Из России в Бангладеш: путь топлива
Зарубежные проекты Росатома

Из России в Бангладеш: путь топлива

Хорошая подготовка — гарантия результата. Опыт доставки первой партии ядерного топлива на АЭС «Руппур»

В октябре 2023 года на площадку строительства АЭС «Руппур» в Бангладеш (генеральный проектировщик и генеральный подрядчик — Инжиниринговый дивизион Росатома) была доставлена первая партия ядерного топлива. В торжественной церемонии, знаменующей получение первой в Бангладеш атомной электростанцией статуса ядерного объекта, в формате видеоконференции приняли участие лидеры двух стран — президент РФ Владимир Путин и премьер-министр НРБ Шейх Хасина, а также генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси, на площадке мероприятия присутствовали глава Росатома Алексей Лихачев и другие официальные лица.

Как готовили и обеспечивали доставку топлива на АЭС «Руппур», «Вестнику атомпрома» рассказали Сергей Нистратов, директор по обращению с ядерными и радиационными материалами АО «АСЭ», Алексей Никулин, начальник управления по обращению с ядерными и радиационными материалами АО «АСЭ», и Андрей Марченко, эксперт управления по обращению с ядерными и радиационными материалами АО «АСЭ».

Уникальность успешно проведенной операции по доставке свежего ядерного топлива в Бангладеш на АЭС «Руппур» состоит в том, что впервые командой генподрядчика строительства АО «АСЭ», во взаимодействии с АО «ТВЭЛ» и АО «Концерн Росэнергоатом», выполнены обязательства по самостоятельной доставке ядерных материалов «от двери до двери» в Бангладеш — далекую страну с рядом самобытных особенностей, не имевшую ранее опыта обращения со свежим ядерным топливом и его транспортировки. Полученный опыт будет использоваться не только для дальнейших поставок топлива на «Руппур», но и на других проектах сооружения АЭС в странах-новичках.

Благодаря опыту доставки грузов по территории Бангладеш, полученному при строительстве АЭС, удалось заблаговременно выявить и оценить все риски по доставке топлива. Доставка топлива в срок — одна из значимых вех реализации проекта, ключевое событие, прописанное в контрактных обязательствах. Вся задача в комплексе заключалась в заблаговременной подготовке инфраструктуры для приемки и хранения ядерного топлива на площадке АЭС, производстве топлива на Новосибирском заводе химконцентратов (ПАО «НЗХК»), организации его доставки авиатранспортом из России в Бангладеш и последующей транспортировке автотранспортом на площадку АЭС.

Бангладеш — многонациональная страна со сложной социальной структурой, сплавлением индуистской и исламской культур, местных особенностей, характерных для Юго-Восточной Азии. При этом на территории в 148 тыс. км2 (что меньше территории Новосибирской области, откуда мы доставляли топливо) проживает около 180 млн человек разных национальностей — больше населения всей России. Общество в массе сохраняет самобытность и традиции, но государство активно модернизируется: создается современная инфраструктура, развиваются транспорт, промышленность и энергетика. АЭС «Руппур», благодаря которой Бангладеш войдет в мировой клуб стран, использующих ядерную энергетику, с передовым проектом, — пожалуй, наиболее яркий пример стремления и воли этого общества к развитию.

Вызовы при реализации всей комплексной задачи по организации доставки топлива вытекали из ряда факторов, таких как обстановка в условиях международных санкций, существенно усложнившая логистику, и высокая требовательность заказчика, ранее не работавшего с ядерными материалами. Расскажем, каким образом, несмотря на все сложности, мы выполнили эту задачу.

Подготовка инфраструктуры и персонала

Прибытие свежего ядерного топлива на площадку АЭС означает, что станция из статуса строящейся становится действующей, эксплуатирующейся как объект использования атомной энергии. Поэтому как минимум часть зданий и сооружений строящейся АЭС должна быть полностью готова и принята в эксплуатацию — в нашем случае это хранилище свежего топлива (ХСТ), аварийный центр, комплекс инженерно-технических средств физической защиты, системы радиационного контроля. Поэтому до доставки первой партии топлива российская сторона обязана была обеспечить сдачу в эксплуатацию необходимых объектов АЭС со всеми системами контроля и безопасности, с передачей персоналу заказчика. Стоит напомнить, что доставка топлива на АЭС «Руппур» стала третьим за последние несколько лет успешным мероприятием такого рода: в 2020 году первая партия ядерного топлива была доставлена на Белорусскую АЭС, а весной 2023 года — на АЭС «Аккую».

Пусконаладочные работы и затем сдача в эксплуатацию хранилища свежего топлива и необходимой инфраструктуры (объекты физической защиты, административно-бытовые здания, здания вспомогательных систем и т.д.) прошли в напряженном графике: заказчик получал первый опыт приема в эксплуатацию подобного объекта, и нам приходилось решать множество вопросов, обосновывать и демонстрировать готовность каждой из систем. Большая заслуга коллектива строителей и пусконаладчиков на площадке в том, что система обращения со свежим топливом была реализована в полном проектном объеме и принята регулятором Бангладеш при участии экспертной организации ВО «Безопасность» и представителей Ростехнадзора.

До доставки первой партии топлива была обеспечена сдача в эксплуатацию необходимых объектов АЭС со всеми системами контроля и безопасности

Кроме эксплуатационной готовности зданий и технических систем для свежего топлива, второй важнейший аспект задачи — обеспечить готовность персонала эксплуатирующей организации в количестве, достаточном для безопасного обращения со свежим ядерным топливом на АЭС «Руппур». Мы заблаговременно совместно с заказчиком определили перечень должностных лиц и перечень документации, которые необходимы для обращения со свежим ядерным топливом и беспрепятственного прохождения инспекций со стороны регулятора НРБ. Большая заслуга принимающей стороны в том, что эти подразделения эксплуатирующей организации были в целом сформированы. Согласно контракту, именно подготовленный коллектив заказчика, национальной эксплуатирующей организации, должен был принять топливо. Но, учитывая отсутствие опыта, мы совместно приняли решение первые операции по обращению с топливом выполнить при техническом содействии АО «Концерн Росэнергоатом». В настоящее время коллектив национального оператора приступил к эксплуатации ХСТ и готов осуществлять приемку свежего топлива самостоятельно.

Особенности приемки топлива

Еще один аспект всей комплексной задачи — производство и приемка топлива на заводе-изготовителе. В АО «ТВЭЛ» и Росатоме в целом накоплен огромный опыт производства, внедрена детальная методология контроля качества. Стандартная практика, в том числе международная, — оформление одного плана качества на всю партию тепловыделяющих сборок (ТВС) и второго — на всю партию поглощающих стержней системы управления и защиты (ПС СУЗ). При этом проверки качества на каждом этапе проводятся на производстве, информация фиксируется во внутренних журналах и технологических картах. В нашем же случае заказчик настоял на оформлении отдельного плана качества на каждую из 168 поставляемых топливных кассет, с 99 контрольными точками по каждому изделию. Такой объем контроля качества потребовал выполнить беспрецедентный объем оформления документации. Поскольку инспекторы от заказчика приехали незадолго до сдачи всей партии, 55 тыс. подписей на бумажных документах пришлось ставить в течение недели. Впрочем, это касалось только топлива, единый план качества уже был оформлен на всю партию ПС СУЗ — и это позволяет надеяться, что объем бумажной работы и формальностей будет уменьшаться по мере накопления опыта нашими партнерами.

Выбор и подготовка маршрута

Прорабатывая маршрут доставки топлива из Новосибирска в Бангладеш, мы оценивали риски и выбирали решения, позволяющие максимально управлять ситуацией на всем маршруте исходя из безопасности груза. Пришлось отказаться от морского транспорта, поскольку с 2022 года обострились логистические риски, возникла практика блокирования судов с российскими грузами в нейтральных водах, отказы в обслуживании, риск ареста груза. Даже без внешнеполитических рисков морской транспорт не гарантирует доставку точно в срок: контейнерные суда транспортируют сборный груз, проходят «узкие места» типа Суэцкого канала или Красного моря, могут уточнять маршрут с заходом в порты для дополнительной загрузки, где-то ожидать — и время транспортировки из России в Бангладеш может затягиваться до трех месяцев. Кроме того, на этапе подготовительной работы, при доставке имитаторов морем, мы убедились во вредоносности окружающей среды для транспортно-упаковочных контейнеров. Даже минимальные риски попадания влаги внутрь мы решили исключить.

Еще один риск транспортировки, который надо было исключить, — ударные нагрузки. Контейнеры снабжены датчиками, срабатывающими при ускорениях более 4g, — если это случилось, требуется дополнительный входной контроль топливных кассет для проверки геометрии.

За 10 месяцев до прибытия ядерного топлива в Бангладеш мы совместно с заказчиком провели объезд маршрутов транспортирования по территории страны и одновременно оценили качество дорог и замерили динамическую нагрузку на контейнеры при транспортировании ядерного топлива. Качество автодорог действительно оставляло желать лучшего и вызывало беспокойство. Поэтому подготовка к завозу топлива включала и подготовку автодорог. Иностранному заказчику удалось организовать хорошее взаимодействие с профильными министерствами, и по нашей рекомендации бангладешская сторона провела ремонт проблемных участков автотрассы.

Также мы исключили железнодорожный транспорт: прямого ж/д маршрута из России в этот регион нет, потребовались бы дополнительные перегрузки. Российские железные дороги способны транспортировать ядерное топливо надежно и безопасно, есть и специализированные платформы, которых в Бангладеш просто нет.

Путь по воздуху…

Проведенный анализ показал, что в Бангладеш из России топливо лучше — безопаснее и надежнее всего — доставить самолетом. Выбор воздушного транспорта позволил значительно сократить количество перегрузочных операций, обеспечив управление рисками. Но самолеты нужного класса, с грузом нашей категории, в Бангладеш может принимать только сертифицированный по 7-му классу перевозки опасных грузов международный аэропорт в столице Дакке, а до площадки АЭС «Руппур» оттуда по прямой еще порядка 130 км. Маршрут же по автомобильным дорогам, через шесть провинций и ряд населенных пунктов, составляет 220 км. Это оказалось наиболее предпочтительным вариантом. Таким образом, определилась логистика: доставка из Новосибирска самолетом в Дакку, оттуда — автомобильным транспортом до площадки АЭС.

Проведенный анализ показал, что топливо из России в Бангладеш безопаснее и надежнее всего доставить авиатранспортом. Такой выбор позволил значительно сократить количество перегрузочных операций, обеспечив управление рисками

Для доставки партии топлива для начала процедуры физического пуска первого энергоблока потребовалось семь авиарейсов. Вместимость авиаборта — 12 контейнеров по два цилиндра с ТВС в каждом, то есть каждый авиарейс (и затем автомобильный конвой) доставлял по 24 кассеты. Мы сразу принимали с рейсов поступивший груз, не допуская промежуточного складирования, ожидания. Доставив и разгрузив в ХСТ топливо, пустые ТУКи мы возвращали в аэропорт и отправляли обратно следующими рейсами. Интересный факт: для выполнения одного из рейсов был задействован именно тот борт Ил-76ТД, что был захвачен в 1995 году в Афганистане, а затем угнан российским экипажем после года в плену (события стали сюжетом фильма «Кандагар»). Об этом свидетельствовала мемориальная табличка в кабине пилотов. Самолет 1994 года выпуска абсолютно надежен, он регулярно проходил надлежащее техническое обслуживание и полностью соответствует требованиям авиационной безопасности.

… и по земле

Но автомобильная транспортировка из Дакки на площадку тоже имела риски. 220 км — это большое плечо для автотранспорта, и даже работая в 20 странах мира, Росатом не осуществлял за рубежом автомобильных перевозок топлива на такие расстояния. Нам потребовалось заблаговременно изучить весь маршрут, проехав с приборами-акселерометрами, чтобы оценить состояние дорожного полотна, «узкие места» и опасные участки. Кроме основного, были отработаны резервные маршруты.

Важно отметить, что наиболее ярко местный колорит выражается в стиле вождения. Первый опыт на дорогах Бангладеш создает впечатление хаоса, хотя для местных жителей это вариант нормы. Дороги, далеко не идеальные, полны транспортных средств (автомобилей, мопедов, гужевых повозок и т.д.) в разном техническом состоянии и скоростном режиме, без внимания водителей к разметке. Естественное преимущество у тех, кто тяжелее. Считается в порядке вещей при обгоне выехать на занятую встречную полосу: обгоняющий уверен, что встречные машины уступят, если могут уйти на обочину. Обгоняющих машин на встречке может оказаться сразу несколько. Местные жители не воспринимают это негативно, даже не сигналят клаксонами в знак осуждения. Таким образом, для транспортировки нужен был подрядчик, знающий особенности дорожного движения в стране и способный обеспечить безопасность груза. Под задачу была выбрана компания, с которой имелся опыт перевозок в Бангладеш сложного оборудования для нужд АЭС. Мы заблаговременно выявили и устранили потенциальные риски. Настояли на комплексном медосмотре бенгальских водителей. Все водители и персонал были обеспечены необходимой спецодеждой. Мы убедились в качестве автокрана и квалификации крановщика; была решена и задача найти автокран, который может передвигаться в колонне на требуемой скорости.

Непросто было лицензировать эксплуатирующую организацию и транспортную компанию в НРБ — получить три лицензии и разрешение национального регулятора. Большую поддержку и помощь в этом вопросе оказали специалисты Ростехнадзора и внешнеторговой организации «Безопасность», что помогло в конечном итоге получить нужный результат.

Ни один из датчиков, которыми снабжены контейнеры для топлива, не зафиксировал недопустимых ударных нагрузок в процессе транспортировки

Оценив ситуацию на дорогах, мы пришли к выводу, что необходимо обеспечить перекрытие автодорог для стороннего транспорта во время транспортирования ядерного топлива. Репетиции формирования колонны, приемки груза, проезда по маршруту мы провели несколько раз. Отработали нештатные ситуации: перегрузку на запасной тягач краном при поломке трака, действия при пожаре, столкновении, уходе на запасной маршрут и так далее. В состав автоколонны, транспортирующей груз из аэропорта на площадку АЭС, вошли четыре трака для транспортировки контейнеров — три с грузом (по четыре ТУКа на один контейнер) и один запасной. Были подготовлены и сопровождали рейс запасные водители, для подстраховки. В колонне следовали автокран для операций перегрузки, автобус с сопровождающей бригадой, машина скорой помощи, пожарная машина, несколько автомобилей физической защиты и прикрытия, патрульные машины. Колонну из 27 автотранспортных средств сопровождали более 120 человек.

На этапе подготовки в совместную рабочую группу по обеспечению безопасности были привлечены представители ряда ведомств: это армия, полиция, ведомство по чрезвычайным ситуациям, медицинская служба. Взаимодействуя с представителями государственных ведомств, мы убедились, что в данном случае имеем дело со структурами, работающими слаженно и четко, действующими с пониманием дисциплины. Взаимодействие с представителями правоохранительных и силовых ведомств выстраивалось наиболее конструктивно, «на одном языке». Принимающей стороной был создан штаб, обеспечивший координацию задачи по транспортировке. По решению принимающей стороны, для транспортировки груза было отработано и затем обеспечено перекрытие дорог по пути следования колонны отдельными участками. Control room, куда стекалась информация, был организован в Дакке; маршрут проходит через шесть регионов, и каждый регион отработал по сигналу: за пять минут до прохождения нашего конвоя по определенным участкам дороги перекрывали, а после прохождения — открывали через пять минут. На нас произвело глубокое впечатление, что столь оживленная и востребованная магистраль оказалась на время полностью освобождена для нашей колонны и мы смогли преодолеть маршрут без остановок со средней скоростью 40–50 км/ч. Руководители силовых структур затем поблагодарили нас за возможность отработать межведомственные тренировки по закрытию участков — это позволит обеспечить безопасный проезд руководителей государства, реагировать на чрезвычайные ситуации. По нашим оценкам, в обеспечении безопасности было задействовано более тысячи сотрудников — подразделения развертывались вдоль маршрута, военнослужащие в форме и с оружием перекрывали каждый из въездов на магистраль.

Все получилось, продолжение следует!

Операция по транспортировке ядерного топлива до хранилища завершилась за 72 дня до определенной правительством России контрольной даты. 5 октября на площадке «Руппур» прошла церемония, посвященная доставке первой партии ядерного топлива, полностью доставку первой партии для блока № 1 АЭС «Руппур» завершили 11 ноября. Ни один из датчиков не показал недопустимых ударных нагрузок в процессе транспортировки. После доставки первой партии топлива из 168 кассет будут доставлены еще пять партий (по контракту на сооружение АЭС должны быть поставлены по три партии для каждого из двух блоков). Есть уверенность, что благодаря наработанному опыту эта и последующие задачи (поставки «длинного контракта» под каждую из топливных кампаний, сначала 12-, затем 18-месячных) будут решаться уже в плановом, отработанном режиме. Между поставками будут полезны промежуточные тренировки, чтобы каждый участник освежал в памяти навыки координации действий.

Весь наработанный опыт как в Бангладеш, так и в целом — как методологию решения подобных задач в странах-новичках — мы готовы будем передать Топливной компании Росатома «ТВЭЛ», если уже в рамках контракта на протяжении эксплуатации АЭС ей потребуется самостоятельно доставлять топливо до площадки.

Полученный нами опыт говорит о том, что ключевой вопрос работы с требовательным заказчиком, который лишь осваивает ядерную культуру, — это доверие, которое необходимо выстроить, объясняя и отстаивая позицию, демонстрируя опыт, настаивая на выполнении как формальной, так и практической стороны контрактов, регламентов и правил. Лишь тогда накопленный опыт, вместе с культурой безопасности, действительно перенимается стороной заказчика. Установленное доверие позволит нам работать и дальше в конструктивном партнерстве на протяжении многих десятилетий.