На прочном фундаменте

Зарубежный опыт

Как в Китае развивается культура ядерной безопасности

Культура ядерной безопасности является одной из ключевых основ стратегии и, можно сказать, философии «атомного чуда» Китая. Постоянное повышение эффективности оценки и развития культуры безопасности вносит значительный вклад в обеспечение ядерной безопасности атомных энергетических технологий КНР и повышает их конкурентоспособность на мировом рынке. Знакомим читателей «Вестника атомпрома» с эволюцией концепции культуры ядерной безопасности в КНР, методологией и практикой ее оценки и развития, а также с особенностями и отличиями от мировых трендов и российского подхода.

Атомная отрасль Китая: большие планы

Китай в 14-ом пятилетнем плане, охватывающем 2021–2025 гг. с перспективой до 2035 г., ставит задачу увеличить мощности атомной энергетики до 70 ГВт к 2035 г. (на май 2022 г. мощности составляли 52 ГВт). Согласно последнему отчету Китайского института ядерных стратегических исследований, по состоянию на май 2022 г. в материковом Китае строится 15 атомных энергоблоков общей установленной мощностью 15,5 ГВт (по этому показателю страна занимает первое место в мире в течение последних 15 лет).

Юлия Валентиновна Черняховская — заместитель генерального директора по ядерной инфраструктуре АО «Русатом Сервис», доцент кафедры экономики и менеджмента в промышленности факультета бизнес-информатики и управления комплексными системами НИЯУ МИФИ, кандидат экономических наук.

Эдуард Васильевич Волков — директор Обнинского научно-исследовательского центра (ОНИЦ) «Прогноз», эксперт МАГАТЭ, ВАО АЭС.

Авторы благодарят сотрудников региональных центров «Росатом — Юго-Восточная Азия» и «Росатом — Восточная Азия» за ценные замечания и уточнения по материалам статьи.

Коротко об авторах

А что за рубежом? В 2010 году Китай выдвинул инициативу «Один пояс, один путь», ее суть — продвижение новой модели международного сотрудничества и развития с помощью укрепления региональных двусторонних и многосторонних механизмов взаимодействия с участием Китая. В рамках этой инициативы Китай подписал более 200 документов со 148 странами и 32 международными организациями. Согласно инициативе «Один пояс, один путь», к 2030 году страны, присоединившиеся к этому проекту с его новой моделью кооперации с предприятиями КНР, построят 107 новых атомных энергоблоков общей установленной мощностью 115 ГВт, что составит 81% мирового рынка атомной энергии за пределами Китая (сюда относятся проекты в странах Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки и Европы, например Замбии, Египте, Вьетнаме, Бангладеш, ОАЭ, КСА, Казахстане, Узбекистане, Индонезии, Филиппинах, Польше, Чехии, Никарагуа).

Особое место в плане развития атомной отрасли Китая отводится развитию культуры ядерной безопасности для претворения в жизнь концепции «рациональности, координации и прогресса», предложенной председателем КНР Си Цзиньпином в отношении ядерной безопасности Китая. Потрясает не только масштаб планов КНР, но и пристальное внимание к деталям и их педантичная отработка.

Последовательное укрепление культуры ядерной безопасности Китая — это еще один «кирпичик» программы трансфера зарубежных технологий в Китай (американского проекта AP-1000, французского EPR-1600 и др.) и повышения конкурентоспособности китайских ядерных технологий и оборудования на мировом рынке, которое идет по нескольким направлениям.

Во-первых, это получение референции для собственного проекта реактора поколения III Hualong One (HPR1000): подключение к сети пятого блока АЭС «Фуцин» в ноябре 2020 г. ознаменовало выход Китая из-под «патентного ига» иностранных компаний и официальное вступление в ряды передовых стран — поставщиков АЭС для зарубежных заказчиков. В марте 2021 г. получена первая экспортная референция — второй энергоблок АЭС «Карачи» (Пакистан) с реактором Hualong One подключен к сети (третий энергоблок — в марте 2022 г.).

Второе направление — «аккредитация» китайского проекта зарубежными партнерами, т.е. получение одобрения в рамках проекта на площадке Агентства по ядерной энергии Организации экономического сотрудничества и развития (MDEP NEA OECD) в 2017 г.; получение сертификата на соответствие требованиям Клуба эксплуатирующих организаций Европы в 2020 г. и, наконец, положительное заключение Управления по ядерному регулированию и Агентства по охране окружающей среды Великобритании, выдавших разрешение на допуск проекта на внутренний энергетический рынок Великобритании в рамках лицензионного процесса Generic Design Assessment в феврале 2022 г.

Третье направление связано с постоянным развитием нормативно-правовой базы для соответствия самым современным нормам безопасности при содействии МАГАТЭ, для чего, помимо прочего, в 2010 г. в Китай была приглашена первая экспертная миссия МАГАТЭ по регулирующей основе (IRRS), а в 2016 г. проведена повторная миссия. Логика простая — только самая современная нормативная база позволит разработать и создать самые конкурентоспособные на мировом рынке технологии АЭС.

Эволюция требований к оценке и развитию культуры ядерной безопасности

Благодаря последовательным усилиям по укреплению культуры ядерной безопасности после аварии на АЭС «Фукусима» в Китае утвержден ряд нормативно-правовых актов для построения и оценки культуры ядерной безопасности, а также реализованы пилотные мероприятия на объектах атомной отрасли, прежде всего АЭС, что в целом повторяет общемировой опыт.

Сентябрь 2014 г. Госуправление по ядерной безопасности запустило годовую программу по анализу и развитию культуры безопасности на предприятиях атомной отрасли КНР, включая АЭС, исследовательские реакторы, предприятия ядерного топливного цикла и неэнергетического применения ядерных технологий.

Январь 2015 г. Вышло Заявление о политике в области культуры ядерной безопасности — совместный документ регулирующего органа и курирующих ведомств (Госуправления по ядерной безопасности КНР, Госуправления по делам энергетики и Госуправления по науке, технологиям и промышленности национальной обороны). В заявлении описаны восемь характеристик культуры ядерной безопасности и провозглашена необходимость «содействовать экспертной оценке, поощрять деятельность третьих сторон по оценке для развития и укрепления на практике культуры ядерной безопасности, учиться на успешном опыте, своевременно выявлять проблемы, активно исправлять и совершенствовать слабые места».

2016 г. В рамках повторной экспертной миссии МАГАТЭ по комплексной оценке регулирующей деятельности (IRRS) отмечено, что уже в тот период 12-й пятилетний план развития ядерной безопасности КНР соответствовал Общим требованиям по безопасности (GSR) в области лидерства и управления в целях безопасности, включая культуру ядерной безопасности. Регулирующий орган — Госуправление по ядерной безопасности — развивает собственную культуру ядерной безопасности: выпущено Руководство по интегрированной системе менеджмента для ядерной и радиационной безопасности, создано отдельное подразделение по изучению и разработке необходимых документов в области культуры ядерной безопасности, которое также отвечает за повышение квалификации в области культуры безопасности на предприятиях атомной отрасли КНР.

2017 г. На основе Заявления о политике в области культуры ядерной безопасности Госуправление по ядерной безопасности КНР выпустило Положение о культуре ядерной безопасности, в котором представлено руководство по проведению мероприятий оценки культуры безопасности по 8 характеристикам, 36 показателям и 153 примерам передовой практики на АЭС. Положение разработано на базе документов МАГАТЭ, ВАО АЭС и стран с развитой атомной энергетикой, а также с учетом 30-летнего опыта Китая в атомной энергетике. В этом же году выпущен 13-й пятилетний план развития ядерной безопасности, предотвращения и контроля радиоактивного загрязнения в перспективе до 2025 г., в котором содержится требование «создать механизм оценки культуры ядерной безопасности». За реализацию плана отвечают Министерство охраны окружающей среды (в лице подчиняющегося ему Госуправления по ядерной безопасности), Госкомиссия по развитию и реформам, казначейство, Госуправление по делам энергетики, Госуправление науки, технологий и промышленности национальной обороны.

Январь 2018 г. Официально опубликован проект закона КНР о ядерной безопасности, в котором юридически закрепляется, что операторы АЭС должны соответствовать требованиям по развитию и укреплению культуры ядерной безопасности. Согласно ст. 9 проекта закона, «оператор ядерной установки и поставщики оборудования, предприятия машиностроения и смежные организации должны активно развивать культуру ядерной безопасности, которая интегрирована во все аспекты производства, эксплуатации, исследований и управления». В рамках проекта закона ядерный регулятор Китая подчеркивает важность проведения пилотных проектов в области самооценки, оценки и развития культуры безопасности с последующим распространением полученного опыта. (Согласно сообщению заместителя председателя Управления по атомной энергии Китая (China Atomic Energy Authority) Д. Баотона на открытии первой конференции МАГАТЭ по ядерному праву в апреле 2022 г., законопроект о ядерной безопасности КНР представлен в Парламент на рассмотрение и принятие в марте 2022 г.). Кроме того, вопросы культуры безопасности отражены в Национальном плане по аварийной готовности в атомной отрасли Китая.

Май 2018 г. Госкомиссия по развитию и реформам, Госуправление по делам энергетики, Министерство экологии и окружающей среды и Госуправление по науке, технологиям и промышленности национальной обороны совместно опубликовали Руководящие положения по дальнейшему укреплению управления безопасностью эксплуатации атомной энергетики, в которых для развития культуры ядерной безопасности предлагается «изучить и сформулировать систему атрибутов для оценки, сочетающую качественные и количественные показатели, с тем чтобы состояние культуры ядерной безопасности можно было инспектировать и количественно оценивать; АЭС должны регулярно проводить самооценку культуры безопасности, осуществлять деятельность по взаимной или внешней оценке, своевременно выявлять недостатки и слабости, учиться на передовом опыте и повышать уровень культуры ядерной безопасности».

Практика оценки культуры ядерной безопасности

Большинство организаций атомной отрасли Китая (все операторы АЭС и крупнейшие поставщики — изготовители оборудования, поставщики услуг) проводят мероприятия по формированию и оценке культуры ядерной безопасности.

Согласно 13-му пятилетнему плану по ядерной безопасности, предотвращению и контролю радиоактивного загрязнения в перспективе до 2025 года, Госуправление по ядерной безопасности развивает механизм надзора и оценки культуры ядерной безопасности как части ежегодных инспекций деятельности по обеспечению ядерной безопасности, а также отвечает за продвижение подходов к оценке и развитию единой концепции культуры ядерной безопасности. 

В рамках этой работы Госуправление по ядерной безопасности проводит общенациональные конференции по обмену опытом и извлеченным урокам, а также тематические форумы для поставщиков оборудования и услуг. В целях популяризации знаний о ядерной безопасности и культуре безопасности Госуправление разработало и реализует план действий в области коммуникаций по вопросам культуры безопасности, публикует разъяснительные материалы и новости на своем сайте и в официальном аккаунте в сети WeChat (запущенной в Китае в 2011 г. и сейчас объединяющей свыше 1,5 млрд человек по всему миру). Целевой аудиторией являются не только предприятия атомной отрасли, но и общественность и региональные власти. Например, вопросы культуры ядерной безопасности освещаются в рамках ежегодного Всенародного дня воспитания правильного отношения к государственной безопасности, чтобы повысить осведомленность молодежи (начиная со школьников).

Поставщикам оборудования и услуг уделяется особое внимание — согласно последнему национальному докладу 2019 г. в рамках Концепции по ядерной безопасности, развитие культуры безопасности у генеральных подрядчиков и субподрядчиков проектов АЭС является вызовом и зоной роста атомной отрасли Китая. Госуправление по ядерной безопасности стимулирует предприятия, поставляющие номенклатуру, важную для безопасности, и работающие на основании соответствующих лицензий, публиковать их собственные политики и задачи в области развития культуры ядерной безопасности, проводит проверки их программ обеспечения качества и представляет специальные руководящие документы по культуре безопасности для предприятий — поставщиков оборудования и услуг (представителей их правовых департаментов для издания внутренних правовых актов). Оценка культуры ядерной безопасности является составной частью всеобъемлющих инспекций регулятора, проводимых на предприятиях — изготовителях оборудования для АЭС.

После выпуска Характеристик культуры ядерной безопасности Китайская ассоциация ядерной энергетики (China Nuclear Energy Association, CNEA) выпустила Стандарты экспертной оценки и примеры культуры ядерной безопасности на атомных электростанциях. С 2017 г. Китайская ассоциация ядерной энергетики реализует практику коллегиальной оценки культуры ядерной безопасности АЭС на базе единых отраслевых стандартов, а также проводит регулярные обучающие мероприятия в области оценки и развития культуры ядерной безопасности. Регулятор (Госуправление по ядерной безопасности) именно ассоциации CNEA в 2017 г. поручил провести первые оценки культуры безопасности на пилотных 10 предприятиях — проектировщиках и поставщиках оборудования для атомной отрасли. Кроме того, CNEA сформировала группу старших экспертов и создала коммуникационную платформу для обмена информацией.

Практика компаний

Компании — эксплуатирующие организации АЭС, пользуясь единой нормативной базой, реализуют свои мероприятия в области оценки и развития культуры ядерной безопасности с некоторыми различиями, принимая собственные стандарты и развивая сотрудничество с отраслевыми или зарубежными партнерами. Важная роль отводится повышению квалификации персонала АЭС в области культуры безопасности и предотвращения человеческих ошибок как на самих АЭС, так и на предприятиях-поставщиках для АЭС. С 2018 г. начинает развиваться практика оценки культуры ядерной безопасности в подрядных организациях АЭС (на предприятиях, являющихся поставщиками оборудования и услуг) силами собственного персонала заказчика (АЭС). Помимо оценки культуры безопасности, АЭС отвечала за выработку рекомендаций по улучшению в этой области для своих подрядных организаций. Все операторы АЭС стараются объединять усилия по развитию персонала в области культуры ядерной безопасности, организуя совместное обучение, мероприятия по обмену опытом и конкурсы.

China General Nuclear Power Corporation (CGNPC) использует Характеристики превосходной культуры ядерной безопасности Института эксплуатации атомной энергетики США (INPO). 

China National Nuclear Corporation (CNNC) разработала десять принципов превосходной культуры ядерной безопасности Китая в ядерной энергетике, дополнив американскую модель культуры безопасности характеристикой «Построение гармоничных связей с общественностью».

State Power Investment Group Co. (SPIC) создала у себя единый центр ответственности за продвижение культуры ядерной безопасности для осуществления надзора, проверок и оценки культуры ядерной безопасности на своих АЭС.

Shandong Nuclear Power начала систематическую самооценку культуры ядерной безопасности в 2018 г. В сентябре 2020 г. компания провела пилотную проверку культуры ядерной безопасности Шаньдунской АЭС, в результате которой выделены собственные характеристики культуры ядерной безопасности, отличные от других компаний.

Huaneng Shandong Shidaowan Nuclear Power Co., Ltd. выпустила серию документов, таких как Управление культурой ядерной безопасности, в которых разъясняются методы, правила, требования и управление оценкой культуры ядерной безопасности, и в декабре 2014 г. провела самооценку культуры ядерной безопасности. В декабре 2017 г. Китайская ассоциация ядерной энергетики была приглашена для проведения коллегиальной оценки культуры ядерной безопасности, углубленного изучения предложений по улучшению, формулирования мер по устранению недостатков и надзора за их выполнением. Компания придерживается принципа «безопасность и качество превыше всего». Опираясь на международный и собственный опыт, компания разработала систему управления информацией (включая наблюдения и рекомендации), создав базу данных из более чем 3000 угроз безопасности и сформировав 72 стандартных документа с наблюдениями и рекомендациями, которые улучшили аспекты управления безопасностью и повысили осведомленность всех сотрудников о ядерной безопасности.

Проблемы оценки культуры ядерной безопасности

Китайские эксперты (прежде всего Госуправление по ядерной безопасности) после более чем 10 лет практики обнаружили следующие проблемные аспекты в области оценки культуры ядерной безопасности с точки зрения механизма управления, организации и проведения оценки.

1. Частота оценки. Мероприятия по оценке культуры ядерной безопасности на АЭС Китая проводит целый ряд заинтересованных сторон: государственные регулирующие органы (Госуправление по ядерной безопасности и его региональные филиалы), управляющие компании операторов АЭС (акционерные общества) и внешние организации в стране и за рубежом (МАГАТЭ, ВАО АЭС и т.д.). Дублирующие друг друга работы по самооценке и оценке культуры безопасности по различным методикам и наборам атрибутов обременительны для руководства и персонала АЭС.

2. Различные критерии оценки. Китайские подходы к оценке культуры безопасности развивались с учетом и под влиянием методик и извлеченных уроков МАГАТЭ, ВАО АЭС, Института эксплуатации атомной энергетики США (INPO), проектов под эгидой Агентства по атомной энергии ОЭСР (NEA OECD) и других международных организаций. В результате сформировались различные классификации характеристик и атрибутов модели оценки культуры безопасности, разные методы обработки данных, что сделало результаты оценок разных АЭС и предприятий — поставщиков оборудования и услуг плохо сопоставимыми друг с другом.

3. Эффективность и адекватность оценки. Достижение качественной, всесторонней и достоверной оценки культуры ядерной безопасности связано с проблемой неопределенности, которая зависит от многих факторов (опыт и отношение членов команды к оценке, понимание стандартов оценки, контроль процесса оценивания, прозрачность и актуальность/своевременность предоставляемых данных). Все указанные факторы оказывают влияние на эффективность и достоверность оценки, ее корректное отражение реальной ситуации на предприятии. 

Направления развития оценки культуры ядерной безопасности

Для преодоления вышеуказанных проблем, а также для выполнения задач расширения атомной отрасли КНР эксперты Госуправления по ядерной безопасности и других организаций отрасли рассматривают следующие решения (с учетом рекомендаций международных экспертов МАГАТЭ, NEA OECD, итогов экспертных миссий IRRS и др.).

1. Стандартизация процедуры и критериев оценки. Необходима дальнейшая оптимизация системы оценивания, улучшение универсальности критериев оценки и повышение уровня квалификации специалистов, проводящих оценку. Важно установить в отрасли единый стандарт оценки культуры ядерной безопасности, а также сформулировать прозрачные стандартизированные процедуры инспекции сугубо по культуре ядерной безопасности для АЭС или предприятия-изготовителя. В частности, рекомендуется постоянно оптимизировать содержание и повышать стандартизацию анкеты; уделять больше внимания этапу подготовки к оценке в части рассмотрения пакета документов; оптимизировать банк вопросов оценочного интервью, повышая уместность и точность вопросов. Классификация и проверка субъективных и объективных данных обеспечивает размер и репрезентативность выборки, а также повышает достоверность данных и достоверность заключения по результатам оценки. Необходимо разрабатывать руководства с типовыми практическими рекомендациями по развитию культуры ядерной безопасности на предприятиях разных типов (оператор или поставщик оборудования/услуг).

2. Повышение квалификации пула экспертов. Необходимо развивать пул экспертов по оценке (прежде всего, инспекторов Госуправления по ядерной безопасности) и вести учет реализованных проектов для удовлетворения растущих потребностей атомной отрасли страны. Важно повышать квалификацию специалистов, проводящих оценку, за счет обучения и мониторинга их профессиональных знаний и навыков. Обучение специалистов следует проводить с использованием методов авторизации по всем инструментам оценки культуры безопасности (наблюдение, интервью, анализ документов, анкетный опрос и др.), по стандартизированным учебным материалам, сосредоточив внимание на знании стандартов безопасности и навыках проведения оценки.

3. Расширение пула экспертов, развитие наставничества, улучшение процесса оценки. Основываясь на предыдущей практике оценки, рекомендуется выбрать экспертов, которые накопили опыт работы в области культуры ядерной безопасности, и добавить наблюдателей для помощи специалистам, проводящим оценку, в их работе (развивая институт наставничества). Следует уделять внимание предоценочной подготовке (как этапу обучения): на этом этапе опытные и молодые специалисты должны досконально познакомиться со стандартами, методами и процедурами оценки, определить потребности оцениваемых АЭС. Далее наставник-руководитель должен исполнять роль координатора и помогать руководителю группы в планировании, организации и исполнении всего процесса. По итогам наставник должен проанализировать работу специалистов, проводящих оценку, выдвинуть предложения по улучшению, организовать короткое итоговое совещание в течение одной недели после завершения работы, где будут выслушаны и эксперты группы оценки, и представители оцениваемого предприятия, провести разбор возникших проблем и выработать предложения по улучшению процесса оценки.

4. Систематизация опыта оценки в общеотраслевой базе. Необходимо обобщать опыт проведенных оценок, систематизировать обратную связь и повышать эффективность оценки культуры ядерной безопасности. Для этого Госуправление развивает общеотраслевую базу данных по оценке культуры ядерной безопасности — онлайн-систему по аккумулированию лучших практик, извлеченных уроков и обратной связи. Необходимо проводить регулярный анализ собранных данных, углубленное исследование закономерностей оценки и тенденций развития, а также публиковать аналитические отчеты для заинтересованных сторон.

5. Создание механизма координации для оптимизации распределения ресурсов. В целях оптимизации мероприятий по оценке и развитию культуры ядерной безопасности предлагается проводить совместные (перекрестные) оценки общими командами экспертов, унифицировать методики (до уровня показателей) и наладить обмен нечувствительной информацией между АЭС. С целью снижения нагрузки на персонал АЭС рекомендуется рационализировать периодичность проведения процедур оценки. В случае, если обнаружены признаки ослабления по определенным параметрам, то компенсирующие мероприятия должны фокусироваться именно на данных областях. При этом следует отслеживать и учитывать тенденции развития методологии оценки культуры ядерной безопасности в мире.

Особенности китайского опыта

Развитие культуры ядерной безопасности, равно как и системы оценки культуры ядерной безопасности, не может произойти одномоментно. Китайская стратегия развития культуры ядерной безопасности охватывает все основные этапы, от самооценки до выработки и реализации компенсирующих мероприятий. Развитие происходит последовательно и включает в себя разработку нормативно-правовой основы, подготовку кадров и анализ извлеченных уроков при систематической сверке с общемировыми тенденциями.

Регулирующий орган в атомной отрасли Китая — Госуправление по ядерной безопасности — демонстрирует приверженность безопасности и лидерскую позицию в организации собственной деятельности по развитию культуры безопасности. Регулирующий орган уделяет особое внимание развитию культуры безопасности в тех организациях, которые входят в цепочку поставщиков для проектов АЭС. При проведении оценки культуры ядерной безопасности в КНР на этапе анализа полученных данных, характеризующих текущий уровень культуры безопасности, используется модель, разработанная с учетом рекомендаций МАГАТЭ, ВАО АЭС.

В Китае наблюдается потребность гармонизации подходов по критериям оценки культуры безопасности. Такой проблематики не существует в России в силу унификации всех подходов к оценке и развитию культуры безопасности через централизованное управление АО «Концерн «Росэнергоатом».

Еще одно наблюдение. В отличие от вопросов оценки культуры ядерной безопасности, в Китае до сих пор не отражены в достаточной степени в части разработки методологических и регламентирующих документов следующие аспекты: мероприятия по развитию и совершенствованию культуры ядерной безопасности; интегрирование культуры безопасности в систему управления предприятий отрасли; определение и оценка эффективности корректирующих действий по результатам оценки культуры ядерной безопасности.

Опыт проведения внешних оценок культуры безопасности организациями атомной промышленности КНР в подрядных организациях можно рассматривать как положительную практику, которую можно использовать предприятиям госкорпорации «Росатом». Сейчас в российской практике развивается опыт аудитов подрядных организаций — поставщиков оборудования и услуг для международных проектов (например, АЭС «Пакш-2»), которые направлены на оценку деятельности по развитию и совершенствованию культуры безопасности. Аналогичные требования есть и в рамках экспертных миссий МАГАТЭ (Operation Safety Review Team — OSART) и партнерских проверок ВАО АЭС на российских АЭС (согласно которым АЭС начинали предъявлять запросы к поставщикам в части культуры безопасности). Аналогичный подход перспективно рассмотреть и для других проектов в России и за рубежом.