В фокусе времени
Как государство и научное сообщество поддерживают молодых исследователей
Подводя итоги Года науки, мы говорим о ее будущем — о молодых ученых. О создании комфортной для молодежи научной среды и инструментах государственной поддержки рассказывает кандидат физико-математических наук, и. о. руководителя Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт», председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при президенте РФ по науке и образованию Никита Марченков.
— Как бы вы могли охарактеризовать сегодняшнюю ситуацию в науке?
— Сегодня в научно-технической области происходят тектонические изменения. Развитие сферы науки и технологий активно поддерживается на государственном уровне. Запущен целый комплекс инструментов по повышению привлекательности научно-исследовательской среды. О том, что эти меры работают, свидетельствует и статистика: на начало 2020 года в России процент молодых ученых до 39 лет составил 44,2 % — это почти двукратный рост за 20 лет. За последние 10 лет вдвое увеличился процент родителей, которые одобряют решение своих детей связать жизнь с научно-исследовательской деятельностью, а каждый десятый студент сегодня намерен остаться в науке после окончания вуза.
— То есть родители больше не говорят своим детям, что наука — это утопия и в этой области невозможно достичь карьерных высот?
— Да, этот стереотип в обществе рушится. Все чаще мы видим показательные примеры успешных молодых исследователей, деятельность которых поддерживается руководством страны и российским научным сообществом.
Так, в рамках объявленного президентом Года науки и технологий реализуется серия специальных мероприятий, направленных на улучшение имиджа российской науки. Например, АНО «Национальные приоритеты» при экспертной поддержке нашего Совета запускает в регионах России серию рекламных билбордов «Наука рядом» с изображениями молодых ученых и описанием их достижений, чтобы жители разных субъектов нашей страны больше узнали о своих земляках. Также планируется запустить тематический поезд в Московском метрополитене с фотографиями исследователей и рассказами о том, какие научные направления они развивают. Все это позволит показать широкой общественности, насколько многогранна, интересна и значима научная сфера. Это одна из приоритетных задач Совета.
— Расскажите о деятельности Координационного совета, который вы возглавляете.
— Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах был организован более 13 лет назад как консультативный орган Совета при президенте РФ по науке и образованию, чтобы обеспечить взаимодействие Совета с молодыми учеными и преподавателями, а также с молодежными объединениями и организациями.
В 90-е годы в стране возникла непростая ситуация с вовлечением в науку новых кадров, произошел разрыв поколений. Сегодня государство предпринимает максимум усилий, чтобы повышать устойчивость научной среды и обеспечивать приток в нее квалифицированных молодых ученых.
В работе Координационного совета есть ряд приоритетных задач. Во-первых, мы доносим информацию о государственных инициативах в научной сфере до молодых ученых, чтобы они понимали, какими ресурсами по развитию своей деятельности обладают. Во-вторых, мы хотим получать обратную связь: понимать, что волнует молодых ученых и с какими системными проблемами они сталкиваются. Наша задача — аккумулировать эту информацию и представлять ее на самом высоком уровне, чтобы государство решало эти вопросы. Третья задача — координация работы научной молодежи. Сегодня в периметре нашей деятельности более тысячи научных молодежных сообществ практически из всех субъектов России. Крайне важно выстроить эффективное горизонтальное взаимодействие между ними, чтобы в дальнейшем эта синергия переросла в единое национальное научное сообщество для решения самых амбициозных задач российской науки.
— Кто входит в состав Совета?
— Координационный совет состоит из 55 молодых представителей различных сфер и научных областей — научных центров, организаций высшего образования, ведомств. В нашем составе представители не только организаций, подведомственных Минобрнауки, но и учреждений ФМБА, Роспотребнадзора, МВД, Минздрава, а также реального сектора экономики (Сбербанк, АО «ОХК «УРАЛХИМ»). Это очень важно. На февральском заседании Совета при президенте по науке и образованию Владимир Путин назвал такой командный подход максимально эффективным и действенным.
Следуя принципу объединения, мы ежегодно проводим Всероссийский съезд Советов молодых ученых, который принимает на своей площадке до тысячи участников. В последние годы съезды проходят на региональных площадках — в Петербурге, Сочи, Перми, Крыму. Это позволило привлечь еще больше внимания к деятельности съезда и поднять активность научной молодежи в регионах. Такие встречи стали рабочим инструментом для сбора лучших практик российских научных молодежных сообществ и их тиражирования в регионах. И это именно тот опыт, который демонстрирует молодым ученым возможности для представления себя и своих проектов.
Доля молодых ученых (до 39 лет) в России
В 2000 г. — 26,2 %
В 2010 г. — 35,5 %
В 2015 г. — 42,9 %
В 2020 г. — 44,2 %
— Живые встречи — это прекрасный инструмент рабочих взаимодействий, но ведь сейчас приходится в основном развивать онлайн-коммуникации.
— Мы работаем в этом направлении уже не первый год. Еще в 2016 году мы запустили информационно-коммуникационную платформу SСIENCE ID (scienceid.net), где сейчас зарегистрировано более 16 000 исследователей. Если учесть, что в России сегодня насчитывается около 160 000 молодых ученых, то становится очевидно: наш ресурс достаточно востребован в молодежной научной среде.
SСIENCE ID — это рабочая площадка для проведения online-мероприятий, что особенно актуально во время пандемии. На платформе уже проведено свыше 2000 научных конференций. Также есть отдельный портал с вакансиями, где размещено 7000 предложений о работе в научно-исследовательском секторе. Работает онлайн-гид по существующим мерам грантовой поддержки молодых ученых. Любой пользователь ресурса, введя свои наукометрические показатели, возраст и наличие научной степени, получит перечень доступных ему инструментов государственной поддержки. Одним из нововведений платформы стал технический сервис определения профессиональных компетенций. Пользователи SСIENCE ID смогут оценить свои компетенции и сопоставить их с запросами потенциальных работодателей.
В 2020 году на SCIENCE ID был запущен еще один уникальный сервис: «Президент, у меня идея!». Это единое цифровое окно, через которое каждый молодой исследователь может подать на рассмотрение свои идеи, а также озвучить проблемы, которые возникли у него в ходе реализации научных проектов.
Эти инициативы легли в основу программы мониторинга комфортности научной среды для молодежи. Ежегодно мы проводим опросы об удовлетворенности текущим положением дел в научной сфере, выявляем реальные проблемы, ближе узнаем свою аудиторию. Так, мы обнаружили острую проблему с закупкой реактивов и вынесли ее решение на уровень Совета Федерации. В ходе проработки удалось внести соответствующие изменения в законодательство и ускорить процедуру закупки. В результате срок доставки реактивов сократился на 20–40 дней.
Мониторинг комфортности среды позволил также выявить проблему недостаточной осведомленности ученых о тонкостях использования своих прав. Например, мы разъяснили нашим коллегам, что кандидаты наук могут начать пользоваться положенными социальными льготами для кандидатов и докторов наук с момента выхода приказа о присвоении им степени, что происходит за несколько месяцев до получения соответствующего диплома. Деталь, но какая существенная!
— Лидерский потенциал и умение презентовать свою идею — важные навыки современного ученого. Как вы помогаете развивать такие компетенции?
— Для определения лидеров в научно-технологической среде применяется комплексный подход. В 2008 году была учреждена премия президента России в области науки и инноваций для молодых ученых. Ежегодно выбираются три лауреата премии, которые получают по 5 млн рублей на реализацию своих проектов. Задача Координационного совета заключается в двухэтапной экспертизе заявок участников по девяти научным областям. Также мы рассказываем молодым исследователям о правилах и сроках подачи заявки на участие.
Координационный Совет был одним из ключевых организаторов Года науки и технологий. В федеральный план, утвержденный Правительством РФ, вошел, например, конкурс «Лидеры России». В 2020 году в рамках этого конкурса Координационный совет инициировал создание специализированного трека «Наука». К нам также присоединились коллеги с треками «Здравоохранение» и «Финансы». На участие в научном треке было подано 22 000 заявок, из которых мы отобрали 100 финалистов. Победителями стали 30 участников, 20 из которых сегодня занимают руководящие должности. Сейчас завершился второй сезон: «Лидеры России — 2021». Для победителей трека мы подготовим специальную образовательную программу, с помощью которой они получат необходимые управленческие компетенции.
Еще одним мероприятием федерального плана стал проект «На острие науки». Когда мы только обсуждали концепцию Года науки и технологий, то пришли к выводу, что ключевой целевой аудиторией мероприятий года должны стать школьники и студенты младших курсов — потенциальные будущие исследователи и инноваторы. В команду лекторов проекта вошли признанные во всем мире исследователи, которые в рамках специально запущенной по инициативе президента РФ программы международного сотрудничества (так называемой программы мегагрантов) приехали в Россию из-за рубежа и открыли здесь свои научные лаборатории. Кроме того, лекции «На острие науки» читают молодые, но уже состоявшиеся ученые — получатели грантов президентской программы Российского научного фонда и лауреаты премии президента для молодых ученых.
Год науки и технологий был разделен на тематические месяцы по различным областям научных знаний. В рамках каждого тематического месяца мы проводили лекции и транслировали их в сети Интернет — в общей сложности 57 лекций в 15 городах страны. Количество онлайн-просмотров этих лекций составило 5 982 214, то есть в среднем 104 951 просмотр каждой лекции.
— Как чувствуют себя ученые — участники проекта «На острие науки» в новой для себя роли лекторов?
— Безусловно, им интересно рассказывать о себе и своих проектах. Мы очень долго обсуждали с ними формат лектория. Сначала хотели записать все в красивой студии, так как не везде в регионах можно организовать качественную трансляцию. Но потом сошлись на том, что для проекта важно сохранить формат живого общения аудитории со спикером. Видеозаписи всех лекций можно найти на нашем сайте наостриенауки.рф. Помимо лектория мы организовываем экскурсии в лаборатории исследователей. Это совершенно иной мир, очень интересный для нашей аудитории. Мы провели 28 таких экскурсий в 16 городах.
Также запущен проект «Ученые — в школы». Молодые исследователи проводят лекции в школах, в которых учились, встречаются с детьми, рассказывают о том, как они пришли в науку, чем занимаются, о возможностях профессионального развития. В сентябре совместно с организаторами фестиваля NAUKA 0+ мы расширили границы этого проекта до всероссийского уровня. На конец ноября было опубликовано уже 302 лекции, которые прошли в 63 городах. На сайте проекта разработан функционал для ученых, желающих присоединиться к акции и выступить в одной из школ России.
Цифры
57 лекций
в 15 городах страны прошли в рамках Года науки и технологий. У каждой лекции в среднем 104 951 онлайн-просмотр28 экскурсий
в лаборатории исследователей было проведено в 16 городах302 лекции
в рамках проекта «Ученые — в школы» прошли в 63 городах (данные на конец ноября, проект продолжается)
— Обладают ли молодые ученые необходимой в современных условиях деловой хваткой?
— Научно-исследовательская деятельность в последние годы кардинально трансформировалась. Сегодня помимо классических профессиональных навыков молодым исследователям необходимо уметь продавать свои проекты инвесторам. Современный исследователь должен быть грамотным менеджером своего проекта или иметь в команде такого менеджера. Сегодня в России насчитывается не один десяток таких научных коллективов.
Как отметил в одном из своих выступлений президент Курчатовского института Михаил Ковальчук, важно разделять научные организации по целям, которые они преследуют в своей работе. Отталкиваясь от этого, можно выработать адекватные подходы к оценке эффективности соответствующих научных коллективов и грамотную стратегию их финансирования. Например, эффективность организаций, занимающихся фундаментальной наукой, определяется количеством научных публикаций. Финансирование их деятельности, как правило, осуществляется на основании гранта от государственного фонда.
Источником финансирования организаций, ориентированных на прикладные исследования, выступает рынок. Если на рынке нет спроса, то и такие организации не нужны реальному сектору экономики. Доля внебюджетных средств финансирования в России достаточно низка по сравнению с мировыми показателями. За рубежом соотношение бюджетных и внебюджетных инвестиций в науку составляет 30 к 70 %, в Израиле — 10 к 90 %. В нашей стране доля бюджетных средств — 70 % в противовес к 30 % внебюджетных инвестиций.
Существуют и организации, реализующие крупные государственные заказы. Например, Курчатовский институт, где я работаю, занимается созданием установок класса «мегасайенс», ядерной медициной и рядом других масштабных проектов.
То есть мы видим, что научная сфера имеет достаточно сложную и разветвленную структуру. Осуществляя экспертизу заявок на премию президента для молодых ученых, мы из года в год наблюдаем процесс усиления междисциплинарной синергии и усложнения системы получения новых знаний. Поэтому важно понимать, что прорывные разработки рождаются на стыке наук и требуют особого внимания в части комплексной экспертизы проектов, продуманной системы оценки их эффективности и дальнейшего грамотного финансирования.
— Есть ли у молодых ученых реальный шанс стать частью команды масштабных научных проектов?
— Да, конечно. В Курчатовском институте проводится большая работа по вовлечению молодежи в реализацию таких проектов. Также существует целый ряд специализированных кафедр и факультетов на базе ведущих российских вузов: МФТИ, МИФИ, МГУ, СПбГУ и других. Студенты этих вузов приходят к нам на преддипломную практику и остаются научными сотрудниками, работая в аспирантуре института.
— Массовый отток перспективной молодежи за рубеж — миф или реальность?
– На этот счет у меня есть показательная история. На Петербургском международном экономическом форуме была сессия, посвященная популяризации науки. На ней мы обсуждали, как с помощью медиапроектов разрушать сформировавшиеся в обществе негативные стереотипы о российской науке. Прозвучал вопрос: правда ли, что ежегодно из России уезжает около 50 000 ученых? На это один из спикеров справедливо ответил: «Если бы это было правдой, то, учитывая, что в России всего около 400 000 исследователей (по данным НИУ ВШЭ на 2020 год. — Прим. ред.), за восемь лет их не осталось бы в России вообще».
Безусловно, в обществе есть такие мифы, а также есть те, кто любит спекулировать на таких темах. Я склонен все же доверять реальной практике и реальным фактам. Изучая вопросы оттока/притока кадров, я понял одну важную вещь: никто не берет во внимание факт обратного притока исследователей в Россию. Возьмем, к примеру, уже упоминавшуюся программу мегагрантов, благодаря которой многие ученые вернулись в Россию — например известный профессор Сколтеха, российский кристаллограф-теоретик, химик Артем Оганов. И таких примеров много.
Зарубежные стажировки наших молодых исследователей я бы тоже не стал относить к оттоку кадров. Это необходимый опыт для дальнейшей успешной практики наших молодых ученых. А наша задача — создать такие условия для людей науки в России, чтобы им хотелось вернуться в страну и продолжать свои исследования уже в нашей стране, обогатившись лучшим мировым опытом.