Run. Change. Disrupt!

Run. Change. Disrupt!

— Екатерина Борисовна, реализуемая сегодня Единая цифровая стратегия Росатома (ЕЦС) имеет индекс 4.0, тогда как еще год назад в интервью «Вестнику атомпрома» вы рассказывали о третьей редакции. Что нового в текущей версии стратегии и чем были вызваны изменения?

— Сразу скажу, что ключевые среднесрочные и долгосрочные приоритеты ЕЦС остаются неизменными. Как и ее базовая архитектура. Росатом продолжает выступать одним из самых активных участников цифровизации нашей страны. Мы решаем масштабные задачи, связанные с внутренней цифровизацией отрасли. Выводим на рынок конкурентоспособные цифровые продукты и развиваем перспективные цифровые технологии.

При этом мы видим, что «цифра» стала одним из ключевых драйверов происходящих в мире изменений, темпы которых продолжают нарастать. Возникают и новые амбициозные задачи. Росатом стремится перейти от глобального лидерства в атомной индустрии к роли глобального технологического лидера, в том числе в цифровой сфере. А значит, тактические подходы должны соответствовать текущим реалиям.

Кроме того, мы многому учимся. Понимаем, что те или иные задачи можно решать быстрее, более эффективно. Мы просто обязаны быть подвижными в подвижной среде. Как следствие, модернизируется и Единая цифровая стратегия. Ведь это не догма, а гибкий и открытый к развитию инструмент!

 

— На какие вызовы призвана ответить текущая редакция ЕЦС?

— Прежде всего, перед нами стоят задачи ускорения цифрового развития отрасли, повышения темпов внедрения сквозных отраслевых процессов и цифровизации производства. Одновременно должна возрасти результативность стратегии в целом. И для этого у нас есть все необходимые инструменты. Так, в прошлом году была введена в действие единая отраслевая методология оценки проектов, которые мы реализуем в цифровой сфере. Каждый из них в обязательном порядке нацелен на достижение измеримых эффектов — как прямых, так и опосредованных.

И безусловно, один из ключевых вызовов — обеспечение нарастающей экономической отдачи от усилий в цифровой сфере. Цифровой бизнес должен стать органичным и экономически эффективным элементом всей рыночной деятельности Росатома. К 2030 году поставлена цель по увеличению совокупной выручки госкорпорации до 4 трлн рублей. И мы стремимся сделать все, чтобы вклад «цифры» в решение этой задачи не только увеличивался год от года, но и становился все более значимым в абсолютном выражении.

«Цифровой бизнес должен стать органичным и экономически эффективным элементом всей рыночной деятельности Росатома. К 2030 году поставлена цель по увеличению совокупной выручки госкорпорации до 4 трлн. рублей. И мы стремимся сделать все, чтобы вклад «цифры» в решение этой задачи не только увеличивался год от года, но и становился все более значимым в абсолютном выражении»

— Гибкость, адаптивность и ставка на цифровые технологии становятся сегодня основой стратегий не только корпоративного, но и государственного уровня…

— Абсолютно верно! Как вы знаете, сейчас правительство нашей страны готовит новую, фронтальную стратегию социально-экономического развития, причем стратегию очень амбициозную. И Росатом активно участвует в ее разработке.

Проект фронтальной стратегии в максимальной степени нацелен не на процесс, а на прорывные результаты конкретных инициатив, важной составляющей которых выступает «цифра».

Новый стратегический план государства строится с опорой на модель Run. Change. Disrupt. Коротко поясню. Run — это сохранение стабильности, устойчивости и конкурентных позиций с опорой на уже доступные инструменты и технологии. Change — возможность осуществлять управляемые позитивные изменения. Disrupt — это работа по созданию прорывных инновационных решений и технологий, которые позволят обеспечить конкурентоспособность на следующем витке.

Анализ Единой цифровой стратегии Росатома показал, что принятые нами подходы полностью укладываются в разрабатываемую стратегию государства как с точки зрения целей и приоритетов, так и по горизонту планирования до 2030 года.

 

— Можно ли привести примеры того, как информационные технологии и цифровые проекты помогают Росатому решать задачи, относящиеся к категории Run?

— Разумеется! В условиях пандемии многолетние усилия по развитию и совершенствованию ИТ-инфраструктуры отрасли стали одним из важнейших факторов сохранения стабильности и непрерывности бизнеса Росатома. Десятки тысяч сотрудников отрасли получили возможность продуктивно работать в удаленном формате благодаря современным платформам и сервисам, таким как система «КУРС». И здесь я бы хотела выразить искреннюю благодарность замечательной ИТ-команде Росатома, продемонстрировавшей высокий профессионализм, самоотдачу и надежность в быстром решении очень непростых проблем.

Еще один пример — результаты нашей программы по созданию и выводу на рынок цифровых продуктов Росатома, которые активно используются как в отрасли, так и в других сегментах экономики. И здесь мы двигаемся в нарастающем темпе. В 2018 году Росатом представил первую тиражируемую разработку, по итогам 2019 года наш портфель вырос до 5 коммерческих решений, а к настоящему моменту мы предлагаем заказчикам уже 11 цифровых продуктов.

По результатам 2020 года мы полностью выполнили план по выводу на открытый рынок целой серии цифровых продуктов, созданных предприятиями и организациями отрасли. Это инфраструктурная площадка для размещения контейнерных центров обработки данных (на территории ЦОД «Калининский»), сервис интеллектуальной автоматизации закупочной деятельности «Атомбот. Закупки», система контроля и управления доступом на массовые объекты «ПИЛОТ», решение для управления сооружением сложных инженерных объектов «Мульти-Д Объединенный график», «Мобильный ЦОД» и пакет программ для суперкомпьютерного моделирования и инженерного анализа «Логос Прочность».

«По итогам 2020 года мы полностью выполнили план по выводу на открытый рынок целой серии цифровых продуктов. Сегодня около полутора десятков разработок находятся в высокой степени готовности и претендуют на то, чтобы стать рыночными цифровыми продуктами Росатома в ближайшие годы»

Сегодня семейство продуктов «Логос» (в состав которого входят уже три модуля: «Логос Аэро-Гидро», «Логос Тепло» и «Логос Прочность») в состоянии закрыть максимум потребностей самых разных отраслей промышленности в математическом моделировании физических процессов: от гидрогазодинамики и теплопередачи до статической, динамической и вибрационной прочности. Например, благодаря применению пакета «Логос Прочность» появляется возможность моделировать режимы эксплуатации сложнейших технологических изделий без необходимости проведения дорогостоящих и ресурсоемких натурных испытаний.

В рамках рассматриваемой модели цифровые продукты Росатома не только соответствуют подходу Run, но и становятся основой для изменений — Change. Мы намерены и дальше идти по этому пути. Сегодня около полутора десятков разработок находятся в высокой степени готовности и претендуют на то, чтобы стать рыночными цифровыми продуктами Росатома в ближайшие годы.

Очень важно напомнить и о том, что цифровые решения Росатома уже помогают менять к лучшему жизнь по всей стране. Так, технологии «Бережливого умного города», которые были с успехом отработаны в наших атомградах, сегодня активно внедряются в других регионах и территориальных образованиях, делая городскую среду максимально безопасной и экономичной, комфортной и дружелюбной.

 

— Если продолжить тему Change, то одна из задач цифровой трансформации — повышение эффективности не только отдельных процессов, а бизнеса в целом. Такие результаты, как правило, достигаются не столько путем внедрения тиражируемых программных продуктов, сколько в рамках сфокусированных проектов.

— Именно в такой логике мы и действуем. Один из флагманских цифровых проектов, реализуемых в интересах цифровой трансформации, — это цифровая система управления атомной отраслью «Навигатор». Разработка уже успешно прошла этап демоверсии, а сейчас мы готовимся перейти к следующей фазе — опытной эксплуатации пилотной системы.

«Навигатор» сможет в любой момент времени предоставить руководству Росатома точный, достоверный и актуальный портрет отрасли в разрезе производства, финансов и сооружения отраслевых объектов. Причем эта система проектируется так, чтобы обеспечить поддержку процесса принятия решений на качественно более высоком уровне, в том числе благодаря активному применению искусственного интеллекта и предсказательной аналитики.

Ни в одной другой сфере российской промышленности подобного комплексного инструмента пока не создано. Так что «Навигатор» после внедрения может стать референсным примером цифровизации для других отраслей.

 

— Один из самых интригующих элементов стратегической модели, о которой мы говорим, — Disrupt. Здесь речь идет об инновациях, которые принято именовать прорывными?

Да, безусловно. Причем главный критерий — прорывные результаты, которых можно добиться благодаря развитию в Росатоме, да и в стране в целом, собственных компетенций по наиболее «сильным» цифровым технологиям.

Самое наукоемкое направление нашей работы, связанное с проведением большого объема исследований и разработок, касается создания отечественного квантового компьютера. Очень важным итогом 2020 года стало утверждение правительством дорожной карты развития квантовых вычислений, которую разработал Росатом. На решение этой задачи выделен значительный объем средств из федерального бюджета. И сейчас мы находимся на этапе практической реализации этого проекта, главная цель которого — создание 100-кубитного отечественного квантового компьютера, что позволит существенно снизить отставание от стран — лидеров квантовой гонки.

Квантовый компьютер — не просто эволюция в сфере вычислений. Это главный ожидаемый мировой прорыв ближайшего десятилетия в области цифровизации, который позволит создавать новые материалы и лекарства, добиться недостижимых сегодня возможностей искусственного интеллекта и решить множество других задач. Это классический пример работы в сфере Disrupt. Но далеко не единственный.

В рамках еще одного соглашения с Правительством России мы ведем большую работу по развитию так называемых новых (цифровых) производственных технологий. Промышленность ведущих стран мира сегодня переходит к концепции «Индустрии 4.0», в основе которой лежит цифровизация всех производственных и управленческих процессов. И здесь мы просто не имеем права отставать, поскольку на кону — глобальная конкурентоспособность российской экономики.

Проекты, которые мы реализуем в этой сфере, тесно связаны с применением искусственного интеллекта, машинного обучения, предсказательной аналитики, обработкой больших данных, виртуальной и дополненной реальности. Причем уже в среднесрочной перспективе разрабатываемые платформы и решения должны будут перейти в разряд тиражируемых (Run), а также поддержать необходимые изменения как в атомной отрасли, так и за ее пределами.

Цифровые двойники атомных станций и ледоколов, цифровизация Арктики и Северного морского пути, дистанционная приемка инженерных изделий при помощи виртуальной и дополненной реальности, применение искусственного интеллекта для управления безопасностью самых ответственных объектов, интерактивные системы управления территориями, совершенствование Производственной системы Росатома с опорой на «цифру»… Все эти и множество других инициатив, которые осуществляются сегодня при активном участии дивизионов и предприятий отрасли, — это не мечты, не теория. Это совершенно реальные проекты, которые реализуются на практике и уже приносят ощутимую отдачу.

Надеюсь, что «Вестник атомпрома» будет уделять достойное внимание отраслевым кейсам цифровизации. А главное — рассказывать о талантливых, креативных и целеустремленных людях, которые стоят за каждым из таких проектов!