«Учим тех, кто учит»
Атомное образование

«Учим тех, кто учит»

Росатом запускает программу поддержки учителей, преподающих предметы, профильные для отрасли

«Учим тех, кто учит» — под таким девизом 27–28 апреля в Пятигорске прошла отраслевая конференция «Учитель для Росатома. Физики». Мероприятие стало частью масштабной программы, задача которой — повысить качество преподавания физики и интерес школьников к этой дисциплине. Конференцию организовал концерн «Росэнергоатом» в партнерстве с АНО «Корпоративная Академия Росатома» и Центром знаний «Машук».

На конференции в очном формате встретились 136 участников из разных уголков России — от Чукотки до Ростова-на-Дону. Это учителя физики городов присутствия Росатома, включая ЗАТО, преподаватели и студенты педвузов, представители ключевых вузов — партнеров «Росэнергоатома», а также руководители концерна «Росэнергоатом» и Корпоративной Академии Росатома, ведущие эксперты в области науки и образования.

«Это беспрецедентное событие и по своему масштабу, и по уровню задач, которое с полным правом можно считать не только отраслевым, но и федеральным. На мероприятие приехали учителя, преподаватели и студенты педагогических вузов со всей России. Такая широкая география говорит о том, насколько для Росатома важно повышать качество образования в городах своего присутствия, а также о том, насколько заинтересованы сами учителя в сотрудничестве с Росатомом», — подчеркнула руководитель управления развития корпоративной культуры концерна «Росэнергоатом» Наталья Конон, открывая конференцию.

В мероприятии также приняла участие заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова, которая отметила важную роль учителей в подготовке будущих профессиональных кадров для крупнейших компаний страны.

Перед лицом новых вызовов

Сегодня перед атомной отраслью стоят серьезнейшие вызовы, связанные в том числе с необходимостью достижения технологического суверенитета страны. Преодолеть возрастающие риски кадрового голода и обеспечить атомную отрасль высокопрофессиональными кадрами возможно путем повышения качества преподавания предметов, профильных для будущих работников Росатома, повышения интереса к этим дисциплинам и, конечно же, тесного и эффективного сотрудничества со школами и сообществом учителей. С этой целью госкорпорация запускает масштабную отраслевую программу «Учитель для Росатома», которая позволит решить проблемы нехватки учителей по соответствующим предметам в городах присутствия и увеличить долю школьников, сдающих ЕГЭ для поступления в профильные для отрасли вузы. Конференция «Учитель для Росатома. Физики» — часть этой обширной программы.

Почему Росатом начал работать с учителями?

В период с 2023 по 2030 год Росатому необходимо закрыть кадровую потребность в более чем 350 тыс. специалистах для атомной отрасли, в числе которых более 100 тыс. человек — для новых бизнесов, более 70 тыс. человек — для сооружения объектов за рубежом и более 180 тыс. человек — для восполнения текучести персонала.

Для реализации стратегии «Видение-2030» на горизонте 2030 года Росатому необходимо трудоустроить порядка 70–80 тыс. студентов вузов. Это увеличит набор с 2 тыс. человек в год, которых Росатом трудоустраивает сегодня, до 12 тыс. в ближайшее время. Это будет происходить в условиях жесткой конкуренции за студентов, которая с каждым днем только увеличивается.

Вместе с тем, по данным Рособрнадзора за октябрь 2022 года, популярность ЕГЭ по физике у российских школьников снизилась до 14,4% (18,8% — показатель в 2021 году и 19,7% — в 2020 году), а количество сдающих ЕГЭ по физике снизилось на 30%. Таким образом, спектр инженерных кадров, которых Росатом в будущем ждет к себе на работу, в настоящее время сужается.

Подробности

«Проект «Учитель для Росатома. Физики» очень важен для госкорпорации «Росатом» и концерна «Росэнергоатом», потому что в нашей работе, на предприятиях атомной отрасли, необходимы высококвалифицированные специалисты, понимающие физические процессы. В ходе анализа практики и статистики стало очевидно, что популярность физики в школах падает. Средний балл ЕГЭ по физике в России низкий — 54 балла, что объясняется сложностью экзамена. Совместно с представителями системы образования мы собираемся проработать эту тему, чтобы заинтересовывать учеников школ в изучении физики. Сегодня мы начали работать с учителями и планируем создавать учебно-методические комплексы, чтобы наши учителя в атомных городах имели инструментарий. С его помощью можно сделать занятия более увлекательными, давать ученикам серьезные глубокие знания и, самое главное, заинтересовать их в дальнейшем освоении материала уже в самостоятельном режиме. Это будет продолжением нашей сегодняшней работы», — подчеркнул директор по управлению персоналом и социальной политике концерна «Росэнергоатом» Дмитрий Гастен.

«Миссия Росатома — вдохновлять школьников и студентов страны заниматься естественными науками, инженерным делом и техническим творчеством. Экосистема развития кадрового потенциала компании включает в себя работу со школами, колледжами и вузами. В плане работы со школьниками у Росатома на данный момент уже есть 67 атомклассов, более 100 тыс. участников движения инженерно-технического творчества «Юниоры Росатома» из России и других стран, около 400 наставников — инженеров Росатома по 30 компетенциям, 200 школьников — амбассадоров Росатома и 40 членов Совета юниоров Росатома, реализующих проекты в целях устойчивого развития. Для педагогов и наставников Росатом организует обучение и стажировки, конкурсы лидерских практик, мониторинг и исследования, сессии и конференции, а также акселератор «Миссия: Таланты». Но амбициозные цели и кадровые потребности атомной отрасли ставят перед нами еще более масштабные задачи. В качестве ожидаемых результатов в работе со школьниками мы планируем увеличить индекс удовлетворенности школьным образованием до 85%, а также обеспечить рост количества школьников, сдающих ЕГЭ по физике и химии, и рост среднего балла ЕГЭ по этим предметам, повысить количество школьников, поступающих в профильные вузы и колледжи Росатома, и организовать программу спецподготовки учителей профильных предметов», — рассказала директор по технологическому образованию АНО «Корпоративная Академия Росатома» Екатерина Лукьянова.

Как учить учителей

На конференции обсуждались цели, задачи и шаги по реализации проекта «Учитель для Росатома». «Мы ставим себе задачу привлечь учителей во все города присутствия Росатома. Сегодня в контуре проекта 29 городов-участников, более 400 вакансий для учителей. Участниками проекта станут молодые учителя физики и математики, трудоустроенные в текущем году; учителя-предметники по физике и математике в городах присутствия Росатома и наставники — практикующие учителя физики и математики, подготовившие выпускников с высокими результатами ЕГЭ и ВСОШ», — отметил руководитель проектаЦентра развития технологического образования Руслан Латыпов.

В рамках проекта уже с конца мая 2023 года запланирован так называемый образовательный туризм для студентов старших курсов и выпускников вузов. Это краткосрочные стажировки в городах присутствия Росатома, во время которых участники имеют возможность познакомиться с инфраструктурой городов и «заземлиться» в образовательных организациях через установление личного контакта с педагогическим коллективом и администрацией школ. Также в мае начинается профессиональная переподготовка выпускников и магистрантов технических вузов, проживающих в городах присутствия Росатома и готовых к работе в качестве педагогов.

В июне, во время проведения отраслевого чемпионата профессионального мастерства AtomSkills-2023, состоится рабочая сессия «Кадровый потенциал инженерного образования в школах». А в сентябре будет запущена программа адаптации молодых педагогов с целью оказания им психологической поддержки и закрепления на рабочих местах. В это же время стартует и работа Академии педагогов Росатома, которая будет организовывать мероприятия непрерывного развития педагогического мастерства для действующих учителей физики и математики, направленные на увеличение количества учеников, выбирающих эти предметы в качестве ЕГЭ, и улучшение результатов ЕГЭ и участия во ВСОШ.

Кроме того, для формирования матрицы действующих мер поддержки молодых учителей в школах и анализа качества подготовки учеников в рамках проекта будут проводиться мониторинги результатов ЕГЭ, укомплектованности педагогическими кадрами, способов поддержки учителей в атомных городах и удовлетворенности родителей качеством образования.

Педагогика в новом формате

Отдельным блоком конференции стали выступления экспертов по темам нового подхода к педагогике и новых направлений развития науки. Так, научный руководитель АО «Государственный научный центр Российской Федерации — Физико-энергетический институт им. А. И. Лейпунского» Владимир Троянов рассказал о концепции двухкомпонентной ядерной энергетики, становлении траектории ее развития и роли быстрых реакторов в замыкании ядерного топливного цикла.

Участники конференции подчеркивали, что сегодня одна из важнейших задач атомных городов — стать научными и образовательными кластерами. Глава администрации Обнинска Татьяна Леонова рассказала о том, как в городе развивается система качественного непрерывного образования, которая позволит комплексно готовить специалистов мирового уровня. Помимо работы по повышению качества общего образования и создания инженерной школы Росатома, в городе активно развивают и дополнительное образование: созданы технопарк «Кванториум», первый в России распределенный детский технопарк, проектная школа «Марс», проводятся Фестиваль науки и техники и конкурсы по робототехнике «ИнтЭРА».

Директор НИИ развития мозга и высших достижений РУДН Владимир Касаткин отметил особенности восприятия учеников разного уровня, а также рассказал, как с помощью правильной лексики можно эффективнее доносить смысл любой информации (в этом плане необходимо создание новой дидактики для каждой темы по физике). А учитель физики и астрономии, победитель федерального проекта «Классная тема!» Аслан Кашежев поделился с аудиторией собственным опытом преподавания физики.

Что впереди?

В течение двух дней конференции участники познакомились с современными направлениями развития науки, обсудили методики преподавания физики и повышение уровня и качества преподавания, а также меры поддержки учителей. По итогам групповой работы учителя представили свои идеи на флипчартах. Все лучшие инициативы, предложенные участниками конференции, имеют шанс к реализации в рамках программы по работе с учителями. Впереди много интересных и важных задач, в числе которых можно выделить следующие.

• Комплексная поддержка учителей физики: обучение и развитие, материальная и нематериальная, а также информационная поддержка. Это развитие проекта «Физика сейчас», создание учебных видеокурсов от преподавателей опорных вузов Росатома, конкурс грантовой поддержки «Учитель для Росатома. Физики», улучшение жилищных условий для молодых учителей, масштабная PR-кампания по повышению популярности физики и имиджа учителя и многое другое.

• Создание Экспертного совета учителей концерна «Росэнергоатом», который объединит учителей физики образовательных организаций городов присутствия концерна для содействия развитию и повышению качества инженерного образования, а также повышения квалификации учителей физики и популяризации дисциплины «физика». «Для «Росэнергоатома» плюсами создания Экспертного совета учителей станут интеграция системы наставничества концерна в школы, встраивание школьной программы в единую систему подготовки кадров, популяризация физики и атомной отрасли среди школьников, создание системы учителей — амбассадоров «Росэнергоатома», проведение мониторингов и исследований качества образования. И, безусловно, совет станет точкой экспертной оценки проектов и программ концерна. Учителям в городах присутствия концерна Экспертный совет дает преимущества: это площадка для внесения предложений учителей в систему образования, обмен лучшими практиками на регулярной основе, возможность поднятия проблем в образовании на федеральный уровень, дополнительные программы обучения и развития и нахождение в повестке деятельности концерна», — подчеркивает Дмитрий Гастен.

• Повышение качества образования и привлечение кадров в атомные города. Сегодня для работы в рамках отраслевой программы «Люди и города» необходимы учителя, которые будут выращивать кадры для предприятий Росатома.

• Также в планах подписание соглашения о сотрудничестве между АО «Концерн Росэнергоатом» и Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи «Движение первых». Заключение соглашения позволит расширить возможности для реализации инициатив концерна на федеральном уровне, а также интегрироваться в государственную повестку по поддержке и развитию школьников.

На конференции «Учитель для Росатома. Физики» состоялось торжественное награждение учителей за вклад в развитие дисциплины «физика» в общеобразовательных учреждениях городов присутствия АО «Концерн Росэнергоатом».

В номинации «Учителя физики 7–9 классов» благодарностями были награждены:

Анастасия Андреевна Зубко, МБОУ «Средняя школа № 3», г. Десногорск Смоленской обл. Педагогический стаж преподавателя — всего 6 лет, но за это время она неоднократно принимала участие в конкурсе «Учитель года» и стала победителем регионального конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы. Смоленск». 

Екатерина Сергеевна Перова, МАОУ «Гимназия № 1 им. Героя Советского Союза Дмитрия Захаровича Тарасова», г. Балаково Саратовской обл. Педагогический стаж — 22 года. Ее ученики получают высокие баллы как на ОГЭ, так и на ЕГЭ.

Наталья Викторовна Александрова, МАОУ «Лицей № 1», г. Балаково Саратовской обл. Педагогический стаж — 30 лет. Более 60% ее учеников девятых классов в прошлом году выбрали физику для сдачи ОГЭ. Средняя оценка учеников по ОГЭ — 4 балла.

В номинации «Учителя физики 10–11 классов» благодарности получили:

Ольга Николаевна Карпова, МБОУ «Гимназия № 5», г. Сосновый Бор Ленинградской обл. Педагогический стаж — 34 года. Средний балл ее учеников по итогу сдачи ЕГЭ по физике — 60.

Наталья Сергеевна Бычкова, МАОУ «Лицей № 1», г. Балаково Саратовской обл. Педагогический стаж — 22 года. В прошлом году средний годовой балл по физике у ее учеников стал равен 4,39, а физику для сдачи ЕГЭ выбрали более 65% учащихся 11-х классов.

Инга Ринатовна Брыковская, МБОУ «Лицей «Политэк», г. Волгодонск Ростовской обл. Педагогический стаж — 16 лет. Ее ученики отлично учатся в течение учебного года, а также стабильно получают высокие баллы по итогу сдачи ЕГЭ по физике. В 2022 году она подготовила пять высокобалльников (с результатами от 80 до 97 баллов).