиков не такой уж фантастичной. Сейчас в бюро разрабатываются проекты батискафов с глубиной погружения более 11 км.
Действующая конвенция ООН по морскому праву позволяет странам предъявить требования по расширению своей арктической зоны свыше 370 километров, но для этого им необходимо доказать территориальную принадлежность высокоширотных участков шельфа. Официально исследовательские проекты, целью которых является обоснование претензий на арктические территории, ведут Россия, Норвегия, Канада и Дания. Фактически, государство, добившееся расширения арктической зоны, получит преимущественное право разработки природных ресурсов шельфа (богатые запасы нефти и газа). Отрадно, что продвижение наших границ на север возможно только с «атомным сердцем».