С заботой о мире

С заботой о мире

Как Росатом участвует в создании оптимальных сценариев развития человечества

— Словосочетание «устойчивое развитие» у всех на слуху, но, кажется, многими пока воспринимается довольно абстрактно. Объясните, в чем смысл этого понятия.

— Устойчивое развитие предполагает такой тип действий, бизнес-поведения, использования любых ресурсов (финансовых, природных, человеческих), который не наносит урон окружающей среде и жизни человека сейчас и не ухудшает возможности будущих поколений использовать эти ресурсы. Удовлетворение потребностей настоящего времени не должно ставить под угрозу возможности следующих поколений удовлетворять их собственные потребности. Это классическое определение понятия устойчивого развития. Ответственная позиция заключается в том, чтобы оценивать стратегически, в долгосрочной перспективе, не ухудшает ли сегодняшняя деятельность возможности будущих поколений. Как минимум наша деятельность должна основываться на принципе «не навреди». А в идеале, конечно, возможности будущих поколений нужно улучшать.

— Когда общественное внимание сфокусировалось на задачах устойчивого развития?

— В 2015 году повестка устойчивого развития ООН была зафиксирована на самом высоком уровне — одобрена лидерами 193 государств. Но нельзя сказать, что эта тема впервые появилась в поле международного сознания всего пять лет назад. Термин «устойчивость» в экономических трудах появился еще в 1970-х годах в качестве альтернативы «пределам» экономического и демографического роста человеческой цивилизации в условиях постепенного истощения природных ресурсов. Устойчивыми стали называть оптимальные сценарии дальнейшего существования человечества. Параллельно в обществе стал подниматься вопрос о социальной ответственности бизнеса, а крупные компании начали публиковать нефинансовые отчеты. Широкое распространение современное определение понятия «устойчивое развитие» стало получать в начале 1990-х. Цели в области устойчивого развития, которые сменили Цели развития тысячелетия, принятые ООН в 2001 году, гораздо шире, как количественно, так и качественно, и глубже: в них подчеркивается взаимосвязь экономических, социальных и экологических проблем. Повестка дня ООН в области устойчивого развития применима ко всем странам с учетом разных национальных реалий, возможностей и уровней развития и с соблюдением национальных стратегий и приоритетов. 17 целей устойчивого развития (ЦУР) достаточно широкие, но они сформулированы «снизу вверх» — от конкретных проблем, которые предстоит решить, чтобы сделать жизнь людей лучше.

После того как Повестка в области устойчивого развития была принята всеми государствами — членами ООН, к программе стали присоединяться влиятельные международные организации и финансовые институты, такие как Всемирный банк и другие банки развития. ЦУР стали рассматриваться как дорожная карта для государств и бизнеса в решении основных глобальных проблем настоящего и будущего. Постепенно деловые круги стали осознавать важность этой повестки как катализатора для инновационной деятельности и создания новых продуктов и, соответственно, как нового драйвера экономического развития. К сети Глобального договора ООН — крупнейшей международной инициативе, направленной на поощрение социальной ответственности бизнеса, стали присоединяться компании из разных стран. Сейчас таких компаний более 16 000 — это бизнес, который подтвердил заинтересованность и готовность строить свою работу, проводя активные действия для достижения целей устойчивого развития и создавая дополнительные, нефинансовые, ценности.

— Как мы знаем, Росатом также подтвердил эту готовность.

— Да, Росатом в 2020 году вошел в сеть Глобального договора ООН, и для нас это естественная история. Росатом как крупная международная и высокотехнологичная компания в самом прямом смысле отвечает за жизнь миллионов людей — это сотни тысяч сотрудников отрасли, их семьи, жители атомных городов, жители тех стран, где мы строим станции и ведем другую деятельность, ведь обычно мы входим со своим комплексным предложением в регион, в страну системно и надолго. Безусловно, Росатом несет ответственность за всех этих людей и всегда в этой парадигме работал и продолжает работать. Можно сказать, что бережное отношение к среде, в которой мы работаем, ответственность — экономическая, социальная, экологическая — зашиты в ДНК отрасли: по-другому мы просто не могли бы реализовывать свои проекты.

Благодаря огромной продуктовой линейке и различным видам деятельности, включая социально-ориентированные (здравоохранение, создание инфраструктуры, образовательные, просветительские, гуманитарные проекты), Росатом по умолчанию реализует в своей работе многие аспекты, характерные для повестки устойчивого развития. Вот почему эта повестка для нас настолько привычна и настолько важна. А ее четко сформулированные приоритеты — социальное воздействие, ненанесение вреда окружающей среде, качество управления — это те стратегические векторы, на которые удобно опираться, чтобы находиться в одном русле со всем крупным международным бизнесом, соответствуя глобальным приоритетам всего человечества. Сейчас повестка устойчивого развития в госкорпорации зафиксирована на уровне Стратегии-2030 и наша цель — максимально повысить качество своих процессов с этой точки зрения.

 

— На каких принципах строят свою работу участники Глобального договора ООН? Что является приоритетом для устойчивого бизнеса?

— В Глобальном договоре зафиксированы 10 основополагающих принципов. С одной стороны, эти принципы очень простые и понятные — соблюдение прав человека, соблюдение качества трудовых отношений, например принцип неиспользования детского труда, забота об окружающей среде, противодействие коррупции… Казалось бы, это совершенно очевидные нормы, но нужно понимать, что в разных регионах мира ситуация разная, и когда Росатом работает в странах Африки и Азии, то ряд этих принципов там являются очень жизненными.

Приверженность 10 принципам Глобального договора ООН помогает повысить качество и уровень устойчивости бизнеса — насколько бизнес в каждом своем процессе эти принципы в явном виде выстроил. Когда мы говорим, что Росатом присоединился к Глобальному договору, с нашей стороны это не просто декларация того, что мы приняли обязательства следовать приоритетам устойчивого развития. Мы проходили серьезную проверку со стороны ООН, с 2021 года нам предстоит предоставлять ежегодные отчеты о том, какого прогресса в реализации 10 принципов мы достигли.

— Как эти принципы переводятся на экономический язык?

— К деятельности компаний финансовые институты, как и общество в целом, теперь предъявляют дополнительные требования: критерии вклада в устойчивое развитие ESG становятся базовыми для оценки бизнеса. Эти критерии тесно связаны с десятью принципами Глобального договора, они характеризуют устойчивость бизнеса с точки зрения качества операций. Аббревиатура ESG — это три параметра (environmental — экология, social — социальное развитие, governance — корпоративное управление), в соответствии с которыми компании обеспечивают управление устойчивым развитием, а инвесторы и заказчики принимают решение о сотрудничестве с компанией или отказе от него.

Ведя международный бизнес, мы не можем себе позволить быть в стороне от этого процесса. Наши заказчики, особенно европейские, включают критерии устойчивого развития в контрактные требования по всей производственной цепочке, то есть все наши подрядчики также должны соответствовать этим требованиям. Социальные и экологические обязательства прописываются в самых разных продуктовых направлениях на уровне страновых и международных регуляторов. Мы не можем не соответствовать этим требованиям, так как это требования к нашей продукции — каким образом она создается.

С финансовыми организациями, с инвесторами компании тоже разговаривают именно на языке ESG. Разумеется, результатом проекта, который соответствует принципам устойчивого развития, для инвестора является получение прибыли, но важно подтвердить и качество пути, которым достигается этот результат. К примеру, если мы идем в бизнес по ветроэнергетике, недостаточно просто построить и ввести в эксплуатацию объект ветрогенерации, важно чтобы при этом мы следили за сохранностью почв на той территории, где построена ВЭС, за тем, каким образом мы отбираем поставщиков и подрядчиков — важно, чтобы они работали в соответствии с международными стандартами ISO в области экологии, и так далее. По всем этим параметрам банки и рейтинговые агентства по устойчивому развитию нас проверяют и оценивают. Более того, банки, в том числе российские, которые разделяют повестку устойчивого развития, готовы снижать процентную ставку по кредитам для устойчивых компаний. То есть если мы соответствуем таким требованиям, то серьезно выигрываем с точки зрения доступа к финансовым ресурсам и их стоимости. Таким образом следование принципам устойчивого развития дает прямую экономическую выгоду и повышение конкурентоспособности как в нашей стране, так и за ее пределами.

— Расскажите подробнее, какой именно вклад Росатом вносит в достижение целей устойчивого развития.

— Если переводить разговор об устойчивом развитии в плоскость конкретных дел, то наша основная деятельность — атомная энергетика — вносит вклад в достижение как минимум шести ЦУР. Атомная генерация является низкоуглеродной — работа всех АЭС российского дизайна в мире экономит выбросы порядка 213 млн т CO2-эквивалента в год, в том числе на территории России — 108 млн т CO2-эквивалента (а это порядка 7 % от всех выбросов парниковых газов страны). Если мы рассматриваем строительство атомной станции с двумя энергоблоками по 1200 МВт, то можно сказать, что она на 60 лет вперед обеспечит низкоуглеродной энергией примерно 1,8 млн домохозяйств. При этом создается около 3 000 новых рабочих мест для работы на АЭС и 10 000 в смежных отраслях, обеспечиваются заказы на $3–4 млрд для местной промышленности в период сооружения. Когда мы строим АЭС за рубежом, мы не просто производим электроэнергию — в стране появляются новые дороги, населенные пункты, образовательные программы для взрослых и молодежи. Мы делаем огромные проекты, которые действительно улучшают жизнь людей.

Вклад новых продуктов Росатома в достижение ЦУР не менее важен. Развитие ядерной медицины и производства изотопной продукции — это вклад в здравоохранение, центры обработки продукции помогают бороться с голодом, производство водорода и строительство ветростанций дают зеленую энергию, внедрение платформы «Умный город» помогает созданию устойчивых населенных пунктов, и этот список можно продолжать.

И если задуматься, то практически каждый сотрудник, работающий на предприятиях отрасли, в рамках своей повседневной деятельности вносит прямой вклад в лучшее настоящее и будущее. Возьмем такой известный пример, как зарыбление водоемов-охладителей АЭС, это распространенная практика, необходимая для биологической мелиорации и поддержания естественных процессов самоочищения водоемов. Растительноядные рыбы не только нейтрализуют интенсивный рост водорослей, который происходит в теплой воде и снижает эффективность систем технического водоснабжения станции. В результате зарыбления улучшается качество воды и экологическое состояние водоема в целом. Поэтому вода в водоемах-охладителях чистая, и Росатом проводит на них состязания по рыбной ловле, в том числе международные. Еще одним положительным эффектом зарыбления является возможность реализации выращенной рыбы. Казалось бы, обычный пример привычной работы, но это тоже вклад в такие цели, как сохранение экосистем и ответственное потребление и производство.

в создании оптимальных сценариев развития человечества