«АтомДвиж»

ИЦАЭ

Курчатовцы «поймали» научную волну

Сейчас существует достаточно много форм популяризации науки: лекции, мастер-классы, научно-популярные ток-шоу. О научных открытиях и атомных технологиях — от изготовления металлических раскаленных «блинчиков» на «Атоммаше» до использования в медицине киберножа и других методов на основе ядерных технологий — рассказывают во всех двадцати Информационных центрах по атомной энергии. Но самый эффективный способ подачи материала — когда человек не просто запоминает информацию, а испытывает эмоции и получает знания в виде комплексных образов и ярких впечатлений. Именно эта идея и легла в основу программы интерактивного фестиваля науки «АтомДвиж», который сеть ИЦАЭ провела для жителей города Курчатова в марте 2022 года. Фестиваль проводится уже в третий раз при поддержке «Атомстройэкспорта» — инжинирингового дивизиона Росатома.

Квант энергии

Площадка «Квант энергии» стала одной из смыслообразующих локаций фестиваля. В режиме нон-стоп в затемненном зале на фоне масштабной интерактивной инсталляции «Quantum», созданной художниками проекта Kuflex, зрители могли увидеть моноспектакль, посвященный Игорю Васильевичу Курчатову, и хореографический перформанс «Танец фотонов под мелодию случайности», а также попасть на аудиопроменад «Частица Вселенной».

Фрагмент аудиопроменада «Частица Вселенной»

«Поразительно, как устроен человек. И каждая наука описывает его по-разному. Биолог скажет, что человек — это скопление разнообразных клеток, химик вспомнит про белки и аминокислоты, физик — про атомы, а астроном произнесет фразу: «Мы все состоим из звездной пыли». И все будут правы! Да, все элементы, из которых состоит наша планета и все живое на ней, родились в недрах первых звезд. Так что в каждом из нас есть частичка огромной Вселенной!

Пока вы слушаете мой голос, сквозь вас пролетели несколько тысяч нейтрино. Это нейтральные фундаментальные частицы, рождающиеся в нейтронных звездах. Вылетая за пределы звезды, нейтрино уносит с собой часть ее энергии».

Подробности

«Мы занимаемся интерактивными технологиями, зритель для нас — это активный участник нашего искусства. Находясь в «поле зрения» инсталляции, он видит свое цифровое отражение. Оно состоит из частиц, которые находятся в постоянном движении. Зритель может влиять на их параметры: траекторию, время жизни, цвет, гравитацию. В абстрактных образах распознаются знакомые явления: огонь, полярное сияние, метеоритный дождь или потоки жидкости. В этом пространстве исчезают барьеры для самовыражения и спонтанного творчества. Здесь можно ощутить себя потоком света или частичкой бесконечного космоса», — рассказал медиахудожник Игорь Татарников.

Световая картина Kuflex демонстрирует процессы, происходящие в квантовом мире. Зрители, глядя на нее, могут лучше понять, как устроен организм человека на атомном уровне, какие методы и способы воздействия использует, например, ядерная медицина, как физики на мощных экспериментальных и исследовательских установках изучают мельчайшие частицы, из которых состоит все вещество во Вселенной. Рассказу о некоторых из них был посвящен аудиопроменад.

Кот Шредингера и звук дождя, квантовый Чеширский кот и улыбка, которую каждый из нас может подарить другому человеку, шум моря и атмосферные космические ливни, зонты и светящиеся в темноте камни — благодаря разнообразию метафор, сочетанию сложной научной информации и понятных всем образов каждый участник иммерсивной прогулки прикоснулся к тайнам устройства Вселенной.

Курчатов: исповедь ученого

Любой ученый, даже если это фигура мирового масштаба, — живой человек со своими мечтами и планами, радостями и печалями, моментами научного поиска и триумфа. Именно таким предстал перед зрителями научный руководитель советского атомного проекта в моноспектакле «Игорь Курчатов». Атмосферу эпохи воссоздавали специально записанные для спектакля радионовости. Их чередование с монологами Игоря Васильевича, роль которого сыграл драматический актер из Курчатова Сергей Михайлов, позволило «нарисовать» портрет исследователя, глубоко погруженного в тему и в то же время осознающего колоссальную ответственность за происходящее.

В монологи вошли размышления и воспоминания Игоря Васильевича о начале атомного проекта: «И мне пришлось вернуться, вернуться к идеям 40-х годов. Мы начали продвигаться к расчетному диаметру реактора, или котла, как тогда мы его между собой называли, составлявшему около 6 метров, начав с небольшой модели. Как дети, мы сначала на бумаге, а потом из карандашей создавали схемы расположения графитовых блоков, между которыми располагались урановые стержни. На практике же нам пришлось пять раз собирать и разбирать сферу».

Современники вспоминали Игоря Васильевича как человека, который всегда внимательно относился к своим сотрудникам и заботился о них даже в мелочах. Вот так он сам вспоминал о пуске первой в мире Обнинской АЭС, и эти воспоминания тоже стали частью спектакля: «Весь день я заметно волновался, но все-таки мне не хотелось, чтобы это волнение передалось остальным, поэтому я даже старался шутить. Так, перед самым открытием задвижки подачи пара на турбогенератор я сказал: «Ну что ж, с легким паром!», и, о чудо, эта простая фраза, совпавшая с физическим пуском станции, как будто сняла напряжение сотен человек, а атомная энергия стала использоваться в мирных целях».

Пластический перформанс с участием местных хореографических коллективов «Вдохновение» и «Фаворит», включавший использование динамичных светодиодных декораций, проиллюстрировал монолог Курчатова и помог зрителям представить этапы строительства первого в Евразии реактора Ф-1, а также осознать, насколько новаторскими и прорывными были все этапы создания основ атомной энергетики в нашей стране.

«Наверное, самое важное, что хотелось рассказать этим спектаклем, — что за каждым великим открытием и изобретением стоят люди. «Исповедь» Курчатова в моноспектакле — это способ донести до людей сложное простым человеческим языком. Ведь, согласитесь, мы легче что-то запоминаем или понимаем, когда можем переложить это на свои чувства и эмоции. Вот и в нашем спектакле Игорь Васильевич был представлен вдохновляющим человеком, который, несмотря ни на что, двигался к своей цели, переживая по пути взлеты и падения, остро реагируя на них, но каждый раз он задавался вопросом: «А что дальше?». Без сомнения, вместить всю жизнь человека в 12 минут нереально. Поэтому мы взяли самые яркие, на наш взгляд, события, а образности и глубины им добавил танцевально-световой перформанс, который настолько четко соответствовал каждому слову, каждой реплике, что зрители выходили со спектакля со слезами на глазах и глубоким чувством гордости и уважения к труду человека», — рассказал Никита Перфильев, режиссер-постановщик спектакля, руководитель ИЦАЭ Воронежа.

Сад Ньютона

На родине знаменитой антоновки организаторы фестиваля разбили «Сад Ньютона». Ведь самым «научным» яблоком можно назвать плод, который, по легенде, упал на голову Ньютону, что в результате привело к открытию закона всемирного тяготения.

На этой площадке актер в облике ученого предлагал гостям фестиваля пройти акустический квест и угощал всех желающих ароматными яблоками. Центром локации стала технояблоня — дерево, динамики которого раздавали музыкальные композиции об атоме, голоса ученых и реальные звуки, которые окружают Курскую атомную станцию. Услышанные мелодии и звуки помогали участникам пройти аудиоквест, а Ньютон рассказывал о сформулированных им законах.

«Рассказывают, что закон всемирного тяготения я открыл, когда мне на голову упало яблоко. Вам я открою тайну: эту историю в таком виде я выдумал, чтобы объяснить своей любимой племяннице Екатерине, что такое сила притяжения. Главный результат достигнут — благодаря яблоку про закон всемирного тяготения знают все!»

Менделеев и аромакология

Создать собственный уникальный аромат, используя натуральные ароматы розы, пачули, апельсина, мускуса, сандала и еще пары десятков различных эфирных масел, смогли посетители мастер-класса по аромакологии. Актер в облике Дмитрия Менделеева рассказывал участникам истории, связанные с ароматами и химией. Вот некоторые из них.

«Ароматы… А знаете ли вы, что известный поэт Серебряного века Александр Блок полюбил мою дочь, Любовь Дмитриевну, именно из-за ее духов «Coeur de Jeannette»? В них соединились роза и тубероза, жимолость и сирень, флердоранж и цветы гвоздики, а база состояла из теплых, сладких нот сандала, амбры и натурального мускуса. Александр Блок был неравнодушен к запахам. После женитьбы он настаивал, чтобы Люба не меняла духи, — настолько она ассоциировалась у него с «Coeur de Jeannette»».

«Кстати говоря, именно мы вместе с адмиралом Макаровым затеяли строительство первых российских ледоколов для освоения Крайнего Севера. А как пахнет на северных берегах нашей необъятной родины! Создатель знаменитых духов «Chanel № 5» парфюмер Эрнест Бо рассказывал, как придумал аромат, впоследствии ставший самым продаваемым в мире: «Часть моей военной кампании прошла на севере Европы, за полярным кругом, во время полуночного солнцестояния, когда озера и реки излучают особую свежесть. Этот характерный запах я сохранил в своей памяти, и после больших усилий и трудов мне удалось воссоздать его». Север Европы, о котором говорит парфюмер, — Архангельская область».

Загадки Леонардо и Академия наук

Идеи Леонардо да Винчи до сих пор вдохновляют инженеров и конструкторов. Воссозданный по его макетам орнитоптер в сочетании с современными технологиями позволил гостям фестиваля совместить настоящий полет и VR-экскурсию.

Посетители локации узнали, что египетские пирамиды, искусственный спутник Земли, атомная станция или суперкомпьютер — все это инженерные достижения. Оказавшись в импровизированной мастерской одного из самых известных инженеров на планете, они смогли оценить прогрессивность мысли Леонардо да Винчи и в буквальном смысле взмыть на улучшенной версии его летательного аппарата. Кстати, слова «инженер» и «гений» этимологически родственны, и гости фестиваля убедились в этом в полной мере.

А для любителей игр, в которых сочетаются интеллект, азарт и динамика, организаторы фестиваля специально разработали тактильный динамический ребус. Надев специальные маски, закрывающие глаза, участники игры получали объемные буквы. Затем им нужно было отгадать слово и составить его из имеющихся букв, передавая их друг другу в нужном порядке, а также успеть составить как можно больше слов всего за три минуты.

Клуб Эйнштейна

«Моя теория относительности — всего лишь детская игра по сравнению с детской игрой!» — говорил Альберт Эйнштейн. На одноименной локации участников фестиваля ждали инженерные игры, которые помогали понять, как работают самые смелые математические теории, а актер в образе знаменитого физика задавал посетителям вопросы и объяснял сложные физические законы на простых примерах.

«Как вы думаете, сколько человек в мире понимают теорию относительности? На самом деле, совсем немного. Но зато все знают, как она называется, — потому что я однажды показал язык назойливым фотографам. Сейчас их называют папарацци. Так что все в мире относительно: я открыл, как физика работает на уровне Вселенной, а славу мне принес высунутый язык. Кстати, ирония судьбы: Нобелевскую премию я получил за открытие фотоэффекта».

Азарт и аккуратность, логика и расчет, память и внимание — все эти качества пригодились игрокам. Даже наблюдать за процессом игры было настолько увлекательно, что в «Клубе Эйнштейна» поток посетителей не иссяк и после завершения фестиваля.

Отвечая на вопросы знаменитого ученого, посетители локации узнали, что его знаменитую формулу Е = мс2 можно встретить в обычной жизни. «Когда вы зажигаете спичку, при реакции горения материя (дерево) частично превращается в энергию. Когда вы едите бутерброд, еда, которую вы перевариваете, тоже частично становится энергией, необходимой вашему организму. А еще эту формулу можно найти в активной зоне атомного реактора и в недрах Солнца, как и любой другой звезды», — объяснял взрослым и детям Эйнштейн.

Наука впечатлений

«Физика редко становится любимым предметом в школе, а ведь именно она описывает окружающий нас мир. Мы решили показать и детям, и взрослым, что наука может быть увлекательной и ее можно найти везде: и в процессе смешивания ароматов, и в логических играх, и в звуках, которые нас окружают. Наш главный результат — школьники, которые сначала приходили к нам со своими педагогами, а потом возвращались с родителями, братьями и сестрами. Именно так и складываются неформальные сообщества — из общих интересов и увлечений», — рассказала Светлана Жульева, руководитель Информационного центра по атомной энергии Курска.

«Лучший способ заинтересовать зрителей — это вызвать у них эмоции. И мне кажется, что у нас это получилось. Ребята из местных танцевальных коллективов, которые создавали хореографическую композицию в моноспектакле, так глубоко погрузились в материал, что даже самые маленькие зрители не могли оторваться от просмотра — настолько сильным было впечатление», — поделился Николай Страмоусов, хореограф моноспектакля «Игорь Курчатов», менеджер по развитию ИЦАЭ Воронежа.

В общей сложности на территории курчатовского Дома культуры за пять часов побывали более 4000 человек — школьники, их родители, дедушки с бабушками и даже мэр Курчатова Игорь Корпунков.