Высокий сезон в высоких широтах
«Атомфлот» готовится к зимне-весенней навигации
«Атомфлот» интенсивно готовится к новой зимне-весенней навигации, чтобы обеспечить бесперебойное перемещение грузов на Северном морском пути. Компания ремонтирует ледоколы, назначает новых капитанов и, конечно, готовится к приемке «Урала» — второго серийного ледокола проекта 22220.
Ремонтная кампания
Летом и в начале осени, когда большая часть или даже весь Севморпуть освобождается от льда, ледоколы встают на плановые ремонты. В сентябре ремонт был в разгаре — в порядок приводили «Таймыр», «Ямал», «50 лет Победы». «Вайгач» прошел ремонт первым, его после всех работ и проверок уже отправили в рейс. Следом, в октябре, в рейсы отправились «Арктика» и «Сибирь».
В августе и начале сентября провели докование «Ямала» в плавучем доке. За это время там был освидетельствован винторулевой комплекс и отремонтированы донно-бортовая арматура и патрубки, корпусные конструкции ледовых ящиков и судовых цистерн. Подводную часть ледокола заново покрасили. После вывода из дока начали перезаряжать реакторные установки ледокола, продолжился ремонт основного технологического оборудования и судовых систем.
Докование «Таймыра» началось в октябре и продлится три недели. На «Таймыре» также проверят винторулевой комплекс, отремонтируют решетки ледовых ящиков и арматуру. Во время общезаводского ремонта приведут в порядок оборудование центрального энергетического отсека, насосы, путевую арматуру и паротурбинные установки.
На ледоколе «50 лет Победы» идет общезаводской ремонт судна. Выполняют его сотрудники производственных участков «Атомфлота» и их коллеги из «Атомэнергоремонта».
К ремонтной кампании в «Атомфлоте» относятся очень внимательно, потому что своевременный выход ледоколов в рейс и их бесперебойная работа обеспечивает выполнение пятилетнего бизнес-плана.
Рабочая расстановка
Ледоколы «Атомфлота» распределены по контрактам до конца 2022 — начала 2023 годов. «Арктика» и «50 лет Победы» будут водить суда по контракту с «Ямал СПГ». Это проект по добыче, сжижению и перевозкам сжиженного газа, контролируемый ПАО «НОВАТЭК». Сырьевая база — Южно-Тамбейское газоконденсатное месторождение. Перевалка идет через морской порт Сабетта.
«Сибирь» и «Вайгач» будут обеспечивать проводку судов для нужд «Норильского никеля». Компания наращивает грузооборот через порт Дудинка. По ее данным, за зимне-весеннюю навигацию (с ноября 2021 года по июнь 2022 года) через Дудинку прошло более 1 млн тонн грузов, на треть больше, чем годом ранее. «Рост объемов связан с реализацией «Норникелем» крупных проектов, которые требуют большого количества грузов», — говорится в релизе компании. Предполагается, что в 2022 году годовой грузооборот Дудинки составит 4 млн тонн. Для сравнения, в 2021 году он составлял 3 млн тонн.
Хроника регулярного рейса
16 июня — выход из Мурманска в Санкт-Петербург
23 июня — начало погрузки у причала «Петролеспорта»
25 июня — переход в Мурманск за дополнительным грузом
8 июля — выход в Петропавловск-Камчатский
21 июля — «Севморпуть» встал на рейдовую стоянку порта Петропавловск-Камчатский
29 июля — выход в Мурманск
11 августа — завершение перехода, «Севморпуть» встал на рейд порта Мурманск
Подробности
«Ямал» будет выполнять обязательства по контракту с «Арктик СПГ 2». Это проект компании «НОВАТЭК», предусматривающий строительство трех технологических линий по производству СПГ общей мощностью 19,8 млн тонн в год и стабильного газового конденсата до 1,6 млн тонн в год. Главная особенность проекта — использование оснований гравитационного типа, которые удерживаются на дне за счет собственного веса и связей нижней части оснований с грунтом. Их еще предстоит построить.
«Таймыр» будет задействован на проектах «Газпром нефти». Компания готовит к отработке Бованенковское и Харасавэйское месторождения.
Перевозки по графику
В этом году «Атомфлот» впервые запустил по СМП регулярные субсидируемые государством каботажные рейсы (обычная практика — перевозка грузов по заявкам) по льготным тарифам между портами Северо-Запада и Дальнего Востока России. Выполняет их атомный лихтеровоз «Севморпуть». Первый рейс уже завершен, «Севморпуть» доставил в Мурманск 21 сорокафутовый контейнер с замороженной рыбой, восемь единиц генеральных грузов (технику) и один сорокафутовый контейнер с оборудованием для буровой установки.
«Несмотря на то, что сейчас 70% площади Восточно-Сибирского моря покрыто однолетним льдом, атомный контейнеровоз «Севморпуть» без ледокольной проводки прошел через всю акваторию Северного морского пути, — отметил после завершения рейса и.о. генерального директора ФГУП «Атомфлот» Леонид Ирлица. — Первый субсидируемый рейс завершен в установленные сроки. Мы создали максимально привлекательные условия для грузоотправителей и выполнили свои обязательства».
В октябре стартовал второй в этом году рейс атомного контейнеровоза на Дальний Восток и в обратном направлении. Загружено 90% грузового объема судна.
Карьерный рост
В этом году в число капитанов ледоколов «Атомфлота» вошли Константин Келарев и Иван Курбатов. Первый стал капитаном «Сибири», второй — капитаном приемочного экипажа «Урала».
Константин Келарев в 2003 году окончил Архангельское мореходное училище им. капитана В. И. Воронина по специальности «техник-судоводитель». С 2017 года и по настоящее время учится в Мурманском государственном техническом университете по специальности «инженер-судоводитель». С 2003 года работал на атомоходах «Россия», «Таймыр» и «Арктика» в различных должностях, пройдя путь с 4-го помощника капитана до старшего помощника капитана. Назначен капитаном ледокола «Сибирь» в июне 2022 года.
Иван Курбатов в 2001 году окончил Новосибирское командное речное училище им. В. И. Дежнева по специальности «техник-судоводитель», в 2006-м — Новосибирскую государственную академию водного транспорта по специальности «инженер-судоводитель». Прошел профессиональный путь с должности 4-го помощника капитана до старшего помощника капитана на атомоходах «Россия», «50 лет Победы», ГУАЛ «Арктика». На должность капитана приемочного экипажа ледокола «Урал» назначен в июне 2022 года.
Кроме того, до должности старших помощников доросли шесть моряков «Атомфлота». Все они — судоводители, работающие в командах атомных ледоколов «Таймыр», «Ямал», «Арктика», «Сибирь» и портового ледокола «Обь». Как пояснили в «Атомфлоте», карьерный путь судоводителя на атомном ледоколе начинается со стажировки перед каждым вступлением в должность. Путь от 3-го до старшего помощника капитана атомного ледокола занимает в среднем три-четыре года.
Новые ледоколы и прочие суда
На Балтийском заводе продолжается строительство трех универсальных атомных ледоколов проекта 22220. Строительство «Урала» близится к завершению, его техническая готовность — более 98%. На ледоколе ведутся комплексные швартовные испытания ядерной энергетической установки, судно основательно подготовлено к началу ходовых испытаний, которые начались в октябре. Предполагается, что приемка «Урала» пройдет в конце ноября этого года. После регистрации он получит все необходимое снабжение для работы и отправится либо в порт приписки, либо сразу к месту работы. В настоящее время идут переговоры по контрактации «Урала» для выполнения задач компании «Восток Ойл».
Атомный ледокол «Якутия» достраивается на стапеле. В корпусе уже смонтированы реакторные установки и бортовые гребные электродвигатели. Идет подготовка к спуску на воду, он запланирован на ноябрь 2022 года. Техническая готовность заказа — 43%.
Атомный ледокол «Чукотка» строится на стапеле. Идет изготовление секций корпуса и его формирование на стапеле. Техническая готовность — 11%.
На Дальнем Востоке на верфи «Звезда» продолжается строительство сверхмощного атомохода «Россия». Контрактный срок сдачи ледокола пока сохраняется — декабрь 2027 года.
Кроме того, для компании «Арктическая перевалка» строится портовый флот, состоящий из пяти буксиров ледового класса Arc4, которые будут оказывать портовые услуги в акватории Мурманской области. Проект назвали «Портофлот-Мурманск» по аналогии с проектом «Портофлот». В рамках «Портофлота» были построены пять судов (два буксира ледового класса, два ледокольных буксира и портовый ледокол), которые обеспечивают буксирное и ледокольное обслуживание судов, заходящих в порт Сабетта, для компании «Ямал СПГ».