Арктическая гидрография
Гидрографическое предприятие подводит итоги 2022 года
В этом году все предприятия отрасли работают в новых, экстремально сложных условиях. «Вестник атомпрома» узнал, как это получается у ФГУП «Гидрографическое предприятие».
Новые вызовы Севморпути
После 24 февраля 2022 года Гидрографическое предприятие столкнулось с большим количеством вызовов. «Это запрет для зарубежных партнеров на работу с российскими компаниями, изменение глобальной логистики, ограничения в технологиях и финансировании», — перечисляет генеральный директор Гидрографического предприятия Александр Бенгерт.
В мае СМИ сообщили о том, что подрядчики из большой четверки европейских дноуглубительных компаний, которые обеспечивали более 98% дноуглубительных работ в российских портах, отказались от участия в российских арктических инфраструктурных проектах. При этом российский рынок дноуглубления сильно зависит от участия иностранных компаний. «В мире представлены пять компаний, которые способны выполнять необходимые объемы работ в условиях ограниченного периода навигации в Арктике, — это большая европейская дноуглубительная четверка и китайская компания СССС. Существующий российский морской технический флот уступает флоту ведущих зарубежных компаний по составу, производительности, технической оснащенности и технологиям, что не позволяет обеспечить выполнение задач по развитию морской портовой инфраструктуры», — сообщило отраслевое издание «ПортНьюс».
Задачи же поставлены амбициозные — капитальные дноуглубительные работы по ключевым проектам суммарно составляют более 30 млн м3 вплоть до 2025 года. Причем решение вопроса с дноуглублением не может быть отложено, инфраструктура Севморпути находится на особом контроле у правительства и президента страны.
Сейчас Гидрографическое предприятие изучает вопрос развития собственных дноуглубительных мощностей. Предприятие уточнило потенциальную инвестпрограмму, которая завязана на технический флот, необходимый для решения собственных задач на Севморпути. По предварительным оценкам, общий объем инвестиций для реализации программы может составить более €200 млн. Рассматривается как строительство нового флота, так и покупка судов на вторичном рынке.
Защита для «Утреннего»
Несмотря на сложную политическую обстановку, Гидрографическое предприятие продолжает выполнять текущую работу на Северном морском пути. Так, в сентябре 2022 года был завершен ключевой этап на строительстве ледозащитных сооружений на терминале сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний» в морском порту Сабетта — погружение свайного основания. Южное и Северное ледозащитные сооружения, которые предприятие возводит в рамках строительства терминала, защитят акваторию от дрейфующего льда, способного повредить причалы и суда. Протяженность Северного ледозащитного сооружения — 1,3 км, Южного — 3,1 км.
В общей сложности при возведении ледозащиты на «Утреннем» было погружено 5759 свай длиной от 21,5 до 62,2 м. Параллельно проводилась установка в сваи армокаркасов, раскрепление свайного основания, армирование и бетонирование верхнего строения ледозащитных сооружений. Общий вес металлоконструкций превысил 165 тыс. тонн, а общий объем бетона для устройства верхнего строения ледозащитных сооружений — 83 тыс. м3. Завершить возведение ледозащитных сооружений Гидрографическое предприятие планирует в декабре 2022 года.
Капитальные дноуглубительные работы на подходном канале и в акватории терминала «Утренний» предприятие закончило еще в прошлом году, общий объем извлеченного грунта превысил 24 млн м3. В результате на подходном канале и в акватории терминала была достигнута глубина 15 м, хотя в начале работ на отдельных участках она не превышала 2–3 м.
Гидрографы года
В летнюю навигацию 2022 года Гидрографическое предприятие выполняет работы согласно плану навигационно-гидрографического обеспечения (НГО) акватории Севморпути. Для этого у предприятия есть собственный флот — катера и исследовательские суда с эхолотами. За год необходимо исследовать 45,2 тыс. линейных км.
В сентябре специалисты предприятия выполнили съемку рельефа дна пролива Вилькицкого в объеме 2,2 тыс. линейных км. Пролив Вилькицкого отделяет полуостров Таймыр от архипелага Северная Земля и соединяет Карское море с морем Лаптевых. Этот пролив — важнейший участок судоходства, через который одновременно проходят основная и альтернативная трассы Северного морского пути. Данные по промерам обновлены впервые с 1964 года. С гидрографической точки зрения этот пролив — один из самых сложных участков. «Дело в том, что гидрографические работы в проливе можно проводить в очень короткий период времени — начиная с третьей декады августа и не более трех недель. В остальное время пролив покрыт льдом, без ледокольной проводки пройти крайне сложно. Благодаря оперативной организации работ нам удалось провести съемку рельефа дна в безледовый период за 14 дней», — поясняет начальник отдела комплексной гидрографической экспедиции Гидрографического предприятия Михаил Ращупкин.
В 2021 году Гидрографическое предприятие выполнило рекордный в истории современной России объем исследований акватории Севморпути — 41,5 тыс. линейных км. Несмотря на сложные гидрометеорологические и ледовые условия навигации прошлого года, в части гидрографических работ план навигационно-гидрографического обеспечения (НГО) был выполнен на 102,5%.
Росатом оценил труд гидрографов по достоинству — в 2022 году в конкурсе «Человек года Росатома» появилась новая дивизиональная номинация «Гидрограф». Первое место в номинации занял главный специалист отдела комплексной гидрографической экспедиции предприятия Дмитрий Одиноков. Второе место досталось ведущему специалисту комплексной гидрографической экспедиции Вячеславу Шеховцову, третье — ведущему специалисту отдела средств навигационного оборудования Роману Сафонову.
К умным буям
Для обеспечения безопасности судоходства Гидрографическое предприятие системно оснащает средства навигационного оборудования (СНО) Севморпути современными устройствами. В прошлом году в рамках процесса новой расстановки буев на морском канале Обской губы Карского моря впервые были установлены буи, оснащенные станциями автоматической идентификационной системы (АИС). Такие станции передают в эфир радиосигнал, позволяющий судам идентифицировать тип буя и его координаты при любых погодных условиях.
В марте 2022 года Гидрографическое предприятие заключило договор на поставку оборудования для создания опытной системы мониторинга работы СНО на реке Енисей. При помощи этого оборудования специалисты могут проводить удаленный мониторинг работы СНО: определять геолокацию и уровень заряда батарей, контролировать работу светодиодов. Это позволяет оперативно выявлять и устранять неисправности в работе. «Для проведения опытной эксплуатации оборудования мы выбрали СНО, установленные на участке реки Енисей от мыса Сопочная Карга до Дудинского морского порта. Это один из самых оживленных участков судоходства на Севморпути — здесь ежегодно растет грузопоток, планируется реализация новых инфраструктурных проектов, поэтому крайне важно обеспечить бесперебойную работу СНО», — рассказывает главный инженер Гидрографического предприятия Андрей Олейников.
Сбор данных организован следующим образом: собранная информация передается от буя к бую по радиоканалу, сводится на береговых знаках, а затем по спутниковому каналу связи передается в петербургский офис Гидрографического предприятия. Новое оборудование в рамках госконтракта поставлено научно-производственным предприятием «Радар ммс». После окончания опытной эксплуатации будет рассмотрена возможность установки на оборудование дополнительных датчиков, которые позволят контролировать метеорологические, экологические, гидрологические и другие параметры участка акватории Севморпути.
С новым судном!
В навигацию 2022 года к работе на трассах Северного морского пути приступило новое судно Гидрографического предприятия «Александр Парфенов». Это судно ледового класса Ice3 проекта BLV03, предназначенное для перевозки, установки и обслуживания средств навигационного обеспечения. При необходимости на судно можно установить эхолот для выполнения гидрографических работ. В этом году «Александр Парфенов» поработает в Карском море, Енисейском заливе и Обской губе. Основные работы — установка на береговых навигационных знаках автономных источников питания и съемка плавучих предостерегательных знаков.
Судно «Александр Парфенов» построено на Зеленодольском заводе им. Горького в Республике Татарстан в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути» по программе госкорпорации «Росатом» по строительству и модернизации гидрографического флота для ФГУП «Гидрографическое предприятие». По той же программе завод достраивает второе судно проекта BLV03 «Всеволод Пересыпкин». Кроме того, Балаковский судостроительно-судоремонтный завод достраивает для Гидрографического предприятия два гидрографических катера ледового класса Ice3 проекта Е35.Г «Юрий Бабаев» и «Юрий Осокин».
Безопасное мореплавание
Еще одно направление работ Гидрографического предприятия — организация лоцманских проводок. Лоцманом называют судоводителя, имеющего стаж работы капитаном и хорошо знающего район плавания, в котором осуществляется лоцманская проводка. В обязанности лоцмана, помимо обеспечения безопасности мореплавания, входит мониторинг экологической обстановки и контроль правильности действий экипажа проводимого судна.
Лоцманский отдел Гидрографического предприятия уже оказывает услуги по лоцманским проводкам на морском участке реки Енисей (от мыса Сопочная Карга до Дудинского морского порта), а также в порту Сабетта. С сентября 2022 года Гидрографическое предприятие приступило к оказанию лоцманских услуг в порту Диксон. Сертификаты на право заниматься лоцманской деятельностью на участке № 2 порта Диксон получили три лоцмана предприятия.
Морской порт Диксон расположен в юго-восточной части Карского моря у входа в Енисейский залив. «К этому порту привязаны такие масштабные проекты, как «Северная звезда» и «Порт бухта Север». Соответственно, грузопоток растет с каждым годом. Для обеспечения безопасности мореплавания при подходах к малоизученным или сложным в навигационном отношении районам или портам необходимо предоставить услуги лоцманской проводки судам, заходящим в порт», — говорит заместитель генерального директора по флоту Гидрографического предприятия Александр Баруев.
Сохранить экосистему
В рамках возмещения ущерба, нанесенного при реализации дноуглубительных работ, Гидрографическое предприятие регулярно проводит экологические мероприятия. В сентябре 2022 года на территории Абалакского экспериментального рыборазводного завода ФГБУ «Главрыбвод», расположенного в Тюменской области,прошелвыпуск рыбы. В реку Иртыш выпущено более 230 тыс. мальков сибирского осетра обской популяции.
41,5 тыс. линейных км
объем исследований акватории Севморпути, выполненный Гидрографическим предприятием в 2021 году. Это рекордный показатель в современной истории России
>165 тыс. тонн
общий вес металлоконструкций при строительстве ледозащитных сооружений на терминале сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний» в морском порту Сабетта
Цифры
Сибирский осетр — краснокнижная рыба, которая обитает в реках Сибири — от Оби до Колымы. Максимальная длина тела рыбы достигает 200 см, а масса — 210 кг. Предельный возраст сибирского осетра — 60 лет. Питается сибирский осетр ракообразными, личинками насекомых, моллюсками и рыбой. В том случае, если темпы выпуска рыбы будут сохраняться из года в год, к 2030 году сибирский осетр перестанет быть исчезающим видом.
«Обская губа, где расположен морской порт Сабетта, — уникальный природный объект, экосистему которого необходимо сохранять. Гидрографическое предприятие проводит работы в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, мы планируем и впредь способствовать восстановлению численности популяции особо ценной породы рыб», — комментирует Александр Бенгерт.