Женщина, разобранная на атомы
У сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ) есть фирменное ток-шоу – «Разберём на атомы». Трое учёных выступают с мини-лекциями на одну тему, раскрывая её с точки зрения своих научных интересов. Мы решили сделать журнальный аналог ток-шоу. А о чём же говорить с приходом весны, как не о женщине?! Слово биологу, урбанисту и философу.
Женщина в природе, или Серый кардинал эволюции
Рассказывает Елена Сударикова, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Государственного Дарвиновского музея
Хочешь реальной эволюционной власти, возьми на себя заботу о потомстве – такой вывод можно сделать, если проанализировать теорию родительского вклада Триверса и принцип Бейтмана. Звучит не очень понятно или, наоборот, банально. Поэтому объясняем, как женщина (самка) задаёт вектор эволюции.
Эволюция основывается на естественном отборе: генетически закрепляются те признаки, которые помогают адаптироваться и выживать. Но есть ещё и половой отбор – это генетическое закрепление тех признаков, которые помогают понравиться противоположному полу. Давайте вспомним павлина или петуха, благородного оленя или льва – все они внешне интереснее самок. Так уж получилось, что в дикой природе именно самцы борются за внимание самок. Почему?
Американский биолог Роберт Триверс утверждает, что всё дело в родительском вкладе: выбирает партнёра тот пол, который тратит больше ресурсов на потомство. Чаще всего это самки. Генетик Ангус Бейтман писал о «стоимости» вклада самцов и самок в размножение и указывал, что самка за всю жизнь производит в миллионы раз меньше яйцеклеток, чем самцы – сперматозоидов, поэтому самке и решать, на кого «потратить» свою гамету. Итак, в дикой природе яркая внешность – это способ обратить на себя внимание противоположного пола (чаще всего самок).
Но что это мы всё про дикую природу, а как же люди?! С людьми всё сложнее. Дело в том, что мы социальные существа, поэтому роль чисто биологических механизмов снижена (во многом наше поведение определяется культурой). И может показаться, что мы наблюдаем нарушения теории Триверса: вроде бы родительский вклад женщин намного выше мужского, но в условиях патриархата партнёрш выбирали всё же мужчины, хотя в некоторых случаях женщины решали сами, когда, от кого и сколько рожать, невзирая на культурные и религиозные установки.
Если не ориентироваться на передачу генов, столь важную для всего биологического мира, то на культурном уровне можно отследить, как в современном мире женщины тратят много времени и усилий, чтобы понравиться противоположному полу, что больше похоже на поведение самцов в дикой природе. Но ведь и мужчины стремятся накопить самые впечатляющие признаки для противоположного пола – например, социальный статус, материальные блага и чувство юмора. И эта взаимная работа – свойство, которое характерно для видов, склонных хотя бы к сериальной моногамии.
Женщина в городе, или Невероятный квест
Рассказывает кандидат филологических наук, руководитель Центра городской антропологии КБ «Стрелка» Михаил Алексеевский
Влияют ли женские потребности и привычки на формирование городской среды? Хорошо ли живётся женщине в мегаполисе? Это двойственная история. С одной стороны, женщины более восприимчивы, чем мужчины. Они более внимательны: смотрят на витрины, на фасады, больше обращают внимание на то, что происходит вокруг них. И в этом плане широкие бульвары, кафе с панорамными окнами, магазинные витрины – скорее, для женщин, чем для мужчин. Но, с другой стороны, есть и противоположная тенденция: в целом городская среда проектируется без учёта потребностей женщин. Речь идёт о бытовом комфорте.
Материнство в городе – это непростая задача: если выйти погулять с коляской, то преодоление бордюров, узкие тротуары, автобусы, в которые трудно или невозможно войти с коляской, превращают обычную прогулку в суровое испытание. Да и перепеленать ребёнка во время прогулки – это невероятный квест. Нарекания вызывают и некоторые виды плитки: женские каблуки в них застревают, и это может создавать серьёзные трудности. Проблема с покрытием дорожек встречается и в парковых зонах. Детские площадки строятся более активно, чем несколько лет назад, и это хорошо, но к ним тоже есть масса вопросов. Такое ощущение, что их строили для абстрактных детей в вакууме. Там нет места, где мамы могли бы сесть и пообщаться друг с другом, реальные потребности не учитываются.
Важная тема, на которую в России только начали обращать внимание, – это безопасность городской среды. В Москве жён и дочерей иногда приходят встречать у метро, чтобы проводить до дома. Это значит, что среда воспринимается как опасная. Рецепт повышения безопасности прост: нужно, чтобы на улице были люди, но чтобы они там появились, необходимо формировать городскую среду так, чтобы людям хотелось гулять по улице, чтобы им там было интересно и комфортно. Очень здорово, что о комфорте городской среды начали думать и говорить, и женщины, несомненно, это оценят, потому что они более восприимчивы!
Женщина глазами мыслителей, или Скачок из философии в реальный мир
Рассказывает кандидат философских наук, доцент БФУ им. И. Канта Дмитрий Полянский
До XIX века философов (а это были за редким исключением мужчины) в основном интересовало, в чём состоит сила привлекательности женщин, в чём тайна женской власти над умом и сердцем мужчины и каково её особое, отличное от мужского, место и предназначение в этом мире. В XIX–ХХ веках в результате масштабных социально-экономических и политических трансформаций социальное положение женщин стало быстро меняться. Этот процесс был со временем артикулирован в политических терминах – как проблема и задача освобождения женщин. Женщины начали претендовать на выход из сферы частного в область публичного, на новые социальные роли и статусы – в семье, образовании, профессии, политической жизни общества. Философы – теперь уже не только мужчины, но и женщины – включились в дискуссию о женском вопросе: о сути, пределах, трудностях и противоречиях женской эмансипации. Сегодня философов прежде всего интересует вопрос, как эмансипация меняет женщину и как сами женщины изобретают новые приёмы и способы собственного освобождения.
Главное отличие современной женщины – это хорошее образование (например, сегодня 60% среди выпускников российской системы высшего образования – это женщины). У современной образованной женщины совершенно другая мотивация – она ориентирована на карьеру и личностное саморазвитие, на высокое качество жизни. Она по-прежнему, конечно, желает иметь семью и детей, но старается включить семью в свой жизненный план на таких условиях, чтобы сохранить личную свободу, возможности для самореализации и экономическую независимость.
Получается, и в природе, и в городе, и в мире мыслей у женщины весьма неоднозначное положение. С одной стороны, она как серый кардинал, а с другой – постоянно приходится доказывать, что она тоже человек. Информационные центры по атомной энергии на 75% – это женщины. Поэтому, милые дамы, давайте не будем никому ничего доказывать, а будем просто расщеплять и властвовать.
С 8 Марта нас!