Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений
Главная тема

Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений

Уникальные инженерные решения для Северной столицы

Проект, опередивший время

За свою более чем 300-летнюю историю Санкт-Петербург сталкивался с наводнениями около 300 раз. Виной всему географическое положение — атлантические циклоны, проходящие над Балтийским морем, вызывают сильнейшие нагонные волны из Финского залива, которые затапливают город.

Расположение: г. Санкт-Петербург

Назначение комплекса: гидротехническое сооружение, защищающее Санкт-Петербург от наводнений

Состав комплекса: защитные дамбы и водопропускные сооружения, регулирующие водные потоки и обеспечивающие водообмен между Невской губой и Финским заливом, а также судопропускные сооружения для прохода судов в порт Санкт-Петербурга

«Атомстройэкспорт» — один из подрядчиков проекта завершения строительства КЗС для защиты Санкт-Петербурга от наводнений, подрядчик по заключенным контрактам: первый — на монтаж плавающего затвора судопропускного сооружения (С-1), а также на модернизацию механического оборудования водопропускных сооружений комплекса, второй — на сооружение систем электроснабжения, управления и телекоммуникаций КЗС, а также комплекс технических средств физической защиты КЗС

Справка

Уже в 1706 году произошло наводнение с подъемом воды на 264 см, на время превратившее молодой город практически в Венецию — люди плавали по улицам на лодках. Петр I поручил тем же инженерам, что занимались строительством города, разработку защитных сооружений, но дальше проектов дело не пошло. В 1824 году произошло крупнейшее и самое разрушительное наводнение в истории Санкт-Петербурга (уровень воды поднялся на 421 см выше ординара). Властям стало ясно, что нужно принимать срочные меры для защиты города от будущих стихийных бедствий. Французский инженер Пьер-Доминик Базен разработал проект, который включал строительство каменной дамбы поперек Финского залива со шлюзами и водосливами. Однако проект настолько опережал свое время, что технологий строительства, доступных в XIX веке, хватило лишь на сооружение насыпи Васильевского острова.

В 1970-е годы ученые в очередной раз подняли вопрос о создании защитных сооружений и в основу нового проекта снова положили идеи Базена, которые не утратили своей технической актуальности и спустя полтора столетия. Предварительные работы начались в 1974 году, в первую очередь была построена дорога от острова Котлин до материка. Но затем проект то и дело замораживали по разным причинам (например, в годы перестройки экоактивисты выступали против строительства дамбы, аргументируя это тем, что Невская губа превратится в болото), а сроки сдвигали. В итоге активное строительство КЗС возобновилось лишь в 2001 году.

Два контракта

«Атомстройэкспорт», накопивший к тому времени богатый опыт в сооружении самых сложных инженерных объектов, принял участие в тендерах на завершение строительства КЗС и выиграл два контракта.

Первый контракт — на монтаж плавающего затвора судопропускного сооружения, а также на модернизацию механического оборудования водопропускных сооружений комплекса — был заключен с Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой).

Судопропускное сооружение — это плавающий затвор для перекрытия судоходного канала во время наводнения. Размер у этого сооружения внушительный: две его створки, северная и южная, вместе весят около 10 000 тонн, а основные элементы створок (батопорты) — по 2700 тонн каждый.

Комплекс защитных сооружений (КЗС) — 11 дамб общей длиной 25,4 км. Основная функция сооружения — защита Санкт-Петербурга от наводнений. Комплекс также выполняет энергетическую функцию (через объект проходит высоковольтный кабель) и является частью транспортной системы города (по гребню дамб проходит морской участок скоростной автодороги: три полосы движения в каждом направлении). Петербургский КЗС — уникальное гидрологическое сооружение, не имеющее аналогов в мире. Комплекс был введен в эксплуатацию 12 августа 2011 года, на его строительство ушло 32 года.

Подробности

К тому времени, когда «Атомстройэкспорт» приступил к реализации контракта, монтажные элементы затвора, изготовленные в 1980-х годах и долго хранившиеся под открытым небом, нуждались в существенном ремонте. Эту проблему «Атомстройэкспорт» смог решить за пять месяцев, и первая марка первого яруса пошла в монтаж уже в октябре 2007 года. Чтобы сооружение выдержало нагрузки, характеристики которых были к тому времени уточнены, пришлось серьезно доработать конструкцию как батопортов, так и рамы.

Основные работы по изготовлению и монтажу затвора судопропускного сооружения были завершены за два года. С августа 2009 года на объекте начались пусконаладочные работы: специалисты «Атомстройэкспорта» модернизировали водопропускные сооружения, а оборудование электрогидравлической системы южных водопропускных сооружений изготовили и смонтировали заново, при этом управление сегментными затворами автоматизировали.

Второй контракт, подписанный в июле 2007-го, касался сооружения систем электроснабжения, управления и телекоммуникаций КЗС, а также комплекса технических средств физической защиты. Особенности и сложность этих работ были связаны с большой протяженностью кабельных линий: расстояние, которое предстояло покрыть с северного до южного берега Финского залива, составляло 25 км. Тем не менее специалисты АСЭ блестяще справились с задачей.

Спасение города

КЗС начал выполнять свои защитные функции 12 августа 2011 года, а 26 декабря того же года со стороны Балтики пришла самая большая нагонная волна в истории современного Петербурга. По оценкам специалистов, если бы к тому времени защитные сооружения не были построены, случилась бы катастрофа, сопоставимая с наводнением 1955 года — четвертым по уровню подъема воды наводнением в истории Санкт-Петербурга.

Уровень воды в городе мог достичь 294 см выше ординара, под водой оказалась бы вся Петроградская сторона и все объекты метрополитена, а убытки для города могли бы исчисляться десятками миллиардов рублей. По оценкам экспертов, ущерб только для Государственного Эрмитажа мог составить более 200 млрд рублей. Но новая высокотехнологичная дамба, созданная в том числе руками специалистов АСЭ, выполнила свою задачу и защитила город.