Центр притяжения идей
Задачи по развитию новых продуктов для российского и международного рынков уже традиционно являются приоритетными для Росатома. Для комплексной поддержки бизнеса и развития необходимых компетенций руководителей и специалистов организаций в контуре Росатома была создана отраслевая программа «Новые продукты Росатома», ставшая одной из важнейших площадок взаимодействия профессионального сообщества.
Программа развития «Новые продукты Росатома» стала продолжением действующих с 2016 года для организаций ядерного оружейного комплекса программ «Бизнес-мастерская ЯОК» и «Экономика конструирования». В связи с необходимостью охватить не только организации ЯОК, но и другие предприятия Росатома, участвующие в развитии новых бизнесов, по заказу Блока по развитию и международному бизнесу программа была доработана Академией Росатома при поддержке Департамента кадровой политики и реализована в 2017 году. За два года по каждой из программ обучение прошли уже более 100 участников из 40 организаций отрасли. О задачах и перспективах развития профессионального сообщества новых бизнесов нам рассказал директор проекта «Новые продукты Росатома», директор по развитию и реструктуризации Росатома Олег Барабанов.
Новые рынки: от традиционных к новым продуктам
Деятельность по развитию новых направлений бизнеса является стратегическим приоритетом Росатома с 2014 года, но активная работа в этом направлении началась ещё в 2012 году. На текущий момент Блоком по развитию и международному бизнесу создана система управления новыми бизнесами, развёрнута соответствующая инфраструктура для развития новых направлений. Основным драйвером, который сегодня обеспечивает положительную динамику показателей по новым направлениям, является вывод наших текущих компетенций и продуктов на новые (зарубежные или внеотраслевые) рынки. Однако для дальнейшего обеспечения необходимой динамики в этом направлении необходимо развивать не только существующие технологические заделы, но также приобретать новые компетенции. Необходимо научиться создавать и успешно продвигать на глобальный рынок инновационные продукты.
Объединяющая сила интеграторов
Госкорпорация заинтересована в качественно проработанных проектах организаций по развитию новых направлений бизнеса: продуктовых стратегиях и проектах развития, которые рассматриваются Советом по развитию и глобализации. Чтобы быть конкурентоспособными по отношению к другим компаниям на рынке, необходимо использовать все преимущества наличия взаимодополняющих компетенций у организаций отрасли. Ведь только благодаря кооперации и эффективному взаимодействию предприятий в отрасли, а также привлечению с рынка недостающих компетенций можно создать продукт с идеальным соотношением цены и качества, который будет востребован заказчиком.
Для достижения этой цели в систему управления развитием новых направлений бизнеса в отрасли была введена такая роль, как «интегратор». Интегратор – это единый отраслевой центр ответственности за достижение целевых показателей по тому или иному направлению нового бизнеса. Если его задача – ответственность за продукт, организация взаимодействия предприятий в рамках направления с учётом интересов участников кооперации, интегратор называется «технологическим». В том случае, если его задача – продвижение продукта на рынок, – это «рыночный» (коммерческий) интегратор. В фокусе новых компетенций Для того чтобы предложить рынку конкурентоспособный продукт, профессиональному сообществу в дивизионах и организациях Росатома необходимы глубокие знания маркетинговых и финансовых инструментов, инструментов по снижению себестоимости, а также умение управлять проектом и чётко понимать потребности заказчика. Потому сегодня отрасли нужны специалисты, обладающие бизнес-мышлением, которые будут заниматься развитием новых продуктов на всех этапах его жизненного цикла. Под конкурентоспособным продуктом, разумеется, подразумевается, в том числе, продукт с конкурентоспособной ценой, поэтому постоянная работа по управлению себестоимостью и маржинальностью является также очень важной. В первую очередь по наиболее востребованным товарам, работам и услугам. Также речь идёт о наработке недостающих компетенций для работы с рыночными сегментами B2B и B2C.
В 2016 году Блоком по развитию и международному бизнесу совместно с дирекцией по ядерному оружейному комплексу была инициирована первая отраслевая программа развития по новым бизнесам «Бизнесмастерская ЯОК», в рамках которой участники разработали и утвердили 9 стратегий и подстратегий развития новых продуктов ЯОК. Параллельно была запущена программа, ориентированная на конструкторов и технологов по снижению себестоимости для создания конкурентоспособных продуктов «Экономика конструирования». В обеих программах приняли участие представители 16 организаций ЯОК. «Опыт программ «Бизнесмастерская» и «Экономика конструирования» для специалистов ядерного оружейного комплекса в 2016 году был крайне успешным. Было видно, как из живого обсуждения сидящих за столами людей на глазах рождаются реальные инициативы и проекты.
Мы готовы помогать преодолевать сложности. Главное – чтобы были воля и желание», – отмечает первый заместитель генерального директора ГК – директор Блока по развитию и международному бизнесу Кирилл Комаров.
В 2017 году Блоком по развитию и международному бизнесу была инициирована реализация программ «Бизнес-мастерская ЯОК» и «Экономика конструирования» в рамках единого проекта «Новые продукты Росатома» в целях распространения проверенных методик обучения на все организации отрасли. В программе тесно связаны направления «Бизнес-мастерская» и «Экономика конструирования». Конструкторы, технологи, маркетологи должны понимать общие задачи. Цель – учитывать потребности рынка и требования к продукту.
Обе программы ориентированы на развитие ключевых компетенций специалистов, которые занимаются развитием новых направлений бизнеса, в том числе ориентированных на международные рынки. В первую очередь это клиентоориентированность, позволяющая сформировать ценностное предложение, обеспечить высокое качество коммуникаций с заказчиком и развить долгосрочные партнёрские отношения. Это готовность к инновациям и изменениям, позволяющая быстро адаптироваться к новому формату работы, изучать новые практики, сохранить эффективность в условиях неопределённости и внедрять изменения. Это и развитие бизнеса, предполагающее руководство коммерческими принципами, знание основных характеристик деятельности и продукции Росатома и компаний-конкурентов, использование в работе основных инструментов маркетинга. Кроме того, это работа в междивизиональных командах, позволяющая формировать единую команду, учитывать интересы других дивизионов и предприятий, владеть навыками ведения переговоров. Это знание механизмов проектного управления, включающее управление интеграцией проекта и его содержанием, ресурсами, временными параметрами и другими составляющими. Также это базовые финансово-экономические компетенции, включающие анализ показателей операционной эффективности проекта/организации, управление себестоимостью продукта, анализ инвестиционной привлекательности проекта, основы портфельного управления проектами. Как рассказала нам директор Департамента кадровой политики Росатома Оксана Кармишина, «программа обучения – это лишь инструмент, который помогает решить бизнесзадачу. Мы думаем о том, что происходит после её завершения и как сделать так, чтобы всё не заканчивалось сдачей теста или защитой проекта. В дивизионах и организациях руководителям важно создать среду, в которой люди будут мотивированы придумывать новое, инициировать проекты по созданию и выводу на рынок новых продуктов. Кроме того, руководитель должен понимать, получает ли работник поддержку, возвращаясь на своё рабочее место, и есть ли у него возможности, чтобы применять полученные навыки и знания на практике».
Новые продукты Росатома
«Программа «Новые продукты Росатома» – это стратегическая и во многом уникальная программа. В ходе обучения участники не только получают теоретические знания и практические навыки. Программа объединяет тех, кто создаёт продукт, и тех, кто продвигает его на рынке», – отмечает заместитель директора Департамента кадровой политики Андрей Бешко. Каждая из этих задач реализуется участниками программ «Бизнес-мастерская» и «Экономика конструирования».
В рамках направления «Бизнес-мастерская» обучение проходят прежде всего руководители проектов развития новых бизнесов, а также «внутренние предприниматели» в дивизионах и организациях отрасли. По направлению «Экономика конструирования» обучаются главные конструкторы и главные технологи.Обе программы включают в себя очные модули с привлечением ведущих отраслевых и внешних экспертов, межмодульную проектную работу, а также отраслевые и зарубежные стажировки. В рамках программы «Бизнес-мастерская» обучение участников было организовано по четырём модулям: управление проектами, маркетинг и сбыт, экономика проекта, инструменты инвестиционного планирования. Аналогичное количество модулей было предусмотрено и в программе «Экономика конструирования»: экономика и управление себестоимостью, инструменты маркетинга, инструменты ТРИЗ, а также деловая презентация и тренинг «Фабрика процессов».
Важным аспектом является обмен опытом и знакомство с лучшими практиками. Эти возможности участникам программ предоставляют как отраслевые, так и зарубежные стажировки. В частности, в 2017 году была организована стажировка в Германии с целью знакомства с мировым опытом в развитии новых бизнесов.
Также были проведены стажировка на Ковровском механическом заводе, посвящённая лучшим практикам и ПСР, стажировка на ЛАЭС для изучения технологии контейнерного хранения ОЯТ, а также практика запуска нового направления бизнеса «Аддитивные технологии» на ЦНИИТМАШ.
В результате обучения по программе «Экономика конструирования» участники узнали, как влиять на себестоимость продукта на всех этапах жизненного цикла и принимать решения по её оптимизации. А программа «Бизнес-мастерская» дала своим выпускникам знание отраслевой методологии и практику управления лучшими проектами новых бизнесов, умение выявлять перспективное направление новых бизнесов, инициировать и реализовать проект на всех этапах жизненного цикла, а также управлять командой.
Проектная работа
Завершающим этапом обучения стала защита проектов участников программы «Бизнес-мастерская», которая состоялась в рамках форума «Новые продукты Росатома» в конце ноября прошлого года. Форум посетили 175 участников из 63 организаций. Представленные проекты оценивались экспертной комиссией, а также участниками форума путём электронного голосования. Лучшие проекты были представлены первому заместителю генерального директора – директору Блока по развитию и международному бизнесу Кириллу Комарову и первому заместителю генерального директора – директору Дирекции по ядерному оружейному комплексу Ивану Каменских. К реализации были одобрены 19 проектов, в настоящий момент по ним ведётся работа.
Как сообщила по итогам защиты Оксана Кармишина, «в дальнейшем мы будем донастраивать программу с тем, чтобы проекты имели ещё большую степень проработки и готовности к реализации – не просто хорошую идею, а уже результат, реализованный этап или готовый прототип продукта».
Экспертное сообщество
Отдельной инициативой Блока по развитию и международному бизнесу по итогам программы «Новые продукты» станет развитие экспертного сообщества. Отбор в экспертное сообщество осуществляется из числа лучших выпускников программы. Цель 2018 года – организация работы с экспертами, определение принципов взаимодействия экспертного сообщества. Ключевыми задачами, стоящими перед экспертным сообществом, станет экспертиза новых продуктов, осуществление обратной связи, оценка проектов в рамках программ «Бизнес-мастерская» и «Экономика конструирования», наставничество в рамках развития новых продуктовых направлений и многое другое – всё это обеспечит максимальное применение как отраслевых, так и внеотраслевых компетенций. Уже в марте текущего года состоится старт очередного набора участников программы «Новые продукты». В ближайших планах – расширить охват сотрудников через дистанционные форматы обучения и сфокусироваться на практической составляющей: отраслевых и внешних стажировках, направленных на обмен опытом и повышение эффективности кооперации участников в рамках новых направлений, а также на реализации проектов, утверждённых по итогам программ.
ТОП-5 проектов участников программы «Бизнес-мастерская — 2017»
«Разработка геофизической скважинной аппаратуры для контроля технического состояния обсаженных скважин гамма-гамма- методом». Макеев А.В., Повитухин С.Ю. (ФГУП «ВНИИА»)
«Разработка, создание и вывод на рынок аппарата для ингаляционной терапии оксидом азота». Ширшин А.С., Токарева М.А. (ФГУП «РФЯЦВНИИЭФ», УЭМЗ)
«Создание участка рефабрикации бора-10 в АО «ИМ». Толстоухов И.И. (АО «ИРМ»)
«Производство отечественных систем ЧПУ с защитой от несанкционированного доступа». Зуев А.А. (ФГУП «ФНЦП НИИИС им. Ю.Е. Седакова»)
«Разработка продуктовой стратегии по направлению «Оказание сервисных и ремонтных услуг на смежных рынках». Кырчанов А.А., Бойченко Т.В., Воронкова Д.В., Козлов М.Н., Скрыльникова Т.Л. (АО «Атомэнергоремонт», концерн)
Андрей Мокасеев, руководитель проектного офиса СХК:
«Программа очень хорошо выстроена. В её рамках были проведены стажировки как на предприятиях отрасли, так и за рубежом. Мне было интересно познакомиться с опытом развития новых продуктов других компаний. Но, возможно, самое главное – программа позволила нам интенсивно общаться между собой. За четыре модуля, которые мне удалось посетить, и за время прохождения стажировки у меня появились новые деловые контакты внутри отрасли. Кроме того, участие в программе позволило нам найти два новых проекта, над которыми теперь мы будем работать. Это очень ценно, и хотелось бы поблагодарить за это организаторов отраслевой программы обучения».
Андрей Крот, начальник группы обеспечения научно-технического развития РФЯЦ-ВНИИЭФ:
«Мне и раньше приходилось готовить инвестиционные проекты, но мы с коллегами делали это исходя из уже имеющегося опыта и текущего уровня понимания процессов госкорпорации. Учёба в программе дала нам актуальные профессиональные знания в этой сфере. Ведь паспорт проекта – это множество документов: бизнес-план, финансовоэкономическая модель, график реализации и так далее. Во всём своя специфика, в том числе отраслевая. На каждом модуле тренеры и отраслевые эксперты рассказывали о нюансах работы над проектом, делились профессиональными секретами. Мы сразу использовали полученные знания при подготовке собственного проекта. По итогам защиты его одобрили к реализации».
Константин Таперо, директор аппарата управления АО «Наука и инновации»: «Проектная организация работы всеми глобальными компаниями рассматривается как необходимое условие достижения успеха, тем более в наукоёмком бизнесе, как у Росатома. Программа «Новые продукты Росатома» очень полезна для отрасли. Организациям необходимы руководители и специалисты со знанием инструментов проектной работы и умением их применять. Здесь участники получили именно такие знания и навыки. Я участвовал как эксперт в первых модулях программы и был на защите проектной работы. Получил представление об эволюции как проектов, так и участников. Изменения кардинальные, а это значит, что программа правильно организована. Убеждён, что этот инструмент надо постоянно использовать – такая работа не может быть разовой. Надеюсь, что программа будет продолжаться».